город Москва |
|
6 октября 2023 г. |
дело N А40-45407/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02.10.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.10.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2023 по делу N А40-45407/23
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области
к Федеральному казначейству
третье лицо: Департамент финансов Ярославской области
о признании незаконным и отмене представления;
при участии:
от заявителя - Роздова Е.В. по доверенности от 01.09.2023;
от заинтересованного лица - Седой Е.И. по доверенности от 15.12.2021;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2023 в удовлетворении заявленных Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области (в настоящее время Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области) требований о признании недействительным представления Федерального казначейства от 08.12.2022 N 17-02-02/30874-ДСП в части п. п. 1, 2, 3, отказано.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Департамент финансов Ярославской области, представитель в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от Федерального казначейства поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представители заявителя и заинтересованного лица в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Федеральным казначейством в соответствии с приказом от 19.08.2022 N 293п "О назначении внеплановой выездной проверки в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области" и на основании поручения Президента Российской Федерации от 10.09.2021 N Пр-1689 в период с 05.08.2022 по 14.10.2022 в отношении Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области проведена внеплановая выездная проверка обоснованности и достоверности объема кредиторской задолженности консолидированного бюджета Ярославской области, в том числе просроченной кредиторской задолженности.
По результатам указанного контрольного мероприятия в адрес Департамента выставлено представление от 08.12.2022 N 17-02-02/30874- ДСП.
Согласно п. п. 1, 2, 3 представления, в ходе контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения: нарушения подп. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. п. 1.2, 1.3 Порядка предоставления и расходования субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 25.07.2014 N 721-п; п. п. 1.1, 3.3 договоров о предоставлении субсидии Департаментом в 2020 - 1 полугодии 2022 допущено неправомерное использование бюджетных средств Ярославской области на общую сумму 2.838.871.731, 84 руб., в том числе: в 2020 - 958.696.877, 12 руб., в 2021 - 1.379.299.490, 55 руб., в 2022 - 500.875.364, 17 руб., выразившиеся в том, что Департаментом предоставлена субсидия из областного бюджета Ярославской области на возмещение убытков, возникающих в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов в соответствии с законами Ярославской области от 02.12.2013 N 64-з "О льгот тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области" и от 02.12.2013 N 65-з "О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ярославской области" третьим лицам на основании договора уступки права требования по оплате денежного обязательства, не имеющим право на получение указанной субсидий в силу положений п. п. 1.2, 1.3, 2.3.7 Порядка от 25.07.2014 N 721-П. 2.
В нарушение подп. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. п. 1.2, 1.3 Порядка предоставления субсидии теплоснабжающим организациям на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на приобретение мазута, используемого для производства тепловой энергии, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 29.10.2021 N 769-п, п.п. 1.1, 3.3. договора от 16.02.2022 N 5/2022 Департаментом в I полугодии 2022 допущено неправомерное использование бюджетных средств Ярославской области на общую сумму 4.793.252, 22 руб., а именно: предоставлена субсидия из областного бюджета Ярославской области на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на приобретение мазута, используемого для производства тепловой энергии третьим лицам (ООО "Спецторг Плюс") на основании договора уступки права требования по оплате денежного обязательства, не имеющим право на получение указанной субсидии в силу положений Договора от 16.02.2022 N 5/2022 и Порядка от 29.10.2021 N 769-П.
В нарушение подп. 5 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 4.2.1. Порядка составления и ведения кассового плана исполнения областного бюджета, утвержденного приказом Департамента финансов Ярославской области от 29.07.2011 N 12н, Департаментом не исполнены бюджетные полномочия по расходам бюджета в части направления информации для включения в кассовый план расходов по договорам на предоставление субсидии из областного бюджета Ярославской области на возмещение убытков, возникающих в связи с установлением регулирующим органом области льготных тарифов в соответствии с законами Ярославской области от 02.12.2013 N 64-з "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области" и от 02.12.2013 N 65-з "О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ярославской области" при достаточности лимитов бюджетных обязательств по КБК 908 0502 1440173340 811, что привело к увеличению кредиторской задолженности Департамента на 404.940.618, 86 руб. по состоянию на 01.01.2021.
Не согласившись с указанными пунктами представления, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе "цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления".
В соответствии со ст. ст. 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержден Порядок предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, грантов в форме субсидий на компенсацию выпадающих доходов некоммерческих организаций, утвержденном постановлением Правительства Ярославской области от 25.07.2014 N 721-п, отсутствуют также положения о направлениях использования субсидий (грантов).
Пунктом 1.3 Порядка N 721-п установлено, что к категории юридических лиц, имеющих право на получение субсидий, относятся юридические лица, являющиеся ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими теплоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в процессе осуществления деятельности которых возникают выпадающие доходы в результате установления льготных тарифов (получатели субсидий).
Пунктом 1.2. Порядка N 721-п установлено, что целью предоставления субсидий, грантов является компенсация выпадающих доходов, возникающих в результате установления органом исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) льготных тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законами Ярославской области от 02.12.2013 N 64-з "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области" и от 02.12.2013 N 65-з "О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ярославской области".
Указанные положения регионального законодательства свидетельствуют об адресности и целевом характере субсидии.
Пунктом 2.1 Порядка N 721-п утверждены условия предоставления субсидии.
При этом, дополнительные договоры об изменении реквизитов получателя субсидии не заключались.
Заключение дополнительных договоров могло бы указать на согласие Министерства (должника) на уступку права требования по обязательству и легально закрепить эту процедуру.
Согласие на уступку права требования является превышением полномочий главного распорядителя бюджетных средств, установленных ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части принципа адресности использования бюджетных средств.
Расходное обязательство возникает в рамках договора о предоставлении субсидии ресурсоснабжающим организациям, а договор уступки права требования не является расходным обязательством Министерства, следовательно, предоставление субсидии в рамках договора уступки права требования превышает полномочия Министерства.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Департаментом предоставлена субсидия третьим лицам в отсутствие расходных обязательств, что является неправомерным.
Порядок от 25.07.2014 N 721-п утвержден в соответствии со ст. ст. 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которых уступка права требования нарушает принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств. Возможность произвести оплату иному лицу бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не регламентируют предоставление бюджетных средств (субсидии).
При этом, при предоставлении субсидии личность кредитора (получателя субсидии) имеет существенное значение.
В то же время согласие Министерства (должника) отсутствует, так как в договоры о предоставлении субсидии не вносились изменения в реквизиты платежей. По сути, предоставление субсидии третьим лицам позволяет обойти списание у ресурсоснабжающей организации с расчетного счета денежных средств в пользу кредиторов, находящихся в очереди.
В рамках встречных проверок, проведенных в ресурсоснабжающих организациях, заинтересованным лицом установлено, что предоставление субсидии третьим лицам может привести к уходу от очередности платежей, установленных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Также, счета некоторых ресурсоснабжающих организаций Ярославской области (в частности МУП "Теплосервис") заблокированы Федеральной службой судебных приставов ввиду наличия значительного объема задолженности, в том числе по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, механизм предоставления субсидии третьим лицам приводит к намеренному наращиванию задолженности получателя субсидии, в том числе путем выкупа долгов третьих лиц, в целях дальнейшей ее оплаты за счет средств субсидии.
Из пояснений Федерального казначейства следует, что по результатам проверки следует вывод о том, что предоставление субсидии третьим лицам приводит к двойной оплате задолженности (оплата за счет средств субсидии уже урегулированной задолженности по судебным решениям).
В нарушение подп. 5 п. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 4.2.1. Порядка составления и ведения кассового плана исполнения областного бюджета, утвержденного приказом Департаментом финансов Ярославской области от 29.07.2011 N 12н, Департаментом не исполнены бюджетные полномочия по расходам бюджета в части направления информации для включения в кассовый план расходов по договорам на предоставление субсидии при достаточности лимитов бюджетных обязательств по КБК 908 0502 1440173340 811, что привело к увеличению кредиторской задолженности на 404.940.618,86 руб. по состоянию на 01.01.2021.
Согласно п. 4.1. Порядка N 12н, показатели кассового плана по расходам областного бюджета формируются в соответствии с бюджетной росписью расходов областного бюджета на текущий финансовый год, лимитами бюджетных обязательств и на основании прогноза отдельных кассовых выплат по расходам областного бюджета в планируемом квартале в разрезе бюджетной классификации.
В силу п. 4.2.1. Порядка N 12н главные распорядители формируют прогноз отдельных перечислений по расходам областного бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации по получателям средств областного бюджета на текущий квартал в программе АС "Бюджет".
Таким образом, на Департамент возложена обязанность по планированию расходов по КБК 908 0502 1440173340 811 и предоставлению соответствующей информации в финансовый орган Ярославской области.
При этом Департамент должен осуществлять планирование в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Данные Таблицы N 7 акта проверки (стр. 19 акта проверки) указывают на достаточность лимитов бюджетных обязательств для исполнения Департаментом принятых бюджетных и денежных обязательств по субсидиям в полном объеме.
Таким образом, использование лимитов бюджетных обязательств по КБК 908 0502 1440173340 811 в полном объеме при составлении кассового плана в 2020 привело бы к отсутствию задолженности в объеме 415.681.782, 68 руб.
Задолженность, возникшая по причине не обеспечения финансированием, составила 404.940.618, 86 руб., из общего объема в 415.681.782, 68 руб.
Департаментом представлен реестр платежных поручений, по которым финансовым органом получен отказ в проведении операций на сумму 83.109.530, 64 руб.
Между тем, материалы, свидетельствующие о подтверждении направления указанных платежных поручений в адрес Департамента финансов Ярославской области, а также свидетельствующие о получении отказа от финансового органа Ярославской области, Департаментом в материалы дела не представлены.
Таким образом, требование Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области о признании представления Федерального казначейства от 08.12.2022 N 17-02-02/30874-ДСП недействительным в части п. п. 1, 2, 3 является необоснованным, поскольку факт указанных в данных пунктах представления нарушений со стороны Департамента документально подтвержден представленными в материалы настоящего дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, нарушений судом первой инстанции норм материального права и процессуального законодательства не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2023 по делу N А40-45407/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-45407/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-33641/2023
26.04.2024 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-33641/2023
13.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-33641/2023
06.10.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-55841/2023
23.06.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-45407/2023