г. Челябинск |
|
09 октября 2023 г. |
Дело N А47-4584/2023 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Плаксиной Н.Г., рассмотрел в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17 июля 2023 года по делу N А47-4584/2023.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Горн" (далее - ответчик, ООО "Горн") о взыскании суммы финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за июль, август 2019 года, за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2022 года, по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за январь, февраль, март, апрель, май 2021 года, январь, февраль, март 2022 года, по форме СЗВ-Стаж с типом формы "исходная" за 2021 год в размере 12 500 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.07.2023 (резолютивная часть решения объявлена 29.05.2023) по делу N А47-4584/2023 заявленные требования удовлетворены частично. С ООО "Горн" в пользу Фонда взысканы финансовые санкции за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2022 года, по форме СЗВ-Стаж с типом формы "исходная" за 2021 год в размере 4500 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано. С ООО "Горн" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 720 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Фонд (далее также - апеллянт, податель апелляционной жалобы), обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании штрафа в сумме 8000 руб.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт ссылается на ненадлежащее исследование судом всех обстоятельств дела, обращает внимание на наличие оснований для взыскания финансовой санкции в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ " Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ). Апеллянт указывает, что предельные совокупные сроки (13 месяцев и несколько дней со дня совершения правонарушения), для привлечения страхователя к ответственности, с учетом установленных обстоятельств дела, Фондом не нарушены. Моментом совершения правонарушения следует считать не сроки, когда страхователь должен был представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета, а с фактической даты их представления.
Также считает, что Фондом не пропущен срок на обращение в суд. Размер финансовых санкций превысил 3000 руб. по требованию от 16.09.2022 N 066S01220010757. Срок для добровольной уплаты данного требования не позднее 04.10.2022. Шестимесячный срок для обращения в суд не позднее 04.04.2023. Фонд обратился 01.03.2023 в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений. Определением от 06.03.2023 по делу N А47-3047/2023 отказано в выдаче судебного приказа. Фонд 27.03.2023 обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам после истечения срока для предоставления отзыва на апелляционную жалобу - 11.09.2023.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Горн" зарегистрировано в системе обязательного пенсионного страхования в качестве страхователя под регистрационным номером 066-368-069329.
Страхователем по телекоммуникационным каналам связи представлены в пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за июль (14.10.2019), август (14.10.2019) 2019 года, за июль (22.06.2022), август (22.06.2022), сентябрь (22.06.2022), октябрь (22.06.2022), ноябрь (22.06.2022), декабрь (22.06.2022) 2021 года, январь (22.06.2022), февраль (22.06.2022), март (22.06.2022), апрель (22.06.2022), май (13.07.2022), июнь (05.08.2022), июль (17.08.2022) 2022 года, по форме СЗВ-Стаж с типом формы "исходная" за 2021 год (22.06.2022).
Страхователем в дополнение к ранее представленным сведениям, 22.06.2022 представлены сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за январь, февраль, март, апрель, май 2021 года в отношении 1 застрахованных лиц, которые отсутствовали в "исходной" форме.
Страхователем в дополнение к ранее представленным сведениям, 04.07.2022 представлены сведения персонифицированного учета по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за январь, февраль, март 2022 года в отношении 1 застрахованных лиц, которые отсутствовали в "исходной" форме.
На основании представленных сведений Фондом проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
По результатам проверки составлены акты о выявлении нарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По рассмотрении актов вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа.
