г. Киров |
|
06 октября 2023 г. |
Дело N А82-19715/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Горева Л.Н.,
судей Овечкиной Е.А., Савельева А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Братухиной Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Занина Александра Александровича
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.06.2023 по делу N А82-19715/2022
по иску индивидуального предпринимателя Занина Александра Александровича (ИНН: 410114915802, ОГРН: 304410123700042)
к Территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля (ИНН: 7604017909, ОГРН: 1027600682526) и
муниципальному бюджетному учреждению "Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство" города Ярославля
(ИНН: 7604259633, ОГРН: 1147604005515)
о признании действий незаконными и об обязании возвратить имущество,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Занин Александр Александрович (далее - Предприниматель, истец, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля (далее - Администрация) о признании незаконным действия Администрации, выраженные в изъятии, удержании имущества (электросамокаты Red Light, маркированные номерами 000301, 000306, 000323, 000325, 000327, 000341, 000345, 000349, 000360, 000366, 000370, 000371, 000378, 000384, 000389, 000393, 000398, 000403, 000419, 000422, 000424, 000432, 000434) и возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов, а также к муниципальному бюджетному учреждению "Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство" города Ярославля (далее - Предприятие) об обязании Предприятия осуществить возврат имущества Предпринимателя - электросамокаты в количестве 23 штук.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 11.06.2023 в удовлетворении требований отказано.
Предприниматель с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.06.2023 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, электросамокаты не были размещены самовольно; у сотрудников Администрации не имелось полномочий изымать их. Информация о перемещении самовольного объекта должна размещаться на портале города Ярославля с указанием даты размещения, что обеспечивает владельцу такого объекта право на самостоятельное удаление самовольного объекта в течение одного дня со дня выявления самовольного объекта без несения дополнительных обязательств (расходов). При этом никаких требований об удалении электросамокатов с мест их расположения до момента их изъятия, а также документов об их изъятии истец не получал; информация о местоположении электросамокатов на территории Предприятия стала известна истцу только на основании данных геолокации из мобильного приложения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.07.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25.07.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу доводы Предпринимателя отклонила, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание отложено до 04.10.2023.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец осуществляет предпринимательскую деятельность по предоставлению аренды электросамокатов с помощью мобильного приложения (дополнительный вид деятельности - прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров (ОКВЭД -77.21). Предпринимателю на праве собственности принадлежат электросамокаты, что подтверждается агентским договором от 22.03.2021 N 4, отчетом агента принципалу от 30.06.2021 N 26, товарной накладной от 01.07.2021 N 40.
В период с 01.07.2022 по 19.08.2022 сотрудниками Администрации на территории общего пользования города Ярославля были выявлены самовольно размещенные объекты сферы услуг в области досуга - электросамокаты Red Light в количестве 20 штук, маркированные номерами 000301, 000306, 000323, 000325, 000327, 000345, 000349, 000366, 000370, 000371, 000378, 000384, 000389, 000393, 000403, 000419, 000422, 000424, 000432, 000434, о чем были составлены акты обследования.
Указанные выше электросамокаты на основании актов перемещения самовольного размещенного объекта сферы услуг в области досуга были перемещены в место для временного хранения: г. Ярославль, ул. Магистральная, д. 5 (территория Предприятия).
В октябре 2022 года Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о возврате имущества (получено ответчиком 10.10.2022) - электросамокатов Red Light в количестве 24 штук, маркированных номерами 000349, 000378, 000422, 000301, 000306, 000323, 000325, 000327, 000345, 000366, 000370, 000384, 000389, 000393, 000403, 000419, 000432, 000434, 000371, 000378, 000424, 000381, 000427, указав, что имущество принадлежит ему на праве собственности.
Письмом от 14.10.2022 N 01-09/4921-27 Администрация сообщила Предпринимателю о нахождении электросамокатов в количестве 20 штук у Предприятия на ответственном хранении и об отсутствии оснований для возврата указанных электросамокатов до возмещения расходов, понесенных в связи с их перемещением в место временного хранения и оплаты услуг ответственного хранения.
В адрес Предпринимателя направлен счет от 13.10.2022 N 00000046 на оплату расходов в связи с перемещением самовольного объекта в место временного хранения и его хранением.
