г. Владимир |
|
05 октября 2023 г. |
Дело N А79-899/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Наумовой Е.Н., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Хайртдиновой Гульнары Минсаидовны на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.05.2023 по делу N А79-899/2023, принятое по иску администрации города Чебоксары Чувашской Республики (ОГРН 1022101150037, ИНН 2126003194) к индивидуальному предпринимателю Хайртдиновой Гульнаре Минсаидовне (ОГРНИП 315213200001116) об освобождении земельных участков от НТО, третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Земельное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, индивидуальный предприниматель Ахметов Ильдар Камилевич, при участии в судебном заседании: от истца - администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Афанасьевой Т.А. (по доверенности от 27.12.2022 сроком действия по 31.12.2023 и диплому).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Хайртдиновой Гульнаре Минсаидовне (далее - Предприниматель) о возложении в течение тридцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу обязанности освободить от нестационарного торгового объекта (далее - НТО), расположенного в районе остановки общественного транспорта "Мечеть Булгар" по ул. Гладкова города Чебоксары, часть муниципального земельного участка с кадастровым номером 21:01:020702:54 площадью 13 кв.м со следующими координатами:
ЗУ1, площадь 13 кв.м
N
Х
Y
1
406329.20
1231085.50
2
406330.05
1231090.40
3
406327.56
1231090.96
6
406326.61
1231085.90
1
406329.20
1231085.50
и часть муниципального земельного участка в кадастровом квартале 21:01:020702 площадью 8 кв.м со следующими координатами:
ЗУ2, площадь 8 кв.м
N
Х
Y
3
406327.56
1231090.96
4
406326.00
1231091.31
5
406325.16
1231086.13
6
406326.61
1231085.90
3
406327.56
1231090.96
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Земельное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, индивидуальный предприниматель Ахметов Ильдар Камилевич.
Решением от 15.05.2023 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии иск удовлетворил.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Данная апелляционная жалоба принята и назначена к рассмотрению.
Обжалуя судебный акт, заявитель полагает, что судом не установлено, в защиту каких интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности истец обратился к ответчику, требуя освобождения часть земельного участка, регистрация права собственности на который, по мнению Предпринимателя, носит спорный характер. Указал на то, что истцом не доказано наличие у него права собственности на земельные участки ЗУ1 и ЗУ2; данные земельные участки в Единый реестр муниципальной собственности г. Чебоксары не вошли. Ссылается на то, что вывод суда первой инстанции о возможности размещения НТО исключительно путем проведения аукциона не соотносится с рассмотренными судом правовыми основаниями в виде Временного порядка и сделан в отсутствие правового анализа доводов ответчика при его ссылке на судебную практику. Отметил, что для размещения НТО достаточно включения его в Схему размещения НТО. Кроме того, считает, что анализ условий договора купли-продажи в отношении НТО, стороной по которому Администрация не является, произведен судом безосновательно. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель жалобы (ответчик) и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в заседание суда от 28.09.2023 не обеспечили.
Представитель Администрации в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании возразил по доводам заявителя, считая их несостоятельными, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы по существу апелляционной жалобы не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя жалобы (ответчика) и третьих лиц по имеющимся в деле материалам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы заявителя апелляционной жалобы и возражения на них, заслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в адрес Управления муниципального контроля Администрации поступило обращение заместителя главы Администрации по экономическому развитию и финансам от 05.12.2022 N 29/03-09688 по проведению инвентаризации НТО на территории города Чебоксары.
В рамках рассмотрения данного обращения Управлением муниципального контроля Администрации в адрес Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом направлен запрос от 07.12.2022 N 29/061-9824 о предоставлении информации по выданным договорам, претензиям и начисленным платежам (при наличии) по НТО, выявленным по результатам проведения инвентаризации.
16.01.2023 на основании информации Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом специалистами отдела муниципального земельного контроля Управления муниципального контроля Администрации в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований проведено выездное обследование земельного участка с кадастровым номером 21:01:020702:54, а также земельного участка в кадастровом квартале 21:01:020702 в районе остановки общественного транспорта "Мечеть Булгар" по ул. Гладкова города Чебоксары.
На основании проведенных мероприятий составлен акт от 16.01.2023 N 002, которым установлено, что в районе остановки общественного транспорта "Мечеть Булгар" по ул. Гладкова города Чебоксары установлен НТО с вывеской "МОЛОКО Комсомольского молочного комбината", в котором осуществляет деятельность Предприниматель.
Согласно исполнительной съемке земельного участка от 16.01.2023, предоставленной МБУ "Управление территориального планирования" города Чебоксары, НТО размещено на частях:
1) земельного участка с кадастровым номером 21:01:020702:54 площадью 13 кв.м (ЗУ1 на исполнительной съемке);
2) земельного участка в кадастровом квартале 21:01:020702 площадью 8 кв.м (ЗУ2 на исполнительной съемке).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости земельный участок с кадастровым номером 21:01:020702:54 площадью 30 618 кв.м с видом разрешенного использования "земли общего пользования, ограниченные красными линиями улиц, для их содержания и благоустройства" принадлежит на праве собственности муниципальному образованию "г. Чебоксары - столица Чувашской Республики" (запись от 31.10.2008 N 21-21-01/209/2008-003).
Истец, ссылаясь на то обстоятельство, что ответчик занимает земельный участок под размещение спорного НТО без законных оснований, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, удовлетворил исковые требования в полном объеме, с чем суд апелляционной инстанции соглашается.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (в том числе сносу возведенных зданий, строений, сооружений).
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьями 11, 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками в пределах городского округа осуществляется органами местного самоуправления.
Статья 41 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики предусматривает, что Администрация является органом местного самоуправления города Чебоксары, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных федеральным законом или законом Чувашской Республики.
В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.
Как следует из материалов дела, в ходе выездного обследования земельного участка с кадастровым номером 21:01:020702:54 и земельного участка в кадастровом квартале 21:01:020702 в районе остановки общественного транспорта "Мечеть Булгар" по ул. Гладкова города Чебоксары специалистами отдела муниципального земельного контроля Управления муниципального контроля Администрации установлено, что в районе остановки общественного транспорта "Мечеть Булгар" по ул. Гладкова города Чебоксары установлен НТО с вывеской "МОЛОКО Комсомольского молочного комбината", в котором осуществляет деятельность Предприниматель, что отражено в акте от 16.01.2023 N 002 и последним не оспаривается.
С 1 марта 2015 года после вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" действует глава V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, допускающая возможность использования земельных участков без их предоставления или установления в их отношении сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В статье 10 названного Закона также предусмотрено размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, в соответствии со схемой размещения НТО, разрабатываемой и утверждаемой органом местного самоуправления в рамках предоставленных полномочий, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Администрации от 27.02.2020 N 411 утвержден Временный порядок размещения нестационарных торговых объектов на землях и (или) земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на землях и (или) земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и расположенных на территории города Чебоксары.
Согласно пункту 1.4 данного Временного порядка размещение НТО на территории города Чебоксары осуществляется по итогам проведения торгов в форме открытого аукциона либо в случаях, установленных настоящим Временным порядком, без проведения аукциона.
По итогам аукциона либо без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Временным порядком, лицо получает право на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Чебоксары.
По итогам аукциона либо без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Временным порядком, на основании выписки из протокола заседания комиссии по проведению аукциона с лицом, получившим право на размещение нестационарного торгового объекта, заключается договор на право размещения нестационарного торгового объекта (далее - Договор), который является основанием для размещения нестационарного торгового объекта на территории города Чебоксары.
Без проведения аукциона договоры в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, заключаются в случаях:
1) размещения на новый срок НТО, размещенного по действующему договору в соответствии со схемой размещения НТО по итогам аукциона, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполняющим свои обязанности по действующему договору;
2) размещения на новый срок НТО, размещенного в соответствии со схемой размещения НТО, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполняющим свои обязательства по действующему договору аренды земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 года и предусматривающему размещение НТО;
3) предоставления компенсационного места (места размещения, сопоставимого по местоположению и площади с местом размещения, исключенным из схемы размещения нестационарных торговых объектов) при досрочном прекращении действия договора при принятии решений о необходимости ремонта и (или) реконструкции автомобильных дорог в случае, если нахождение НТО препятствует осуществлению указанных работ, об использовании территории, занимаемой НТО, для целей, связанных с развитием улично-дорожной сети, размещением остановок общественного транспорта, оборудованием бордюров, организацией парковочных мест, иных элементов благоустройства, о размещении объектов капитального строительства.
Судом установлено, что решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25.12.2018 N 1516 утверждена "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары" (далее - Схема размещения НТО), пунктом 2.7.9 которой предусмотрено размещение НТО в районе остановки общественного транспорта "Мечеть Булгар" по ул. Гладкова площадью 17 кв.м со специализацией: непродовольственные товары (печатная продукция).
Факт нахождения НТО, принадлежащего Предпринимателю, на спорных земельных участках ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем, документов, подтверждающих наличие правовых оснований для занятия спорных земельных участков посредством размещения на них НТО, у ответчика не имеется. Действующих договоров аренды либо иных договоров в отношении спорных земельных участков, заключенных между Администрацией и Предпринимателем либо иным лицом в материалы дела не представлено.
После приобретения права собственности на торговый павильон истец каких-либо действий, направленных на оформление правоотношений по размещению НТО, не предпринял. До настоящего времени правовые основания для занятия спорных участков ответчик не приобрел. Доказательств обратного в деле не имеется.
При этом судом первой инстанции верно отмечено, что само по себе наличие ранее у предыдущего собственника торгового павильона правовых оснований для размещения спорного НТО в соответствии со Схемой размещения НТО на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25.12.2018 N 1516, не свидетельствует о наличии такого же права у Предпринимателя, которому в предусмотренном законом порядке место размещения НТО не предоставлялось.
Приобретая торговый павильон, являющийся движимым имуществом, ответчик не приобрел автоматически право на размещение НТО на спорных земельных участках, процедура приобретения которого прямо предусмотрена Временным порядком, утвержденным постановлением Администрации от 27.02.2020 N 411. При этом в силу этого порядка передача прав третьим лицам по договорам размещения нестационарных торговых объектов не допускается. Данный порядок недействительным не признан. Доказательств обратного в дело не представлено.
Довод заявителя жалобы относительно достаточности включения места размещения НТО в соответствующую схему признан несостоятельным, поскольку действующее земельное законодательство предусматривает обязательность оформления пользования землей под НТО посредством заключения договора аренды или договора на размещение конкретного НТО. Отсутствие действующего договора свидетельствует о незаконности размещения спорного НТО.
Поскольку вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств наличия правовых оснований для занятия спорных земельных участков, суд первой инстанции правомерно признал требование истца об обязании Общества освободить участки от принадлежащего ему НТО обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Применительно к положениям статей 174, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции счел необходимым и достаточным установление ответчику 30-дневного срока для добровольного исполнения решения суда с момента вступления его в законную силу.
Таким образом, исковые требования удовлетворены судом первой инстанции на законных основаниях.
При этом, разрешая спор, суд полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований истца, не допустил неправильного применения норм материального и процессуального права.
Ссылка заявителя жалобы на то, что судом не установлено, в защиту каких интересов истец обратился с заявленными требованиями, не принимается с учетом вышеизложенного. В рассматриваемом случае нарушение гражданско-правового интереса муниципального образования выражается в том, что Администрация как лицо, наделенное полномочиями по распоряжению земельным земельными участками, как находящимися в муниципальной собственности, так и государственная собственность на которые не разграничена, не предоставляла в надлежащей форме ответчику права на использование спорных земельных участков.
Довод заявителя жалобы о том, что Администрация ограничена в полномочиях на распоряжение неразграниченными землями, в связи с чем не имеет права предъявлять иски об освобождении таких земель, основан на неверном толковании положений статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Иные аргументы заявителя жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Каких-либо убедительных доводов, основанных на доказательной базе, с учетом которых у суда апелляционной инстанции возникли бы основания для несогласия с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска, заявителем жалобы не приведено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, поскольку оно принято исходя из фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 15.05.2023 по делу N А79-899/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Хайртдиновой Гульнары Минсаидовны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Устинова |
Судьи |
Д.Г. Малькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-899/2023
Истец: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Ответчик: ИП Хайртдинова Гульнара Минсаидовна, Хайртдинова Г.М.
Третье лицо: Ахметов Ильдар Камилевич, Муниципальное бюджетное учреждение "Управление территориального планирования" Муниципального образования города Чебоксары-столицы Чувашской Республики, Муниципальное казённое учреждение "Земельное управление" Муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики