г. Санкт-Петербург |
|
06 октября 2023 г. |
Дело N А26-10577/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Новиковой Е.М., Пономаревой О.С.
при ведении протокола судебного заседания: Пановой А.М.
при участии: согласно протоколу
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27846/2023) Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.07.2023 по делу N А26-10577/2022, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго"
к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
3-е лицо: государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам
о призвании бездействия незаконным
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с требованиями к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - ответчик, Минтсрой, Министерство):
1. Признать незаконными бездействия Министерства, выразившиеся в неосуществлении действий по ежегодной актуализации схем теплоснабжения на территории Лахденпохского городского поселения, Куркиёкского сельского поселения, Мийнальского сельского поселения, Хийтольского сельского поселения, Элисенваарского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия, Сортавальского городского поселения, Вяртсильского городского поселения, Кааламского сельского поселения, Хаапалампинского сельского поселения, Хелюльского городского поселения Сортавальского муниципального района Республики Карелия, Олонецкого городского поселения, Видлицкого сельского поселения, Ильинского сельского поселения, Коверского сельского поселения, Коткозерского сельского поселения, Куйтежского сельского поселения, Мегрегского сельского поселения, Михайловского сельского поселения, Туксинского сельского поселения Олонецкого муниципального района Республики Карелия, Питкярантского городского поселения, Импилахтинского сельского поселения, Ляскельского сельского поселения, Салминского сельского поселения, Харлусского сельского поселения Питкярантского муниципального района Республики Карелия (далее - территории поселения) и по присвоению статуса единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО);
2. Обязать Министерство осуществить действия по актуализации схем теплоснабжения по указанным территориям поселений;
3. Обязать Министерство присвоить статус ЕТО в схемах теплоснабжения по указанным территориям поселений путем подтверждения статуса истца в качестве ЕТО.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Комитет).
Решением суда от 18.07.2023 требования удовлетворены частично, суд признал незаконным как не соответствующее Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" бездействие Министерства, выразившиеся в неосуществлении действий по ежегодной актуализации схем теплоснабжения на территории поселений, обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем осуществления действий по актуализации схем теплоснабжения территорий поселений, в удовлетворении остальной части требований отказал.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что оснований для удовлетворения требований не имелось, поскольку Общество не соответствует критериям ЕТО, ввиду чего не является субъектом, чьи интересы нарушены бездействием Минстроя. При этом, как указывает ответчик, им предприняты все возможные действия для актуализации схем теплоснабжения (неоднократно направлялись предложения о необходимости предусмотреть в бюджете Республики Карелия средства для организации работы по актуализации схем теплоснабжения, заключен с ООО "Азия Строй" контракт от 20.12.2019 N 16аэф-19, который не был исполнены контрагентом), в то же время, Обществу предлагалось самому провести работы по актуализации схем теплоснабжения тех муниципальных образований, в которых Общество осуществляет деятельность по теплоснабжению, однако Общество указанное предложение было проигнорировано.
В судебном заседании истец против удовлетворения жалобы ответчика возражал по основаниям мотивированного отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в силу статьи 156 АПК РФ спор рассмотрен в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истец осуществляет эксплуатацию тепловых сетей и источников теплоснабжения в Лахденпохском, Сортавальском, Олонецком, Питкярантском муниципальных районах Республики Карелия в соответствии с договором аренды государственного теплоэнергетического имущества от 13.05.2013 N 51 (т.1 л.д.42-66).
В соответствии с Положением о Министерстве, утв.Постановлением Правительства Республики Карелия от 9 июля 2013 N 216-П, утверждение схем теплоснабжения поселений и городских округов с численностью населения менее 500 тыс. человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации (ЕТО), относится к полномочиям Министерства. Соответственно, полномочия по утверждению схем теплоснабжения поселений и городских округов численностью населения менее 500 тыс. человек в Республике Карелия и их ежегодной актуализации с указанной даты осуществляет Министерство (уполномоченный орган).
В соответствии с Комплексным планом мероприятий по техническому обследованию и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия и мероприятий, направленных на снижение потерь в сетях, утв. Распоряжением Главы Республики Карелия от 25.05.2022 N 257-р, в сфере теплоснабжения Министерство указано исполнителем актуализации схем теплоснабжения поселений, городских округов со сроком исполнения ежегодно до 31 декабря (п. 1.2 Плана).
Общество неоднократно обращалось в адрес Министерства с вопросом о необходимости документального подтверждения статуса ЕТО, а также об актуализации схем теплоснабжения (письма от 22.03.2022 N 1715, от 07.04.2022 N 2219, от 18.10.2022 N 6498), но данные обращения остались без удовлетворения, что и явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества частично, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 (далее - Постановление N 154) в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" утверждены требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения.
Согласно части 1 статьи 1 Постановления N 154, документ устанавливает требования к составу схем теплоснабжения поселений, городских округов, городов федерального значения (далее - схемы теплоснабжения), разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного тепло снабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий, с учетом особенностей правового регулирования, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении" для ценовых зон теплоснабжения.
Из пункта 10 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением N 154, следует, что схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 этих Требований. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной схемы теплоснабжения, является конечная дата периода действия схемы теплоснабжения.
Вопреки указанному императивному положению, Министерство не проводило актуализацию схем теплоснабжения муниципальных образований, расположенных на территории Лахденпохского, Сортавальского, Олонецкого, Питкярантского муниципальных районов Республики Карелия с момента их утверждения.
Все вышеуказанные схемы теплоснабжения не актуализировались Министерством, данными схемами не присвоен статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО), за исключением схемы теплоснабжения Питкярантского городского поселения.
Как следует из письма Министерства от 14.04.2022 N 5064/15-17/МСЖКХиЭ-и (т.1 л.д.13), утвержденные схемы теплоснабжения муниципальных образований размещены на официальном сайте Министерства. Этим же письмом Министерство информирует, что в настоящее время в бюджете Республики Карелия средства на актуализацию схем теплоснабжения муниципальных образований не предусмотрены.
При этом, в разделах под названием "Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций)" схем теплоснабжения, размещенных в сети интернет по адресу https://energy.gov.karelia.ru/about/4561/ (данный адрес приведен в письме Минстроя РК от 14.04.2022 N 5064/15-17/МСЖКХиЭ-и) содержится информация о том, что Общество "предлагается признать Единой теплоснабжающей организацией".
Распорядительные акты о присвоении Обществу статуса единой теплоснабжающей организации на сайте отсутствуют, в адрес Общества не направлялись. Указанные документы суду также не представлены.
Общество неоднократно обращалось в адрес Министерства с вопросом о необходимости документального подтверждения статуса ЕТО, а также об актуализации схем теплоснабжения (письма от 22.03.2022 N 1715, от 07.04.2022 N 2219, от 18.10.2022 N 6498), но данные обращения остались без удовлетворения.
Бездействие министерства нарушает законные интересы Общества в сфере осуществляемой предпринимательской деятельности, а именно создают административный барьер при регулировании тарифов на тепловую энергию, в частности платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности, установление которой возможно для Общества при наличии статуса единой теплоснабжающей организации.
Отсутствие документального подтверждения статуса ЕТО на территории муниципальных образований, в границах которых Общество осуществляет деятельность по теплоснабжению, препятствует установлению платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности.
Так, согласно п. 113 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности устанавливается органами регулирования за услуги, оказываемые: регулируемыми организациями, мощность тепловых источников и (или) тепловых сетей которых используется для поддержания резервной мощности в соответствии со схемой теплоснабжения, - для оказания указанных услуг единой теплоснабжающей организации; единой теплоснабжающей организацией в зоне ее деятельности -для оказания таких услуг предусмотренным пунктом 115 настоящего документа категориям (группам) социально значимых потребителей, находящимся в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации.
Указанное обстоятельство подтверждается тем, что Обществу было отказано в установлении платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности, что отражено в письме Госкомитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 19.08.2022 г N 2639/13-07/КЦТ-и (т.1 л.д.21).
Согласно пункту 5 Правил N 808 для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган исполнительной власти города федерального значения, уполномоченные на разработку схемы теплоснабжения, в течение 1 месяца со дня размещения в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также со дня размещения решения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности. К указанной заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии или с квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, подписанной электронной подписью уполномоченного лица соответствующего налогового органа.
Таким образом, как верно заметил суд первой инстанции, первоочередным действием является размещение уполномоченным органом проекта схемы теплоснабжения в установленном порядке и как производное действие следует подача заявки теплоснабжающей организации для присвоения статуса ЕТО.
Однако, Министерство длительное время не осуществляет каких-либо действий, связанных с актуализацией схем теплоснабжении в зонах присутствия Общества, при том, что пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 установлено, что схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, и обязанность по реализации данной функции уполномоченного органа не поставлена законодателем в зависимость от наличия или отсутствия заявок теплоснабжающих организаций для присвоения статуса ЕТО.
Соответственно, именно незаконное бездействие Министерство по актуализации схем теплоснабжения в зонах присутствия Общества является причиной отсутствия надлежащим образом присвоенного Обществу статуса ЕТО.
Довод Министерства относительного того, что Общество может не соответствовать критериям ЕТО, ввиду чего не является субъектом, чьи интересы нарушены незаконным бездействием Министерства, носит предположительный характер. Более того, данный довод противоречит схемам теплоснабжения, в том числе утвержденных самим Минстроем, так как в разделах данных схем под названием "Решение об определении единой теплоснабжающей организации (организаций)" содержится информация о том, что именно Общество "предлагается признать Единой теплоснабжающей организацией".
Ссылка ответчика на то, что Обществу предлагалось предоставить соответствующую заявку на присвоение статуса ЕТО, несостоятельна, поскольку согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации. Данная обязанность не обусловлена какими-либо действиями хозяйствующих субъектов, в том числе подачей заявок на присвоении статуса ЕТО.
Несостоятельны и доводы Министерства о том, что им предприняты все возможные действия для актуализации схем теплоснабжения. То обстоятельство, что ответчик заключил государственный контракт с организацией, которая его не исполнила, само по себе не свидетельствует о принятии всех возможных мер для актуализации схем теплоснабжения. В материалы дела не представлены документы, объективно свидетельствующие об отсутствии возможности заключения государственного контракта с иным подрядчиком, в частности не представлено доказательств отсутствия, либо недостаточности бюджетного финансирования. Письма ответчика в адрес Министерства финансов РК не свидетельствуют о недостаточности бюджетного финансирования для заключения государственных контрактов в определенные периоды времени, данные письма отражают лишь предложения об увеличении финансирования. Тем более, что в материалы дела не представлены документы, подтверждающие направление/получение данных писем адресатом, или результаты их рассмотрения.
Более того, как верно отметил суд первой инстанции, отсутствие денежные средств не может случить обстоятельством, исключающим виновность стороны по неисполнению предусмотренной законом обязанности.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что бездействие Министерства, выразившееся в неосуществлении действий по ежегодной актуализации схем теплоснабжения, нарушает права и интересы Общества, а также требования федеральных нормативных актов в области теплоснабжения, а именно статьи 23 Закона о теплоснабжении, п.19 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, п.17 Требований к схемам теплоснабжения, раздела III Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.12 N 808.
Признание бездействия незаконным является основанием для восстановления прав и законных интересов, нарушенных незаконным бездействием.
В данном случае устранение допущенных нарушений прав и законных интересов Общества возможно путем обязания Министерства осуществить действия по актуализации схем теплоснабжения вышеназванных населенных пунктов.
Доводы Минстроя о том, что решение суда является неисполнимым, поскольку в нем не указаны порядок и срок устранения допущенных нарушений, не могут быть приняты во внимание, поскольку в резолютивной части решения указано, что устранить допущенные нарушения надлежит путем актуализации схем теплоснабжения. В свою очередь, порядок и сроки актуализации схем теплоснабжения подробный образом регламентированы Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154, соответственно, очевидно, что Минстрою надлежит осуществить действия по актуализации схем теплоснабжения муниципальных образований, перечисленных в резолютивной части решения, в соответствии с положениями указанного нормативного документа.
При этом, требование об обязании присвоить Обществу статус ЕТО оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, поскольку Обществом не представлено доказательств соблюдения специальной административной процедуры присвоения статуса ЕТО, предусмотренной Правилами N 808. В этой части решение не обжалуется, то данный довод Минстроя не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.07.2023 по делу N А26-10577/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Е.М. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10577/2022
Истец: ООО "Петербургтеплоэнерго"
Ответчик: Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
Третье лицо: Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам