г. Москва |
|
02 октября 2023 г. |
Дело N А40-1172/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Пирожкова,
судей Ю.Н. Кухаренко, Е.А. Птанской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Д. Лященко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2023 по делу N А40-1172/23,
по иску Департамента промышленности, транспорта и связи Брянской области
к АО "Центральная пригородная пассажирская компания",
третьи лица - ОАО "Российские железные дороги", ООО "Региональный экспресс", о понуждении заключить договор на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении,
при участии в судебном заседании от истца: Воробьева Н.Н. по доверенности от 02.06.2023, от ответчика: Михеев Д.В. по доверенности от 21.06.2022, Морозов С.А. по доверенности от 01.12.2022, от третьих лиц: от ОАО "Российские железные дороги" - Алексеева Е.Е. по доверенности от 14.07.2023, от ООО "Региональный экспресс"- Зиновьева М.С. по доверенности от 14.03.2023,
УСТАНОВИЛ:
Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Акционерному обществу "Центральная пригородная пассажирская компания" о понуждении заключить договор на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Брянской области в 2023 году.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены - ОАО "Российские железные дороги", ООО "Региональный экспресс".
Решением от 04 июля 2023 года по делу N А40-1172/23 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, представитель истца обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Суд нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители ответчика против удовлетворения доводов апелляционной жалобы возражали, решение суда считают законным и обоснованным.
Представители третьих лиц поддерживают позицию ответчика, против удовлетворения доводов апелляционной жалобы возражали, решение суда считают законным и обоснованным.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит предусмотренных законом оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области (далее -Департамент, истец) 23.11.2022 направил (оферта) в адрес АО "Центральная НИК" (ответчик) договор на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Брянской области в 2023 году.
Договоры с аналогичным предметом заключались сторонами, начиная с 2011 года по 2022 год.
В ответ на письмо Департамента от 23.11.2022 АО "Центральная ППК" сообщает о невозможности заключения договора на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2023 году в связи с тем, что не имеет возможности осуществления перевозок ввиду не соответствия АО "Центральная ППК" требованиям предъявленным к перевозчикам в соответствии со статьей 12 Федерального закона N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 года, а именно отсутствием у перевозчика подвижного состава, в связи с передачей состава в аренду ООО "РЭКС" по результатам проведенной конкурсной процедуры.
11.11.2022 в адрес Департамента поступило письмо ООО "РЭКС" в котором Общество выражает готовность осуществления перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Брянской области, имеющее лицензию N 5006263 от 11.12.2014 и готовность заключения договора на 2023 год.
Ответом от 23.11.2022 Департамент отклонил заявку ООО "РЭКС" сославшись на несоответствие перевозчика требования указанным в статье 12 Федерального закона N 17- ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003.
Согласно письму АО "Центральная ППК" от 16.12.2022, подвижной состав, ранее использовавшийся для исполнения обязательств по договорам, передан в аренду ООО "РЭКС" по результатам проведенной конкурсной процедуры.
По мнению Департамента, основанием для отказа в заключении договора АО "Центральная ППК" на транспортное обслуживание в 2023 году является вступивший в законную силу постановление Арбитражного апелляционного суда А40-82179/22, который оставил решение Арбитражного суда города Москвы без изменения, что послужило подписанию Обществом договора на 2022 год на условиях Департамента, исключив из договора лизинговые платежи по приобретению железнодорожного подвижного состава. Таким образом, АО "Центральная ППК" приняло на себя обязательства по транспортному обслуживанию пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Брянской области на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 на условиях и в объеме, определенных договором.
В рамках договора Брянской областью произведена оплата фактически оказанных услуг за 11 месяцев текущего года в сумме 274,6 млн. руб., что свидетельствует об исполнении условий договора со стороны Департамента.