Посчитав указанные выше действия Администрации незаконными, Предприниматель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В пункте 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень таких объектов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", который относит к ним пункты проката самокатов и другого спортивного инвентаря, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 25).
Порядок и условия размещения указанных объектов определены Порядком и условиями размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов на территории Ярославской области, утвержденными постановлением Правительства Ярославской области от 02.04.2015 N 366-п (далее - Порядок N 366-п).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 366-п размещение объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов (далее - разрешение), выданного органом исполнительной власти Ярославской области или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган).
Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и направляется заявителю в течение следующего рабочего дня (пункт 6 Порядка N 366-п).
Согласно абзацу второму пункта 2.6.8.5 Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 30.01.2004 N 306, владелец средств индивидуальной мобильности для организации отдыха и развлечения населения обязан оформить использование места проката на законных основаниях.
Постановлением мэрии города Ярославля от 24.05.2007 N 1592 утвержден Порядок выявления, перемещения, временного хранения объектов сферы услуг в области досуга, самовольно размещенных на территории общего пользования города Ярославля (далее - Порядок N 1592).
Под самовольно размещенными объектами сферы услуг в области досуга понимаются объекты сферы услуг в области досуга, размещенные на территориях общего пользования города Ярославля вне мест, определение которых отнесено к компетенции мэрии города Ярославля, а равно в отсутствие законных оснований для использования таких мест.
Согласно пункту 3 Порядка N 1592 выявление самовольно размещенных объектов сферы услуг в области досуга (далее - самовольный объект) осуществляется соответствующей территориальной администрацией мэрии города Ярославля (далее - территориальная администрация) на основании сообщений, обращений, заявлений (жалоб) физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также в ходе осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка N 1592 территориальная администрация проводит обследование места размещения объекта сферы услуг в области досуга с составлением акта обследования по форме согласно приложению 1 к Порядку. При обследовании места размещения объекта сферы услуг в области досуга осуществляется фотофиксация. Акт вместе с приложениями к нему в день его составления направляется в МКУ "Организационно-информационная служба мэрии города Ярославля" (далее - учреждение) для размещения на портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - портал города Ярославля). Размещение акта и приложений к нему на портале города Ярославля осуществляется в день поступления с указанием даты размещения.
В силу пунктов 6.2, 7 Порядка N 1592 если на месте размещения выявленного самовольного объекта отсутствует лицо, указанное в абзаце пятом пункта 2 Порядка, территориальная администрация в день выявления самовольного объекта организует перемещение самовольного объекта с территории общего пользования города Ярославля в место для временного хранения за счет средств бюджета города Ярославля. Перемещение самовольного объекта фиксируется актом перемещения по форме согласно приложению 3 к Порядку. Акт перемещения составляется в день перемещения и в тот же день направляется территориальной администрацией в учреждение для размещения на портале города Ярославля. Размещение акта перемещения на портале города Ярославля осуществляется в день его поступления с указанием даты размещения.
В рассматриваемом случае факт выявления самовольно размещенных объектов сферы услуг в области досуга - электросамокатов Red Light в количестве 20 штук, маркированных номерами 000301, 000306, 000323, 000325, 000327, 000345, 000349, 000366, 000370, 000371, 000378, 000384, 000389, 000393, 000403, 000419, 000422, 000424, 000432, 000434, и последующего перемещения данных объектов с территории общего пользования города Ярославля в место для временного хранения подтвержден документально (акты обследования и акты перемещения, т. 1 л. 68-148).
Обстоятельства, зафиксированные в данных актах, истцом документально не опровергнуты; разрешение на использование земель в целях размещения пунктов проката электросамокатов по форме, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 02.04.2015 N 366-п, в материалы дела не представлено. Таким образом, оснований полагать, что электросамокаты были размещены Предпринимателем на территории общего пользования города Ярославля на законных основаниях, не имеется.
Аргументы истца о том, что акты обследования и акты перемещения не были опубликованы портале города Ярославля не соответствуют действительности: соответствующие документы были размещены в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте city-yaroslavl.ru (раздел "Город", подраздел "Сведения о перемещении самовольно размещённых объектов сферы услуг в области досуга") в день их составления.
