г. Владимир |
|
27 сентября 2023 г. |
Дело N А38-5356/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шонышо" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 30.06.2023 по делу N А38-5356/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шонышо" (ОГРН 1031200409624, ИНН 1215086970) к ответчику Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл
при участии:
от заявителя - не явились, извещены;
от ответчика - не явились, извещены;
от третьего лица - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Шонышо" (далее по тексту - заявитель, ООО "Шонышо") обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к Администрация городского округа "Город Йошкар-Ола в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Г.О. "Город Йошкар-Ола" (далее - ответчик, Комитет) о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", оформленного письмом от 15 августа 2022 года N 06-07/4920, об отказе в обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 12:05:1002001:60 и обязать ответчика осуществить соответствующее обращение в орган регистрации прав.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 30.06.2023 года требования, заявленные ООО "Шонышо", оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 30 июня 2023 г. по делу N А38-5356/2022 полностью и принять по делу новый судебный акт: Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл с заявлением.о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 12:05:1002001:60, изложенный в Письме от 15 августа 2022 г. N 06-07/4920. Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 12:05:1002001:60.
ООО "Шонышо" считает решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с тем, что арбитражный суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, не применив закон, подлежащий применению (п. 4 ч. 1. п. 1 ч. 2 ст. 270 АПК РФ), а также в связи с тем, что выводы арбитражного суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Йошкар-Олинского городского Совета народных депутатов трудящихся N 10/4 от 23.05.1975 Тресту столовых и ресторанов отведен земельный участок площадью 2,5 га в заречной части города севернее Сернурского тракта и дороги на Дубовую под строительство летнего трактира, для устройства автостоянки для машин и полного благоустройства с устройством подъездов с твердым покрытием.
Указанным решением на Трест возложена обязанность в шестимесячный срок проект согласовать в установленном порядке с Управлением главного архитектора города, оформить участок с городским управлением коммунального хозяйства, приступить к освоению участка (т.1, л.д. 26, 117).
Решением Исполнительного комитета Йошкар-Олинского городского Совета народных депутатов от 2.09.1991, Тресту столовых и ресторанов передан на праве бессрочного пользования с правом распоряжения по своему усмотрению земельный участок площадью 2,5 га в заречной части города севернее Сернурского тракта и дороги на Дубовую рощу (т.1, л.д. 28).
02 сентября 1991 Йошкар-Олинским объединением общественного питания, действующим на основании положения о госпредприятиях, и малым многопрофильным предприятием "Шонышо" подписан договор, по которому Объединение передает Ппредприятию проектно-сметную документацию объекта по трактиру "Петушок" в заречной части города Йошкар-Ола севернее пересечения Сернурского тракта и дороги на Дубовую, с правом владения земельным участком площадью 2,5 га, отведенным под строительство (т.1, л.д. 29, 140).
24 октября 1991 стороны подписали дополнительное соглашение к указанному договору в котором указали, что Объединение продает, а Предприятие покупает в собственность проектно-сметную документацию объекта по трактиру "Петушок" и земельный участок площадью 2,5 га для его строительства (т.1, л.д.30- 31, 141).
13 июля 2021 на основании заявления ООО "Шонышо" на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 12:00:0000000:5636 площадью 25 000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под строительство летнего трактира, для устройства автостоянки для машин и полного благоустройства, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, в заречной части города севернее пересечения Сернурского тракта и дороги на Дубовую рощу. Имеет статус "актуальный, ранее учтенный". Границы в соответствии с действующим законодательством не установлены. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (т.1, л.д.27, 56-57, 76-77, 100, 114-115).
ООО "Шонышо" 21.07.2021 обратилось в Управление Росреестра по РМЭ с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:00:0000000:5636 (т.1, л.д. 128- 139).
02 августа 2021 года Управление Росреестра по РМЭ приостановило осуществление действий по заявлению ООО "Шонышо" до 01.11.2021.
12 августа 2021 Управление Росреестра по РМЭ уведомило ООО "Шонышо" о неустранении причин приостановления государственной регистрации права.
