28 сентября 2023 г. |
Дело N А83-1430/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2023.
В полном объёме постановление изготовлено 28.09.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Евдокимова И.В., Сикорской Н.И.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Кучиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.05.2023 по делу N А83-1430/2021
по исковому заявлению администрации города Ялты Республики Крым
к жилищно-строительному кооперативу "Форт-Престиж"
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и Министерства жилищной политике и государственного строительного надзора Республики Крым
о понуждении совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Ялты Республики Крым (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к жилищно-строительному кооперативу "ФортПрестиж" (далее - ответчик, кооператив) с требованием о понуждении снести 11 этажное строение с кадастровым номером 90:25:010112:1723, расположенное по адресу Республика Крым, г. Ялта, ул. Войкова, в районе дома N 45 по ул. Халтурина на земельном участке с кадастровым номером 90:25:010112:801. Исковые требования мотивированы возведением спорного строения в отсутствие соответствующих разрешений на земельном участке, целевое назначение которого не предназначено для размещения на нем многоквартирного дома.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.05.2023 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции руководствовался доказательствами, свидетельствующими о возведении спорного объекта с соблюдением норм и правил предъявляемым к объектам строительства, с учетом разрешительной документации на строительство в соответствии с нормами действующего на территории Российской Федерации строительным нормам и правилам, утвержденных проектом.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт. Апеллянт ссылается на незаконность спорного строения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.01.2021 специалистами департамента Муниципального контроля Администрации города Ялты (далее - департамент) проведено обследование земельного участка по адресу г. Ялта, ул. Войкова, в районе дома N 45 по ул. Халтурина, о чем составлен акт N1144.
В ходе осмотра установлено, что указанный земельный участок имеет кадастровый номер 90:25:010112:801, выделен для целей: индивидуальное жилищное строительство Площадь земельного участка - 1000 кв.м; на земельном участке расположен одиннадцатиуровневый объект капитального строительства с кадастровым номером 90:25:010112:1723. На момент осмотра доступ на участок третьим лицам ограничен не был, строительные или подготовительные к строительству не проводились, строительная техника отсутствовала.
Согласно письма департамента от 11.11.2020 N 15511/02.1-39/3, земельный участок с кадастровым номером 90:25:010112:801, расположенный по адресу Республика Крым, г. Ялта, ул. Войкова, в районе дома N 45 по ул. Халтурина, площадью 1000 кв.м, с видом разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства - (код 2.1)", согласно информации, размещенной на публичной кадастровой карте Российской Федерации имеет статус "ранее учтенный", форма собственности "частная", что свидетельствует о возникновении прав до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации.
Установлено, что на указанный земельный участок градостроительные условия и ограничения и ГПЗУ не выдавались.
Департаментом также установлено, что на земельный участок 13.01.2011 начальником управления главного архитектора города Ялты выданы градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка.
Согласно пункту 5 условий застройки земельного участка предельная высота здания - 3 цоколя + 9 этажей. Застройщиком является ОК ЖСК "Южный берег- 2Н".
Согласно сведениям, предоставленным Службой государственного строительного надзора Республики Крым, 08.07.2011 зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ N КР 11411004060. Вместе с тем, вид разрешенного использования земельного участка площадью 1000 кв.м индивидуальное жилищное строительство. Данный вид разрешенного использования в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", индивидуальное жилищное строительство.
Как полагает администрация, застройщик использует земельный участок в нарушение статей 7, 40, 41, 42 ЗК РФ. В действиях застройщика усматриваются нарушения, предусмотренные статьей 8.8 КоАП РФ, использование земельного участка не по целевому назначению.
По информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру республики Крым в отношении указанного выше земельного участка проведена проверка, по результатам которой в действиях застройщика установлены нарушения, предусмотренные статьей 8.8 КоАП РФ, ввиду использования земельного участка не по целевому назначению.
Согласно выпискам из Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на земельном участке с кадастровым номером 90:25:010112:801, принадлежащему ответчику, располагается самовольное строение, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.
Согласно публичной карты Украины, ранее земельный участок с кадастровым номером 90:25:010112:801, расположенный по адресу Республика Крым, г. Ялта, ул. Войкова, в районе дома N 45 по ул. Халтурина, имел кадастровый номер 0111900000:01:012:0112, согласно украинской кадастровой карте, целевое назначение земельного участка для строительства и обслуживания жилого дама, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок).
Решением от 13.01.2011 N 36 исполнительным комитетом Ялтинского городского Совета утверждены градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка по адресу г.Ялта, ул.Войкова, в районе дома N 45 по ул.Халтурина (участка N 15).
По мнению истца, применению подлежит градостроительное законодательство действующее по состоянию на 13.01.2011. На момент строительства 11 этажного строения на земельном участке с кадастровым номером 90:25:010112:801, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Войкова, в районе дома N 45 по ул. Халтурина, площадью 1000 кв.м, действовал Закон Украины от 17.02.2011 N 3038 - VI "О регулировании градостроительной деятельности". При начале строительных работ, при их окончании и при введении объекта в эксплуатацию у застройщика должен был быть документ подтверждающий право собственности или пользования земельным участком, на котором размещен объект. Таким образом, 11 этажное спорное строение, возведенное на указанном земельном участке, имеет существенные нарушения, поскольку при начале строительства объекта он возводился на земельном участке предназначенным для индивидуального жилищного строительства. Также отсутствуют сведения о получении декларации о готовности объекта к эксплуатации, что подтверждается ответом от 11.11.2020 N 15511/02.1-39/3.
Полагая, что спорное строение с кадастровым номером 90:25:010112:1723 расположенное без соответствующих разрешений на указанном выше земельном участке, целевое назначение которого не предназначено для многоквартирного дома, и имеет признаки самовольного строения, истец обратился в суд с иском о его сносе.
Как верно указал суд первой инстанции, защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенных прав истца (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
Частью 1 статьи 222 ГК РФ установлено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установлением порядке, или на земельном участке разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешение и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дат) начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствии с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим её лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 ГК РФ, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствии с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (абзац четвертый пункта 2 статьи 222 ГК РФ).
В силу пункта 3.1 статьи 222 ГК РФ решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствии с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 ГК РФ, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
В абзаце 2 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что обращаясь с иском о демонтаже объектов, истец обязан доказать факт их незаконной установки лицом, к которому заявлено соответствующее требование. Бремя доказывания неправомерности указанных действий возлагается на истца. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения.
Как указано выше, в обоснование требований о сносе спорного строения, администрация ссылается на нарушение кооперативом строительных норм при возведении объекта капитального строительства, на отсутствие разрешительной документации.
В силу требований части 1 статьи 51 ГК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 51 ГК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 7 статьи 51 ГК РФ предусмотрено, что с целью строительства и реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, а также документы, прилагаемые к указанному заявлению.
Пунктом 2 части 7 статьи 51 ГК РФ предусмотрено предоставление градостроительного плана земельного участка в качестве приложения к заявлению о выдаче разрешения на строительства.
Апелляционный суд учитывает наличие в материалах дела соответствующих документов, подтверждающих разрешение на строительство.
Согласно информации, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:25:010112:801 внесены, в том числе, следующие сведения: номер кадастрового квартала: 90:25:010112; дата присвоения кадастрового номера: 30.08,2016; ранее присвоенный государственный учетный номер: кадастровый номер 0111900000:01:012:0112 09.09.2008 Ялтинское городское Управление земельных ресурсов; адрес (местоположение): Республика Крым, г. Ялта, ул. Войкова, в районе дома N 45 по ул. Халтурина; Площадь м.2: 1000 +/- 11; Категория земель: Земли населённых пунктов. Виды разрешённого использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).
Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке за кооперативом.
Судом первой инстанции установлено, что согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, приложение к приказу от 01.09.2014 Министерства экономического развития Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка с кодом 2.6 "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" имеет следующее описание: "Размещение многоквартирных домов этажностью девять этажей и выше...".
Таким образом, кооператив использует земельный участок в соответствии с его видом разрешенного использования и по целевому назначению. Указанное не противоречит описанию земельного участка с кодом 2.6 "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)".
Следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при осуществлении строительства кооперативом не допущено нарушений разрешенного использования земельного участка.
Ссылка апеллянта на отсутствие разрешительной строительной документации на возведение спорного строения, отклоняется апелляционным судом.
Из материалов дела следует, что инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым 13.11.2012 зарегистрирована декларация о готовности к эксплуатации объекта, расположенного по улице Войкова в районе дома 45 по ул. Халтурина (участок N 15) в г. Ялта.
Согласно данной декларации строительство жилого дома по указанному выше адресу считается оконченным, объект готов к эксплуатации.
Декларация содержит сведения о том, что 08.06.2011 на объект выдано разрешение на выполнение строительных работ, зарегистрированных инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в АР Крым. Месторасположение объекта - АР Крым, г Ялта, ул. Войкова, д. 38. Дата начала строительства - 08.06.2011. Дата окончания строительства - 25.10.2012.
В соответствии с пунктом 15 декларации, на объекте выполнены все предусмотренные проекторной документацией согласно с государственными строительными нормами, стандартными и правилами работы. Оборудование установлено согласно с актами о его принятии после испытания в установленном порядке.
В абзаце 2 пункта 15 декларации указано, что мероприятия по охране труда, обеспечения взрывобезопасности, пожарной безопасности, охраны окружающей среды и антисейсмические мероприятия, предусмотренные проектом, выполнены в полном объеме
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что спорный объект не подпадает ни под один из критериев, предъявляемых статьей 222 ГК РФ к объектам самовольного строительства.
Земельный участок представлен кооперативу на праве собственности, что исключает его самовольное занятие ответчиком.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание наличие в материалах дела экспертного заключения от 01.04.2022 N 02 СТ/22-Э, принятого по результатам проведения соответствующей экспертизы и подлежащего оценке наравне с другими доказательствами в порядке части 2 статьи 64 АПК РФ, статей 68 АПК РФ, 71 АПК РФ.
Из экспертного заключения следует, что объект капитального строительства с кадастровым номером 90:25:010112:1723, расположенный по адресу г. Ялта, ул.Войкова, 38, находится в границах земельного участка с кадастровым номером 90:25:010112:801 и соответствует требованиям градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил, не угрожает жизни и здоровью граждан, а также является пригодным к эксплуатации с технической точки зрения.
Учитывая изложенное выше, принимая во внимание положения пункта 1 статьи 222 ГК РФ, а также отсутствие возражений администрации относительно экспертного заключения, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о законности возведения на земельном участке спорного объекта, с соблюдением норм и правил предъявляемым к объектам строительства, с учетом разрешительной документации на строительство в соответствии с нормами действующего на территории Российской Федерации строительным нормам и правилам, утвержденных проектом.
Таким образом, учитывая, что решение о сносе самовольного строения является крайней мерой, допускаемой при существенном нарушении строительных норм и реальной угрозе жизни и здоровью граждан, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.05.2023 по делу N А83-1430/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ялты Республики Крым без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Тарасенко |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1430/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ФОРТ ПРЕСТИЖ"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, ООО "Черноморское агенство независимых судебных экспертиз", Прокуратура РК, Черноморское агенство независымых судебных экспертиз