г. Москва |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А40-208516/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б.Красновой,
судей: |
И.В.Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С.Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "С-Маркет"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2023 по делу N А40-208516/22
по заявлению ООО "С-Маркет"
к 1. Центральному таможенному управлению, 2. Северо-Кавказскому таможенному управлению
об оспаривании уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Чернобель Д.А. по дов. от 08.11.2022; |
от ответчика: |
1) Безрукова М.В. по дов. от 12.12.2022; 2) Зрумова А.А. по дов. от 01.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "С-Маркет" (далее - заявитель, Общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Северо-Кавказскому таможенному управлению (далее - СКТУ), Центральному таможенному управлению (далее - ЦТУ, таможенный орган) о признании незаконными уведомлений ЦТУ о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, а также решений СКТУ о классификации товара.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "С-Маркет" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению заявителя при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Северо-Кавказское таможенное управление, Центральное таможенное управление считают решение суда законным и обоснованным, просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) СКТУ в отношении ООО "С-Маркет" проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях (в части правильности классификации товаров в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
По результатам камеральной таможенной проверки (акт от 25.07.2022 N 10800000/210/250722/А000003/000) СКТУ установлены факты нарушения требований права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации в сфере таможенного регулирования, выразившиеся в неверной классификации товаров "аппараты вибромассажные, предназначенные для индивидуального пользования с целью гармонизации интимных отношений_", "аппараты электрические вибромассажные, индивидуального использования, интимного назначения, с работой от аккумуляторов или батареек, напряжение до 5В_" в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, задекларированных Обществом в регионе деятельности Шереметьевской, Московской областной и Центральной электронной таможен, влекущие за собой изменение размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.
В порядке и сроки, регламентированные статьей 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) СКТУ приняты:
- 08.09.2022 решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС N N : РКТ-10800000-22/000021, РКТ-10800000-22/000023, РКТ-10800000-22/000025, РКТ-10800000-22/000024, РКТ-10800000-22/000026, РКТ-10800000-22/000027, РКТ-10800000-22/000028, РКТ-10800000-22/000029, РКТ-10800000-22/000030, РКТ-10800000-22/000031, РКТ-10800000-22/000032, РКТ-10800000-22/000033;
- 09.09.2022 решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС N N : РКТ-10800000-22/000034, РКТ-10800000-22/000035, РКТ-10800000-22/000036, РКТ-10800000-22/000037, РКТ-10800000-22/000038, РКТ-10800000-22/000039, РКТ-10800000-22/000040, РКТ-10800000-22/000041, РКТ-10800000-22/000042, РКТ-10800000-22/000043;
- 14.09.2022 решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС N N РКТ-10800000-22/000044, РКТ-10800000-22/000045, РКТ-10800000-22/000046, РКТ-10800000-22/000047, РКТ-10800000-22/000048, РКТ-10800000-22/000049, РКТ-10800000-22/000050, РКТ-10800000-22/000051, РКТ-10800000-22/000052, РКТ-10800000-22/000053, РКТ-10800000-22/000054, РКТ-10800000-22/000055;
- 15.09.2022 решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС N N : РКТ-10800000-22/000056, РКТ-10800000-22/000057, РКТ-10800000-22/000058, РКТ-10800000-22/000061, РКТ-10800000-22/000059, РКТ-10800000-22/000066, РКТ-10800000-22/000064, РКТ-10800000-22/000060, РКТ-10800000-22/000062, РКТ-10800000-22/000063, РКТ-10800000-22/000065, РКТ-10800000-22/000067;
- 19.09.2022 решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС N N : РКТ-10800000-22/000068, РКТ-10800000-22/000069, РКТ-10800000-22/000070, РКТ-10800000-22/000071, РКТ-10800000-22/000072, РКТ-10800000-22/000073, РКТ-10800000-22/000074, РКТ-10800000-22/000075, РКТ-10800000-22/000076, РКТ-10800000-22/000077, РКТ-10800000-22/000078;
- 20.09.2022 решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС N N : РКТ-10800000-22/000079, РКТ-10800000-22/000080, РКТ-10800000-22/000081, РКТ-10800000-22/000082, РКТ-10800000-22/000083, РКТ-10800000-22/000084, РКТ-10800000-22/000085, РКТ-10800000-22/000086, РКТ-10800000-22/000087, РКТ-10800000-22/000088, РКТ-10800000-22/000089, РКТ-10800000-22/000090, РКТ-10800000-22/000091, РКТ-10800000-22/000092;
- 22.09.2022 решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС N N : РКТ-10800000-22/000093, РКТ-10800000-22/000094, РКТ-10800000-22/000095, РКТ-10800000-22/000096, РКТ-10800000-22/000097, РКТ-10800000-22/000098, РКТ-10800000-22/000099, РКТ-10800000-22/000100, РКТ-10800000-22/000101, РКТ-10800000-22/000102, РКТ-10800000-22/000103, РКТ-10800000-22/000104, РКТ-10800000-22/000105, РКТ-10800000-22/000106 (далее - Решения).
В соответствии с приказом ФТС России от 24.12.2018 N 2095 "Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" таможенным органом, уполномоченным на взыскание задолженности, образовавшейся по результатам камеральной таможенной проверки в отношении ООО "С-Маркет", является Центральное таможенное управление.
В соответствии со статьей 73 Федерального закона N 289-ФЗ ЦТУ направило в адрес Общества уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (далее - Уведомления).
Посчитав Решения и Уведомления незаконными и необоснованными, нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы.
В силу части l статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Арбитражный суд, всесторонне исследовав обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, не установил совокупности условий, необходимых для признания недействительными Решений СКТУ и Уведомлений ЦТУ.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции и не усматривает оснований для их переоценки.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на том, что спорные товары должны быть классифицированы в подсубпозиции 9019 10 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка таможенных платежей 0 %, НДС 20 %), поскольку она включает в себя любые массажные аппараты, а не только массажные аппараты медицинского назначения.
Вместе с тем, декларант не учитывает следующее.
Пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.
Исходя из пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, к сведениям о товарах, подлежащим указанию в декларации на товары, в том числе относится классификационный код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Из пункта 1 статьи 19 ТК ЕАЭС следует, что ТН ВЭД ЕАЭС является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (с последующими изменениями) утверждены "Единая ТН ВЭД ЕАЭС", а также "Единый таможенный тариф ЕАЭС", представляющий собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. При этом правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ).
Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение о порядке применения ТН ВЭД ЕАЭС), определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне, применяются единообразно и последовательно при классификации любых товаров: ОПИ 1 применяется в первую очередь, ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2 (и так далее).
В соответствии с ОПИ 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ЕАЭС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ 2-5.
Исходя из положений ОПИ 6, для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ 1-5 при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
При этом ОПИ 6 применяется для определения субпозиции независимо от того, какое правило было применимо для определения товарной позиции.
При классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС применяются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, рекомендованные к использованию Коллегией Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 (далее - Пояснения), которые базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе.
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС представляют собой один из вспомогательных материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС. Они содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечание и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать Пояснения.
В соответствии со статьей 20 ТК ЕАЭС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД ЕАЭС. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В раздел XVIII ТН ВЭД ЕАЭС входят инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; часы всех видов; музыкальные инструменты; их части и принадлежности.
Согласно общим положениям группы 90 ТН ВЭД ЕАЭС, в данную группу входит широкий диапазон инструментов и аппаратов, которые характеризуются, как правило, самой высокой чистотой обработки и высокой точностью. Большая часть их используется главным образом для научных целей (лабораторные и исследовательские работы, анализ, астрономия и так далее), для специализированных технических или промышленных целей (измерение или контроль, наблюдение и так далее) или для медицинских целей.
В позицию 9019 включаются: (I) устройства для механотерапии; (II) массажные аппараты; (III) аппаратура для психологических тестов для определения способностей; (IV) аппаратура для озоновой терапии; (V) аппаратура для кислородной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура.
Как следует из материалов дела, при декларировании согласно сведениям, указанным в графе 31 "Грузовые места и описание товаров", заявлены товары "Электрические вибромассажеры для индивидуального использования интимного назначения", различных модификаций и артикулов.
Следовательно, спорный товар необходимо рассматривать применительно к пунктам (I) устройства для механотерапии, (II) "массажные аппараты".
В соответствии с пунктом (I) "устройства для механотерапии" Пояснений к товарной позиции 9019 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включаются устройства для механотерапии, которые используются главным образом для лечения болезней суставов или мышц путем механического воспроизведения разных движений. Механотерапия охватывает только лечение.
Согласно пункту (II) "массажные аппараты" Пояснений к товарной позиции 9019 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию включаются - аппараты для массажа частей тела (живота, ступней, ног, спины, рук от кисти до плеча, кисти, лица и так далее) обычно работают за счет трения, вибрации и так далее. Они могут иметь ручной или силовой привод либо принадлежать электромеханическому типу с двигателем, встроенным в рабочее устройство (вибромассажные приспособления). Особенно последний тип может содержать сменные дополнительные приспособления (обычно из резины), позволяющие применять разные способы воздействия (щетки, губки, плоские или зубчатые диски и так далее).
К данной категории аппаратов относятся простые резиновые валики или аналогичные массажные приспособления. В нее включаются также гидромассажные приспособления для общего или частичного массажа тела под действием воды или смеси воды и воздуха под давлением. Примерами таких устройств являются укомплектованные массажные ванны, снабженные насосами, турбинами или воздуходувками, трубопроводами, устройствами управления и всей необходимой арматурой; устройства для массажа груди под действием воды, распределяемой через ряд небольших наконечников, установленных внутри формы, расположенной над грудью и вращающейся от струи воды, вводимой через гибкую трубку.
Следующие аппараты также рассматриваются как массажные в пределах данной товарной позиции: матрацы, предназначенные для профилактики или лечения пролежней за счет постоянного изменения мест, на которые опирается тело пациента, а также за счет осуществления поверхностного массажного воздействия на ткани, подверженные омертвению.
В свою очередь, согласно техническому описанию, представленному при декларировании, спорные электровибромассажеры представляют собой устройства из пластика, силикона или резины, имеющие внутри электромотор или аккумулятор, при помощи которого обеспечивается интенсивная стимуляция эрогенных зон.
Питание осуществляется от источника постоянного тока (аккумулятора), встроенного в прибор, управление производится кнопками, расположенными на устройстве, подзарядка осуществляется через usb-кабель от источников постоянного тока.
Устройства предназначены для применения с целью гармонизации интимных отношений человека.
Материалами дела подтверждается, что в ходе проведения камеральной таможенной проверки в ответ на требования СКТУ от 02.02.2022 N 20-20/01137, от 23.05.2022 N 20-21/00623 в отношении документов, подтверждающих сведения о декларируемом товаре: паспорт производителя; техническое описание (технический паспорт), отражающее полную информацию о технических характеристиках проверяемого товара; инструкция (руководство) по применению (эксплуатации); область применения, заявитель пояснил, что запрашиваемые документы переданы покупателям, а запрашиваемая информация доступна на сайтах: calexotics.com, one-dc.com, satisfier.com, shots.nl, we-vibe.com.
Согласно информации с указанных сайтов, спорные товары представляют собой вибраторы - секс игрушки, стимулирующие эрогенные зоны для получения сексуального удовлетворения.
В то же время, апелляционный суд принимает во внимание следующее.
Массаж - метод лечения и профилактики заболеваний, совокупность приемов механического воздействия на различные поверхности тела человека, производимых руками массажиста или специальными аппаратами. Если для массажа используются аппараты вибротерапии, то данная технология называется вибромассаж.
Вибротерапия (вибромассаж) - лечебное применение низкочастотных (10-200 ГЦ) механических колебаний при непосредственном контакте вибратора с тканями пациента. При проведении вибромассажа также воздействуют на определенные участки тела пациента согласно конкретным методикам при том или ином заболевании. Используют стабильную или лабильную методику.
Перемещения вибратора производят по правилам массажа. Во всех случаях процедуру вибротерапии должен назначать врач-физиотерапевт с учетом показаний и противопоказаний к данному методу физиотерапии.
Понятие "массажа" неразрывно связано с медицинской сферой, подверженной строгой регламентации (применение определенных методик, продолжительность воздействия, частота и прочее), что с учетом отсутствия каких-либо документов, подтверждающих отнесение к медицинским изделиям и доказанного медицинского/профилактического воздействия на организм человека, не позволяет отнести спорные товары к массажным аппаратам.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что, исходя из Пояснений к товарной позиции 9019 ТН ВЭД ЕАЭС, рассматриваемый товар не является массажным аппаратом, не является устройством механотерапии, не является медицинским изделием, следовательно, не может классифицироваться в товарной позиции 9019 ТН ВЭД ЕАЭС.
Кроме того, заявитель не учитывает следующее.
Названная товарная позиция (9019) включена в группу 90 ТН ВЭД "Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; часы всех видов; музыкальные инструменты; их части и принадлежности", что, в свою очередь, свидетельствует о преимущественном характере использования указанных аппаратов именно в медицинских целях, вопреки утверждению заявителя об обратном.
При этом, Правила государственной регистрации медицинских изделий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила), устанавливают порядок государственной регистрации медицинских изделий, подлежащих обращению на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека (далее - медицинские изделия).
В соответствии с пунктом 6 Правил документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие, позволяющее легитимный оборот указанного медицинского изделия.
Таким образом, в случае классификации спорного товара "аппараты вибромассажные, предназначенные для индивидуального использования с целью гармонизации интимных отношений_" в позиции 9019 ТН ВЭД ЕАЭС, несмотря на отсутствие в описании указанной позиции ссылки на медицинский характер данного изделия, необходимо наличие регистрационного удостоверения на него как на медицинское изделие.
Вместе с тем, Обществом в материалы настоящего дела не представлен ни один документ, подтверждающий принадлежность спорных товаров к медицинским изделиям.
Более того, наличие в описании спорного товара прямого указания на его бытовое использование свидетельствует о невозможности такого использования в любых иных целях, тем более в медицинских.
В то же время, в раздел XVI ТН ВЭД ЕАЭС входят машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности.
В соответствии с пунктом 5 примечаний к разделу XVI термин "машина" означает любую машину, оборудование, механизм, агрегат, установку, аппарат или устройство, входящее в товарные позиции группы 84 или 85.
Согласно тексту товарной позиции 8509 ТН ВЭД ЕАЭС к ней относятся машины электромеханические бытовые со встроенным электродвигателем, кроме пылесосов товарной позиции 8508.
В соответствии с примечанием 4 к группе 85 ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 8509 ТН ВЭД ЕАЭС включаются только следующие виды электромеханических машин, обычно используемых в домашнем обиходе:
а) полотеры, измельчители пищевых продуктов, миксеры и соковыжималки для фруктов или овощей, имеющие любую массу;
б) другие машины массой не более 20 кг.
Пояснениями к товарной позиции 8509 ТН ВЭД ЕАЭС определено, что в данную товарную позицию включаются те виды бытовых машин, в которые встроен электродвигатель.
Термин "бытовые машины" в данной товарной позиции означает устройства, обычно применяемые в быту. Эти машины идентифицируются в соответствии с типом по одному или нескольким параметрам, таким как габариты, тип конструкции, производительность, рабочий объем. Критерием для этих параметров служит то, что устройства, включенные в данную товарную позицию, не должны эксплуатироваться на уровне, превышающем чисто бытовые потребности.
Внутри товарной позиции 8509 ТН ВЭД ЕАЭС предусмотрена следующая детализация:
8509 40 000 0 "измельчители пищевых продуктов и миксеры; соковыжималки для фруктов или овощей";
8509 80 000 0 "приборы прочие";
8509 90 000 0 "части".
Вместе с тем суд установил следующее:
- спорные товары "аппараты вибромассажные, предназначенные для индивидуального пользования с целью гармонизации интимных отношений_", "аппараты электрические вибромассажные, индивидуального использования, интимного назначения, с работой от аккумуляторов или батареек, напряжение до 5В_" представляют собой интимные электрические вибромассажеры - игрушки со встроенным электродвигателем, масса единицы товара с учетом первичной упаковки составляет не более 1 кг;
- ввезенный товар, исходя из прямого указанного в технической документации назначения, является товаром, используемым в быту, и не может быть определен как аппарат массажный, используемый в медицинских целях.
Руководство по эксплуатации, содержащее изображение внешнего вида, сведения о технических характеристиках, комплектации и предназначения вибромассажеров - игрушек, подтверждает то, что товары применяются исключительно на бытовом уровне.
Согласно технической документации стимуляция эрогенных зон происходит за счет вибрации мотора работающего на низких частотах, приводящегося в действие за счет встроенного аккумулятора/электросети, следовательно, спорный товар является электромеханическим.
При этом, каких-либо доказательств обратного заявителем, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено, равно как и не доказана невозможность отнесения спорного товара к товарной позиции 8509 ТН ВЭД ЕАЭС.
При указанных обстоятельствах, учитывая Пояснения к товарной позиции 8509 ТН ВЭД ЕАЭС, сведения о предназначении, принципе действия, сфере использования, весе, габаритах, конструкции спорных товаров в соответствии с ОПИ 1 и 6, суд правомерно установил, что спорные товары подлежат классификации именно в субпозиции 8509 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Машины электромеханические бытовые со встроенным электродвигателем, кроме пылесосов товарной позиции 8508; приборы прочие", ставка ввозной таможенной пошлины по которой составляет 5 %.
В связи с отсутствием документально подтвержденной информации о том, что спорные товары относятся к медицинским изделиям, классификация "аппаратов вибромассажных, предназначенных для индивидуального использования с целью гармонизации интимных отношений_" в товарной позиции 9019 является неправомерной.
Ссылка апелляционной жалобы на заключение ФГБУ РФ "Федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ", судом апелляционной инстанции отклоняется.
Так, суд правомерно установил, что выводы, изложенные в акте экспертного исследования от 07.11.2022 N 7157/20-6-22 (далее - Заключение) относительно принадлежности спорного товара к определенному классификационному коду, не могут являться для таможенного органа доказательством, подтверждающим сведения в части классификации спорного товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку не имеют правового статуса, проведенное исследование имеет свободный характер и выполнено на коммерческой основе.
