город Самара |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А65-26666/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Харламова А.Ю., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Богдановой Д.В.,
с участием:
от истца - Ефремова А.В., доверенность от 13 марта 2023 года,
от ответчика - Краснов О.С., доверенность от 24 ноября 2022 года.
от третьих лиц - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 июня 2023 года по делу N А65-26666/2022 (судья Сотов А.С.),
по иску Акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" (ОГРН 1027739820921, ИНН 7736035485), город Москва,
к Публичному акционерному обществу "КАМАЗ" (ОГРН 1021602013971, ИНН 1650032058), город Набережные Челны Республики Татарстан,
с участием третьих лиц:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027809256254, ИНН 7830000426), город Санкт-Петербург,
Общество с ограниченной ответственностью "АВС Лизинг" (ОГРН 1127847339773, ИНН 7806480637), город Санкт-Петербург,
Мотуз Максим Сергеевич,
о взыскании убытков в порядке суброгации,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Публичному акционерному обществу "КАМАЗ" (далее - ответчик), с привлечением в качестве третьих лиц Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - 1 третье лицо), Общество с ограниченной ответственностью "АВС Лизинг" (далее - 2 третье лицо), Мотуз Максим Сергеевич (далее - 3 третье лицо), о взыскании в порядке суброгации 2 906 491 руб. убытков.
Решением суда от 29.06.2023 г., с учетом определения об исправлении описки от 29.09.2023 г., в удовлетворении иска отказано.
Истец, не согласившись с указанным судебным актом, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, о чем в судебном заседании просил и представитель истца.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.02.2021 г. между истцом (страховщик) и государственным унитарным предприятием "Водоканал Санкт-Петербурга" (страхователь) был заключен договор добровольного страхования N 0621МТ 0003436 (далее - договор страхования) в отношении принадлежащего страхователю, как лизингополучателю, транспортного средства КАМАЗ 6520-53 VIN ХТС65200SМ1438400 (далее - застрахованное имущество), принадлежащего на праве собственности ООО "АВС Лизинг" (лизингодатель) по рискам "Ущерб" и "Хищение" (т. 1 л.д. 8 - 9).
29.07.2021 г. в результате пожара застрахованный истцом автомобиль получил значительные технические повреждения.
Из искового заявления и представленных документов следует, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля составила бы 4 966 375,48 руб., что превышает 70% от страховой суммы этого автомобиля (5 106 491 руб.) и признается гибелью застрахованного имущества.
Истец признал рассматриваемый случай страховым и возместил своему страхователю ущерб в размере 5 106 491 руб., в подтверждение чего представлено платежное поручение N 58024 от 27.01.2022 г. (т. 1 л.д. 75).
Основываясь на техническом заключении по результатам исследования пожара N 669-2-9, составленного специалистами федерального государственного бюджетного учреждения "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Ленинградской области" (далее ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Ленинградской области) и заключения специалиста N 2010/2021 по пожарно-техническому исследования пожара, составленного специалистами ООО "Аварийный комиссар" согласно которым причина пожара связана с браком деталей, узлов и агрегатов системы охлаждения автомобиля, изготовителем которого является ответчик, истец полагает, что лицом, виновным в причинении ущерба является ответчик.
Поскольку в претензионном порядке ответчик выплачивать сумму ущерба в виде страхового возмещения в порядке суброгации отказался, истец обратился в суд с рассматриваемым требованием.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленного требования, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В соответствии с ч.1 ст. 965 ГК РФ к страховщику выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
В свою очередь, возмещение убытков производится по общим правилам, установленным ст. ст. 15 и 1064 ГК РФ.
В частности, по смыслу ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, в силу ч. 2 ст. 1064 ГК РФ освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
По общему правилу, для возложения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения ущерба истцом должны быть доказаны: факт причинения ущерба и его размер; противоправность действий (бездействия) причинителя ущерба; наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя ущерба и наступившим ущербом.
При этом, гражданско-правовая ответственность возможно лишь при доказанности всей совокупности вышеперечисленных условий и отсутствие хотя бы одного из элементов состава гражданского правонарушения исключает возможность привлечения к имущественной ответственности.
Факт заключения между истцом и государственным унитарным предприятием "Водоканал Санкт-Петербурга" договора страхования принадлежащего страхователю автомобиля подтверждается материалами дела, также подтверждается и факт повреждения этого автомобиля в результате пожара, выплата истцом страхователю страхового возмещения.
Ответчик иск не признал, поскольку полагал, что отсутствуют доказательства его вины - технической неисправности автомобиля, которая возникла при изготовлении автомобиля и явилась причиной пожара.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворении иска, по следующим основаниям.
Как указывалось выше, в обоснование требований к ответчику истец ссылается на заключения специалистов в области пожарно-технической экспертизы.
Так, из технического заключении по результатам исследования пожара N 669-2-9, составленного специалистом ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Ленинградской области следует, что зона очага пожара локализована в правой (по ходу движения) части моторного отсека, а наиболее вероятной причиной пожара послужило воспламенение паров эксплуатационной жидкости (гидравлическая, топливная и др.), образовавшейся в результате возможной разгерметизации, от нагретых или искродающих деталей двигателя или нагретых поверхностей системы, расположенных в моторном отсеке (т. 1 л.д. 26 - 31).
Специалист ООО "Аварийный комиссар" выводы которого изложены в заключении N 2010/2021 пришел к выводу, что причиной возникновения пожара послужило воспламенение паров охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя от нагретых до высокой температуры деталей системы выпуска отработанных газов (т. 1 л.д. 32 - 40).
По его мнению, объективно, причина пожара связана с браком деталей, узлов и агрегатов системы охлаждения двигателя, поскольку пожар произошел в результате разгерметизации указанной системы в межсервисный интервал, практически в начальный период эксплуатации автомобиля, при этом, по мнению специалиста, сведения, свидетельствующие о фактах отступления от правил эксплуатации транспортного средства, предусмотренных заводом-изготовителем автомобиля, отсутствуют.
Специалист ООО "Аварийный комиссар" пришел к указанным выводам путем исключения иных версий причин пожара и, исходя из пространственного расположения зоны очага пожара, поскольку в этой зоне находились вещества и материалы (охлаждающая жидкость, разогретая до рабочей температуры, гидравлическая жидкость системы гидропривода, корпусная пластмасса, изоляция проводников, резина патрубков, пластмасса защитного кожуха), которые при определенных условиях (при разгерметизации) могли образовать горючую среду, а нагретые до высокой температуры детали систем двигателя, могли послужить источником зажигания (детали системы выпуска отработавших газов - выпускной коллектор, турбокомпрессоры).
Исключая воспламенение и горение твердых горючих материалов (резина, пластмасса и пр.) специалист пришел к выводу, что поскольку первично загоревшийся материал характеризовался достаточно высокой горючестью и способностью к интенсивному развитию горения (попытка потушить возгорания на начальной стадии двигателя подручными средствами не удалась), то такими свойствами обладают, как правило, горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, к которым относятся гидравлические жидкости (тормозная жидкость, жидкость или масло гидросистемы подъема кузова, охлаждающая жидкость и т.п.).
Исходя из этого специалист ООО "Аварийный комиссар" пришел к выводу, что единственной версией о причине пожара, является версия, связанная с воспламенением эксплуатационной жидкости, а при определении конкретной эксплуатационной жидкости, от которой произошел пожар, специалист относит охлаждающую жидкость, поскольку в системе охлаждения современных автомобилей, как правило, используются охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля.
При этом, специалист исходил из того, что при выпуске автомобиля с завода система охлаждения автомобиля заполняется охлаждающей жидкостью ТОСОЛ-40А, которая представляет собой водный раствор антифриза ТОСОЛ-А, в соотношении 56 % ТОСОЛ-А и 44 % дистиллированной воды, а согласно справочным данным ТОСОЛ-А и эксплуатационные жидкости являются горючими веществами.
В своем заключении специалист также отметил, что для проведения исследованию ему не была представлена химмотологическая карта автомобиля, в связи с чем его суждения основаны на общепринятой информации и сведениях об используемых материалах в системе охлаждения автомобиля.
Ответчик представил выписки из химмотологических карт семейства автомобилей КАМАЗ повышенной грузоподъемности N 65201-0000010ДХК в редакции 2019, 2021 и 2022 г. и карты заправки автомобилей КАМАЗ Евро-5 (т. 2 л.д. 20 - 22, 35 - 38, 61).
Из представленных документов следует, что автомобили КАМАЗ со всеми типами двигателей, в том числе и рассматриваемая разновидность автомобиля, начиная с 2006 г. при сборке на заводе-изготовителе заправляются охлаждающей жидкостью CoolStream Standart 40 (КАМАЗ Стандарт 40) ТУ 2422-002-1331543, изготовителем которой является акционерное общество "Техноформ", г. Климовск.
Также, в материалы дела представлен паспорт безопасности химической продукции на концентраты охлаждающих жидкостей (антифризов) и растворы охлаждающих низкозамерзающих жидкостей (антифризов) CoolStream серии Standart (торговое наименование "КАМАЗ-СТАНДАРТ К", "КАМАЗ-СТАНДАРТ 40" и "КАМАЗ-СТАНДАРТ 65"), изготовителем которого является акционерное общество "Техноформ" (л.д. 23 - 30).
Из паспорта следует, что рассматриваемый концентрат антифриза не используется в качестве рабочей охлаждающей жидкости, представляет собой раствор этиленгликоля и пакета ингибиторов и предназначен для использования лишь после разведения его деминерализованной или дистиллированной водой.
При этом, концентрат "КАМАЗ-СТАНДАРТ К" является горючей жидкостью с температурой вспышки по основному компоненту (этиленгликолю) + 120 С, а "КАМАЗ-СТАНДАРТ 40" и "КАМАЗ-СТАНДАРТ 65" являются водными растворами концентрата и содержат 35 - 48 % масс деминерализованной воды, поэтому являются пожаро- и взрывобезопасными растворами.
Температура вспышки растворов охлаждающей жидкости "КАМАЗ-СТАНДАРТ 40" и "КАМАЗ-СТАНДАРТ 65" отсутствует, что обусловлено тем, что температура кипения воды (+ 100 С при 760 мм.рт.ст.) ниже, чем у этиленгликоля (+ 197 С при 760 мм.рт.ст.), поэтому при контакте с нагретой поверхностью проходит интенсивное испарение воды, что приводит к обогащению паровой фазы негорючим компонентом, который флегматизирует паровоздужную смесь, то есть переводит взрывоопасную среду в негорючую.
Таким образом, исходя из сведений содержащихся в паспорте безопасности можно сделать вывод, что раствор охлаждающей жидкости, который применялся на рассматриваемом автомобиле является пожаро- и взрывобезопасным веществом, а представляет опасность при воздействии на организм человека и животных и для окружающей среды, что к рассматриваемому случаю не относится.
Исходя из вышеизложенного суд пришел к правильному выводу, что отсутствуют доказательства вины ответчика, как изготовителя рассматриваемого автомобиля и возникновения пожара по указанной истцом причине - брак деталей, узлов и агрегатов системы охлаждения двигателя.
Кроме того, суд также обоснованно учел, что иск предъявлен к ответчику, как изготовителю рассматриваемого автомобиля, который не состоял в договорных отношениях с его владельцем или собственником, а сам автомобиль использовался в коммерческих целях, ПАО КАМАЗ, как ответчик по рассматриваемому делу исходя из смысла положений ст. ст. 1095 и 1096 ГК РФ не может отвечать за вред, причиненный в результате продажи предположительно неисправного автомобиля.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела, а также вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судебные расходы судом распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, и правильно отнесены на истца.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 июня 2023 года по делу N А65-26666/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Ю. Харламов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.