г. Москва |
|
10 октября 2023 г. |
Дело N А40-93656/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г.Яковлевой,
судей: |
Г.М. Никифоровой, В.И. Попова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Е. Нестеровой |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.07.2023 по делу N А40-93656/23
по заявлению ООО "Кодинская лесоперерабатывающая компания" (ОГРН: 1172468051007, ИНН: 2407014219)
к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (ОГРН: 1047796323123, ИНН: 7705596339)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Палатов Р.Р. дов. от 18.04.2023 |
от заинтересованного лица: |
Кимлык И.С. дов. от 21.12.2022 |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Кодинская лесоперерабатывающая компания" (заявитель общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (ответчик, Министерство) о признании незаконным решения N ШВ-10316/08 от 03.02.2023.
Решением от 27.07.2023 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Дополнительным решением от 22.09.2023 суд первой инстанции обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленные законом сроки и порядке, путем направления решения о завершении реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов "Создание и развитие деревообрабатывающего предприятия по производству пиломатериалов и пеллет в Кежемском районе Красноярского края" в Министерство лесного хозяйства Красноярского края и Федеральное агентство лесного хозяйства.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, Распоряжением от 27.06.2019 N 442-р Правительство Красноярского края утвердило заявку ООО "Кодинская ЛПК" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоение лесов "Создание и развитие деревообрабатывающего предприятия по производству пиломатериалов и пеллет в Кежемском районе Красноярского края".
Основанием для включения инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов является решение Минпромторга России. С этой целью, руководствуясь п. 22 Положения-190, Министерство лесного хозяйства Красноярского края направило заявку в Минпромторг России.
Минпромторг России письмом от 11.07.2019 N МА-46720/08 (приложение 8) возвратил заявку ООО "Кодинская ЛПК" в адрес Правительства Красноярского края. Факт возврата заявки инвестора означал отказ Минпромторга России во включении инвестиционного проекта ООО "Кодинская ЛПК" в перечень ООО "Кодинская ЛПК" приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в связи с чем Общество обращалось в арбитражный суд.
Решением от 20.11.2019 по делу N А40-220508/2019 Арбитражный суд города Москвы признал незаконным решение Минпромторга России от 11.07.2019 N МА-46720/08 и обязал Минпромторг России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Приказом Минпромторга России от 10.03.2020 N 751 на основании судебных актов по делу N А40-220508/2019 и Распоряжения Правительства Красноярского края N 442-р от 27.06.2019 инвестиционный проект Общества "Создание и развитие деревообрабатывающего предприятия по производству пиломатериалов и пеллет в Кежемском районе Красноярского края" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденный приказом Минпромторга России от 23 мая 2019 г. N 1768, согласно приложению к настоящему приказу.
В Минпромторг России письмами Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 26 апреля 2022 г. N 86-05027 и от 22 августа 2022 г. N 86-010691 представлены документы ООО "Кодинская ЛПК" и ООО "КРАСФАН" о завершении реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов "Создание и развитие деревообрабатывающего предприятия по производству пиломатериалов и пеллет в Кежемском районе Красноярского края" и "Создание и развитие фанерного комбината в г. Сосновоборск Красноярского края".
Решением N ШВ-10316/08 от 03 февраля 2023 г. Министерство возвратило представленные документы ООО "Кодинская ЛПК" и ООО "КРАСФАН".
Не согласившись с оспариваемым решением Министерства, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "Кодинская лесоперерабатывающая компания" требований.
При этом удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого решения Министерства.
Согласно п. 34 Положения-190 после выполнения обязательств по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры инвестор в течение 3 месяцев направляет в заинтересованный орган (в рамках настоящего дела заинтересованным органом в целях применения норм Положения является Министерство лесного хозяйства Красноярского края) следующие документы:
акт о вводе созданного объекта лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированного объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры в эксплуатацию;
отчет об исполненных в рамках инвестиционного проекта обязательствах по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
документы, подтверждающие постановку на баланс инвестора созданных объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированных объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры в рамках инвестиционного проекта;
справка о количестве созданных рабочих мест.