ООО "Шонышо", полагая, что 12.08.2021 Управлением Росреестра по РМЭ вынесено решение об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 12:00:0000000:5636, обратилось в рамках дела N А38-6069/2021 в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к Управлению Росреестра по РМЭ о признании незаконным решения от 12 августа 2021 года об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 12:00:0000000:5636, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, в заречной части города севернее пересечения Сернурского тракта и дороги на Дубовую рощу, и обязании ответчика осуществить государственную регистрацию права на указанный земельный участок.
23 сентября 2021 Управление Росреестра по РМЭ приостановило осуществление действий по заявлению ООО "Шонышо" в связи с подачей ООО "Шонышо" заявления в суд.
Уведомлением от 23.03.2022 Управление Росреестра по РМЭ отказало ООО "Шонышо" в регистрации права собственности в отношении земельного участка в связи с непредставлением документов, подтверждающих возникновение права собственности ООО "Шонышо" в отношении земельного участка (т.1, л.д. 142-144). Также в уведомлении Управление Росреестра по РМЭ сообщило ООО "Шонышо", что в архивных фондах отсутствуют сведения о предоставлении земельного участка в собственность, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование. При этом, как договор от 02.09.1991, так и дополнительное соглашение к нему от 24.10.1991 не подтверждают возникновение (наличие) права Йошкар-Олинского объединения общественного питания на указанный земельный участок. В уведомлении также указано, что лицо, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе им распоряжаться путем продажи таких прав третьим лицам. Кадастровым инженером при подготовке межевого плана с целью установления границ земельного участка с кадастровым номером 12:00:0000000:5636 установлено, что границы указанного земельного участка частично налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером 12:05:1002001:60 (т.1, л.д. 32-39).
Определением от 28 июня 2022 суд прекратил производство по делу N А38-6069/2021 в связи с отказом ООО "Шонышо" от исковых требований.
ООО "Шонышо" письмом 29.07.2022 обратилось в Комитет с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 12:05:1002001:60 путем обращения в Росреестр с соответствующим заявлением (т.1, л.д. 90-92). Заявление мотивировано тем, что ООО "Шонышо" лишено возможности зарегистрировать право собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:00:0000000:5636 ввиду наложения его границ на границы земельного участка с кадастровым номером 12:05:1002001:60.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 12:05:1002001:60 площадью 9530 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - место размещения строительства пейнтбольной площадки со зданием для служебного персонала и хранения инвентаря (спортивно-развлекательный объект), расположенный по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Сернурский тракт, поставлен на государственный кадастровый учет 17.01.2012, имеет статус "актуальный". Его границы в соответствии с действующим законодательством установлены (т.1, л.д. 40-48, 58-72, 96-99).
Постановлением Администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" N 262 от 06.02.2014 земельный участок с кадастровым номером 12:05:1002001:60 был предоставлен в аренду Суворову Д.Н. для строительства пейнтбольной площадки со зданием для служебного персонала и хранения инвентаря (спортивно-развлекательного объекта) (т.1, л.д. 153).
24 апреля 2014 Комитет, действующий от имени муниципального образования, и Суворов Д.Н. заключили договор аренды земельного участка сроком по 24.03.2015 (т.1, л.д. 154-155).
Участок передан арендатору по акту в тот же день (т.1, л.д. 156).
Обременение в отношении указанного участка зарегистрировано в ЕГРН 11.07.2014 (т.1, л.д. 160).
В связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка и возвратом участка арендодателю обременение в ЕГРН прекращено (т.2, л.д. 2- 5).
Письмом от 15.08.2022 N 06-07/4920 Комитет отказал ООО "Шонышо" в удовлетворении его заявления, указав, что не имеет правовых оснований, установленных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для обращения в Управление Росреестра по РМЭ с таким заявлением (т.1, л.д. 95).
Не согласившись с отказом Комитета, ООО "Шонышо" обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленных требований ООО "Шонышо" указывает, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 25000 кв.м., который образован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 12:00:0000000:5636. Как указывает заявитель, его право собственности подтверждается договором купли-продажи от 02.09.1991, заключенным между продавцом, Йошкар-Олинским объединением общественного питания (ранее Трест столовых и ресторанов) и покупателем, малым предприятием "Шонышо" (правопредшественник ООО "Шонышо"), предметом которого явились земельный участок и объект незавершенного строительства - фундамент. При этом Тресту столовых и ресторанов земельный участок был отведен решением Исполнительного комитета Йошкар-Олинского городского Совета народных депутатов трудящихся Марийской АССР N 10/4 от 23.05.1975 для строительства летнего трактира. Решением Исполнительного комитета Йошкар-Олинского городского Совета народных депутатов трудящихся Марийской АССР от 2.09.1991 Тресту столовых и ресторанов передан земельный участок площадью 2,5 га на праве бессрочного пользования с правом распоряжения по своему усмотрению. В ходе проведения межевых работ ООО "Шонышо" установлено, что в пределах границ указанного земельного участка муниципалитетом образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 9530 кв.м. с кадастровым номером 12:05:1002001:60, право государственной собственности на который не разграничено. Его образование и постановка на кадастровый учет препятствует установлению границ земельного участка, принадлежащего заявителю на вещном праве и регистрации права собственности на него. На земельном участке с кадастровым номером 12:05:1002001:60 отсутствуют здания и/или строения. Права в отношении этого участка в ЕГРН не зарегистрированы. Поэтому заявитель обратился в комитет с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером 12:05:1002001:60 с кадастрового учета. Однако муниципалитет письмом незаконно, по мнению ООО "Шонышо", отказал в удовлетворении его заявления (т.1, л.д. 3-7, т.2, л.д. 19-22, 30-34, 81-84).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что вопреки статьям 4, 44, 45 АПК РФ обществом не доказано нарушение постановкой спорного земельного участка на государственный кадастровый учет его прав и охраняемых законом интересов. Кроме того, суд принял во внимание, что в качестве основания возложения обязанности на орган местного самоуправления по снятию земельного участка с кадастрового учета общество сослалось на пункт 5.1 части 2 статьи 15 Закона о регистрации недвижимости, в соответствии с которой при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению органа местного самоуправления - при снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который не предоставлен гражданам или организациям и на котором отсутствуют здания, сооружения, либо при снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который не предоставлен гражданам или организациям, при наличии на указанном земельном участке зданий, сооружений, принадлежащих на праве собственности или ином вещном праве гражданам или организациям, в случае, если границы такого земельного участка не соответствуют утвержденной документации по планировке территории, с согласия указанных лиц. Однако указанной нормой не возложена на орган местного самоуправления обязанность по обращению в Росреестр с заявлениями о снятии с кадастрового учета земельного участка. Нахождение спорного земельного участка на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявление ООО "Шонышо", не обладающего правами в отношении него, на исключение сведений о нем из государственного кадастра недвижимости само по себе не является основанием для снятия такого земельного участка с государственного кадастрового учета.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется лицом, обращающимся в суд за судебной защитой, однако избранный им способ защиты должен привести к действительному восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Из конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности следует, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются по инициативе непосредственных участников спорного правоотношения, предусматривая свободу распоряжения лицами, участвующими в деле, принадлежащими им субъективными материальными правами и процессуальными средствами их защиты.
Правила принципа диспозитивности применительно к производству в арбитражном суде распространяется и на процессуальные отношения, возникающие в связи с выбором лица, обратившегося в арбитражный суд, способа защиты своих прав.
Так, истец (заявитель) самостоятельно определяет объем своих требований, и суд не вправе выходить за рамки заявленного предмета заявленных требований (ст. ст. 4, 36, 37, 49, 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений обращение в арбитражный суд осуществляется в форме заявления, в котором, в силу пункта 4 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно быть сформулировано исковое требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), а в соответствии с пунктом 5 этой части исковое заявление должно содержать фактическое обоснование заявленного требования (обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования, то есть основания иска).
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Из содержания приведенной выше нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что право изменять предмет иска предоставлено только истцу. Арбитражный суд не вправе выходить за пределы исковых требований по своей инициативе.
Границы предмета доказывания, как и пределы судебного разбирательства, определяются предметом и основанием иска. При этом арбитражный суд в соответствии с действующим арбитражным процессуальным законодательством не вправе выходить за пределы заявленных требований, а также рассматривать вопрос о законности оспариваемого постановления по иным основаниям, не заявленным заявителем.
В рассматриваемом случае, из существа заявления ООО "Шонышо" и приложенных к нему документов усматривается наличие между собственником земельного участка с кадастровым номером 12:00:0000000:5636 и собственником земельного участка с кадастровым номером 12:05:1002001:60 спора об установлении границ земельных участков.
Фактически, предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, соответственно, требования ООО "Шонышо" подлежат рассмотрению как требование об установлении границ земельного участка.
Подобный правовой подход следует из определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2015 по делу N 305-КГ15-7535.
Исковое требование об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.
Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек.
На основании судебного акта установленная граница вносится в Единый государственный реестр недвижимости (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2017 по делу N 310- ЭС16-10203).
Между тем, ООО "Шонышо" не предъявляет требований об установлении границ земельного участка 12:00:0000000:5636 с учетом местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 12:05:1002001:60.
При этом, отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости и осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, с 01.01.2017 регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости), согласно части 1 статьи 3 которого, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Таким органом в соответствии с Указом Президента РФ N 1847 от 25.12.2008 и положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные подразделения.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В качестве основания возложения обязанности на орган местного самоуправления по снятию земельного участка с кадастрового учета ООО "Шонышо" сослалось на пункт 5.1 части 2 статьи 15 Закона о регистрации недвижимости, в соответствии с которой при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению органа местного самоуправления при снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который не предоставлен гражданам или организациям и на котором отсутствуют здания, сооружения, либо при снятии с государственного кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, который не предоставлен гражданам или организациям, при наличии на указанном земельном участке зданий, сооружений, принадлежащих на праве собственности или ином вещном праве гражданам или организациям, в случае, если границы такого земельного участка не соответствуют утвержденной документации по планировке территории, с согласия указанных лиц.
Между тем, указанной нормой не возложена на орган местного самоуправления обязанность по обращению в Управление Росреестра по РМЭ с заявлениями о снятии с кадастрового учета земельного участка.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции ООО "Шонышо" не доказало наличие у него вещного права в отношении земельного участка с кадастровым номером 12:00:0000000:5636, в защиту прав на которое оно обратилось в суд.
Так, в соответствии со статьей 3 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 N 1103-1 и действовавшего в момент подписания дополнительного соглашения от 24.10.1991, которым зафиксирована передача земельного участка в собственность малого предприятия, в РСФСР устанавливаются государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) их коллективов (совместная или долевая).
Собственниками земли выступают: государство в лице РСФСР и республик, входящих в ее состав, граждане, колхозы, коллективы других кооперативных сельскохозяйственных предприятий и акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий.
В силу статьи 12 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 N 1103-1, в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставляются колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.
Тем самым закон, действовавший в момент отчуждения земельного участка, предусматривал возможность передачи земельного участка предприятиям, учреждениям и организациям на праве бессрочного (постоянного) пользования и не предполагал отчуждение участка в собственность лицом, не наделенным правом собственности в отношении участка.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 269 ГК РФ лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Учитывая изложенное, ООО "Шонышо" не доказано нарушение постановкой спорного земельного участка на государственный кадастровый учет его прав и охраняемых законом интересов, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Шонышо" в удовлетворении заявленного требования.
Все доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Республики Марий Эл принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 30.06.2023 по делу N А38-5356/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шонышо" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Шонышо" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по квитанции от 31.07.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-5356/2022
Истец: ООО Шонышо
Ответчик: Администрация ГО Город Йошкар-Ола в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации ГО Город Йошкар-Ола
Третье лицо: Управление Росреестра по Республике Марий Эл