Аргументы заявителя о том, Администрация должна была вручить Предпринимателю информационное сообщение, содержащее предписание об удалении самовольного объекта, основано на неверном толковании пункта 6.1 Порядка N 1592, согласно которому указанное информационное сообщение вручается, если на месте размещения выявленного самовольного объекта присутствует лицо, предоставляющее его в прокат (аренду, пользование) третьим лицам. Между тем, из материалов дела не следует, что в период с 01.07.2022 по 19.08.2022 при составлении актов обследования в местах размещения электросамокатов присутствовал Предприниматель или его представитель.
При таких обстоятельствах, действия Администрации, выразившиеся в изъятии электросамокатов Red Light в количестве 20 штук, маркированных номерами 000301, 000306, 000323, 000325, 000327, 000345, 000349, 000366, 000370, 000371, 000378, 000384, 000389, 000393, 000403, 000419, 000422, 000424, 000432, 000434, являются законными.
Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статья 301 ГК РФ).
Как разъяснено в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.
По смыслу статьи 301 ГК РФ в предмет доказывания по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения входят обстоятельства: наличия права собственности (или иного законного права) истца на истребуемое индивидуально-определенное имущество, наличие спорного имущества в натуре, незаконность владения ответчиком, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи. Ответчиком по виндикационному требованию является незаконный владелец, обладающий вещью без надлежащего правового основания либо по порочному основанию приобретения.
В рассматриваемом случае истец не представил доказательств, свидетельствующих об отсутствии между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи.
Напротив, в соответствии с пунктом 10 Порядка N 1592 возврат самовольного объекта собственнику осуществляется организацией, ответственной за хранение объекта, в день обращения собственника при наличии следующих условий в совокупности:
- самовольный объект не принят в муниципальную собственность;
- предъявлены документы, подтверждающие право собственности на самовольный объект, а также полномочия представителя собственника (при обращении представителя собственника);
- предъявлены документы, подтверждающие возмещение в бюджет города Ярославля расходов, понесенных в связи с перемещением самовольного объекта в место временного хранения и его хранением.
Информация о расходах, понесенных в связи с перемещением самовольного объекта в место для временного хранения и его хранением, и реквизиты для перечисления денежных средств предоставляются территориальной администрацией собственнику самовольного объекта в течение 3 рабочих дней со дня обращения.
Письмом от 14.10.2022 N 01-09/4921-27 Администрация сообщила Предпринимателю об отсутствии оснований для возврата электросамокатов до возмещения расходов, понесенных в связи с их перемещением в место временного хранения и оплаты услуг ответственного хранения.
Учитывая изложенное, удержание электросамокатов Red Light в количестве 20 штук, маркированных номерами 000301, 000306, 000323, 000325, 000327, 000345, 000349, 000366, 000370, 000371, 000378, 000384, 000389, 000393, 000403, 000419, 000422, 000424, 000432, 000434, выступает способом обеспечения исполнения обязательства по оплате расходов, связанных с перемещением данного имущества в место временного хранения и его хранением (пункт 1 статьи 359 ГК РФ).
Документы, подтверждающие возмещение ответчику расходов, понесенных в связи с перемещением указанных выше электросамокатов в место временного хранения и их хранением, в материалы дела не представлены. В связи с чем, действия Администрации по удержанию имущества Предпринимателя признаются судом законными.
Необходимо также отметить, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об изъятии электросамокатов Red Light в количестве 3 штук, маркированных номерами 000341, 000360, 000398, сотрудниками Администрации и последующей их передаче на временное хранение Предприятию. При этом истец не представил документы, свидетельствующие о нахождении данных электросамокатов на территории Предприятия.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции в сложившейся ситуации не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения по приведенным в апелляционной жалобе доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.06.2023 по делу N А82-19715/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Занина Александра Александровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.Н. Горев |
Судьи |
Е.А. Овечкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-19715/2022
Истец: ИП Занин Александр Александрович
Ответчик: Территориальная администрация Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля
Третье лицо: Муниципальное бюджетное учреждение "Городское садово-парковое хозяйство и зеленое строительство" города Ярославля, МУП т "Городское садово-парковое хозяйственное