г. Самара |
|
09 октября 2023 г. |
Дело N А65-36952/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сорокиной О.П., судей Некрасовой Е.Н., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Богдановой Д.В.,
участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 июля 2023 года по делу N А65-36952/2022 (судья Минапов А.Р.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Моя Аптека" к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Управление федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,
- Инспекция федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан,
о признании незаконными и отмене решений, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Моя Аптека" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан от 11.08.2022 N895, N N905 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании принять меры по восстановлению нарушенных прав путем возврата денежных средств в общей сумме 2 100 руб.
Определением арбитражного суда от 08.02.2023 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 10.04.2023 арбитражный суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства. В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Инспекция федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 июля 2023 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Моя Аптека" удовлетворено.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан, не согласившись с решением суда, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, мотивированного отзыва, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан составлены акты NN 2298 от 05.04.2022, 2301 от 06.04.2022 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании указанных акта налоговым органом вынесены решения от 11.08.2022 N N 895, 905 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно указанным решениям инспекцией выявлено, что ООО "Моя Аптека" не представило налоговый расчет по налогу на прибыль за 1 квартал 2019 г., полугодие 2019 г. и 9 месяцев 2019 г., за 1 квартал 2020 г., за полугодие 2020 г., за 9 месяцев 2020 г., за 1 квартал 2021 г., за полугодие 2021 г., за 9 месяцев 2021 г., по обособленным подразделениям ООО "Моя Аптека" Аптека N 22 (ИНН 1650137276, КПП 165132002); ООО "Моя Аптека" Аптека N 36 (ИНН 1650137276, КПП 165145001); ООО "Моя Аптека" Аптека N 40 (ИНН 1650137276, КПП 163645001).
На основании изложенного, решением о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение N 895 от 11.08.2022 заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 400 руб., решением о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение N 905 от 11.08.2022 заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 700 руб.
Решением Управления ФНС по РТ от 04.10.2022 N 2.7-18/031921@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан от 11.08.2022 NN 895, 905, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив обстоятельства дела в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правомерными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.
Рекомендованная форма уведомления и Порядок ее заполнения утверждены Письмом ФНС России от 26.12.2019 N СД-4-3/26867@.
Уведомление N 1 подается в налоговый орган по месту нахождения выбранного ответственного обособленного подразделения или по месту нахождения организации, если она уплачивает налог (авансовые платежи) за все обособленные подразделения, находящиеся на территории региона. Уведомление N 2 подается по месту нахождения остальных обособленных подразделений.
Положениями п. 1.4 раздела 1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организации, утвержденного Приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ (ред. от 05.10.2021) установлено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет
- в налоговый орган по месту своего нахождения декларацию, составленную в целом по организации с распределением прибыли по обособленным подразделениям в соответствии со ст. 289 Кодекса
- или по обособленным подразделениям, находящимся на территории одного субъекта Российской Федерации, при уплате налога на прибыль в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 288 Кодекса (далее - группа обособленных подразделений).
В налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации представляют декларацию, включающую в себя Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1 и подраздел 1.2 Раздела 1 (при уплате в течение отчетных (налогового) периодов ежемесячных авансовых платежей), а также расчет суммы налога (Приложение N 5 к Листу 02), подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения.
При расчете налога на прибыль по группе обособленных подразделений декларация в указанном объеме представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога на прибыль в бюджет этого субъекта Российской Федерации (далее - ответственное обособленное подразделение).
В Письме ФНС РФ от 26.01.2011 N КЕ-4-3/935@ указано, что если организация и все ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта Российской Федерации и организацией принято решение об уплате ею налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации за все свои обособленные подразделения, то не имеется необходимости в составлении отдельной налоговой декларации по группе обособленных подразделений (в которую входит головная организация) и включении в декларацию в целом по организации Приложения N 5 по этой группе обособленных подразделений во избежание дублирования информации о налоговой базе и сумме налога.
Из смысла вышеизложенного и нормы статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения на территории одного субъекта Российской Федерации, может представить декларацию без распределения прибыли по каждому из подразделений, в самостоятельно выбранное обособленное подразделение, с предшествующим уведомлением налогового органа.
С учетом изложенного арбитражный суд пришел к правильному выводу, что незаполнение приложения N 5 к листу 02 не может свидетельствовать о факте совершения обществом вменяемого правонарушения.
Как верно указано арбитражным судом, для реализации данного права обществом соблюдены 2 условия, установленные законом:
1) нахождение обособленных подразделений ООО "Моя Аптека" на территории одного субъекта РФ - Республики Татарстан;
2) уведомление налогоплательщиком налогового органа 31.12.2010.
Согласно пункту 314 Приказа Росархива от 20.12.2019 N 236 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения", документы (переписка, уведомления, требования, акты, решения, постановления, возражения, жалобы, заявления) о разногласиях по вопросам налогообложения, взимания налогов и сборов в бюджеты всех уровней подлежат хранению 5 лет.
Как следует из материалов дела, заявителем представлен дубликат уведомления N 2 от 30.12.2010, адресованного ответчику, согласно которому уплата налога на прибыль организаций будет производиться через ООО "Моя аптека", зарегистрированное по адресу: 423821, Республика Татарстан, гор. Набережные Челны, пр-кт Сююмбике, д. 64, оф. 417 (КПП 165001001).
Довод налогового органа об отсутствии доказательств направления указанного уведомления в адрес налогового органа был отклонен арбитражным судом как не обоснованный.
Заявителем в материалы дела представлены налоговые декларации, поданные ООО "Моя Аптека" в установленный срок в ИФНС России по гор. Набережные Челны за 1 квартал 2019 года, за полугодие 2019 года, за девять месяцев 2019 года, за 1 квартал 2020 года, за полугодие 2020 года, за девять месяцев 2020 года, за 1 квартал 2021 года, за полугодие 2021 года, за девять месяцев 2021 года
Указанные декларации приняты налоговым органом, каких-либо замечаний у налогового органа не возникло.
Более того, у налогового органа не имелось претензий по налоговым декларациям по налогу на прибыль за период с 2011 по 2018 гг. Недоимка по указанному налогу у заявителя отсутствует.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, налоговым органом в материалы дела не представлено.
Как верно указано арбитражным судом, вышеуказанные действия налогового органа свидетельствуют о правомерности подачи обществом налоговой декларации по налогу на прибыль в ИФНС России по гор. Набережные Челны.
Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении N 53, судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики.
Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В соответствии с пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к правильному выводу, что в материалах дела отсутствует совокупность доказательств, подтверждающих наличие в действиях Общества состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, обосновано удовлетворил требования Общества.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
При указанных обстоятельствах решение суда является обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 июля 2023 года по делу N А65-36952/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.П. Сорокина |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-36952/2022
Истец: ООО "Моя Аптека", г.Набережные Челны
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС N11 по РТ
Третье лицо: Арбитражный суд Удмуртской Республики, Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН