г. Владимир |
|
29 сентября 2023 г. |
Дело N А43-1297/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ковбасюка А.Н., судей Мальковой Д.Г., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цадкиной А.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Берно" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.06.2023 по делу N А43-1297/2023,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Берно" (ОГРН: 1195275023195, ИНН: 5235007966) к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (ОГРН: 1115260001449, ИНН: 5260294552) о перерасчете арендной платы,
при участии представителей: от заявителя (истца) - общества с ограниченной ответственностью "Берно" - Струнина С.Л. (по доверенности от 02.08.2021 сроком действия на 3 года и диплому);
от ответчика - Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом,
установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Берно" (далее - ООО "Берно", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области к министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство, ответчик) об обязании произвести перерасчет арендной платы по договору от 03.06.2020 N 766.
Решением от 26.06.2023 Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении иска.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Берно" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить на основании положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к доказанности истцом и подтвержденности материалами дела необходимости перерасчета арендной платы, поскольку арендатор не имел возможности использовать спорный земельный участок для заготовки древесины в связи с отсутствием нового проекта освоения лесов, вместе с тем уже утвержденный проект освоения лесов содержал нулевые объемы заготовки древесины, проведение таксации для нового проекта освоения лесов было невозможно ввиду установленного законодателем срока проведения таксации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассматривается в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.01.2020 по делу N А43-48553/2019 суд обязал департамент лесного хозяйства Нижегородской области (ИНН 5260294552, ОГРН 1115260001449) в течение тридцати дней с даты вступления решения в законную силу заключить с обществом с ограниченной ответственностью "БЕРНО" (ИНН 5235007966, ОГРН 1195275023195) новый договор аренды лесного участка в редакции, изложенной в указанном решении.
На основании решения Арбитражного суда Нижегородской области от 27.01.2020 по делу N А43-48553/2019 между департаментом лесного хозяйства Нижегородской области (арендодатель, правопредшественник Министерства) и ООО "Берно" (арендатор) 03.06.2020 заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 766, согласно которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 8235,2902 га, местоположение: Нижегородская область, Уренский район, Уренское районное лесничество, Семеновское участковое лесничество, кварталы NN 1-16, 18-28, 30-35, 37-39, 41-46, 49-52, 54-58, 61-64, 66-68, 70-73, 77-80, 85-87, 91-94, 98-100, 104, 105, 109-111, 120-122 (местоположение определено в соответствии с ГКН), кадастровый номер земельного участка 52:05:0000000:597, категория защитности: леса расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов - леса, расположенные в защитных полосах лесов; леса, расположенные в зеленых зонах; ценные леса: запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов; эксплуатационные леса, вид разрешенного использования: заготовка древесины (пункты 1.1, 1.2 договора).
Таким образом, договор аренды лесного участка заключен на новый срок без проведения торгов.
В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.03.2021 N 185, Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области является правопреемником департамента лесного хозяйства Нижегородской области по вопросам осуществления полномочий в сфере лесных отношений.
Договор аренды от 03.06.2020 в установленном порядке зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.
Согласно пункту 2.1 договора арендная плата составляет 4 093 059 рублей 91 копейка в год. Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.10.2021 по делу N А43-26052/2021 на основании статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации внесены изменения в договор аренды от 03.06.2020 ввиду наличия существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка, в том числе изменена арендная плата.
Пункт 2.1 договора дополнен подпунктом 2.1.1 в следующей редакции:
"2.1.1 Годовой размер арендной платы по настоящему Договору составляет:
в 2021 г.-3 979 400,41 (три миллиона девятьсот семьдесят девять тысяч четыреста рублей 41 копейка);
в 2022 г.-4 140 223,05 (четыре миллиона сто сорок тысяч двести двадцать три рубля 5 копеек);
в 2023-2027 г.-4 301 287,31 (четыре миллиона триста одна тысяча двести восемьдесят семь рублей 31 копейка);
в 2028 г. (по 27.07.) - 2 467 951,74 (два миллиона четыреста шестьдесят семь тысяч девятьсот пятьдесят один рубль 74 копейки).
В соответствии с подпунктом г пункта 3.4 договора арендатор обязан в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.
В силу возложенных названным пунктом договора аренды обязательств, арендатором разработан проект освоения лесов. Проект освоения лесов прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение (Приказ Министерства от 28.12.2020 N 1207).
Согласно заключению экспертной комиссии, утвержденному приказом департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 28.12.2020 N 1207, на проект освоения лесов, возможный ежегодный объем изъятия древесины при всех видов рубок отсутствует. В качестве информационной базы для разработки проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду, использовались материалы таксации 2009 года; срок действия проекта освоения лесов с 28.12.2020 по 31.12.2021.
Истец указывает, что в проекте освоения лесов также отмечено, что ввиду давности таксации лесного участка (последняя таксация проведена в 2009 году) сведения о ежегодно допустимом объеме заготовки не приводятся, так как фонд заготовки древесины иссяк в прошлый ревизионный период. То есть истец не имел возможности осуществлять лесопользование и производить заготовку древесины ввиду отсутствия фонда до проведения и утверждения новых материалов таксации на арендованном лесном участке.
В 2020 - 2021 годах на лесном участке арендатором проведена таксация. По результатам таксации разработан и утвержден новый проект освоения лесов, который прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение (приказ Министерства от 27.07.2021 N 332). Утвержденным проектом установлен ежегодный объем заготовки древесины 21141 метр кубический.
В соответствии с заключением экспертной комиссии, утвержденным приказом министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области от 27.01.2021 N 332, на проект освоения лесов, в качестве информационной базы при разработке проекта освоения лесов использовались материалы таксации 2020 года районного лесничества, внесенные в Государственный лесной реестр Нижегородской области. Срок действия проекта освоения лесов - с момента утверждения заключения приказом министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира до 27.07.2028. Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.10.2021 по делу N А43-26052/2021 соответствующие изменения внесены в договор аренды лесного участка от 03.06.2020.
Между тем, арендная плата вносилась арендатором в соответствии с договором аренды лесного участка в полном объеме. В 2020 году арендная плата, уплаченная арендатором, составила 2 135 995 рублей 66 копеек, из них 1 180 108 рублей 08 копеек в федеральный бюджет, 955 887 рублей 58 копеек в областной бюджет.
В связи с тем, что осуществлять лесопользование не представлялось возможным, ООО "Берно" обратилось письмом от 21.12.2022 N Вх-331-545119/22 в адрес Министерства с просьбой зачесть арендную плату, внесенную за 2020 год в счет будущих платежей по договору аренды лесного участка.
Письмом от 28.12.2022 N Исх-331-635941/22 Министерство отказало зачесть арендную плату в счет будущих платежей по договору аренды лесного участка, а также сообщило, что в соответствии с решением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.10.2021 по делу N А43-26052/2021 произведен перерасчет арендной платы за 2021-2022 года, сложившаяся переплата в сумме 550 789 рублей 71 копейка будет учтена в счет будущих платежей по аренде лесного участка.
Указанные обстоятельства послужили истцу для обращения в суд с настоящим иском.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Первый арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно определен характер спорного правоотношения, круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, правильно определены законы и иные нормативные акты, которые следовало применить по настоящему делу, дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам с соблюдением требований арбитражного процессуального законодательства.
Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, пришел в соответствии с вышеприведенными нормами права к обоснованным выводам.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт отвечает требованиям законности, обоснованности и мотивированности, предусмотренным частью 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основан на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, содержит обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.
В своей апелляционной жалобе истец по сути выражает несогласие с оценкой судом первой инстанции представленных доказательств и толкованием судом законодательства Российской Федерации.
Доводы жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данная обязанность возникает после исполнения арендодателем обязательства по предоставлению объекта найма во временное владение и пользование или во временное пользование и прекращается с момента возврата арендодателю объекта найма (статьи 611 и 622 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно статье 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Одним из видов использования лесов является заготовка древесины (пункт 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
Требования к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки, а также требования к формату проектной документации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 13 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению лесных участков в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Согласно пункту 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
В силу статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Пункт 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (пункт 2 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Проект освоения лесов получил положительное заключение экспертизы 28.12.2020 на основании приказа Министерства N 1207. Доказательств, подтверждающих нарушение Министерством сроков проведения государственной экспертизы истцом не представлено.
Согласно пункту 2.1 договора аренды от 03.06.2020 N 766 размер арендной платы составляет 4 093 059 рублей 91 копейку в год.
Суммы, внесенные истцом для уплаты арендных платежей в 2020 году в размере 2 135 995 рублей 66 копеек закономерно и обоснованно зачислены в соответствующие бюджеты.
Оснований для перерасчета арендной платы, уплаченной в соответствии с условиями договора не имеется.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на неприменение судом статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации апелляицонным судом отклоняется в связи со следующим.
Положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрена платность использования земли, в том числе лесов.
В соответствии с требованиями статей 606 и 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и его назначению, а арендатор обязан своевременно и в полном объеме вносить арендную плату.
В силу части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесного участка, предоставленного в аренду, возможно только при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением.
Между тем факт передачи спорного земельного участка по акту Обществу доказан и последним не оспорен; о наличии недостатков объекта аренды, предусмотренных статьями 611 и 612 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатором, не заявлено; договор аренды условия о возможности освобождения арендатора от обязанности по внесению арендной платы в зависимости от момента разработки проекта освоения лесов, не содержит. Зная о наличии подобных недостатков объекта аренды, арендатор мог отказаться от заключения договора аренды на новый срок, однако не сделал этого.
Наличия доказательств совершения Обществом как арендатором действий, предшествующих законному не внесению арендной платы во исполнение заключенного без разногласий договора, материалы дела также не содержат.
Обязанность по составлению проекта освоения лесов, равно как и проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов возложены на арендатора (пункты 28, 29 и 31 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки").
Нулевой объем изъятия по проекту освоения лесов 2020 года установлен по давностным материалам таксации 2009 года. Срок действия данного проекта освоения лесов установлен с 28.12.2020 по 31.12.2021, в связи с продолжавшейся по инициативе арендодателя процедурой таксации. Таксация лесов при подготовке проекта освоения лесов в 2020 году арендатором не производилась.
С учетом новой таксации 2020 года изменения в указанный проект освоения лесов не вносились. Арендатор в 2021 году подготовил новый проект освоения лесов, в котором установлен объем изъятия древесины.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что с учетом лесов способности к возобновлению, и само по себе несоответствие данных Государственного лесного реестра (сведениям таксации 2009 года) натурному обследованию и таксации 2020 года, не свидетельствовует о невозможности использования спорного лесного участка для целей его предоставления в 2020 году (заготовки древесины).
Условия лесопользования на 2020 год в судебном порядке не изменялись. Стороны не прекратили арендные отношения в установленном законом порядке. Возврат объекта найма арендодателю не осуществлен. Изменение объема подлежащих заготовке лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке по отношению к определенному в проектной документации аналогичному показателю Общество могло разумно предвидеть при заключении договора с учетом особенностей осуществляемого им вида деятельности.
Бесспорных доказательств, свидетельствующих о наличии у арендатора препятствий в пользовании спорным участком в соответствии с целями, предусмотренными договором аренды, в материалы дела не представлено.
Как верно указано судом первой инстанции действующее законодательство и условия договора не предусматривают возможность освобождения арендатора от обязанности по своевременному внесению арендной платы в зависимости от момента разработки проекта освоения лесов и от неиспользования лесного участка.
С учетом изложенного, ссылка ответчика на статью 328 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельна.
Таким образом, суд правомерно отказал в иске.
Каких - либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что заявитель жалобы является лицом, которое в силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.06.2023 по делу N А43-1297/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Берно" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ковбасюк |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-1297/2023
Истец: ООО "Берно"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства и охрана объектов животного мира Нижегородской области