г. Владивосток |
|
12 октября 2023 г. |
Дело N А24-29/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Т.А. Солохиной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Спинка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района,
апелляционное производство N 05АП-5638/2023
на решение от 04.05.2023
судьи Карпачева М.В.
по делу N А24-29/2023 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Администрации Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района (ИНН 4105029639, ОГРН 1064141001011)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ИНН 4101036307; 4101036307, ОГРН 1024101041470; 1024101041470)
третье лицо: акционерное общество "Тепло Земли" (ИНН 4105045327, ОГРН 1154177001846)
о признании незаконным решения от 26.10.2022 N 041/01/15-323/2021;
при участии в заседании: представители сторон не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - антимонопольный орган, Управление, УФАС по Камчатскому краю) о признании незаконным решения от 26.10.2022 N 041/01/15-323/2021.
Определением от 28.02.2023 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора акционерное общество "Тепло Земли" (далее - третье лицо, АО "Тепло Земли").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда от 04.05.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель по тексту апелляционной жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права ввиду его неуведомления о дате, месте и времени проведения следующего судебного заседания. Администрация считает, что поскольку в ее адрес не поступало каких-либо уведомлений от суда, как на электронную почту, так и на почтовый адрес, то заявитель в рассматриваемом случае считается неизвещенным в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, администрация считает, что судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что заявитель не является в рассматриваемом случае надлежащем субъектом ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.
Поясняет, что надлежащим субъектом является Собрание Депутатов Паратунского сельского поселения, которое своим решением утвердило передачу имущества в безвозмездное пользование АО "Тепло Земли".
Администрация же, в свою очередь, данное решение не утверждала, а являлась лишь исполнителем принятого решения Собрания депутатов Паратунского сельского поселения. Принятое решение Собранием депутатов Паратунского сельского поселения о передаче имущества в безвозмездное пользование в адрес АО "Тепло Земли" было проверено и одобрено Елизовской городской прокуратурой, считалось законным и действующим и не исполнять его у Администрации Паратунского сельского поселения не имелось оснований.
Камчатское УФАС в письменном отзыве требования не признало, просило оставить в силе решение суда первой инстанции.
Третье лицо письменных возражений по существу заявленной жалобы не представило.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
25.02.2021 в УФАС по Камчатскому краю поступило заявление (вх. N 496) от общества с ограниченной ответственностью "Коммунальная служба "Паратунка" о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения поступившего заявления, антимонопольным органом издан приказ от 06.07.2021 N 57/1-П о возбуждении дела N 041/01/15-323/2021 по признакам нарушения Администрацией Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
26.10.2022 Комиссией УФАС по Камчатскому краю принято решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 041/01/15-323/2021, согласно которому в действиях Администрации Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района признано нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" выразившееся в предоставлении муниципальной преференции в нарушение требований установленных главой 5 Закона о защите конкуренции, путем передачи прав владения АО "Тепло Земли" на муниципальное имущество (объекты теплоснабжения) на основании правового акта органа местного самоуправления о бюджете.
Заявитель, полагая, что вышеназванное решение не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратился в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым заявлением, которое обжалуемым решением суда было оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда на основании следующего.
Так, коллегией отклоняются доводы заявителя о допущенных при судопроизводстве в первой инстанции процессуальных нарушениях.
В части 1 статьи 153 АПК РФ предусмотрено, что разбирательство дела осуществляется в судебном заседании арбитражного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном этим Кодексом, не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Исходя из части 6 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
По правилам части 1 статьи 158 АПК РФ арбитражный суд откладывает судебное разбирательство в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Как установлено судом апелляционной инстанции, по результатам проведения предварительного судебного заседания, назначенного на 28.02.2023, на котором присутствовали представители заявителя и ответчика, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости привлечь в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО "Тепло Земли", в связи с чем, отложил предварительное судебное заседание на 11.04.2023 в 14 час. 30 мин., о чем в протоколе судебного заседания была сделана соответствующая отметка.
Определение от 28.02.2023 было размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с отражением информации о дате проведения судебного заседания в карточке дела и по тексту судебного акта: 11.04.2023 в 14 час. 30 мин.
В судебное заседание от 11.04.2023 представители сторон, в том числе, третьего лица, не явились, суд определил отложить судебное разбирательство на 27.04.2023 в 15 час. 30 мин.
Указанное определение также было размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с отражением информации о дате проведения судебного заседания в карточке дела и по тексту судебного акта: 27.04.2023 в 15 час. 30 мин.
Непосредственно в судебное заседание, состоявшееся 27.04.2023, не явились представители заявителя и третьего лица.
Анализ имеющегося в материалах дела протокола судебного заседания от 27.04.2023 показывает, что судебное заседание по настоящему делу было открыто в 15 час. 30 мин., а закрыто с вынесением окончательного судебного акта по существу спора в 15 час. 40 мин.
Принимая во внимание, что представитель заявителя не участвовал в судебных заседаниях от 11.04.2023 и от 27.04.2023, он, следуя нормативным положениям части 6 статьи 121, части 1 статьи 123 АПК РФ, считается извещенным о месте и времени судебного разбирательства путем размещения в сети "Интернет" соответствующими определениями суда от 28.02.2023 и от 11.04.2023, и должен был самостоятельно отслуживать информацию о движении дела.
Обобщая все вышеизложенные обстоятельства, коллегия не находит процессуальных нарушений, допущенных арбитражным судом первой инстанции, влекущих безусловную отмену оспариваемого судебного акта.
Также апелляционная коллегия не находит нарушений правоприменительных норм при вынесении оспариваемого решения в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (далее - Положение N 331) Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 4 Положения Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения пресечения недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закон N 135-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта 20 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, поименованных в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (за исключением случаев, перечисленных в части 3 статьи 19 названного Закона), с соблюдением процедуры, регламентированной статьей 20 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Закона N 135-ФЗ государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.
Предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции, является самостоятельным нарушением, прямо поименованным в части 1 статьи 15 этого Закона.
Пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" установлено, что в силу пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не допускается предоставление государственных или муниципальных преференций в нарушение требований, установленных главой 5 Закона.
Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции регламентированы особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
В частности, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженернотехнического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, лицу, которому присвоен статус единой теплоснабжающей организации в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды", в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем
Коллегией установлено и следует из материалов дела, что администрации вменено нарушение порядка предоставления муниципальной преференции, а именно: ее предоставление без предварительного согласования с антимонопольным органом.
Как следует из материалов дела, согласно статье 32 Устава Паратунского сельского поселения администрация Паратунского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Паратунского сельского поселения, наделенным в соответствии с Уставом, полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Паратунского сельского поселения федеральными законами и законами Камчатского края.
Администрация Паратунского сельского поселения осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Камчатского края, Уставом Паратунского сельского поселения, решениями Собрания депутатов Паратунского сельского поселения, принятыми в пределах его компетенции и правовыми актами Главы Паратунского сельского поселения.
Решением собрания депутатов Паратунского сельского поселения N 25 от 29.12.2015 утверждено Положение "О предоставлении муниципальной преференции в Паратунском сельском поселении" от 30.12.2015 N 11 (далее - Положение N 11).
Пунктом 3.1 Положения N 11 установлено, что предоставление муниципальной преференции носит заявительный характер.
Согласно пункту 3.2 Положения N 11 решения о предоставлении муниципальной преференции в Паратунском сельском поселении принимаются: решением Собрания депутатов Паратунского сельского поселения в случаях, не требующих согласования с антимонопольным органом, когда муниципальные преференции предоставляются: в соответствии с решением Собрания депутатов Паратунского сельского поселения о бюджете на очередной финансовый год, содержащим либо устанавливающим порядок определения размера муниципальной преференции и ее конкретного получателя; путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу; в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (пункт 3.2.1 Положения N 11), решением Главы администрации в случаях определенных статьей 19 Федерального закона "О защите конкуренции" и требующих письменного согласия с антимонопольным органом (пункт 3.2.2 Положения N 11).
Пунктом 3.3 Положения N 11 установлено, что решение о предоставлении муниципальной преференции оформляется соответственно пункта 3.2.1 - решением Собрания депутатов Паратунского сельского поселения, пункта 3.2.2 - распоряжением Главы администрации Паратунского сельского поселения.
Согласно пункту 3.4 Положения N 11 подготовка проекта решения о предоставлении муниципальной преференции осуществляется администрацией Паратунского сельского поселения.
В соответствии с пунктом 3.6.7 Положения N 11 в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции, Администрация в соответствии с пунктом 3.2.1 Положения N 11 подготавливает проект решения Собрания депутатов Паратунского сельского поселения.
25.12.2020 Собранием депутатов Паратунского сельского поселения принято решение (от 24.12.2020 N 23) "О бюджете Паратунского сельского поселения на 2021 год" N 6-2020, решением Собрания депутатов Паратунского сельского поселения от 19.02.2021 N 12-2021 внесены изменения, статья 13 указанного решения изложена в новой редакции.
