г. Киров |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А29-14606/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - муниципального унитарного предприятия "Энергия" муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский", ИНН 1109009927, ОГРН 1111109000606
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.08.2023 по делу N А29-14606/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика и коммунальные услуги" (ИНН 1109008257 ОГРН: 1071109000060)
к муниципальному унитарному предприятию "Энергия" муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" (ИНН: 1109009927 ОГРН 1111109000606),
третье лицо: Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля),
об обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетика и коммунальные услуги" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к муниципальному унитарному предприятию "Энергия" муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" (далее - Предприятие, ответчик, заявитель) об обязании произвести перерасчет корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению за 2019 год в многоквартирном доме N 21, исключив из начисления в значении Рkpi (согласно формуле, предусмотренной пунктом 3(4) Приложения N 2 к Правилам N 354) оплату тепловой энергии за июль 2019 года в количестве 39,267 Гкал на сумму 103 563 руб. 90 коп., за август 2019 года в количестве 126,526 Гкал на сумму 333 707 руб. 13 коп., за октябрь 2019 года в количестве 14,372 Гкал на сумму 37 904 руб. 84 коп.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.08.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что произведенный истцом контррасчет тепловой энергии за период с 23.07.2019 по 17.10.2019 по МКД N 21 при отсутствии приборов учета не соответствует требованиям Правил N 354, т.к. в п.59(1) указано, что среднемесячный показатель применяется не более 3-х расчетных периодов, начиная с момента отсутствия прибора учета. Применение п.59(1) при расчете корректировки в формуле 3(4) в Приложении 2 Правил 354 показателя Pkpi при выборе способа расчетов "равномерно в течение календарного года" предусматривается в соответствии с указанным пунктом, а именно начиная с даты отсутствия прибора учета, однако истец начинает применять п.59(1) только с начала отопительного периода, а именно с 30.08.2019. При выборе способа расчетов за тепловую энергию на территории Республики Коми утверждены нормативы на весь календарный год, в том числе и летний неотопительный период, соответственно применение пунктов 59(1), 60(1) Правил 354 при данном выборе способа необходимо производить в любом календарном месяце календарного года. Ответчик вправе применить данные нормативы в любом месяце календарного года. Суд неправильно определил фактические обстоятельства по делу со ссылкой на то, что после окончания отопительного сезона ресурсоснабжающая организация начислила собственникам и нанимателям жилых помещений МКД N 21 за отопление по нормативу, хотя данная услуга фактически ею не оказывалась и тепловая энергия не поставлялась. Суд не установил фактические обстоятельства в рамках Правил N 354. Ответчик при расчетах корректировки по тепловой энергии в МКД N 21 в 2019 году не нарушил ни один из пунктов законодательства. Истец при этом нарушил сроки обслуживания приборов учета, вместо 30 дней производил замену приборов учета гораздо большее время, что и повлекло за собой ответственность за нарушение сроков обслуживания приборов учета с применением п.59(1) и п.60(1) Правил 354.
Истец в отзыве отклонил доводы ответчика, заявил контраргументы, просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 04.09.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 05.09.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Истец осуществляет управление МКД N 21 по адресу: 2 квартал, с. Зеленец Сыктывдинского района Республики Коми.
Ответчик является ресурсоснабжающей организацией на территории сельского поселения "Зеленец".
Между ответчиком и собственниками, нанимателями помещений МКД N 21 заключены договоры на предоставление коммунальных услуг. Прямые расчеты были установлены по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при котором не требуется решения (согласия) общего собрания собственников для заключения прямого договора на предоставление коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией.
Из материалов дела следует, что расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД N 21 производится равномерно в течение календарного года на основании постановления Правительства Республики Коми от 29.09.2016 N 462 "О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Республики Коми" и пунктов 42(1) и 42(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011.
В исковом заявлении Общество указало, что ответчиком произведена корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению за 2019 год (с перерасчетом в 2021 году), однако данная корректировка была произведена с нарушением положений действующего законодательства Российской Федерации.
Истец считает, что во вне отопительный период 2019 года (расчетные периоды: июль, август 2019 года) в значении "Pkpi" (фактическом потреблении тепла) ответчик использовал данные о среднемесячном потреблении тепловой энергии в МКД N 21 несмотря на то, что коммунальная услуга по отоплению в данный период фактически не оказывалась.
Согласно постановлениям Администрации МО МР "Сыктывдинский" от 27.05.2019 N 5/487 и от 26.08.2019 N 8/987 отопительный период 2018/2019 завершен 28.05.2019 (л.д. 15), отопительный период 2019/2020 начат 30.08.2019 (л.д. 16).
В период с 29.05.2019 по 29.08.2019 (внеотопительный период) коммунальная услуга по отоплению в МКД N 21 фактически не оказывалась, следовательно, у потребителей МКД N 21 не возникало обязанностей оплачивать коммунальные услуги по отоплению в указанный период (именно исходя из фактического потребления).
Претензией от 17.08.2022 истец предложил ответчику произвести соответствующий перерасчет.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Согласно уточненным требованиям истец просит произвести перерасчет корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению за 2019 год в многоквартирном доме N 21 Рkpi (согласно формуле, предусмотренной пунктом 3 (4) Приложения N 2 к Правилам N 354), исключив из начисления в значении оплату тепловой энергии за июль 2019 года в количестве 39,267 Гкал на сумму 103 563 руб. 90 коп., за август 2019 года в количестве 126,526 Гкал на сумму 333 707 руб. 13 коп., за октябрь 2019 года в количестве 14,372 Гкал на сумму 37 904 руб. 84 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
К правоотношениям сторон применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила N 354 и Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Факт поставки ресурса в спорный период на объект, находящийся под управлением ответчика подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
У сторон имеются разногласия относительно определения объема поставленного ресурса.
Заявитель в жалобе указал, что произведенный истцом контррасчет тепловой энергии за период с 23.07.2019 по 17.10.2019 по МКД N 21 при отсутствии приборов учета, не соответствует требованиям Правил N 354, так как в п.59(1) указано, что среднемесячный показатель применяется не более 3-х расчетных периодов, начиная с момента отсутствия прибора учета.
В случае, если подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных жилых домах, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.
Статьей 15 Закона N 190-ФЗ установлено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения (часть 1). Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 9). Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 10).
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению в случаях, когда в течение календарного года учет осуществлялся как по общедомовому прибору учета, так и расчетным способом.
Пунктом 42(2) Правил N 354 предусмотрено, что способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с первого июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в I квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты, в соответствии с формулой 6(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с пунктом 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4): Pi = Pkpi - PNopi, где: Pkpi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3) исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
В случаях, предусмотренных пунктами 59, 59(1) и 60(1) Правил N 354, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов; PNopi - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Согласно пункту 59(1) приложения N 2 к Правилам N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 настоящих Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее шести месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше шести месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее трех месяцев (для отопления - не менее трех месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более трех расчетных периодов подряд.
В силу пункта 60(1) приложения N 2 к Правилам N 354 по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, и плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается: за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) настоящих Правил.
Из материалов дела следует, что в МКД N 21 установлен прибор учета, который был допущен к коммерческим расчетам. 22.07.2019 прибор учета тепловой энергии был демонтирован, с 18.10.2019 учет тепловой энергии по прибору учета возобновлен.
По утверждению ответчика, расчет объема потребленной тепловой энергии произведен следующим образом: из-за отсутствия прибора учета тепловой энергии в МКД с 23.07.2019 ответчик в соответствии с пунктом 59(1) Правил N 354 произвел расчет тепловой энергии по среднему показателю в трех расчетных периодах, а именно в июле 2019 года с 23.07.2019 по 31.07.2019, в августе 2019 года с 01.08.2019 по 31.08.2019, в сентябре с 01.09.2019 по 30.09.2019, а по истечении 3-х расчетных периодов согласно пункту 60(1) Правил N 354 в октябре 2019 года начисление произведено по нормативу за период с 01.10.2019 по 17.10.2019, с 18.10.2019 учет тепловой энергии по приборам учета возобновлен.
Материалами дела подтверждается, что отопительный период 2018-2019 годов окончен 28.05.2019, а отопительный период 2019-2020 годов начат 30.08.2019. При этом в деле нет доказательств, подтверждающих, что в летние месяцы 2019 года истец, как ресурсоснабжающая организация, оказывал жителям МКД N 21 коммунальную услугу по отоплению.
Таким образом, очевидно, что фактический объем потребления коммунальной услуги по отоплению в месяцы, которые не входили в отопительный период, равен нулю.
Потребление ресурса отсутствует.
При этом, ответчик в связи со снятием 22.07.2019 прибора учета тепловой энергии в МКД N 21 на очередную поверку с 23.07.2019 для целей корректировки платы за отопление выполнил расчет тепловой энергии по пункту 59 Правил N 354 исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, а впоследствии исходя из норматива.
Вопреки доводам заявителя, определенный пунктами 59, 59(1) Правил N 354 период, в течение которого плата за отопление может определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, не включает в себя периоды, в течение которых такая коммунальная услуга не оказывалась, то есть вне отопительного периода.
При этом суд апелляционной инстанции считает, что исходя из системного толкования подлежащих применению норм, а также принимая во внимание цели установления законодателем "льготного" периода (восстановление потребителем учета в случае выхода из строя прибора учета, срок которого не может быть более 3 месяцев без привязки к расчетному периоду), под тремя расчетными периодами в данном случае следует понимать промежуток времени в три месяца с момента выхода прибора учета из строя (применительно к статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации), который истекает в соответствующее число последнего месяца срока (пункт 3 статьи 192 названного Кодекса).
Таким образом, поскольку прибор учета был снят для поверки 22.07.2019, первым льготным периодом является период с 23.07.2019 по 22.08.2019, вторым - с 23.08.2019 по 22.09.2019, третьим - с 23.09.2019 по 22.10.2019. С 18.10.2019 учет по прибору был возобновлен, поэтому оснований для начисления платы по нормативу потребления в октябре 2019 года не имелось.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.08.2023 по делу N А29-14606/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Энергия" муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-14606/2022
Истец: ООО "Теплоэнергетика и коммунальные услуги"
Ответчик: МУП "Энергия" муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский"
Третье лицо: Служба Республики Коми Строительного, Жилищного и Технического Надзора (Контроля)