г. Владимир |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А11-3818/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кастальской М.Н.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вольгинский завод литьевых пластмасс" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 04 июля 2023 года по делу N А11-3818/2023, принятое в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вольгинский завод литьевых пластмасс" (ОГРН 1183328014330, ИНН 3321035201) о признании незаконным и об отмене постановления Владимирской таможни (ОГРН 1023301287954, ИНН 3327102246) от 03.04.2023 N 10103000-249/2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вольгинский завод литьевых пластмасс" (далее - Общество, ООО "ВЗЛП") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Владимирской таможни от 03.04.2023 N 10103000-249/2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 14.06.2023 года по делу N А11-3818/2023, вынесенным в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью "Вольгинский завод литьевых пластмасс". Постановление Владимирской таможни от 03.04.2023 N 10103000-249/2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении признано незаконным и отменено, суд пришел к выводу о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с поступлением от ответчика апелляционной жалобы, судом изготовлен полный мотивированный текст решения от 04 июля 2023 года.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Вольгинский завод литьевых пластмасс" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.07.2023 по делу N А11-3818/2023 изменить, исключив из мотивировочной части решения выводы о вынесении таможенным органом оспариваемого постановления в пределах сроков давности, установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество с ограниченной ответственностью "Вольгинский завод литьевых пластмасс" не оспаривая принятое решение по существу, выражает несогласие с мотивировочной частью вышеуказанного судебного акта в части отклонения судом доводов ООО "ВЗЛП" о вынесении таможенным органом обжалуемого постановления по истечении установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что административное правонарушение по ч.2 ст.19.7.13 КоАП РФ совершенное ООО "ВЗЛП" длящимся не является, поскольку срок исполнения обязанности по представлению в таможенный орган статистической формы нормативно определен, а правонарушение совершено в форме бездействия. По мнению заявителя, в данном случае срок привлечения к административной ответственности должен исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Заявитель отмечает, что поскольку обязанность по предоставлению статистической формы по поставкам товара в Республику Казахстан в сентябре 2021 года должна была быть исполнена ООО "ВЗЛП" не позднее 14 октября 2021 года (10-й рабочий день октября 2021 года), годичный срок привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с 15.10.2021 - со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, и истек 15.10.2022 года. Таким образом, заявитель настаивает, что оспариваемое постановление таможенного органа о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении No 10103000249/2023 от 03.04.2023 года, вынесено таможенным органом по истечении установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока.
Подробно доводы приведены в апелляционной жалобе.
Владимирской таможней представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящая апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, главным государственным таможенным инспектором ОТД Владимирского т/п Владимирской таможни Агафоновым Е.Н. при осуществлении контроля за своевременностью представления ООО "ВЗЛП" статистической формы учета перемещения товаров и достоверностью содержащихся в ней сведений, установлена несвоевременность ее представления, а именно: 21.12.2022 ООО "ВЗЛП" на сайте ФТС России с применением электронной подписи зарегистрированы статистические формы с регистрационными номерами 10103000/211222/С773340 (системный номер ED20221221085446447) и 10103000/211222/С773351 (системный номер ED20221221085740909) с кодом регистрации 10103000 (Владимирская таможня, г. Владимир, ул. Асаткина, д. 35, в регионе деятельности которой ООО "ВЗЛП" состоит на учете в налоговом органе), с указанием отчетного периода: сентябрь 2021 года, по поставке товара в Республику Казахстан.
Вывоз товара, указанного в статистических формах с регистрационными номерами 10103000/211222/С773340 (системный номер ED20221221085446447) и 10103000/211222/С773351 (системный номер ED20221221085740909) был осуществлен в рамках договора от 01.03.2020 N 01/03-20, заключенного между ТОО "КАЗАРСТРОЙ" (010000, Республика Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Жетиген, зд. 17) и ООО "ВЗЛП" (601125, Владимирская область, Петушинский р-н, г. Вольгинский, ул. Заводская, стр. 144, помещение 1).
Отгрузка товара со склада ООО "ВЗЛП" осуществлена 04.09.2021, согласно отметке в графе "Дата отгрузки, передачи (сдачи) универсального передаточного документа от 04.09.2021 N 1959 (статистическая форма N 10103000/211222/С773340) и 16.09.2021, согласно отметке в графе "Дата отгрузки, передачи (сдачи) универсального передаточного документа" от 16.09.2021 N 2085 (статистическая форма N 10103000/211222/С773351).
Таким образом, при регистрации 21.12.2022 статистической формы выявлено нарушение срока подачи статистической формы, а именно статистические формы с регистрационными номерами 10103000/211222/С773340 (системный номер ED20221221085446447) и 10103000/211222/С773351 (системный номер ED20221221085740909) представлены Обществом с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891.
По факту выявленного нарушения должностное лицо Владимирской таможни составило в отношении Общества протокол от 15.02.2023 N 10103000-249/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам рассмотрения материалов дела о выявленном административном правонарушении Владимирской таможней принято постановление от 03.04.2023 N 10103000-249/2023 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленного требования Общество указало, что обжалуемое постановление было вынесено таможенным органом по истечении установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности, что является самостоятельным основанием для отмены постановления.
Признавая постановление незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Объектом правонарушения по статье 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются общественные отношения в сфере статистического учета перемещения товаров.
Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения заключается в непредставлении или несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, в предоставлении статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Согласно части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
В соответствии частями 1, 2 и 3 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) предусмотрено, что статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что ведение статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Методологией и включает в себя сбор статистических форм, обработку содержащихся в них сведений, проверку достоверности представленных в статистической форме сведений, включая запрос у лица, указанного в пункте 5 Правил, дополнительной информации, а также формирование, опубликование и представление данных статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами -членами Союза.
Формирование данных статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации ведется в порядке, установленном Федеральной таможенной службой.
Согласно пункту 4 Правил формирование данных статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
В силу пункта 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Согласно пунктам 6, 7, 8 и 9 Правил статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
В качестве отчетного периода указывается месяц фактического ввоза (вывоза) товаров.
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
Статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Статистическая форма заполняется в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров.
Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет (пункт 10 Правил).
В соответствии с пунктом 16 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 21.12.2022 ООО "ВЗЛП" на сайте ФТС России с применением электронной подписи зарегистрированы статистические формы с регистрационными номерами 10103000/211222/С773340 (системный номер ED20221221085446447) и 10103000/211222/С773351 (системный номер ED20221221085740909) с кодом регистрации 10103000 (Владимирская таможня, г. Владимир, ул. Асаткина, д. 35, в регионе деятельности которой ООО "ВЗЛП" состоит на учете в налоговом органе), с указанием отчетного периода: сентябрь 2021 года, по поставке товара в Республику Казахстан.
Вывоз товара, указанного в статистических формах с регистрационными номерами 10103000/211222/С773340 (системный номер ED20221221085446447) и 10103000/211222/С773351 (системный номер ED20221221085740909) был осуществлен в рамках договора от 01.03.2020 N 01/03-20, заключенного между ТОО "КАЗАРСТРОЙ" (010000, Республика Казахстан, г. Нур-Султан, ул. Жетиген, зд. 17) и ООО "ВЗЛП" (601125, Владимирская область, Петушинский р-н, г. Вольгинский, ул. Заводская, стр. 144, помещение 1).
Отгрузка товара со склада ООО "ВЗЛП" осуществлена 04.09.2021, согласно отметке в графе "Дата отгрузки, передачи (сдачи) универсального передаточного документа от 04.09.2021 N 1959 (статистическая форма N 10103000/211222/С773340) и 16.09.2021, согласно отметке в графе "Дата отгрузки, передачи (сдачи) универсального передаточного документа" от 16.09.2021 N 2085 (статистическая форма N 10103000/211222/С773351).
ООО "ВЗЛП" должно было представить во Владимирскую таможню статистические формы по поставке товара, произведенной в сентябре 2021 года в Республику Казахстан, не позднее 14.10.2021 (10-й рабочий день октября 2021 года).
Однако статистические формы с регистрационными номерами 10103000/211222/С773340 (системный номер ED20221221085446447) и 10103000/211222/С773351 (системный номер ED20221221085740909) представлены ООО "ВЗЛП" во Владимирскую таможню посредством сети Интернет 21.12.2022 (дата заполнения на сайте ФТС России).
Таким образом, факт совершения Обществом рассматриваемого административного правонарушения подтвержден материалами дела, и Обществом не оспаривается.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО "ВЗЛП" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Вследствие этого, событие вмененного заявителю административного правонарушения является доказанным.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из обстоятельств дела усматривается, что у Общества имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность на основании части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, административный орган и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу, повлекших негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судом правомерно не установлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Вольгинский завод литьевых пластмасс" в апелляционной жалобе указывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, к моменту рассмотрения дела административным органом.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях начал исчисляться с 22.12.2022 и на дату вынесения таможенным органом оспариваемого постановления (03.04.2023) не истек.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласен с данным выводом суда первой инстанции, поскольку оснований для вынесения постановления о привлечении Общества к административной ответственности у таможенного органа не имелось, так как на момент его принятия истекла давность привлечения к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение требований таможенного законодательства Российской Федерации, выразившееся в непредставлении или несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
В смысле разъяснений п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 No 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое, подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Таким образом, поскольку законом предусмотрен срок, в течение которого Заявитель обязан был выполнить возложенную на него законом обязанность представлять в таможенный орган статформу для лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими, то правонарушение, предусмотренное ст.19.7.13. КоАП РФ, совершенное Заявителем, не является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год и начинает исчисляться с момента его совершения, т.е. со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административной ответственности, не может быть привлечено к административной ответственности.
Данное обстоятельство является фактом, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В нарушение указанных положений Владимирской таможней 03.04.2023 года вынесено обжалуемое постановление, то есть за пределами срока давности, поэтому данное постановление является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
В силу примечания к статье 4.8 КоАП РФ ее положения не применяются, если другими статьями КоАП РФ установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний.
Таким образом, положения части 1 статьи 4.8 КоАП РФ об исчислении срока, определенного периодом, со следующего дня после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока, не отменяют установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ специальный порядок исчисления срока для вынесения постановления по делу об административном правонарушении со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Соответственно, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения (статья 19.7.13 КоАП РФ), не является длящимся правонарушением.
Правонарушение совершено и окончено по истечении срока представления такой отчетности.
Следовательно, сам факт несвоевременного представления отчетности не может быть квалифицирован в качестве добровольного прекращения правонарушения, поскольку последнее совершено и окончено по истечении срока представления такой отчетности, а не в момент представления самой отчетности.
В рассматриваемом случае соответствующая статистическая форма должна была быть представлена в срок не позднее 14.10.2021 (то есть к определенному сроку), невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Поскольку форма статистической отчетности должна была быть представлена в срок до 14.10.2021, то с 15.10.2021 начинается течение установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Соответственно, к административной ответственности заявитель мог быть привлечен в срок до 15.10.2022, однако административное дело рассмотрено лишь 03.04.2023, то есть за пределами предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока.
Таким образом, привлечение Заявителя к административной ответственности после 15.10.2022 является недопустимым и противоречащим законодательству.
При этом не имеет значения, приходится ли окончание срока давности на рабочий, выходной или праздничный день. Из вышеизложенного следует, что установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Заявителя к ответственности истек на момент вынесения оспариваемого постановления от 03.04.2023.
Таможенный орган не был лишен возможности осуществлять контроль за своевременным предоставлением статистической формы учета перемещения товаров с применением всех мер, предусмотренных гл. 46 ТК ЕАЭС, направленных на предупреждение, выявление или пресечение нарушений обязательных требований таможенного законодательства.
Неприменение в рассматриваемом случае таможенным органом указанных мер контроля, обеспечивающих его эффективность, не должно порождать ситуацию правовой неопределенности для лица, привлекаемого к административной ответственности, в вопросе исчисления сроков, предусмотренных ст. 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 правил ведения статистики российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств- членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки- российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
Обязанностям лица корреспондирует обязанность таможенного органа по осуществлению контроля за своевременностью представления статистических форм, предусмотренная пунктом 12 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами евразийского экономического союза, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 891:
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений, в том числе посредством запроса у заявителя через личный кабинет дополнительных сведений, которые должны быть представлены в таможенный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения заявителем такого запроса.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании вышеизложенных обстоятельств, заявление общества с ограниченной ответственностью "Вольгинский завод литьевых пластмасс" о признании незаконным и об отмене постановления Владимирской таможни от 03.04.2023 N 10103000-249/2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении подлежит удовлетворению.
Между тем, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в пункте 39 разъяснило, что при принятии постановления арбитражный суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных статьей 269 АПК РФ.
В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения или определения, арбитражный суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
На изменение мотивировочной части судебного акта может быть также указано в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции.
В рассматриваемом случае по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Вольгинский завод литьевых пластмасс" суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены/изменение решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют, поскольку оспариваемое постановление Владимирской таможни от 03.04.2023 N 10103000-249/2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.7.13 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вольгинский завод литьевых пластмасс" признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
При этом судом не допущено предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае.
Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Вольгинский завод литьевых пластмасс" признается не подлежащей удовлетворению.
В данном случае судебные расходы по уплате государственной пошлины не подлежат распределению, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, по данной категории спора государственная пошлина не уплачивается в целом по делу, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 04 июля 2023 по делу N А11-3818/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вольгинский завод литьевых пластмасс"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-3818/2023
Истец: ООО "ВОЛЬГИНСКИЙ ЗАВОД ЛИТЬЕВЫХ ПЛАСТМАСС"
Ответчик: Федеральная таможенная служба Владимирская таможня