г. Чита |
|
14 марта 2024 г. |
Дело N А19-20886/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2024 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Мациборы А.Е., Филипповой И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2023 года по делу N А19-20886/2022 по исковому заявлению Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271) к садоводческому некоммерческому товариществу "Просвещение" (ОГРН: 1033801015841, ИНН: 3809021553,)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН 1023801748948, ИНН 3812065046), Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (ОГРН 1053811066308, ИНН 3811087738) об обязании согласовать, оборудовать площадку, заключить договор,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Иркутска (далее-истец, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу "Просвещение" (далее-ответчик, Товарищество) с требованием об обязании согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с комитетом по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" с учетом административного регламента предоставления муниципальной услуги "Согласование создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского округа муниципального образования город Иркутск", утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 30.08.2021 N 031-06- 616/21,
об обязании оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 января 2021 года N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", Правилами благоустройства территории города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 25 декабря 2008 года N 004-20-560950/8,
об обязании заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "РТ-НЭО Иркутск" на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с территории ответчика,
- о взыскании неустойки за неисполнение решения суда по 1000 рублей за каждый день неисполнения судебного акта начиная со дня, следующего за днем, по истечении шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Администрация в апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Заявитель жалобы считает, что судом сделан ошибочный вывод о том, что Свод Правил (СП) 53.13330.2019 указывает только на то, что на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов. Территории общего пользования, по мнению истца, это те территории СНТ, которые предназначены исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, обязанность по обустройству и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок) возложена на собственников отходов (в данном случае Товарищество); последнее обязано заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ООО "РТ-НЭО Иркутск") договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственником земельного участка с кадастровым номером 38:36:000018:4271 является СНТ "Просвещение".
Администрация города Иркутска выдала Товариществу предупреждение от 28.07.2022 N 304-70-2791/22, в котором вменило последнему обязанность согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов, заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Неисполнение ответчиком требований Администрации послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 421, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N1156, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы, приведенные судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте, суд апелляционной инстанции находит верными, мотивированными и соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердых коммунальных отходов относится, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
На основании пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
Исходя из вышеизложенного, за исключением случаев предусмотренных законом, обязанность создать место накопления твердых коммунальных отходов возложена на администрацию.
Правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217 ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 2 Закона N 217-ФЗ).
В пункте 1 статьи 7 Закона N 217-ФЗ одной из целей осуществления деятельности товарищества названа создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
В соответствии с пунктом 5.10 СП 53.13330.2019 "Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-9* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)", утвержденного приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр (далее - СП 53.13330.2019), на территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твердых коммунальных отходов (по таблице 5.1). Площадки должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.
СП 53.13330.2019 введен в действие 15.04.2020 и распространяется на проектирование планировки и застройки территории ведения гражданами садоводства, а также зданий и сооружений, находящихся на этой территории (пункт 1).
При этом в силу действующего законодательства предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть обеспечено без использования соответствующих площадок в порядке, предусмотренном подпунктом "в" пункта 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (сбор в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
Установив, что товарищество создано до введения в действия СП 53.13330.2019, учитывая, что обязанность ответчика оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов законодательством прямо не предусмотрена, а администрацией не обосновано, что для товарищества допустим исключительно способ складирования твердых коммунальных отходов в контейнеры на контейнерной площадке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и оборудовать контейнерную площадку для сбора отходов.
Таким образом, положения СП 53.13330.2019 в настоящем споре не могут быть применимы.
Довод истца о возможности применения в рассматриваемом случае специальных норм, регулирующих деятельность управляющих организаций, как аналогию закона, подлежит отклонению, поскольку, как было указано выше, спорная обязанность иных лиц (в данном случае товарищества) должна быть установлена на законодательном уровне.
Относительно требования истца об обязании заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, вывод суда первой инстанции также является верным.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации правила заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами являются обязательными для сторон. Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки.
В силу пунктов 1, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с этим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Поскольку администрация не является стороной договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у нее полномочий на обращение в суд с требованием о понуждении ответчика заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность заключения прямых договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между региональным оператором и собственниками жилых домов (домовладений) (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), что применимо и к собственникам садовых домов в товариществе.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 декабря 2023 года по делу N А19-20886/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
А.Е. Мацибора |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20886/2022
Истец: Администрация города Иркутска
Ответчик: Садоводческое некоммерческое товарищество "ПРОСВЕЩЕНИЕ"