Согласно статье 13 вышеуказанного решения в целях обеспечения жизнедеятельности населения Паратунского сельского поселения, находящегося в районах Крайнего Севера, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и создания условий для предоставления жителям Паратунского сельского поселения коммунальных услуг, утверждены получатели муниципальной преференции:
- в форме предоставления недвижимого имущества, согласно Приложению 14 к настоящему Решению обществу с ограниченной ответственностью Коммунальная служба "Паратунка" по договору безвозмездного пользования с 01.01.2021 по 31.01.2021;
- в форме предоставления недвижимого имущества, согласно Приложению 15 к настоящему Решению АО "Тепло земли" по договору аренды с 01.01.2021 по 30.06.2021;
- в форме предоставления движимого имущества, согласно Приложению 1 6 к настоящему Решению обществу с ограниченной ответственностью Коммунальная служба "Паратунка" по договору безвозмездного пользования 01.01.2021 по 31.01.2021;
- в форме предоставления движимого имущества согласно Приложению 17 к настоящему Решению, АО "Тепло Земли" по договору безвозмездного пользования с 01.01.2021 по 30.11.2021;
- в форме предоставления недвижимого имущества, согласно Приложению 18 к настоящему Решению обществу с ограниченной ответственностью "ЖКХ Паратунское", по договору безвозмездного пользования с 18.02.2021 по 31.12.2021;
- в форме предоставления движимого имущества, согласно Приложению 19 к настоящему Решению обществу с ограниченной ответственностью "ЖКХ Паратунское", по договору безвозмездного пользования с 18.02.2021 по 31.12.2021.
Согласно приложению N 15 к решению "О бюджете Паратунского сельского поселения на 2021 год", по муниципальной преференции АО "Тепло Земли" переданы сети отопления, сети теплоснабжения наружные, теплотрасса, теплосети, наружные сети теплотрасс, тепловой пункт на скважине Э-91, насосная станция на скважине Т-4, бойлерная которые являются объектами теплоснабжения.
Согласно приложению N 17 к решению "О бюджете Паратунского сельского поселения на 2021 год" проектная документация на строительство очистных сооружений с сетями канализации пос. Термальный и с. Паратунка Елизовского района Камчатского края переданы АО "Тепло Земли" по муниципальной преференции.
Одним из исключений общего порядка предоставления муниципальной преференции, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, является пункт 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.
Согласно указанной норме, без согласия антимонопольного органа преференция может быть предоставлена на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.
Частью 1 статьи 1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Согласно статьи 2 БК РФ, бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Статьей 6 установлены понятия и термины, применяемые в Бюджетном Кодексе Российской Федерации.
Так, под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; под доходами бюджета понимаются поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета; расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Таким образом, исходя из анализа вышеназванных положений, предоставление преференций на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, предполагает их предоставление в денежном форме.
В рассматриваемом же случае администрацией предоставлены муниципальные преференции не в денежной форме, а в виде заключения договора аренды и договора безвозмездного пользования муниципального имущества без проведения торгов.
При данных обстоятельствах, оснований для предоставления муниципальных преференций акционерному обществу "Тепло Земли" без предварительного согласия антимонопольного органа, в порядке исключения, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции, не имеется.
В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет, в том числе, органам местного самоуправления на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Законна о защите конкуренции.
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством ненадлежащего использования административных инструментов.
Материалами настоящего дела подтверждается, что заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции акционерному обществу "Тепло Земли" от администрации Паратунского сельского поселения в УФАС по Камчатскому краю не поступало. Доказательств обратного, в нарушении положений части 1 статьи 65 АПК РФ, заявителем не представлено.
Несоблюдение органом местного самоуправления установленных действующим законодательством особенностей заключения договоров в отношении муниципального имущества в пользу отдельных хозяйствующих субъектов является предоставлением преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества (передача в приоритетном порядке), что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании вышеизложенного, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление муниципальной преференции конкретному хозяйствующему субъекту-предприятию, должно быть предварительно согласовано антимонопольным органом по заявлению органа местного самоуправления, имевшему намерение предоставить такую преференцию.
Учитывая, что в нарушение вышеизложенных норм Закона о защите конкуренции такое согласие администрацией не получено, то указанные действия (бездействие) правомерно квалифицированы антимонопольным органом как нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что правовые основания для принятия оспариваемого решения у антимонопольного органа имелись.
Довод заявителя о том, что он не является субъектом правонарушения, так как администрация решения о предоставлении муниципальной преференции, путем передачи прав владения АО "Тепло Земли" на муниципальное имущество не утверждала, а являлась лишь исполнителем принятого решения Собрания депутатов Паратунского сельского поселения коллегией отклоняется, поскольку как указывалось выше администрация Паратунского сельского поселения является исполнительным-распорядительным органом местного самоуправления и осуществляет действия по рассмотрению заявлений о предоставлении муниципальной преференции по передаче в пользование муниципального имущества, поступающих от хозяйствующих субъектов, в последующем подготавливает проект решения Собрания депутатов Паратунского сельского поселения, а также являясь исполнительно-распорядительным органом, осуществляет действия по передаче муниципального имущества в пользование.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оспариваемый акт не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал администрации в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Соответственно решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на администрацию судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 04.05.2023 по делу N А24-29/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.