г. Владимир |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А38-1026/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.10.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Марийская Теплосетевая Компания" (ИНН 1215165477, ОГРН 1121215005251) на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 20.06.2023 по делу N А38-1026/2023, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Марийская Теплосетевая Компания" о признании недействительным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 27.02.2023 N КУВД-001/2022-49258121/3.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Марийская Тепло-сетевая Компания" (далее по тексту - Общество) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (далее по тексту - Управление) с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение - тепловую сеть протяженностью 24 метра к многоквартирному жилому дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 12:16:0301002:599 по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Прохорова, с приложением технического плана объекта.
Управление уведомлением от 23.11.2022 сообщило о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по причине непредставления документов, необходимых для совершения указанных регистрационных действий, а именно, отсутствие документа, подтверждающего право на использование земельного участка без его предоставления в установленном законом порядке и установления сервитута на период строительства тепловой сети.
Решением 27.02.2023 Управление отказало в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности общества на спорный объект по причинам, указанным в уведомлении о приостановлении государственной регистрации.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле, в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Диагональ".
Решением от 20.06.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на нарушение норм материального и процессуального права.
По мнению Общества, неприменение судом подлежащих применению норм права, содержащихся в части 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, привело к принятию неправильного итогового судебного акта. Постановка на кадастровый учет и государственная регистрация спорной тепловой сети должны были осуществляться только на основании технического плана. Оснований для отказа в кадастровом учете и государственной регистрации в связи с непредставлением вышеуказанных документов у ответчика не имелось.
Полагает, что судом не верно применены часть 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 7 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, пункт 4 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17.08.2017 N 345, поскольку при регистрации подземных линейных объектов, вышеуказанные нормы права не подлежали применению, поскольку на основании части 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации наличие правоустанавливающего документа на земельный участок, под поверхностью которого проложен подземный линейный объект, не требовалось.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регламентированы Федеральным законом N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Основания и порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество предусмотрены главой 3 Закона N 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Документы-основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав перечислены в части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.
Статья 40 Закона N 218-ФЗ регламентирует особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с созданием, реконструкцией, прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства.
Как следует из содержания части 10 названной статьи, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Таким образом, по общему правилу государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданный объект недвижимости осуществляется на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами не требуется получение разрешения на строительство конкретного объекта.
Порядок выдачи разрешений на строительство регулируется статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведен перечень объектов, при строительстве (возведении) которых не требуется выдача разрешения на строительство.
При этом пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативными правовыми актами Правительства РФ также могут устанавливаться случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется.
Так в Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816, включено строительство и реконструкция тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно. В соответствии с проектной документацией (л.д. 108-123) спорная теплосеть является объектом в подземном исполнении, для строительства которого в силу вышеназванного перечня не требуется разрешение на строительство, и, соответственно, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что участвующими в деле лицами не оспаривается.
Таким образом, исходя из правил, установленных частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, в таком случае для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав должен быть представлен технический план объекта и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, в том числе соглашение об установлении сервитута, или документ, подтверждающий в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Как следует из материалов дела, 08.02.2022 муниципальным образованием городской округ "Город Волжск" Республики Марий Эл в лице Волжского городского комитета по управлению имуществом (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Стройгарант" (арендатор) по результатам проведенного аукциона сроком на 10 лет заключен договор аренды N 3320 земельного участка с кадастровым номером 12:16:0301002:599 для возведения многоэтажной жилой застройки. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке (л.д. 55-64, 124-135).
Обществом с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Стройгарант" 04.04.2022 получено разрешение на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Прохорова, поз. 3, на земельном участке с кадастровым номером 12:16:0301002:599 (далее - МКД поз.3).
Обществом с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Стройгарант" (заявитель) и Обществом (исполнитель) 12.07.2022 заключен договор N 22 о подключении к системе теплоснабжения исполнителя новых тепловых энергетических установок объекта заявителя - МКД поз.3.
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Стройгарант" 01.08.2022 изменило наименование на общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Диагональ" (л.д. 66, 68).
Во исполнение договора от 12.07.2022 N 22 Общество построило тепловую сеть к МКД поз.3, о чем 06.09.2022 составлен акт приемки законченного строительством объекта (л.д. 51).
Общество 03.11.2022 обратилось в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на сооружение - тепловую сеть протяженностью 24 метра к многоквартирному жилому дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 12:16:0301002:599 по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Прохорова.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, Общество ограничилось представлением только технического плана на объект.
Довод Общества о том, что договор аренды от 08.02.2022 N 3320, заключенный муниципальным образованием городской округ "Город Волжск" Республики Марий Эл в лице Волжского городского комитета по управлению имуществом (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Стройгарант" является документом, подтверждающим возможность Общества размещать спорную теплосеть без предоставления земельного участка или установления сервитута, правомерно непринят судом в силу следующего.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 тепловые сети, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, включены в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. При этом в силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
На территории Республики Марий Эл таким нормативным актом является Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденное постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17.08.2017 N 345 (далее - Положение N 345), в силу пункта 4 которого размещение таких объектов осуществляется при наличии разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - разрешение), выдаваемого исполнительным органом государственной власти Республики Марий Эл или органом местного самоуправления в Республике Марий Эл, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).
Однако в данном случае у уполномоченного органа отсутствовали основания для выдачи Обществу такого разрешения, поскольку земельный участок с кадастровым номером 12:16:0301002:599 ранее предоставлен на праве аренды обществу с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Диагональ", что в силу подпункта "в" пункта 14 Положения N 345 является основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения.
Таким образом, в данном случае документами, подтверждающими право Общество на использование земельного участка с кадастровым номером 12:16:0301002:599, являются договор аренды от 08.02.2022 N 3320 и договор от 12.07.2022 N 22, заключенный обществом с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Стройгарант" и Обществом о подключении к системе теплоснабжения. Между тем, названные документы Обществом в Управление не направлялись, поэтому не могли быть предметом правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Следовательно, у Управления отсутствовали основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности Общества на спорный объект.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что решение Управления соответствует нормам действующего законодательства.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
При этом Обществу подлежит возврату из федерального бюджета уплаченная по неверным реквизитам государственная пошлина в размере 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 20.06.2023
по делу N А38-1026/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Марийская Теплосетевая Компания" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Марийская Теплосетевая Компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 10.07.2023 N 3158.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-1026/2023
Истец: ООО Марийская теплосетевая компания
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМЭ
Третье лицо: ООО СЗ Диагональ