город Ростов-на-Дону |
|
28 сентября 2023 г. |
дело N А53-14124/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чекуновой А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 18 июля 2023 года по делу N А53-14124/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Донсвязьконструкция"
к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону
о признании незаконным решения, об обязании подготовить разрешение,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Донсвязьконструкция" (далее - заявитель, общество, ООО "Донсвязьконструкция") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее - заинтересованное лицо, департамент) о признании незаконным решения от 19.04.2023 N 59.30-7026/17, об обязании подготовить разрешение.
Заявление ООО "Донсвязьконструкция" мотивировано тем, что принятое департаментом решение об отказе в предоставлении права использования земельного участка является незаконным, поскольку обществом выполнены все требования, установленные порядком предоставления земельного участка, участок не предоставлен физическому или юридическому лицу и находится в муниципальной собственности, размещение вышки сотовой связи не препятствует дальнейшему использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением и не противоречит документам территориального планирования.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.07.2023 решение Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону от 19.04.2023 N 59.30-7026/17 признано незаконным, как противоречащее нормам Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону в течение 15 дней с момента вступления решения в законную силу выдать ООО "Донсвязьконструкция" разрешение на использование земельного участка площадью 9 кв. м., расположенного в границах кадастрового квартала 61:44:0030507, по адресному ориентиру: г. Ростов-на-Дону, ул. 40-летия Победы, вблизи д. 95, для размещения сооружения связи. С Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону в пользу ООО "Донсвязьконструкция" взысканы судебные расходы в размере 3 000 руб.
Решение мотивировано тем, что заинтересованное лицо принимая решение об отказе в предоставлении земельного участка обществу, не доказало наличие оснований предусмотренных пунктом 13 постановления Правительства Ростовской области от 06.07.2015 N 440, в котором приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения. Кроме того, обществом в полной мере выполнены все требования, установленные порядком предоставления земельного участка, а именно: заявление подано с соблюдением требований п. 6, 7 порядка, разрешение испрашивается в отношении сооружения связи (включено в постановление Правительства РФ N 1300), земельный участок находится в муниципальной собственности, размещение вышки сотовой связи не препятствует дальнейшему использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением. При таких обстоятельствах, суд пришёл к выводу о том, что обжалуемое обществом решение департамента об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка противоречит требованиям закона.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления общества о признании незаконным решения департамента от 19.04.2023 и об обязании подготовить разрешение отказать в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что департамент при принятии решения руководствовался пунктом 13 постановления Правительства Ростовской области от 06.07.2015 N 440 и подпунктом 2 пункта 2.9.2 пункта 2 раздела 2 Административного регламента, принимая во внимание отсутствие заключения уполномоченного градостроительного органа о возможности размещения объекта без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, предусмотренного пунктом 12 постановления Правительства Ростовской области от 06.07.2015 N 440 и пунктом 3.4 раздела 3 Административного регламента. Таким образом, принятое департаментом решение является законным и обществу в выдаче разрешения на использование земельного участка обоснованно отказано.
От общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили.
При названных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Донсвязьконструкция" 07.04.2023 через МКУ "МФЦ города Ростова-на-Дону" направило в департамент заявление о выдаче разрешения на использование находящегося в муниципальной собственности земельного участка, в границах кадастрового квартала 61:44:0030507, адресный ориентир: г. Ростов-на-Дону, ул. 40-летия Победы, вблизи д. 95, для размещения сооружения связи.
По результатам рассмотрения заявления департамент направил обществу письмо от 19.04.2023 N 59.30-7026/17, которым отказал в выдаче соответствующего разрешения.
Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения (СК/7/15), в которой вид разрешенного использования с кодом 6.8 "Размещение объектов связи..." отсутствует, и в границах территории общего пользования, для которой градостроительный регламент не устанавливается. Также причиной отказа указано, что согласно Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону допускается без отдельного указания в списке видов разрешенного использования территориальных зон размещать и эксплуатировать только линейные объекты.
Ссылаясь на незаконность данного решения, общество оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При принятии решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 198 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании недействительным акта органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Основанием для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение ими прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом согласно норме пункта 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия) возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута. К таким случаям, в том числе, относится размещение объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ).
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанной нормы ЗК РФ постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1300) утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Постановление N 1300 к числу таких объектов относит линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 11 в ред. постановления Правительства РФ от 30.04.2016 N 385).
В данный перечень включены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Исключение составляют случаи, предусмотренные в части 17 статьи 51 ГрК РФ.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи (пункт 4.5 части 17 статьи 51 ГрК РФ).
Таким образом, сооружение - металлическая опора, высотой 33 метра, предназначенная для размещения средств связи, входит в перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Доводы департамента о расположении земельного участка в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения (СК/7/15) и размещения в данной зоне только линейных объектов подлежат отклонению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 ГрК РФ в состав общественно-деловых зон могут включаться: зоны делового, общественного и коммерческого назначения; зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; общественно-деловые зоны иных видов.
Согласно ч. 5 ст. 35 ГрК РФ общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
В данном случае размещение объекта, обеспечивающего связь и интернет, необходимо в связи с плотной застройкой жилого массива. В спорном случае испрашиваемый земельный участок находится на землях населенного пункта, что говорит о необходимости создания благоприятных условий с использованием современных технологий для граждан.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ определение видов разрешенного использования земельных участков, а также описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования, осуществляется на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412.
Из примечания N 2 к названному Приказу следует, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в нем на размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, объектов благоустройства, если федеральным законом не установлено иное.
Положения примечания N 2 к Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в Классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом.
Размещение отдельных объектов, виды которых аналогичны объектам, включенным в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением N 1300, допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Данное положение применимо ко всем категориям земель, за исключением случаев, когда размещение некоторых видов объектов запрещено правовым режимом определенной категории земель (например, режимом особо охраняемых природных территорий), следовательно, действующее законодательство не препятствует использованию земель (земельных участков) в целях размещения отдельных видов объектов, указанных в Перечне. В частности, речь идет об антенно-мачтовых сооружениях, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ на земельные участки общего пользования не распространяется действие градостроительных регламентов. Земельное и гражданское законодательство запрещает оформление в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования (п. 12 ст. 85 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 Закона о приватизации), а также предоставление в аренду на торгах (пп. 18 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ). Однако, не запрещается предоставление земельных участков общего пользования для использования в целях размещения объектов, предусмотренных Постановлением N 1300.
В пункте 13 постановления Правительства Ростовской области от 06.07.2015 N 440 приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения.
Между тем, департамент не доказал наличие предусмотренных оснований. Обществом в полной мере выполнены все требования, установленные порядком, а именно: заявление подано с соблюдением требований п. 6, 7 порядка, разрешение испрашивается в отношении сооружения связи (включено в Постановление N 1300), земельный участок не предоставлен физическому или юридическому лицу и находится в муниципальной собственности, размещение вышки сотовой связи не препятствует дальнейшему использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением и не противоречит документам территориального планирования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что решение департамента об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка противоречит требованиям закона.
В соответствии с нормой статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны, в числе прочего, содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, департаменту необходимо подготовить разрешение на использование испрашиваемого обществом земельного участка.
Согласно пункту 3.4 регламента N АР-321-20 муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 25.01.2016 N 52, в полномочия департамента входит подготовка проекта разрешения либо решения об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка.
Следовательно, признав незаконным решение департамента, суд первой инстанции правомерно обязал его подготовить разрешение на размещение спорного объекта.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18 июля 2023 года по делу N А53-14124/2023 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14124/2023
Истец: ООО "ДОНСВЯЗЬКОНСТРУКЦИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