Кроме того, в рассматриваемом Заключении объектом исследования являются образцы товара в количестве 5-ти штук, а также копии документов в электронном виде.
В то же время, материалами дела подтверждается, что спорный товар реализован вместе с имеющейся документацией, а техническая документация доступна на сайтах: calexotics.com, one-dc.com, satisfier.com, shots.nl, we-vibe.com.
Таким образом, на исследование эксперта был представлен товар, не являющийся объектом таможенного контроля и определить тот ли это товар, решения о классификации которого Общество оспаривает, не представляется возможным.
Также следует учитывать, что в качестве документов и сведений, характеризующих функциональное назначение исследуемого товара, был представлен акт камеральной таможенной проверки Северо-Кавказского таможенного управления от 25.07.2022 N 10800000/210/250722/А000003/000 и копии деклараций на товары.
Следовательно, на исследование не было представлено ни одного из документов, отражающих полную информацию о технических характеристиках спорного товара - инструкция (руководство) по применению (эксплуатации), паспорт производителя, техническое описание (технический паспорт).
Довод апелляционной жалобы о том, что коды товаров, указанных в экспортных декларациях, подлежат обязательному учету при классификации товара, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Пункт 4 статьи 20 ТК ЕАЭС определяет, что коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах (например, экспортная декларация страны вывоза), а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров.
Определения Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2017 N 305-КГ17-13486, от 09.10.2017 N 303-КП 7-8236, на которые ссылается Общество, не содержат подходов к разрешению споров о классификации товаров для таможенных целей с обязательным учетом кодов товаров, указанных в экспортных декларациях, как и положения пунктов 21-22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза".
Порядок и форма решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС утверждена приказом ФТС России от 25.10.2021 N 926 "Об утверждении формы решения о классификации товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, формы решения об изменении решения о классификации товара в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности евразийского экономического союза, порядков их заполнения, а также порядков и сроков принятия указанных решений" (далее - Приказ N 926).
В соответствии с пунктом 14 Приказа N 926, если по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, или таможенной проверки будет выявлена неверная классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, то уполномоченным должностным лицом таможенного органа, проводившего проверку таможенных, иных документов и (или) сведений либо таможенную проверку, принимается решение о классификации товара, форма которого приведена в приложении N 1 к настоящему Приказу.
По результатам таможенной проверки также могут быть приняты решения в сфере таможенного дела, влекущие доначисление и взыскание таможенных платежей, в том числе решение о необходимости внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары.
Порядок и форма решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утверждены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Решение N 289).
Форма решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары в части указания срока предоставления декларанту корректировки декларации на товары содержит пояснение в виде ссылки "2", в соответствии с которой раздел с указанием срока не заполняется.
В соответствии с пунктом 24 Решения N 289 в Республике Армения, Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Российской Федерации КДТ и ее электронный вид, а в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости - также ДТС и ее электронный вид заполняются должностным лицом и направляются одновременно с решением.
Частью 2 статьи 71 Федерального закона N 289-ФЗ предусмотрено, что взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе исходя из принципа налогового учета плательщика (лица, несущего солидарную обязанность).
В соответствии с частью 3 статьей 73 Федерального закона N 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) в виде электронного документа направляется плательщику и (или) лицу, несущему солидарную обязанность, через личный кабинет.
Согласно части 19 статьи 73 Федерального закона N 289-ФЗ срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом, результаты камеральной таможенной проверки, проведенной СКТУ в отношении Общества, послужили основанием для принятия СКТУ Решений о классификации товара, а также основанием для выставления и направления ЦТУ в адрес заявителя Уведомлений о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что Уведомления приняты уполномоченным органом, соответствуют форме, утвержденной приказом ФТС России от 30.10.2018 N 1752, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях СКТУ и ЦТУ нарушения прав и законных интересов Общества.
В силу положений статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами и никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Довод апелляционной жалобы о том, что при принятии обжалуемого судебного акта суд не принял во внимание и не учел все доводы подателя жалобы, не принимаются апелляционной коллегией, поскольку суд, рассматривая дело, дает оценку всем доказательствам в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Отсутствие в мотивировочной части судебного акта выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства, не свидетельствует о том, что оно не оценивалось судом.
Остальные доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Ссылки заявителя на судебную практику применительно к обстоятельствам настоящего дела не являются ни тождественными, ни преюдициально значимыми.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.01.2023 по делу N А40-208516/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-208516/2022
Истец: ООО "С-МАРКЕТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Третье лицо: СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