Факт уклонения OA "Центральная ППК" от заключения договора на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Брянской области в 2023 году является нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку АО "Центральная ППК" злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок на территории Брянской области, что побудило Департамент подать заявление в ФАС Росси в порядке требований статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Департамент полагает, что действия АО "Центральная ППК" по необоснованному отказу от заключения договора являются неправомерными, приводят к фактической невозможности получения от субъекта естественной монополии гарантированной законодательством комплексной транспортной услуги по перевозке пассажиров в пригородном сообщении на территории Брянской области по регулируемым государством ценам (тарифам) и к ущемлению интересов как субъекта Российской Федерации так и неопределенного круга лиц, заинтересованных в получении данного вида услуг.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, руководствуясь ст.ст. 421, 426, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Департамента, не заключение ответчиком Договора на организацию транспортного обслуживания не нарушает права истца, единственная цель заключения договора - это обеспечение перевозок населения по конкретным маршрутам, а протяжении 9 месяцев 2023 года перевозки по всем маршрутам, по которым ранее перевозки осуществлялись ответчиком, осуществляет иной перевозчик - ООО "РЭКС", в отличие от АО "Центральная ППК" обладающий необходимым для этого подвижным составом и инфраструктурой. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что иск не направлен на восстановление нарушенных прав истца, что в силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в его удовлетворении.
Доводы Департамента о том, что ответчик не вправе был отказаться от заключения договора на организацию транспортного обслуживания на территории Брянской области на 2023 год, является несостоятельным.
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъект естественной монополии не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство товаров, в отношении которых применяется регулирование, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
Согласно пп. 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается сокращение или прекращение производства пользующегося спросом товара в отсутствие экономического или технологического обоснования для такого сокращения/прекращения производства.
Таким образом, субъект естественной монополии вправе отказаться от оказания услуг в случае отсутствия у него технологической возможности их оказать, а также в случае экономической обоснованности такого отказа, например, ввиду нерентабельности оказания таких услуг.
При этом судом первой инстанции было установлено, что отказ ответчика от заключения договора являлся экономически и технологически обоснованным, так как ответчик не имеет технологической возможности для осуществления пригородных пассажирских перевозок по территории Брянской области в 2023 году, поскольку не обладает собственным подвижным составом и инфраструктурой, необходимой для этого, а единственный собственник поездов и инфраструктуры (ОАО "РЖД") уже передал их в аренду ООО "РЭКС". Кроме того, материалами дела подтверждается, что перевозки по Брянской области нерентабельны для ответчика, поскольку Брянская область не обеспечивает полного возмещения потерь перевозчика в доходах.
Доводы Департамента о том, что ООО "РЭКС" самовольно зашло на рынок Брянской области по перевозке пассажиров в пригородном сообщении, правомерно отклонены судом первой инстанции исходя из следующего.
Положениями статьи 12 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлены основные требования к перевозчику, а именно: наличие лицензии на осуществление всех подлежащих лицензированию в соответствии с федеральным законом видов деятельности при осуществлении перевозок пассажиров; владение железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве; наличие квалифицированных работников; заключение договора об оказании услуг локомотивной тяги, если перевозчик не имеет локомотива, договора об оказании услуг по использованию.
При этом указанные положения Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" не предусматривают к перевозчику такого требования как наличие согласия субъекта РФ на осуществление перевозки пассажиров на его территории.
Так на момент начала осуществления транспортного обслуживания населения на территориях Брянской области ООО "РЭКС" как перевозчик соответствовало требованиям, установленным статьей 12 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", а именно:
1) имело лицензию на осуществление деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров в пригородном сообщении, в дальнем следовании скорыми поездами, в дальнем следовании пассажирскими поездами N 5006263 от 11.12.2014;
2) владело железнодорожным подвижным составом на праве аренды. Договор аренды железнодорожного подвижного состава заключен между АО "Центральная ППК" и ООО "РЭКС" по результатам конкурентной процедуры, в рамках указанного договора также оказываются услуги по предоставлению локомотива (см. Договор N 19/10/22 аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем от 20.12.2022, договор N 20/10/22 аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем от 20.12.2022);
3) имело квалифицированный персонал, оказывающие услуги в рамках агентского договора с АО "Центральная ППК" (агентский договор N 05/12/22 на оформление проездных документов от 05.12.2022; N 07/12/22 на оформление проездных документов от 30.12.2022);
4) между ООО "РЭКС" и ОАО "РЖД" был заключен договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (договор N Д-174/МДИ об оказании услуг по использованию инфраструктуры от 23.12.2022);
5) являлось субъектом естественной монополии (ООО "РЭКС" включено в реестр субъектов естественной монополии, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, раздел I "Железнодорожные перевозки" в соответствии с Приказом ФАС России от 30.12.2022 года за номером 1062/2022).
