г. Москва |
|
11 октября 2023 г. |
Дело N А40-197977/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
И.А. Чеботаревой, В.А. Яцевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Управления Росреестра по Москве,
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2021 по делу N А40-197977/21
по заявлению Садоводческого потребительского кооператива "Удача" (ИНН: 6732136138)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ИНН: 7710723134),
третье лицо: Управление Росреестра по Москве,
о признании незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под садоводство по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, Михновское сельское поселение, выраженный в письме от 25.08.2021 за номером 10/28085ж; о возложении обязанности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Лозко В.И. по дов. от 04.10.2021 N ВЯ-16/33409; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
садоводческий потребительский кооператив "Удача" (далее - заявитель, кооператив, СПК "Удача") обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) о признании незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под садоводство по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, Михновское сельское поселение, оформленный письмом от 25.08.2021 за номером 10/28085ж; о возложении обязанности в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения нрав и законных интересов заявителя путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельною участка на кадастровом плане территории под садоводство адресу: Смоленская область, Смоленский район, Михновское сельское поселение.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2021 заявленные требования удовлетворены, решение Федерального агентства по управлению государственным имуществом, оформленное письмом от 25.08.2021 года за номером 10/28085ж признано незаконным и отменено, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обязано в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2022 суд определил: "Исправить допущенные в решении от 21.12.2021 по делу N А40- 197977/21-139-1537 опечатку.
Читать десятый абзац на пятой странице решения в следующей редакции: "В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в целях устранения допущенных ответчиком нарушений законных прав и интересов заявителя, суд считает необходимым обязать Управление Росреестра по Москве в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под садоводство адресу: Смоленская область/Смоленский район. Михновское сельское поселение."
Определением Арбитражного суда города Москвы от 11.11.2022 суд определил: "Исправить, допущенную в определении об исправлении опечатки от 05.05.2022 по делу N А40-197977/21-139-1537, опечатку.
Второй абзац резолютивной части определения читать в следующей редакции: "Читать десятый абзац на пятой странице решения в следующей редакции: "В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в целях устранения допущенных ответчиком нарушений законных прав и интересов заявителя, суд считает необходимым обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельною участка на кадастровом плане территории под садоводство адресу: Смоленская область/Смоленский район. Михновское сельское поселение.".
Не согласившись с принятым решением Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2021, Управление Росреестра по Москве подало апелляционную жалобу, в которой просило его отменить в части обязания Управления Росреестра по Москве в течение десяти дней с даты вступления решения суда в законную силу путем принятия решения об утверждении схемы расположения земельною участка на кадастровом плане территории под садоводство адресу: Смоленская область/Смоленский район. Михновское сельское поселение, и принять по делу новый судебный акт.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2022 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица Управление Росреестра по городу Москве.
Управление Росреестра по Москве не было привлечено к участию в деле, что послужило основанием для перехода к рассмотрению дела, по правилам предусмотренным судом первой инстанции.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2022 решение суда первой инстанции отменено, суд признал незаконным и отменил решение Федерального агентства по управлению государственным имуществом, оформленное письмом от 25.08.2021 года за номером 10/28085ж, обязал Росимущество в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.07.2023 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2022 по делу N А40-197977/2021 отменено, направлено дело на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд. Судебная коллегия кассационной инстанции указала, что в деле отсутствуют доказательства надлежащего извещения Росимущества о дате, времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы.
При новом рассмотрении суд апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 123 АПК РФ известил Росимущество о судебном разбирательстве, что подтверждается отслеживанием отправлений по трек номеру Почты России N 12771785557991, определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2023 о назначении судебного заседания на 30.08.2023 года на 14 час. 10 мин. получено Росимуществом 21.08.2023.
Таким образом, суд апелляционной инстанции исполнил указания судебной коллегии кассационной инстанции об извещении Росимущества о судебном разбирательстве.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Росимущество с заявленными требованиями и доводами СПК "Удача" не согласилось.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствуют отчеты об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами 12771785557984 и 12771785558004, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев заявление кооператива по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, с учетом положений ст. 289 АПК РФ,исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 07.04.2021 СПК "Удача" обратилось с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером: 67:18:0000000:2405, находящегося в собственности Российской Федерации, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.
В заявлении кооператив указал, что согласно графических сведений расположенных на публичной кадастровой карте Росреестра РФ, а также выписки из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером: 67:18:0000000:2405 расположен в кадастровом квартале 67:18:0000000, сам участок поставлен на кадастровый учёт 06.02.2017, категория земель участка соответствует землям населённых пунктов, вид разрешённого использования - для иных видов жилой застройки. площадь испрашиваемого участка составляет 166 263 кв.м., на участке не расположены объекты недвижимости. Основная часть земельного участка расположена в территориальных границах Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
К заявлению кооператив приложил следующие документы:
-схема расположения границ земельного участка в территориальной зоне Ж-1, выполненная кадастровым инженером в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 25.08.2014 N 504 на 4 листах.
-списки членов СПК "Удача". 3.Расчёт испрашиваемого земельного участка. 4.Схема расположения земельного участка в электронном виде и записанная на диск CD-R.
-решение общего собрания членов товарищества о приобретении права безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для ведения гражданами садоводства - Протокол N 10 от 15.03.2021 года;
-выписка из ЕГРН об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 67:18:0000000:2405 - согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 67:18:0000000:2405, площадью 30 403 151 кв. м, находится в собственности Российской Федерации (записана на СД-диск, всего листов 1665);
-выписка из ЕГРЮЛ в отношении СПК "Удача";
-карта функционального зонирования испрашиваемого земельного участка с указанием зоны Ж-1 по Правилам землепользования и застройки Михновского с.п. (записана на СД-диск);
-карта границ зон с особым использованием согласно которой испрашиваемый участок в ней не находится по Правилам землепользования и застройки Михноского с.п (записана на СД-диск);
-правила землепользования и застройки муниципального образования Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области относительно зоны расположения испрашиваемого земельного участка в зоне Ж-1( в том числе - ведение садоводства).
10.09.2021 кооператив на своё заявление получил отказ от Федерального агентства от 25.08.2021 года за номером 10/28085ж.
В обоснование отказа Росимущество сослалось, что согласно п.9 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
При этом, исходя из положений п.12 ст.11.10 ЗК РФ, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования к подготовке схемы расположения земельного участка утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (далее - Требования). Необходимо отметить, что в нарушение п. 6 Требований в приложенной схеме расположения земельного участка отсутствуют полное отображение границ многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 67:18:0000000:2405. Также в нарушение п.12 Требований в приложенном комплекте документов отсутствует схема в формате XML, что в том числе нарушает п.9 и 12 ст.11.10 ЗК РФ. Согласно п.16 ст.11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст. 11.10 ЗК РФ.
Не согласившись с указанным отказом, СПК "Удача" обратился в суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
При этом, согласно положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65 АПК РФ представление доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием) возложена на самого заявителя.
Согласно Правила землепользования и застройки муниципального образования Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (далее также - Правила застройки, Правила, ПЗЗ) являются нормативным правовым документом муниципального образования Михновское сельское поселение, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (сокр. ГрК РФ), Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ), Областным законом от 26 ноября 2015 г. N 161-3, "О внесении изменения в статью 1 областного закона от 30 октября 2014 г. N 141-з "О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения", Уставом муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области и Постановлением N 182 от 01.03.2016, другими нормативными правовыми актами РФ, Смоленской области и Михновского сельского поселения; а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития Михновского сельского поселения, охраны объектов культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Изменения в правила застройки вносятся согласно решению N 25 от 11.12.2015 и Решению N 51 от 14.10.2016. Совета Депутатов Михновского сельского поселения Смоленского района, Смоленской области и в соответствии с 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 3 июля 2016 года)".
В соответствии со статьёй 13.1. Градостроительные регламенты. Жилая зона. Ж1 Территориальная зона Ж1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, предназначена для проживания отдельных семей в отдельно стоящих домах усадебного типа и блокированных домах с правом ведения ограниченного личного подсобного хозяйства (содержание домашнего скота и птицы), и индивидуальной трудовой деятельности с минимально разрешенным набором услуг местного значения. Перечень видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков территориальной зоны Ж1 установлен в соответствии с таблицей 1. Согласно данной таблицы 1 пункт 4 (вида разрешенного использования территории) одним из основных видов разрешённого использования является - ВЕДЕНИЕ САДОВОДСТВА - осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений.
Согласно сведений на официальном сайте Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области - Главная (smol-ray.ru) утвержденного проекта планировки территории и проекта межевания территории, в границах которого расположен Испрашиваемый участок и информация об отнесении участка к землям особо охраняемой природной территории не выявлено.
Согласно пункту 6 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (ред. от 13.10.2016) "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2015 N 36018)- далее Приказ, в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков. Таким образом, исходя из анализа пункта 6 Приказа требования к полному отображению границ многоконтурного земельного участка подлежащего разделу на схеме расположения испрашиваемого участка отсутствуют, т.е выявленное нарушение Росимуществом о нарушении данного пункта кооперативом не является законным.
Частью 1 статьи 11.3 предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных часть 2 статьи 11.3 ЗК РФ.
В соответствии с ч.3 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 6 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом.
В силу ч.7 ст.11.4 ЗК РФ, в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с частями 1, 3, 9, 10, 11, 12, 13 ст.11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" любым заинтересованным лицом за плату (ч.11 ст.11.10 3К РФ).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.12 ст.11.10 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.13 ст.11.10 ЗК РФ).
В силу ч.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В целях недопущения ухудшения положения граждан, которые ранее создали некоммерческие организации в организационно-правовых формах, не предусмотренных Законом N 217-ФЗ, частью 1 статьи 54 Закона N 217-ФЗ предусмотрено, что реорганизация некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ, не требуется, за исключением случаев, установленных указанной статьей.
Единственный такой случай установлен частью 4 статьи 54 Закона N 217-ФЗ, согласно которой созданные до дня вступления в силу Закона N 217-ФЗ садоводческие или огороднические кооперативы должны быть преобразованы в товарищества собственников недвижимости в случае принятия такого решения общим собранием членов такого кооператива. До вступления в силу Закона N 217-ФЗ правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества, осуществлялось в соответствии с Законом N 66-ФЗ. Принимая во внимание, что такая форма как кооператив не соответствует предусмотренным Законом N 217-ФЗ целям и задачам, в рамках которых осуществляется ведение садоводства и огородничества, переходными положениями Закона N 217-ФЗ установлена возможность их преобразования в товарищества собственников недвижимости.
Положения указанной нормы направлены на обеспечение перехода к новому правовому регулированию и не вводят оснований для преобразования иных видов кооперативов в товарищество собственников недвижимости.
Садоводческий потребительский кооператив приводит свои учредительные документы, а также наименования в соответствие со статьями 1 - 2 8 Закона N 217-ФЗ при первом изменении учредительных документов таких организаций (часть 5 статьи 54 Закона N 217-ФЗ). Дополнительно следует отметить, что согласно Закону N 217-ФЗ отсутствует необходимость внесения изменений в правоустанавливающие документы на имущество как юридического лица, так и физических лиц. Указанные изменения могут быть внесены по желанию таких лиц.
Законом N 217-ФЗ срок, в течение которого садово-дачные объединения должны привести свои учредительные документы в соответствие с нормами данного Закона, не установлен.
Согласно Постановления Правительства РФ от 26.03.2015 N 279 (ред. от 21.12.2018) "Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов" цена земельного участка определяется в размере 60 процентов его кадастровой стоимости при продаже: а) земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, гражданину, являющемуся собственником здания или сооружения, возведенных в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и расположенных на приобретаемом земельном участке (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.12.2018 N 1622)
Руководствуясь вышеизложенным можно сделать вывод, что СПК "Удача" с целью проведения межевания и планировки (за свой личный расчёт по работе) образуемого участка площадью 166 263 кв.м. сроком на 5 лет испрашивает участок у Федерального агентства по управлению государственным имуществом, далее после проведения данных работ участки садоводами будут выкупаться по цене 60% от кадастровой стоимости участка, что в четыре раза выше стоимости Муниципального выкупа участка - 15% от кадастровой стоимости требования уплаты в городе Смоленске.
В тоже время, согласно сведений из ГКН земельный участок с кадастровым номером 67:18:0000000:2405 (выдел из которого происходит) имеет площадь не используемого земельного участка 29 559 865 кв.м., т.е испрашиваемый Кооперативом участок составляет менее 1% от участка заинтересованного лица, 1% участка заинтересованного лица соответствует площади в 295 598 кв.м., а кооператив испрашивает участок менее 1% (166 263 кв.м.) от общей не используемой территории федеральной земли.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что представленные заявителем для проведения раздела земельного участка с кадастровым номером: 67:18:0000000:2405 документы, отражают информацию, необходимую для утверждения схемы расположения земельною участка на кадастровом плане территории под садоводство адресу: Смоленская область, Смоленский район, Михновское сельское поселение, и основания для отказа в осуществлении раздела земельного участка у Росимущества отсутствовали.
Кроме того, как следует из пояснений в дополнениях к отзыву заявителя на апелляционную жалобу, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом исполнило решение Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2021 по делу N А40-197977/2021-139-1537 путём вынесения 08.09.2022 распоряжения "Об утверждении схемы расположения земельного участка по кадастровом плане территории" (Приложение N 4).
Представитель Росимущества в судебном заседании заявил о фактическом исполнении решения суда.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ законность ненормативного правового акта проверяется судом на момент его принятия.
В силу ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия с учетом документов и материалов, которые были положены в основу оспариваемого акта. С учетом необходимости соблюдения принципа стабильности и определенности административных и иных публичных правоотношений, на законность ненормативного акта уполномоченного органа не могут влиять обстоятельства, о которых орган не располагал на момент вынесения соответствующего акта. Ненормативный акт не может быть признан недействительным на основании документов и сведений, не положенных в его основу.
Соответственно, суд оценивает законность оспариваемого решения по изложенным в нём основаниям для отказа.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что Росимущество не лишено возможности подтвердить довод о фактическом исполнении решения суда на стадии исполнения судебного акта в рамках исполнительного производства.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу, что Росимущество во исполнение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела не доказана правомерность принятого в отношении кооператива оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования СПК "Удача" подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на признание оспариваемого решения незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий, бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным, решения, действия, бездействия незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
По смыслу положений главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, их восстановления и должно соответствовать нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения, и не связан конкретными формулировками требования заявителя об устранении нарушения, равно как и выбором им того или иного способа восстановления нарушенных прав и законных интересов.
По смыслу приведенной нормы возложение судом обязанности совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей, не является самостоятельным требованием названных лиц, а является обязанностью суда, необходимость и способ осуществления которой определяются судом исходя из обстоятельств конкретного дела вне зависимости от наличия соответствующего заявления стороны.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных обществом требований, суд апелляционной инстанции считает необходимым обязать Росимущество с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2022 по делу N А40-197977/21 отменить.
Признать незаконным и отменить решение Федерального агентства по управлению государственным имуществом, оформленное письмом от 25.08.2021 года за номером 10/28085ж.
Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Взыскать с Федерального агентства по управлению государственным имуществом в пользу Садоводческого потребительского кооператива "Удача" расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-197977/2021
Истец: САДОВОДЧЕСКИЙ "УДАЧА"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Третье лицо: РОСРЕЕСТР
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23518/2024
11.10.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-54034/2023
26.07.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14685/2023
28.12.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-79606/2022
21.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-197977/2021