Для уплаты штрафа страхователю направлены требования:
- за июль 2019 по форме СЗВ-М от 27.01.2020 N 066S01200000643 (500 руб.);
- за август 2019 по форме СЗВ-М от 27.01.2020 N 066S01200000644 (500 руб.);
- за июль 2021 по форме СЗВ-М от 16.09.2022 N 066S012200010753 (500 руб.);
- за август 2021 по форме СЗВ-М от 16.09.2022 N 066S01220010754 (500 руб.);
- за сентябрь 2021 по форме СЗВ-М от 16.09.2022 N 066S01220010755 (500 руб.);
- за октябрь 2021 по форме СЗВ-М от 16.09.2022 N 066S01220010756 (500 руб.);
- за ноябрь 2021 по форме СЗВ-М от 16.09.2022 N 066S01220010757 (500 руб.);
- за декабрь 2021 по форме СЗВ-М от 16.09.2022 N 066S01220010758 (500 руб.);
- за январь 2022 по форме СЗВ-М от 16.09.2022 N 066S01220010759 (500 руб.);
- за февраль 2022 по форме СЗВ-М от 16.09.2022 N 066S01220010760 (500 руб.);
- за март 2022 по форме СЗВ-М от 16.09.2022 N 066S01220010761 (500 руб.);
- за апрель 2022 по форме СЗВ-М от 16.09.2022 N 066S01220010762 (500 руб.);
- за май 2022 по форме СЗВ-М от 31.10.2022 N 066S0 1220011355 (500 руб.);
- за июнь 2022 по форме СЗВ-М от 23.11.2022 N 066S01220012098 (500 руб.);
- за июль 2022 по форме СЗВ-М от 24.11.2022 N 066SO1220012139 (500 руб.);
- за январь 2021 по форме СЗВ-М от 05.10.2022 N 066S01220011099 (500 руб.);
- за февраль 2021 по форме СЗВ-М от 05.10.2022 N 066S01220011100 (500 руб.);
- за март 2021 по форме СЗВ-М от 05.10.2022 N 066S01220011101 (500 руб.);
- за апрель 2021 по форме СЗВ-М от 05.10.2022 N 066S01220011102 (500 руб.);
- за май 2021 по форме СЗВ-М от 05.10.2022 N 066S01220011103 (500 руб.);
- за январь 2022 по форме СЗВ-М от 25.10.2022 N 066S01220011271 (500 руб.);
- за февраль 2022 по форме СЗВ-М от 25.10.2022 N 066S01220011272 (500 руб.);
- за март 2022 по форме СЗВ-М от 25.10.2022 N 066S01220011273 (500 руб.);
- за 2021 по форме СЗВ-Стаж от 31.10.2022 N 066S01220011011 (1000 руб.).
Полагая, что страхователем допущено нарушение сроков представления отчетности, поскольку страхователем финансовые санкции в полном объеме не уплачены, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области 01.03.2023 обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.03.2023 по делу N А47-3047/2023 отказано в выдаче судебного приказа, в связи с чем заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт правонарушения в виде нарушения срока предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета подтверждается материалами дела (4500 руб.), между тем признал недоказанным факт предоставления недостоверных сведений и отказал во взыскании штрафа в соответствующей части - 8000 руб.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (часть 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы (часть 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормами Федерального закона N 27-ФЗ установлены порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утверждённой постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п " Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 " Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", " доп", " отм".
Код " исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код " доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах за данный отчётный период.
Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчётный период.
Согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), действовавшей в момент возникновения спорных отношений, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Аналогичные положения содержит действующий с 27.07.2020 Приказ Минтруда России от 22.04.2020 N 211н " Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" (далее - Инструкция N 211н).
В частности, страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются (пункт 40 Инструкции N 211н).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
При этом ни Федеральный закон N 27-ФЗ, ни Инструкция не содержат в себе указаний какие именно сведения могут быть поданы в дополняющий форме. Кроме того, ответственность за несвоевременное представление дополняющей формы законом не предусмотрена.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ответчиком надлежащим образом не исполнена обязанность по предоставлению в установленный срок Управлению сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2022 года, по форме СЗВ-Стаж с типом формы "исходная" за 2021 год
Сведения персонифицированного учета о каждом работающем у страхователя застрахованном лице по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2022 года, по форме СЗВ-Стаж с типом формы "исходная" за 2021 год представлены ответчиком с нарушением срока - 22.06.2022, 22.06.2022, 22.06.2022, 22.06.2022, 13.07.2022, 05.08.2022, 17.08.2022, 22.06.2022.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что страхователем нарушены сроки представления сведений по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2022 года, по форме СЗВ-Стаж с типом формы "исходная" за 2021 год.
При таких обстоятельствах, в действиях ответчика имеется событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Требования заявителя о взыскании с общества финансовых санкций удовлетворены в сумме 4500 руб. за несвоевременное представление необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2022 года, по форме СЗВ-Стаж с типом формы "исходная" за 2021 год.
Кроме того, Фонд обратился с требованием о привлечении страхователя к ответственности за несвоевременное представление страхователем сведений по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за январь, февраль, март, апрель, май 2021 года, январь, февраль, март 2022 года. Поскольку указанные сведения представлены страхователем за периоды, за которые им уже представлялись сведения, то оснований для привлечения общества по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за январь, февраль, март, апрель, май 2021 года, январь, февраль, март 2022 года к ответственности в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ у Фонда не имелось.
Указанные выводы суда правомерны и не обжалуются Фондом в апелляционной жалобе.
Кроме того требование Фонда обосновано привлечением страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, а именно за непредставление в установленный срок отчетности, в том числе, по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за июль, август 2019 года, за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Фондом нарушен срок на обращение в суд с требованием о взыскании финансовых санкций за периоды за июль, август 2019 года, за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года.
В статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из изложенного следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, как разъяснено в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", проверка соблюдения установленных пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроков осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании штрафов, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (часть 17 введена Федерального закона N 27-ФЗ).
Как определено пунктом 1 статьи 104 НК РФ, после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 104 НК РФ заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.
Порядок и сроки взыскания налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов с физических лиц - налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов) нормативно регламентируются статьей 48 НК РФ.
Абзацем 4 статьи 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 этой статьи.
Вместе с тем, согласно положениям части 18 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
В силу части 19 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3000 рублей, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Таким образом, с учетом приведенных положений законодательства и разъяснений, приведенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть предъявлены в арбитражный суд при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3000 руб.
Таким образом, Федеральным законом N 27-ФЗ предусмотрен только судебный порядок взыскания финансовых санкций и установлен предельный шестимесячный срок на обращение Пенсионного фонда в суд со дня истечения срока исполнения требования, если сумма финансовых санкций превысила 3000 рублей.
Как следует из материалов дела, сведения по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за ноябрь 2021 года представлены страхователем 22.06.2022, сведения по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за декабрь 2021 года представлены страхователем 22.06.2022.
Размер финансовых санкций превысил 3000 руб. по требованию от 16.09.2022 N 066S01220010757 (за ноябрь 2021 года).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту (28.02.2022, 24.03.2022).
Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (28.03.2022, 25.04.2022).
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение:
- о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма (04.04.2022, 04.05.2022).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (18.04.2022, 20.05.2022).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (04.05.2022, 03.06.2022).
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (16.05.2022, 14.06.2022).
Согласно статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций превысила 3000 руб., территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
В случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате финансовых санкций, учитываемого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при расчете общей суммы финансовых санкций, подлежащей взысканию, такая сумма финансовых санкций не превысила 3000 руб., территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обращается в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Вместе с тем акты вынесены с нарушением срока, а именно: за ноябрь 2021 года - 29.06.2022 (по закону - 29.12.2021), за декабрь 2021 года - 29.06.2022 (по закону - 31.01.2022). За июль, август 2019 года, за июль, август, сентябрь, октябрь 2021 также с нарушением срока.
Довод Фонда о том, что моментом совершения правонарушения следует считать фактическую дату представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета основан на ошибочном толковании норм права, поскольку событие нарушения срока предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета наступает с истечением указанного установленного срока (на следующий день).
Кроме того, в требованиях страховщик установил следующие сроки для их исполнения: за ноябрь 2021 года - 04.10.2022 (по закону - 16.05.2022), за декабрь 2021 года - 04.10.2022 (по закону - 14.06.2022).
Таким образом, Фонд должен был обратиться в арбитражный суд с требованием о взыскании санкций за нарушение сроков представления сведений за ноябрь 2021 года - до 16.11.2022, за декабрь 2021 года - до 16.12.2022, за июль, август 2019 года, за июль, август, сентябрь, октябрь 2021 года ранее.
Вместе с тем заявитель обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа 01.03.2023, с настоящим заявлением 27.03.2023.
Суд первой инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы пришёл к верному выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за июль, август 2019 года, за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
По существу, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для их удовлетворения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17 июля 2023 года по делу N А47-4584/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-4584/2023
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области
Ответчик: ООО "Горн"