В силу п. 35 Положения-190 заинтересованный орган в течение 14 рабочих дней со дня получения от инвестора документов в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения осуществляет проверку соответствия выполнения обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, принимает решение о завершении инвестиционного проекта и в течение 14 рабочих дней направляет его в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с приложением следующих документов:
акт о вводе созданного объекта лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированного объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры в эксплуатацию;
отчет об исполненных в рамках инвестиционного проекта обязательствах по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, подписанный инвестором и утвержденный заинтересованным органом;
справка о количестве созданных рабочих мест;
документы, подтверждающие постановку на баланс инвестора созданных объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированных объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры в рамках инвестиционного проекта.
В соответствии с п. 36 Положения-190 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации на основании представленных в соответствии с пунктом 35 Положения документов в течение 14 рабочих дней принимает решение о завершении реализации инвестиционного проекта и направляет его копию в заинтересованный орган.
Из пунктов 35 и 36 Положения-190 следует, что проверка соответствия выполнения обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры отнесена к компетенции заинтересованного органа, по результатам которой принимается решение о завершении инвестиционного проекта и документы направляются в Минпромторг России.
При этом в соответствии с пунктом 36 Положения-190 на Минпромторг России возложены обязательства в виде принятия решения о завершении реализации инвестиционного проекта на основании представленных заинтересованным органом документов и направлении копии такого решения в заинтересованный орган. Иных полномочий на этапе завершения реализации инвестиционного проекта Минпромторгу России Положением-190 не предоставлено, поскольку, как указано выше, проверку исполнение обязательств инвестора возложена на "заинтересованный орган"- в данном споре Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
В п. 36 Положения-190 отсутствует указание на какие-либо иные полномочия Минпромторга России, кроме как на принятие решения о завершении реализации инвестиционного проекта в течение 14 рабочих дней со дня получения решения о завершении инвестиционного проекта от заинтересованного органа.
Из материалов дела усматривается, что в связи с выполнением обязательств, предусмотренных поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта, ООО "Кодинская ЛПК" письмом исх. 20/01-22 от 20.01.2022 (приложение 12) направило в Министерство лесного хозяйства Красноярского края документы, указанные в п. 34 Положения-190.
По результатам рассмотрения представленных обществом "Кодинская ЛПК" документов, указанных в п. 34 Положения-190, и проверки соответствия выполнения обществом обязательств в рамках инвестиционного проекта Министерство лесного хозяйства Красноярского края в соответствии с п. 35 Положения-190 приняло решение о завершении инвестиционного проекта ООО "Кодинская ЛПК", оформленное Приказом N 86-204-од от 26.01.2022 (приложение 13) и направило из в Минпромторг России.
Письмом от 29.03.2022 N БО-26109/08 (приложение 14) Минпромторг России возвратил в адрес Правительства Красноярского края документы, направленные Министерством лесного хозяйства Красноярского края в соответствии с п. 35 Положения-190 в целях принятия решения о завершении реализации инвестиционного проекта ООО "Кодинская ЛПК", с указанием единственного замечания: в нарушение подпункта "д" пункта 35 Положения отчет об исполненных в рамках инвестиционного проекта обязательствах по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры не подписан инвестором и не утвержден заинтересованным органом.
Фактически изложенное в письме Минпромторга России от 29.03.2022 N БО-26109/08 замечание носит технический характер.
После устранения вышеуказанного замечания Минпромторга России Министерство лесного хозяйства Красноярского края в целях принятия решения о завершении реализации инвестиционного проекта, руководствуясь п. 35 Положения-190, письмом от 26.04.2022 N 86-05027 повторно направило документы в Минпромторг России.
Минпромторг России письмом N ШВ-10316/08 от 03.02.2023 по истечении более 9 месяцев с даты получения документов возвратил в адрес Правительства Красноярского края документы ООО "Кодинская ЛПК", направленные Министерством лесного хозяйства Красноярского края в соответствии с п. 35 Положения-190 в целях принятия решения о завершении реализации инвестиционного проекта, с указанием в качестве оснований для возврата документов замечаний, не отраженных ранее в письме от 29.03.2022 N БО-26109/08.
Позиция Минпромторга России была доведена до общества письмом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 15.02.2023 N 86-02856 о возврате документов.
При этом, в судебном разбирательстве по делу N А40-220508/2019 подобные доводы Минпромторга России уже были проанализированы Арбитражным судом г.Москвы и признаны необоснованными.
В соответствии с п. 36 Положения-190 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации... в течение 14 рабочих дней принимает решение о завершении реализации инвестиционного проекта.
В п. 36 Положения-190 нет указаний на какие-либо иные полномочия Минпромторга России, кроме как на принятие решения о завершении реализации инвестиционного проекта в течение 14 рабочих дней со дня получения решения о завершении инвестиционного проекта от заинтересованного органа.
Минпромторг России считает, что согласно концепции инвестиционного проекта, производственные мощности ООО "Кодинская ЛПК" предусматривалось разместить на производственной площадке ООО "Приангарский ЛПК" в Кежемском районе Красноярского края (пункт 4.2. "Информация об оформлении земельного участка, на котором предполагается строительство" и 4.5. "Описание имеющейся у заявителя материальной базы для реализации проекта, в том числе наличие производственных площадей и производственного оборудования").
Между тем, инвестиционным проектом ООО "Кодинская ЛПК" не предполагалось капитального строительства зданий и сооружений в связи их оформлением по договору субаренды на период реализации инвестиционного проекта совместно с земельным участком (пункты 4.3 "Информация об оформлении работ по проектированию", 4.5. "Описание имеющейся у заявителя материальной базы для реализации проекта, в том числе наличие производственных площадей и производственного оборудования" концепции инвестиционного проекта).
Согласно приложению к отчету "Информационная таблица о фактически выполненных мероприятиях по объектам капитального строительства (модернизации) ООО "Кодинская ЛПК", утвержденному приказом Министерства от 26 января 2022 г. N 86-204-од, и актам ввода объектов в эксплуатацию, представленным письмом Министерства от 26 апреля 2022 г. N 86-05027, все мощности, предусмотренные поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта ООО "Кодинская ЛПК", приобретались у ООО "Приангарский ЛПК" на основании соглашений о новации.
Учитывая изложенное, не представляется возможным сделать вывод, что осуществляемая ООО "Кодинская ЛПК" деятельность и вложения в реализацию инвестиционного проекта отвечают требованиям абзаца 4 статьи 1 Федерального закона N 39-ФЗ и пункту 2 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ".
Таким образом, ключевым основанием для возврата документов Минпромторг России считает, что инвестор не создавал новых мощностей, используя для реализации инвестиционного проекта площадку, мощности и оборудование ООО "Приангарский ЛПК".
Как верно указал суд первой инстанции, указанное Минпромторгом России основание не соответствует нормативно-правовому регулированию в сфере реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В абзаце "б" п. 2 Положения-190 (на дату принятия Правительством Красноярского края Распоряжения от 27.06.2019 N 442-р об утверждении заявки ООО "Кодинская ЛПК") было указано, что к инвестиционным проектам относятся инвестиционные проекты по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях (при этом объем капитальных вложений, направленных на создание объектов лесной инфраструктуры, не должен превышать 20 процентов общего объема капитальных вложений), с минимальным объемом капитальных вложений не менее 750 млн. рублей.
На основании абзаца 4 ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Как следует из указанных норм, капитальные вложения - это не только затраты на новое строительство; инвестиционный проект по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры может также включать реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования.
В свою очередь, в соответствии с абзацем 2 ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
На основании абзаца 3 ст. б Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" инвесторы сами определяют объемы и направления капитальных вложений.
Так, за время реализации инвестиционного проекта ООО "Кодинская ЛПК" затратило:
на приобретение оборудования у ООО "Приангарский ЛПК" - 244 800 тыс. руб.
на приобретение новых объектов капитальных вложений - 561 049,30 тыс. руб.
Данные выводы согласуются с Определением Верховного суда Российской Федерации N 305-ЭС20-14481 от 14.10.2020, которым отказано в передаче кассационной жалобы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отклонил довод Минпромторга России о том, что ООО "Кодинская ЛПК" не планировало создание новых мощностей.
Инвестиционный проект в силу абзаца 5 ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" представляет собой обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектную документацию, разработанную в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства
Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (абзац 5 ст.1).
Концепция инвестиционного проекта ООО "Кодинская ЛПК" "Создание и развитие деревообрабатывающего предприятия по производству пиломатериалов и пеллет в Кежемском районе Красноярского края" (приложение N 11) в разделе 4.2. "Информация об оформлении земельного участка, на котором предполагается строительство" указывает, что "Производственные мощности ООО "Кодинская ЛПК" будут размещены на производственной площадке ООО "Приангарский ЛПК в Кежемском районе Красноярского края". Земельные участки будут оформлены заявителем по договору субаренды на период реализации проекта.
В разделе 4.5. Концепции "Описание имеющейся у заявителя материальной базы для реализации проекта, в том числе наличие производственных площадей и производственного оборудования" указано, что "на предприятии будет создана современная материальная база для реализации проекта, в том числе производственные площади и производственное оборудование. Производственные мощности ООО "Кодинская ЛПК" будут размещены на производственной площадке ООО "Приангарский ЛПК в Кежемском районе Красноярского края". В рамках данного проекта не предполагается капитального строительства, все производственные площади и земельные участки будут оформлены заявителем по договору субаренды на период реализации проекта.
Адрес размещения производства: Красноярский край, Кежемский район, межселенная территория, промплощадка 1, проезд 2, участок 18.
Между ООО "Приангарский ЛПК" и ООО "Кодинская ЛПК" будут заключены договоры аренды недвижимого имущества. Перечень недвижимого имущества, передаваемой в субаренду ООО "Кодинская ЛПК" на период реализации проекта:
Помещения:
Цех лесопиления - 2 900 м2;
Цех глубокой переработки (для размещения строгальной линии) - 1 556 м2;
Сушильный цех - 1 645 м2; Земельный участок и здание:
Земельный участок под линию сортировки круглых лесоматериалов - площадь 21 035 м2;
Гараж площадью 8 577,4 м2, на участке 43 030 м2.
Для осуществления производственной деятельности, ООО "Кодинская ЛПК" будут выделены энергомощности в размере до 3 МВт".
ООО "Кодинская ЛПК" при разработке Концепции инвестиционного проекта исходило из того, что, как указано выше, капитальные вложения - это не только затраты на новое строительство; инвестиционный проект по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры может также включать реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, и что Положение не содержит конкретных ограничений по свойствам приобретаемых объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, соответственно отсутствует запрет на приобретение бывших в употреблении зданий и оборудования, а также причин, по которым затраты на их приобретение не могут быть включены в инвестиционные затраты предприятия.
При этом, на приобретение нового оборудования, являющегося объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, ООО "Кодинская ЛПК" затратило большую часть инвестиций (561 049,30 тыс. руб.)
В рассматриваемом случае, все органы исполнительной власти, участвующие в отборе, согласовании, утверждении заявки инвестора (Министерство лесного хозяйства Красноярского края, Рослесхоз), а также Минпромторг России, принимая решение о включении инвестиционного проекта ООО "Кодинская ЛПК" в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, были осведомлены об объемах и направлениях капитальных вложений инвестора и не заявляли возражений относительно этого.
Таким образом, общество как инвестор реализовало ровно то, что изначально было указано им в заявке на реализацию инвестиционного проекта, далее согласовано без замечаний и региональными и федеральными органами государственной власти, включая сам Минпромторг России, однако после завершения реализации проекта, Минпромторг России изменил позицию относительно самой сущности проекта на диаметрально противоположную. В случае рассмотрения возражений Минпромторга России по существу подлежит применению процессуальный эстоппель (т.е. лишение права ссылаться на определенные факты в обоснование своей позиции в связи с тем, что данные факты были известны ранее, они установлены судом по другому делу, и заинтересованное лицо против них ранее не возражало).
Таким образом, позиция Минпромторга России не обеспечивает определенности в отношениях сторон, и, по сути, направлена на создание ситуации, при которой инвестор неопределенное время будет находится в состоянии невозможности реализации права на завершение инвестиционного проекта.
Письмом Министерства лесного хозяйства от 31 июля 2020 г. N 86-09259 в Минпромторг России направлялся отчет и доклад о ходе реализации приоритетных инвестиционных проектов за 2 кв. 2020 г., где было отмечено, что Министерством 27 мая 2020 г. проведена выездная проверка исполнения ООО "Кодинская ЛПК" обязательств по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта.
По итогам выездной проверки было отмечено следующее: Все приобретенное оборудование и транспорт введено в эксплуатацию и, в связи с отсутствием собственной лесозаготовки, передано в аренду ООО "Приангарский ЛПК".
На основании п. 26 Положения-190 инвестор обязан ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в заинтересованный орган отчет об исполнении поквартального графика с документальным подтверждением инвестиций, осуществленных в инвестиционный проект, и справку о ходе реализации инвестиционного проекта.
При этом, на основании абзаца 2 подпункта "д" п. 19 Положения-190 контроль, в том числе, осуществляется с целью недопущения нарушения инвестором (арендатором) исполнения поквартального графика более чем на 1 год.
В соответствии с абзацем 2 п. 27 Положения-190 контроль за исполнением поквартального графика осуществляется заинтересованным органом (Министерством лесного хозяйства Красноярского края) и, на основании абзаца б п. 27 Положения, в случае выявления по результатам проведения выездных проверок нарушений реализации инвестиционного проекта заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений (далее - предписание) в соответствии с пунктом 32 настоящего Положения.
В связи с необходимостью соблюдения утвержденного поквартального графика реализации проекта и недопущения отставания от графика более 1-го года ООО "Кодинская ЛПК" было вынуждено приобретать оборудование, не обеспеченное сырьем, и вводить его в промышленную эксплуатацию до заключения договоров аренды лесных участков, и, соответственно, до получения возможности осуществлять заготовку древесины.
Документы по приобретению оборудования и техники ежеквартально направлялись в министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Кроме того, ситуация с повышенными рисками несоблюдения сроков реализации Проекта сложилась по причине длительности процедуры включения инвестиционного проекта ООО "Кодинская ЛПК" в перечень приоритетных. Так, приказ Минпромторга России N 751 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в связи с действиями Минпромторга, признанными в итоге неправомерными решением Арбитражного суда города Москвы от 20.11.2019 N А40-220508/2019", был издан Минпромторгом России только 10.03.2020, то есть спустя почти полтора года с момента подачи заявки на реализацию приоритетного инвестиционного проекта (05.10.2018).
Необходимо отметить, что в финансовую модель инвестиционного проекта были включены ежеквартальные платежи по процентам по привлекаемым кредитам и займам (в 2020 году - 112,2 млн рублей, в 2021 году - 128 млн рублей), и, учитывая отсутствие возможности заготовки сырья и производства продукции, сформировалась объективная невозможность производить оплату по указанным обязательствам.
ООО "Кодинская ЛПК", в целях аккумулирования средств от арендных платежей и возможности производить оплату по обязательствам, было принято решение по передаче оборудования в аренду ООО "Приангарский ЛПК". Аренда оборудования осуществлялась на возмездной основе, что подтверждается платежными документами.
При этом договор аренды по независящим от Общества причинам также был заключен спустя полтора года после подачи заявки на реализацию приоритетного инвестиционного проекта (Договор аренды от 21.04.2020 N 21/1-н).
Непосредственно после получения в аренду лесных участков и наличия возможности обеспечить сырьевую безопасность производства договорные отношения с ООО "Приангарский ЛПК" по передаче оборудования в аренду были прекращены. Производственное оборудование было возвращено во владение и пользование самого ООО "Кодинская ЛПК". На данные факты указывает то, что ООО "Кодинская ЛПК" ввиду отсутствия летней заготовки было вынуждено приобретать сырье для переработки у ООО "Приангарский ЛПК", что подтверждается Договором поставки N ПЛПК/КЛПК 11.08.21 от 25.08.2021, счетом-фактурой N 15620 от 30.09.2021. Соответствующая информация внесена в систему "ЕГАИС - Лес", номер декларации о сделке с древесиной N 0002002407014219002463223960.
В дальнейшем ООО "Кодинская ЛПК" от своего имени реализовало готовую продукцию (пиломатериалы), произведенную на собственных производственных мощностях. Соответствующая информация внесена в систему "ЕГАИС - Лес", номер декларации о сделке с древесиной N 0003002463223960002407014219.
Вышеперечисленные подтверждающие документы были направлены в Министерство лесного хозяйства Красноярского края вместе с письмом исх. N 56 от 05.10.2021 (приложение N 19) по исполнению предписания от 29.07.2021 N 86-09270 (приложение N 20), в котором было зафиксировано нарушение обязательств ООО "Кодинская ЛПК", предусмотренных поквартальным графиком реализации Проекта, более чем на 1 год, в т.ч. начало работы лесозаготовительных подразделений и выход на полную производственную мощность по производству обрезных пиломатериалов.
В настоящее время договоры аренды с ООО "Приангарский ЛПК" касательно производственного оборудования утратили силу.
Информация об аренде оборудования ООО "Приангарский ЛПК" у ООО "Кодинская ЛПК", зафиксированная Министерство лесного хозяйства Красноярского края по итогам выездной проверки 27 мая 2020 года, и не выявлялась в ходе последующих выездных проверок на площадку предприятия, проведенных Министерством.
Учитывая изложенное, как верно указал суд первой инстанции, нарушения, указанные в предписании Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 29.07.2021 N 86-09270 о необходимости устранения нарушений, полностью утратили свою актуальность.
Следовательно, указанное Минпромторгом России основание не существовало на момент принятия оспариваемого решения.
Обязательства со стороны общества-инвестора исполнены в полном объеме, Минпромторг России, не признавая приоритетный инвестпроект завершенным, незаконно возлагает на него дополнительные, неопределенные обязанности в части необходимости предоставления неопределенных и непоименованных дополнительных документов и сведений (информации), и создает условия для невозможности завершения реализации инвестиционного проекта Общества в течение неопределенного времени, кроме этого, с учетом требований пункта 26 Постановления-190, ввиду того, что инвестпроект не признан завершенным, за Обществом незаконно сохраняется обязанность продолжать ежеквартально представлять в заинтересованный орган отчеты об исполнении поквартального графика с документальным подтверждением инвестиций, осуществленных в инвестиционный проект, и справку о ходе реализации инвестиционного проекта. Также в соответствии с требованиями пункта 27 Положения-190 Общество в отсутствие на то правовых оснований будет не реже одного раза в 6 месяцев подвергаться выездным проверкам со стороны заинтересованного органа в части проверки исполнения инвестпроекта.
Так, Министерство считает, что инвестор (Общество) не создал новых мощностей, а лишь использовало для реализации инвестиционного проекта приобретенные площадку, мощности и оборудование ООО "Приангарский ЛПК". Такие затраты не могут учитываться как затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение.
Дополнительно Министерство ссылается на направленное им в регионы Российской Федерации письмо от 04.05.2022 N БО-40912/08 "О приобретаемом оборудовании для реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов", в котором Министерство разъясняло, в каких случаях приобретение оборудования и техники не должны, по его мнению, учитываться в качестве затрат инвестора при реализации ПИП.
Из пункта 35 Постановления Правительства РФ N 190 от 23.02.2018 (Постановление-190) следует, что проверка соответствия фактически выполненных обязательств инвестором и указанных в Концепции инвестиционного проекта отнесена к исключительной компетенции заинтересованного органа [в данном случае Министерства лесного хозяйства Красноярского края]. Министерство лесного хозяйства Красноярского края такую проверку осуществило и приняло решение о завершении инвестиционного проекта Общества, оформленное приказом от 26.01.2022 N N 86-204-од.
В пункте 36 Постановления-190 отсутствует указание на вариации Министерства в принятии альтернативных решений, а также на какие-либо иные полномочия, кроме как на единственно допустимое законом принятие решения о завершении реализации инвестиционного проекта в течение 14 рабочих дней со дня получения решения о завершении инвестиционного проекта от заинтересованного органа.
В Концепции инвестиционного проекта ООО "Кодинская ЛПК" в разделе 4.2. изначально было указано, что производственные мощности ООО "Кодинская ЛПК" будут размещены на производственной площадке ООО "Приангарский ЛПК в Кежемском районе Красноярского края". Земельные участки будут оформлены заявителем по договору субаренды на период реализации проекта.
В разделе 4.5. Концепции "Описание имеющейся у заявителя материальной базы для реализации проекта, в том числе наличие производственных площадей и производственного оборудования" указано, цитата: "на предприятии будет создана современная материальная база для реализации проекта, в том числе производственные площади и производственное оборудование. Производственные мощности ООО "Кодинская ЛПК" будут размещены на производственной площадке ООО "Приангарский ЛПК в Кежемском районе Красноярского края". В рамках данного проекта не предполагается капитального строительства, все производственные площади и земельные участки будут оформлены заявителем по договору субаренды на период реализации проекта.
Адрес размещения производства: Красноярский край, Кежемский район, межселенная территория, промплощадка 1, проезд 2, участок 18.
Между ООО "Приангарский ЛПК" и ООО "Кодинская ЛПК" будут заключены договоры аренды недвижимого имущества."
Далее по тексту Концепции приведен перечень цехов, зданий и земельный участок, передаваемых в субаренду Обществу на период реализации проекта.
Концепция инвестиционного проекта прошла все предусмотренные Постановлением-190 этапы, включая Минпромторг России, которой приказом от 10.03.2020 N 751 включил инвестиционный проект Общества в перечень приоритетных без замечаний.
Таким образом, как указывалось выше, общество реализовало ровно то, что изначально было указано им в заявке (концепции), и согласовано в том числе Минпромторгом России. Инвестор за несколько лет вложил в проект свыше 800 млн. руб., однако после завершения реализации ПИП, Министерство изменило позицию относительно самой сущности проекта на диаметрально противоположную, создав правовую неопределенность относительно дальнейших действий инвестора и государственных органов.
Инвестиционный проект в силу абзаца 5 ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее- Федеральный закон N 39-ФЗ) представляет собой обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления
капитальных вложений, в том числе необходимую проектную документацию, разработанную в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
В абзаце "б" п. 2 Постановления-190 (в редакции, действующей на дату включения инвестиционного проекта Общества в перечень приоритетных) было указано, что к приоритетным инвестиционным проектам в области освоения лесов относятся инвестиционные проекты... с минимальным объемом капитальных вложений не менее 750 млн. рублей [прим: Министерство в отзыве указывает на планку в 3 млрд. руб., однако она была введена позднее].
Понятие "капитальных вложений" раскрыто в абзаце 4 ст. 1 Федерального закона N 39-ФЗ, согласно которому под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
В соответствии с абзацем 2 ст. 1 Федерального закона N 39-ФЗ под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
На основании абзаца 3 ст. 6 Федерального закона 39-ФЗ инвесторы самостоятельно определяют объемы и направления капитальных вложений. ООО "Кодинская ЛПК" при разработке Концепции инвестиционного проекта исходило из того, что, как указано выше, капитальные вложения - это не только затраты на новое строительство; инвестиционный проект может также включать реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, и что Положение не содержит конкретных ограничений по свойствам приобретаемых объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, соответственно,
отсутствует запрет на приобретение бывших в употреблении зданий и оборудования,
а также причин, по которым затраты на их приобретение не могут быть включены в инвестиционные затраты предприятия.
Приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края N 86-204-од от 26.01.2022 был утвержден отчет об использованных в рамках проекта обязательств по созданию объектов лесной инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. К приказу приложен отчет на 8 листах, содержащий детальный перечень о фактически реализованных Обществом мероприятиях. Из отчета следует, что размер инвестиций, вложенных Обществом, составил 805 млн. 849,30 тыс. руб., в том числе на приобретение оборудования у ООО "Приангарский ЛПК" - 244 800 тыс. руб. на приобретение новых объектов капитальных вложений - 561 049,30 тыс. руб.
Таким образом, на приобретение нового оборудования, являющегося объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, ООО "Кодинская ЛПК" затратило большую часть инвестиций (561 049,30 тыс. руб.).
Учитывая изложенное в совокупности, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Министерства является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы общества.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Министерство в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленном законом порядке, путем принятия решения о завершении реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов "Создание и развитие деревообрабатывающего предприятия по производству пиломатериалов и пеллет в Кежемском районе Красноярского края", направления решения о завершении реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов "Создание и развитие деревообрабатывающего предприятия по производству пиломатериалов и пеллет в Кежемском районе Красноярского края" в Министерство лесного хозяйства Красноярского края и Федеральное агентство лесного хозяйства.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.07.2023 по делу N А40-93656/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93656/2023
Истец: ООО "КОДИНСКАЯ ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-34252/2023
10.10.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-60119/2023
22.09.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-93656/2023
26.07.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-93656/2023