город Ростов-на-Дону |
|
14 марта 2024 г. |
дело N А32-8800/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Новик В.Л., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боровковой Е.С.,
при участии:
от истца посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)": представитель Галицкая Я.И. по доверенности от 14.02.2023;
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)": представителей не направил, извещен надлежащим образом;
от главы КФХ Тригуб Ивану Ивановичу: Триуб И.И. лично, паспорт; представитель Полищук О.И. по доверенности от 20.05.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Юсубовой Гарина Иляс Кзы
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2023 по делу N А32-8800/2023
по заявлению главы КФХ Юсубовой Гарины Иляс Кзы
(ОГРНИП 320237500270568, ИНН 234082291550)
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
(ОГРН 1022301228399, ИНН 2308077553)
главе КФХ Тригуб Ивану Ивановичу
(ОГРНИП 317237500342534, ИНН 234002668469)
об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Юсубова Гарина Иляс Кзы (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края и главе КФХ Тригуб Ивану Ивановичу со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 20.01.2023 исх. N 52-32-08-1693/23 в предоставлении земельного участка;
- признать незаконным отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 08.02.2023 исх. N 52-32-08-4291/23 в предоставлении земельного участка;
- признать недействительным договор аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения N 0000008894 от 30.01.2023 с кадастровым номером 23:17:0901010:7 площадью 1 151 700 кв. м;
- погасить в ЕГРН регистрационную запись от 07.02.2023 N 23:17:0901010:7-23/252/2023-27 о праве аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:17:0901010:7 площадью 1 151 700 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, х. Благополученский;
- обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края повторно рассмотреть заявления Юсубовой Гариной Иляс Кзы от 10.01.2023 о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером 23:17:0901010:7 площадью 1 151 700 кв. м, без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2023 по делу N А32-8800/2023 в удовлетворении заявления отказано.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Юсубова Гарина Иляс Кзы обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что оценка доводам заявления Юсубовой Г.И.К. о незаконности принятых Департаментом имущественных отношений Краснодарского края решений об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без торгов, судом не дана.
В судебное заседание не явился представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства.
Суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От КФХ Тригуб Ивана Ивановича в апелляционный суд поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
От Департамента имущественных отношений Краснодарского края в апелляционный суд поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Представитель главы КФХ Юсубовой Гарины Иляс Кзы в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель главы КФХ Тригуб Ивану Ивановичу против доводов апелляционной жалобы возражал, дал пояснения по существу спора.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, главой КФХ Юсубовой Г.И.К. 10.01.2023 в департамент подано заявление о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов.
По результатам рассмотрения указанного заявления департаментом принято решение от 20.01.2023 исх. N 52-32-08-1693/23 об отказе в предоставлении земельного участка. В обоснование принятого решения уполномоченным органом указано, что согласно сведениям из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:17:0901010:7 установлены ограничения прав в виде ареста и запрещения регистрации. департамент не вправе вмешиваться в деятельность судов, ввиду изложенного, до снятия ограничений прав предоставление земельного участка с кадастровым номером 23:17:0901010:7 не представляется возможным.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2023 обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.01.2019 по делу N А32-872/2019, отменены.
Согласно выписке из ЕГРН от 30.01.2023, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:17:0901010:7 ограничений прав и обременений объекта недвижимости не зарегистрировано, что свидетельствует о снятии обеспечительных мер.
Юсубовой Г.И.К. в департамент 18.01.2023 направлено повторное заявление о предоставлении в аренду без торгов спорного земельного участка. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35203178009097, заявление получено заинтересованным лицом 24.01.2023.
По результатам рассмотрения заявления Юсубовой Г.И.К. департаментом принято решение от 08.02.2023 исх. N 52-32-08-4291/23 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:17:0901010:7 ввиду предоставления его по заявлению о предоставлении участка, потупившему ранее.
Департаментом с главой КФХ Тригуб И.И. заключен договор аренды спорного участка 30.01.2023.
Заявитель указывает на то, что на момент поступления в департамент заявления главы КФХ Юсубовой Г.И.К. 10.01.2023, заинтересованным лицом активно принимались меры по отмене обеспечительных мер, ранее наложенных арбитражным судом. На момент принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка 20.01.2023, Арбитражным судом Краснодарского края уже вынесено определение об отмене данных мер.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11).
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов при предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с положениями подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса (подпункт 12).
В соответствии с положениями статьи 1 Закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах: сохранение целевого использования земельных участков; установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района, муниципального округа или городского округа и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица.
Пунктом 6 статьи 1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что к отношениям, возникающим при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, применяются нормы иных федеральных законов.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет сельскохозяйственным организациям, получающим государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
С 01 января 2023 года вступили в силу положения Федерального закона от 14 июля 2022 года N 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми Закон N 101-ФЗ дополнен статьей 10.1, определяющей особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Закона и статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Пунктом 2 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В частности, пунктом 5 названной статьи Закона N 101-ФЗ установлено, что заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления.
В пункте 7 статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ определены основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Так, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 ЗК РФ, хотя бы одного из следующих оснований:
1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.
10.01.2023 заявителем в департамент подано заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:17:0901010:7, на основании статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ.
Рассмотрев заявление, департаментом принято решение от 20.01.2023 N 52-32-08-1693/23 об отказе в предоставлении земельного участка, в связи с наличием ограничений прав в виде запрещения регистрации, содержащегося в ЕГРН.
В отношении указанного земельного участка также рассмотрены заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:17:0901010:7, на основании статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ, поданные 01.01.2023, 01.01.2023, 09.01.2023 (зарегистрированы 09.01.1023 N 52-49/23; N 52-43/23; N 52-331/23 соответственно) главой КФХ Тригубом И.И., по результатам которых принято решение от 20.01.2023 52-32-08-1767/23 об отказе в предоставлении земельного участка, в связи с наличием ограничений прав в виде запрета осуществления регистрации, содержащегося в ЕГРН.
В рамках дела N А32-872/2019 по иску прокуратуры Краснодарского края определением Краснодарского края от 10.01.2019 приняты обеспечительные меры в виде: запрета администрации муниципального образования Кущевский район, индивидуальному предпринимателю Юсубову Руслану Агабалыевичу (ОГРНИП 314237107700014, ИНН 234081631691), хутор Красная Поляна, иным лицам осуществлять какие-либо действия по распоряжению земельным участком общей площадью 115,17 га с кадастровым номером 23:17:0901010:7, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, х. Благополученский; запрета управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю совершать действия по регистрации любых сделок, связанных с передачей прав и обязанностей в отношении земельного участка общей площадью 115,17 га с кадастровым номером 23:17:0901010:7, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кущевский район, х. Благополученский, до рассмотрения дела по существу.
Таким образом, наличие указанных ограничений препятствовало предоставлению испрашиваемого земельного участка в установленном законом порядке, вне зависимости от основания обращения и личности заявителя.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2023, опубликованного на официальном сайте арбитражного суда 20.01.2023 обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Краснодарского Кая от 10.01.2019 по делу N А32-872/2019 отменены.
Как указано выше, статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 10.1 Закона N 101-ФЗ установлено, что рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
Заявление главы КФХ Тригуба И.И. о предоставлении о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:17:0901010:7, на основании статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ поступило в департамент 20.01.2023, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции (вх. N 52-2638/23 от 20.01.2023).
По результатам рассмотрения заявления главы КФХ Тригуб И.И. департаментом издан приказ от 30.01.2023 N 155 "О заключении с индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Тригубом Иваном Ивановичем без проведения торгов договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:17:0901010:7 в муниципальном образовании Кущевский район, находящегося в государственной собственности краснодарского края, для осуществления крестьянский (фермерским) хозяйством деятельности".
На основании принятого департаментом решения с главой КФХ Тригубом И.И. в установленном законном порядке заключен договор аренды земельного участка от 30.01.2023 N 0000008894.
Заявление главы КФХ Юсубовой Гарины Ильяс Кзы о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:17:0901010:7, на основании статьи 10.1 Закона N 101-ФЗ поступило в департамент позднее - 23.01.2023 (штамп входящей корреспонденции от 23.01.2023 N 52-3007/23), что является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги в соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 10.1. Закона N 101-ФЗ.
При таких обстоятельствах, решения 20.01.2023 N 52-32-08-1693/23; от 08.02.2023 N 52-32-08-4291/23, а также приказ от 30.01.2023 N 155 соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя. С учетом указанного, оспариваемая сделка заключена в соответствии с нормами права.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2023 по делу N А32-8800/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с главы КФХ Юсубовой Гарины Иляс Кзы (ОГРНИП 320237500270568, ИНН 234082291550) в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8800/2023
Истец: Галицкая Я.И., глава крестьянского (фермерского) хозяйства Юсубова Гарина Иляс Кзы, Юсубова Г И К
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Тригуб Иван Иванович, Тригуб И И