г. Пермь |
|
28 сентября 2023 г. |
Дело N А50-24069/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назаровой В. Ю.,
судей Бородулиной М. В., Власовой О. Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Коржевой В. А.
при участии: представителя истца, Сусловой Л. Г. по паспорту, доверенности от 07.08.2023, диплом; представителя ответчика, Калегина В. А. по паспорту, доверенности от 29.12.2022, диплом;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, муниципального унитарного предприятия "Краснокамский Водоканал", на решение Арбитражного суда Пермского края от 13 июня 2023 года по делу N А50-24069/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кама" (ОГРН 1165958091496, ИНН 5916031750)
к муниципальному унитарному предприятию "Краснокамский Водоканал" (ОГРН 1175958039619, ИНН 5916033317)
о взыскании задолженности по договору водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кама" (истец) обратилось в арбитражный суд с иском к МУП "Краснокамский Водоканал" (ответчик) о взыскании задолженности в сумме 1 139 252 руб. 85 коп. по договору водоотведения N 87/17 КО от 01.10.2017 (с учетом принятого в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения заявленных требований на основании протокольного определения суда).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.06.2023 (резолютивная часть объявлена 05.06.2023) исковые требования удовлетворены полностью в заявленном размере с отнесением на ответчика судебных расходов по иску.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда изменить, взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 168 486,96 руб., а в случае признания обоснованной позиции ответчика (с учётом положений судебной практики судебной практики по делам N А50-35789/2018, N А50-28970/2020) взыскать с ответчика в пользу истца 3 355,2 руб. задолженности.
В обоснование своих доводов заявитель жалобы указывает, что расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВО за август 2022 должен быть рассчитан за 12 дней и составляет 168 486,96 руб. Также указал, что объём предположительно загрязнённых стоков был передан локальным абонентом с ассенизаторской машины через канализационный колодец в сети ответчика в объёме 10 куб.м., в связи с чем расчет платы составляет 3 355,2 руб. Полагает, что судом не учтены фактические обстоятельства по делу, нормы, подлежащие применению, применены неверно.
Кроме того, апеллянт ссылается на решения по делам N N А50-35789/2018, А50-28970/2020, которыми установлено, что МУП "Краснокамский водоканал" (ответчик) не является локальным абонентом, а является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, владеющей канализационной сетью централизованной системы водоотведения; своих стоков не производит, сбрасывает в приемную камеру истца не свои стоки, а только перемещает стоки своих абонентов. Соответственно и плата за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения с ответчика может быть взыскана только в пределах объёмов перемещаемых загрязнённых стоков абонентов. В силу положений ст. 69 АПК РФ данные факты дополнительному доказыванию не подлежат.
Истец в представленном письменном отзыве на жалобу доводы апеллянта отклоняет как необоснованные, просит решение суда оставит без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчиком представлены возражения на отзыв, в которых он настаивает на своих доводах.
Представители сторон поддержали в судебном заседании свои доводы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 01.10.2017 между сторонами заключен договор водоотведения N 87/17 КО, согласно которому истец выступая в качестве организации ВКХ обязывался оказывать ответчику услуги по приему и транспортировке сточных вод. В свою очередь последний, обязывался оплачивать оказанные услуги. В п.14 данного договора стороны указали, что для учета объемов принятых стоков используются приоры учета. Коммерческий учет сточных вод обеспечивает ответчик (абонент).
Истец указал, что 12 августа 2022 года на очистных сооружениях ООО "Кама" зафиксировано поступление сточной воды с большим содержанием нефтепродуктов (характерный запах, пленка) из напорного трубопровода подачи сточных вод МУП "Краснокамский водоканал".
В случае если по результатам, полученным в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подп. "а" п. 113 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = Кк x Т x Q.
В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Q такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов (п. 120 Правил N 644).
Как указал истец, 12.08.2022 сторонами были обнаружены следы присутствия в централизованной системе водоотведения неизвестного вещества, образующего маслянистую плёнку на поверхностях с характерным запахом. В ответ на запрос абонент направил информацию о проведенной ревизии сетей и обнаружении факта сброса нефтепродуктов, предоставил акт обследования и фотоматериал.
Следующий отбор проб произведен истцом 25 октября 2022 года, следовательно, датой окончания периода начисления является 30.09.2022.
В августе 2022 истцом ответчику оказаны услуги по очистке сточных вод в объеме 173 354,00 м3, в сентябре 2022 - 185 454,00 м3.
Ответчиком в адрес истца направлены сведения об объемах хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов, в том числе за август 2022 объем таких стоков составил 157 584,98 м3, за сентябрь 2022 - 160 477,21 м3.
Учитывая, что обнаружение факта сброса нефтепродуктов в очистные сооружения влечет за собой возникновение обязательства по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, рассчитав в соответствии с формулой: П = Кк x Т x Q, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения 1 139 252,85 руб., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности предъявления истцом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, приняв во внимание, что для начисления платы за негативное воздействие истец правомерно учитывает период с начала календарного месяца, в котором зафиксировано нарушение запрета, установленного подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил (загрязняющие вещества обнаружены 12.08.2022, следовательно, плата начисляется с 01.08.2022), до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, был произведен следующий визуальный контроль или отбор проб.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, доводы отзыва, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела, основанными на всестороннем и полном исследовании доказательств.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ). В силу статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
В целях регулирования отношений, складывающихся в сфере водоснабжения и водоотведения, был принят Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Согласно пункту 15 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организацией водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации (далее - Правила N 644).
В силу пункта 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и указанными Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В подпункте "и" пункта 35 Правил N 644 предусмотрена обязанность абонента соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Одновременно согласно подпункту "е" пункта 34 Правил N 644 осуществление контроля за составом и свойствами принимаемых в канализационную сеть сточных вод и соблюдением требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, является и обязанностью организации ВКХ.
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Согласно пункту 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится путем подачи абонентом ежемесячно декларации, а в случаях непредставления декларации, сброса сточных вод с нарушением установленных требований, сброса сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций - на основании результатов анализов.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется на основании формул, предусмотренных пунктами 120, 123, 123.1 (формула расчета кратности превышения, значение которой используется при расчете по формуле, установленной пунктом 123) Правил N 644.
В соответствии с указанной формулой расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за конкретный расчетный период производится на основе фактических данных о содержании веществ в сточных водах, которые могут быть получены либо в результате контроля самого абонента, либо могут быть указаны абонентом в декларации о составе сточных вод, либо получены при проведении контроля за составом сточных вод абонента организацией водопроводно-коммунального хозяйства, при этом при наличии результатов контрольной пробы расчет производится именно по таким результатам.
Пунктом 120 Правил N 644 установлено, что в случае если по результатам, полученным в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле:
П = Кк х Т х Q, где: П - размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, подлежащей уплате абонентом, без учета налога на добавленную стоимость (рублей). Плата вносится абонентом организации, осуществляющей водоотведение, в сроки и порядке, которые установлены договорами, на основании которых абонентом осуществляется водоотведение; Кк - коэффициент компенсации, составляющий при первичном нарушении 5, при повторном нарушении в течение 12 календарных месяцев с даты совершения предыдущего нарушения того же пункта приложения N 4 к настоящим Правилам (при нарушении пунктов 1 и 4 указанного приложения - по тому же веществу) -10, при последующих нарушениях в течение 12 календарных месяцев с даты совершения первого нарушения того же пункта приложения N 4 к настоящим Правилам (при нарушении пунктов 1 и 4 указанного приложения - по тому же веществу) - 25; Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб/куб. м); Q- объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод (для поверхностных сточных вод - расчетным способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод с начала календарного месяца, в котором зафиксировано нарушение запрета, установленного подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, до следующего визуального контроля или отбора проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение (если следующий визуальный контроль или отбор проб сточных вод были осуществлены в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, был произведен следующий визуальный контроль или отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (куб. метров).
В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Q такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Как установлено судом первой инстанции, 12.08.2022 сторонами обнаружены следы присутствия в централизованной системе водоотведения неизвестного вещества, образующего маслянистую пленку на поверхности с характерным запахом.
13.08.2022 в связи с неявкой представителей МУП "Краснокамский водоканал" истцом в одностороннем порядке был составлен акт обнаружения факта сброса веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения N 2. В ходе визуального осмотра, проведенного 13 августа 2022, повторно выявлены отдельные пятна в виде пленки на поверхности поступающих сточных вод, а также зафиксирован характерный запах нефтепродуктов. Связи с неявкой представителей ответчика, отбор проб был произведен специалистами ООО "Кама" без составления акта отбора проб. Анализ пробы был проведен в лаборатории ООО "Кама", не имеющей аккредитацию.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции при проверке расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения правомерно не принят во внимание акт обнаружения факта сброса веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения N 2 от 13.08.2022.
Следующий отбор проб был произведен 25.10.2022 аккредитованной лабораторией - Центральный филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае (протокол испытаний N 21464.22 от 27.10.2022).
Таким образом, в соответствии с пунктом 120 Правил N 644 период начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения исчисляется с 01.08.2022 по 30.09.2022. В соответствии с формулой, приведенной в пункте 120 Правил N2 644, размер платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения составит 1 139 252, 85 руб.
Довод ответчика относительно определения объема сточных вод исходя из объема ассенизаторской машины, с которой предположительно были переданы в центральную систему водоотведения стоки с содержанием нефтепродуктов, не основан на положениях действующего законодательства.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны доводам, которые были исследованы судом первой инстанции, и которым была дана надлежащая правовая оценка, они не могут повлиять на законность и обоснованность выводов, сделанных судом в обжалуемом решении.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается. Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя в силу ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 13 июня 2023 года по делу N А50-24069/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Ю. Назарова |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24069/2022
Истец: ООО "КАМА"
Ответчик: МУП "КРАСНОКАМСКИЙ ВОДОКАНАЛ"