Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 февраля 2024 г. N Ф07-21679/23 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А56-1446/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Пиецкой Н.С.
при участии:
от заявителя: Яковлев А.А. по доверенности от 10.09.2023
от заинтересованного лица: Ковалевич В.В. по доверенности от 30.05.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26432/2023) ООО "КЛИН-ОК" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.06.2023 по делу N А56-1446/2023, принятое
по заявлению ООО "КЛИН-ОК"
к Северо-Западному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Клин-Ок" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании пунктов 1, 2, 5, 7 предписания Северо-Западного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, административный орган) от 07.09.2022 N 129-ВВ/2022.
Решением суда от 13.06.2023 оспариваемое предписание Управления в части пункта 2 признано недействительным, в удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований. Податель жалобы указывает, что в положениях N 89-ФЗ отсутствуют нормы, запрещающие перемещение отходов производства и потребления (за исключением ТКО) из субъекта РФ в другой субъект РФ, административный орган не доказал факт нарушения Обществом норм и положений действующего законодательства РФ. Ссылается на то, что тот факт, что покрышки находились на территории полигона, Общество не оспаривает, но не согласно с выводом о том, что такие покрышки были захоронены в толще тела Полигона. Указывает, что суд первой инстанции неверно сделал вывод о том, что Обществом произведены ремонтные работы в нарушение положений проектной документации, не учитывая тех фактов, что, бревенчатая обваловка является временным (вспомогательным) условием для дальнейшего производства ремонтных работ в соответствии с требованиями проектной документации, а так же, что на момент проведения проверки Административным органом, ремонтные работы со стороны Общества не были завершены в полном объеме.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Управления просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстацнии проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по итогам внеплановой выездной проверки (акт выездной проверки от 07.09.2022; далее - проверка), проведенной в отношении ООО "Клин-Ок" 07.09.2022 Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 129-ВВ/2022, согласно которому Обществу предписывалось в срок до 01.02.2023 устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с указанным Предписанием Управления в части пунктов 1, 2, 5, 7, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности пункта 2 предписания, в удовлетворении остальной части требований отказал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
На основании части 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
Полигон твердых коммунальных отходов в 219 квартале Чудовского лесничества Новгородской области (далее - Полигон) внесен в ГРОРО. регистрационный номер 53-00019-3-00518-31102017.
На основании части 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 30 части 1 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
ООО "Клин-Ок" имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов | - IV классов опасности от 07.08.2017 N (53)-4182-СТОУР. Виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: сбор отходов I - IV классов опасности, транспортирование отходов I - IV классов опасности, обработка отходов IV класса опасности, утилизация отходов IV класса опасности, размещение (захоронение) отходов III - IV. Места осуществления лицензируемого вида деятельности Новгородская область, г. Чудово, Грузинское шоссе, стр. 8, пом. 9; Новгородская область, Чудовский район, Успенское сельское поселение, д. Торфяное, территория "Полигон ТБО" сооружение 1, кадастровый номер объекта 53:20:0410301:251; кадастровый номер земельного участка 53:20:0410301:139. Лицензия предоставлена бессрочно.
На основании части 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.
Согласно пункту 1 Предписания на Полигоне твердых коммунальных отходов в 219 квартале Чудовского лесничества Новгородской области для захоронения принимаются отходы (за исключением твердых коммунальных отходов) территории субъекта не предусмотренного Территориальной схемой обращения отходами Новгородской области, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства Новгородской области от 27.12.2021N 13, что является нарушением части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 No 7-ФЗ "06 охране окружающей среды", абзацев 1-2 части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
По пункту 1 предписания Общество указывает, что, принимая для захоронения отходы с территории субъекта РФ, не предусмотренного Территориальной схемой, оно не нарушает требования федеральных норм и правил и иных требований в области обращения с отходами.
Суд первой инстанции правомерно отклонил указанные доводы Общества.
На основании статьи 34 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу части 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 89-ФЗ порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами и порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 (далее - Правила N 1130).
Согласно пункту 11 Правил N 1130 раздел территориальной схемы "Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов" содержит сведения о соотношении количества образующихся на территории субъекта Российской Федерации и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов (по видам и классам опасности отходов) и количественных характеристик их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, передачи в другие субъекты Российской Федерации для последующих обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, в том числе:
ж) о количестве отходов, поступивших из других субъектов Российской Федерации для последующих обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно пункту 12 Правил N ИЗО Раздел территориальной схемы "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит:
а) графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, указанных в подпункте "а" пункта 10 настоящих Правил и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, а также информацию о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов.
Согласно пункту 4 Введения Территориальной схемы она разработана в целях организации и осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Новгородской области в соответствии с нормативно -правовыми актами, в том числе Законом N 89-ФЗ, Правилами N 1130.
На основании изложенного, поступление на территорию Новгородской области отходов, в том числе и промышленных, с территорий иных субъектов возможно лишь в случае, если такое поступление было предусмотрено Территориальной схемой, в том числе было включено в Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов Территориальной схемы.
Однако, Территориальной схемой не предусмотрено поступление отходов на территорию Новгородской области для их захоронения на объектах размещения отходов, расположенных на территории Новгородской области, с территорий иных субъектов (приложения к Территориальной схеме: А18. Схема потоков отходов производства и потребления за исключением ТКО; Г1. Графическое изображение существующей схемы транспортирования отходов).
Территориальная схема содержится на официальном сайте Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (http://leskom.nov.ru/, раздел "Экология" -" раздел "Департамент охраны окружающей среды и выдачи разрешительных документов" -> раздел "Территориальная схема обращения с отходами Новгородской области 2021").
Полигон твердых коммунальных отходов в 219 квартале Чудовского лесничества Новгородской области, расположенный по адресу: Новгородская обл., Чудовский муниципальный район, Успенское сельское поселение, д. Торфяное, территория "Полигон ТБО" сооружение 1, кадастровый номер объекта 53:20:0410301:251, кадастровый номер земельного участка 53:20:0410301:139, объект 49-0153-000359-П, I категория негативного воздействия на окружающую среду (далее - Полигон), предоставлен Обществу во временное владение и пользование на праве аренды на основании договора аренды от 20.10.2017 N 1 между Обществом с ограниченной ответственностью "Агентство по рециклингу отходов" и ООО "Клин-Ок" (далее - Договор), письма Администрации Чудовского муниципального района от 19.12.2016 N 3648/IV.3. Акт приема - передачи недвижимого имущества от 01.12.2017.
Пунктом 3.2.3 Договора установлено, что арендатор (Общество) обязуется использовать недвижимое имущество, в состав которого входит Полигон, в том числе в соответствии с Концессионным соглашением от 21.04.2016 N 1. Пунктом 47 указанного Концессионного соглашения не предусмотрен ввоз отходов для захоронения на Полигоне с территорий других регионов Российской Федерации.
Строительство Полигона осуществлялось в соответствии с проектной документацией "Полигон твердых бытовых отходов в 219 квартале Чудовского лесничества Новгородской области", разработчик Открытое акционерное общество "Институт Новгородинжпроект", 2014 год (далее -Проектная документация), которая получила положительное заключение экспертной комиссии по рассмотрению материалов проектной документации "Полигон твердых бытовых отходов в 219 квартале Чудовского лесничества Новгородской области", утверждено приказом Управления Росприроднадзора по Новгородской области от 11.12.2014 N 875 (далее - Заключение).
Проектной документацией также не предусмотрено поступление отходов, в том числе промышленных, для захоронения на Полигоне с территории иных субъектов (раздел 5, подраздел 5.3, том 9, стр. 25 (стр.22 Приложение 5 "Перечень отходов ПТБО г.Чудово").
Доказательств того, что на момент проверки в Проектную документацию, Территориальную схему, Договор были внесены изменения, которые позволили бы принимать Обществу отходы с территории других субъектов Российской Федерации Обществом не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал пункт 1 предписания законным и обоснованным.
Согласно пункту 5 Предписания на Полигоне захораниваются отходы, запрещенные к захоронению.
Довод Общества о том, что оно не осуществляет захоронение отходов, запрещенных к приему, противоречит фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Так, в ходе проверки при осмотре территории полигона было установлено, что в массе захороненных отходов находятся отходы, запрещенные к захоронению: покрышки пневматических шин, отходы пленки полиэтилена. Факты обнаружения на Полигоне отходов пленки полиэтилена и покрышек пневматических шин подтверждаются материалами проверки.
Общество указывает, что, если в процессе разгрузки обнаружен запрещенный отход, то он возвращается с этой же машиной по акту возврата, если обнаружен в процессе изоляции, то составляется акт, отходы (шины) складируются в специальный контейнер и затем по акту возврата возвращаются обратно.
Между тем, при проверке запрещенные к захоронению отходы лежали не в специальном контейнере, а на самом полигоне, который является объектом захоронения отходов, что подтверждается видеоматериалами.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал пункт 5 предписания законным и обоснованным.
Согласно пункту 7 Предписания в нижней части Северо-Западного откоса Полигона твердых коммунальных отходов в 219 квартале Чудовского лесничества Новгородской области ведутся работы по ремонту ограждающей дамбы путем укрепления ee бревнами, что не соответствует Проектной документации "Полигон твердых бытовых отходов в 219 квартале Чудовского лесничества Новгородской области", разработчик Открытое акционерное общество "институт Новгородинжпроект", 2014 N , получившей положительное заключение экспертной комиссии по рассмотрению материалов проектной документации "Полигон твердых бытовых отходов в 219 квартале Чудовского лесничества Новгородской области", утверждено приказом Управления Росприроднадзора по Новгородской области от 11.12.2014 N 875, что является нарушением ч.1 ст.34, ч.1 ст.51 Закона N7-ФЗ, ч.2 ст. 11 Закона N89-ФЗ.
Общество указывает что, если в Проектной документации, получившей положительное Заключение, отсутствует информация о правилах проведения ремонтных работ ограждающей дамбы и прочего, следовательно, Общество имеет право проводить работы по ремонту по собственному усмотрению.
Указанный довод правомерно отклонен судом первой инстацнии.
Проектная документация получила положительное Заключение.
Согласно пункту 8 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 настоящей статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию.
Таким образом, все ремонтные работы, которые проводятся на объекте, реализованном по проектной документации, получившей положительное заключение экологической экспертизы, должны проводиться только в соответствии с указанной проектной документацией. В проектной документации указано, что ограждающая дамба выполнена из глины, а не из бревен (раздел 5, подраздел 5.3, том 9, стр. 67 (стр.35, разрез 1-1). Оборудование участка ограждающей дамбы бревнами является нарушением её целостности. Кроме того, брёвна способствуют проникновению фильтрата, образующегося в теле полигона, не задерживают его в отличие от глины.
Таким образом, оспариваемый пункт 7 предписания правомерно признан судом соответствующим нормам действующего законодательства.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, пришел к верным выводам о правомерности пунктов 1, 5, 7 оспариваемого Предписания, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
Пункты 1, 5, 7 предписания выданы Управлением в пределах предоставленных полномочий, не возлагают на заявителя не предусмотренных законом обязанностей, в связи с чем оснований для признания их недействительными не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 июня 2023 года по делу N А56-1446/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клин-Ок" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-1446/2023
Истец: ООО "КЛИН-ОК"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-21679/2023
06.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26432/2023
04.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26432/2023
13.06.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-1446/2023