При этом, данный приказ ФАС был обжалован Департаментом и в рамках дела N А40-6009/23 решением Арбитражного суда города Москвы от 21.03.2023 оставлен в силе.
Более того 28.12.2022 состоялось совещание у заместителя Министра транспорта Российской Федерации по вопросу транспортного обслуживания населения пригородным железнодорожным транспортом по территориям Брянской и Орловской областях на 2023 год при участии губернатора Брянской области, представителей уполномоченных органов Брянской области (Протокол N ВИ-120), в рамках которого представителем АО "Центральная ППК" до сведения Министерства транспорта РФ была доведена информация о невозможности продолжения организации транспортного обслуживания населения на территориях Брянской и Орловской областей в 2023 году по причине роста задолженности от регионов, влияющей на функционирование деятельности перевозчика, предусматривающей отсутствие финансовой и технологической возможности. А также о несоответствии АО "Центральная ППК" требованиям статьи 12 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в виду отсутствия необходимого количества подвижного состава для организации перевозок пассажиров, договора на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также возможности оплаты услуг сторонних организаций, в том числе кредитных, по лизинговому подвижному составу.
По результатам совещания Министерством транспорта РФ было рекомендовано Правительству Брянской области заключить договор на транспортное обслуживание населения с ООО "РЭКС", после включения компании в реестр субъектов естественной монополии.
Таким образом, ООО "РЭКС" приступило к осуществлению перевозочной деятельности на территории Брянской области с 01.01.2023 после получения соответствующей поручения Министерства транспорта Российской Федерации, которое нашло отражение в Протоколе N ВИ-120 от 28.12.2023.
Также в целях исполнения Протокола N ВИ-120 от 28.12.2023 ООО "РЭКС" направило в ФАС России заявление о включении его в реестр субъектов естественной монополии на территориях Брянской и Орловской областей.
В соответствии с Приказом ФАС "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль" от 30.12.2022 за номером 1062/2022 (Приказ ФАС России 1062/2022) ООО "РЭКС" включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственные регулирование и контроль, в раздел I "Железнодорожные перевозки" под регистрационным номером 50/1/2.
Таким образом, довод Департамента о самовольном осуществлении перевозок на территории Брянской области со стороны ООО "РЭКС" не нашел подтверждения и обоснованно был отклонен судом первой инстанции.
В апелляционной жалобе Департамент полагает, что расходы ООО "РЭКС" на аренду подвижного состава существенно превышают аналогичные расходы ответчика на 2023 год, что противоречит обстоятельствам дела.
Свою позицию истец основывает на сведениях, содержащихся в письме от 11.11.2022 N 21411-22 "Сравнительный расчет плановых расходов на перевозки в 2023 год по перевозчикам ООО "РЭКС" и АО "Центральная ППК". В частности, по мнению Департамента, из пункта 1.2.2 "Арендные платежи за рельсовые автобусы, работающие в пассажирских перевозкам в пригородном сообщении" следует, что АО "Центральная ППК" предъявляет расходы в размере 7 697 руб., а ООО "РЭКС" - 442 610 руб.
Ответчик пояснил, что его расходы в 2023 году и заявленные ООО "РЭКС" расходы не отличаются ввиду того, что ответчик был создан ОАО "РЖД" и при создании не был наделен собственным подвижным составом, который остался у ОАО "РЖД". В этой связи ответчик или арендует подвижной состав у ОАО "РЖД", уплачивая за это арендную плату, или приобретет его в лизинг, уплачивая за это лизинговые платежи. Общий размер затрат (сумма арендных и лизинговых платежей) ответчика на приобретение подвижного состава в 2023 году составила 443 289 000 руб., в том числе 435 592 000 руб. на оплату платежей по лизинговым поездам, а не 7 697 000 руб., как ошибочно указывает истец.
Таким образом, ссылка на то, что замена перевозчика с АО "Центральная ППК" на ООО "РЭКС" повлекло многократное увеличение расходов, подлежащих возмещению за счет областного бюджета, документально не обоснована.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, рассмотрены судом апелляционной инстанции, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и неверному толкованию действующего законодательства, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, суд оценив их в совокупности на основании статей 67 - 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал им надлежащую оценку, что и отразил в мотивировочной части решения.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2023 по делу N А40-1172/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Судьи |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1172/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРИГОРОДНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКСПРЕСС"