город Ростов-на-Дону |
|
16 октября 2023 г. |
дело N А32-42328/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Долговой М.Ю.,
судей Сурмаляна Г.А., Деминой Я.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мезенцевой В.Д.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Фанагория-Юг", посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": представитель Коряк Дарья Олеговна по доверенности от 23.03.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2023 по делу N А32-42328/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фанагория-Юг" (ИНН 2352040256, ОГРН 1062352024679)
о признании незаконным и отмене решения от 15.04.2022 N 3140, об обязании принять решение о возврате излишне уплаченной суммы налога
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Краснодарскому краю,
третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фанагория-Юг" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края от 15.04.2022 N 3140 об отказе в возврате налога и обязании вернуть излишне уплаченную сумму земельного налога в сумме 432 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2023 по делу N А32-42328/2022 в удовлетворении ходатайства об оставлении заявления без рассмотрения отказано. Признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края от 15.04.2022 N 3140 об отказе в возврате налогоплательщику излишне уплаченного земельного налога в сумме 430 854 руб. Суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N20 по Краснодарскому краю вернуть обществу с ограниченной ответственностью "Фанагория-Юг" излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 430 854 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции от 26.07.2023 в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила обжалуемый судебный акт отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства налогового органа об оставлении заявления налогоплательщика без рассмотрения. Податель апелляционной жалобы указал, что согласно сведениям из Росреестра за налогоплательщиком в период с 27.06.2017 по 08.04.2021 было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2669, следовательно, отсутствует переплата.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Фанагория-Юг" просит оставить обжалуемое определение без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Фанагория-Юг" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителя ООО "Фанагория-Юг", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08.06.2022 общество с ограниченной ответственностью "Фанагория-Юг" обратилось в арбитражный суд с заявлением (дело N А32-26630/2022):
- к ИФНС по Темрюкскому району Краснодарского края о признании незаконным и отмене решения инспекции от 15.04.2022 N 3140, об обязании инспекции принять решение о возврате обществу излишне уплаченной суммы налога;
- к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконными действий регистрирующего органа по погашению записи о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2669 от 08.04.2021, об обязании прекратить право на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2669 с 10.02.2020.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.08.2022 по делу А32-26630/2022 требования ООО "Фанагория-Юг" были разъединены, требования к ИФНС по Темрюкскому району Краснодарского края были выделены в отдельное производство (дело N А32-42328/2022).
Судом установлено, что ООО "Фанагория-Юг" является плательщиком земельного налога.
21.06.2017 ООО "Фанагория-Юг" зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2669 площадью 8023725 квадратных метров, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Впоследствии указанный земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2669 был разделен на четырнадцать земельных участков на основании соглашения от 22.10.2019 между ООО "Фанагория-Юг" и ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" в связи с изъятием путем прекращения права собственности.
Вновь образованные земельные участки были поставлены на кадастровый учет 09.04.2019, присвоены кадастровые номера (далее - КН).
Семь земельных участков с видом разрешенного использования - автомобильный транспорт (КН 23:30:0000000:3118, КН 23:30:0901000:10349, КН 23:30:0901000:10355, КН 23:30:0901000:10356, КН 23:30:0901000:10357, КН 23:30:0901000:10358, КН 23:30:0901000:10359) обществом "Фанагория-Юг" были переданы в собственность Российской Федерации для строительства автодороги на основании соглашения от 22.10.2019, переход права собственности зарегистрирован 23.10.2019, 24.10.2019.
Регистрация право собственности остальных семи земельных участков была осуществлена за ООО "Фанагория-Юг":
- 10.02.2020 на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:3117 площадью 7979204 кв.м., вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства,
- 21.06.2022 на земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0901000:10350, 23:30:0901000:10351, 23:30:0901000:10352, 23:30:0901000:10353, 23:30:0901000:10354, 23:30:0901000:10360, общей площадью 364 кв.м. с видом разрешенного использования - энергетика, указанные участки используются под размещение опор линий электропередач. При этом в отношении данных участков изменены вид разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "энергетика" и на основании заявления ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" зарегистрировано право собственности ООО "Фанагория-Юг".
В 2021 году ООО "Фанагория-Юг" получило сообщение N 887784 от 26.05.2021 об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2020 год (т. 1 л.д. 113-1). Начисление налога производилось на земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:30:0000000:2669 за 12 месяцев владения и 23:30:0000000:3117 за 11 месяцев владения.
По спорному земельному участку с кадастровым номером 23:30:0000000:2669 налоговым органом исчислен земельный налог за 12 месяцев 2020 года в размере 416 672 руб., за 3 месяца 2021 года в размере 104 168 руб. Налог полностью оплачен, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями и сторонами не оспаривается (т. 2 л.д. 94-104).
09.06.2021 ООО "Фанагория-Юг" обратилось в ИФНС России по Темрюкскому району с письмом-уточнением сумм земельного налога и после чего сумма земельного налога на участок КН 23:30:0000000:2669 была сторнирована.
Однако в декабре 2021 г. земельный налог на земельный участок КН 23:30:0000000:2669 был снова начислен.
21.03.2022 ООО "Фанагория-Юг" обратилось в ИФНС России по Темрюкскому району с письмом (исх. N 20 от 18.03.2022) в инспекцию о перерасчете земельного налога за 2020 год на участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2669 (т. 1 л.д. 15-16).
Ответом инспекции от 12.04.2022 N 07-12/04950 отказано в перерасчете земельного налога в связи с тем, что по сведениям, поступившим из регистрирующего органа, датой прекращения права на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2669 является 08.04.2021 (т. 1 л.д. 13-14).
05.04.2022 общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога в сумме 432 000 руб. (т.1 л.д. 17-18).
Инспекцией было принято решение N 3140 от 15.04.2022 об отказе в возврате налогоплательщику земельного налога в размере 432 000 руб. (т.1 л.д. 19).
Не согласившись с принятым инспекцией решением, ООО "Фанагория-Юг" обратилось в вышестоящий налоговый орган с жалобой, в которой просило признать отказ ИФНС России по Темрюкскому району в перерасчете земельного налога незаконным, с учетом уточнения жалобы, просило произвести корректировку начислений земельного налога на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:0000000:2669 за период с 10.02.2020 по 08.04.2021 (т. 2 л.д. 127-128).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 18.07.2022 N 25-12/20902@ жалоба ООО "Фанагория-Юг" оставлена без удовлетворения (т.1 л.д. 35-38).
Не согласившись с решением налогового органа, ООО "Фанагория-Юг" обратилось в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В суд первой инстанции инспекцией представлено ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения ввиду того, что ООО "Фанагория-Юг" не был соблюден досудебный порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган на момент обращения в суд с настоящим заявлением. Аналогичный довод заявлен в апелляционной жалобе.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении ходатайства на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном названным Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона 02.07.2013 N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" положения абзаца 1 пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации до 01.01.2014 применяются только в отношении порядка обжалования решений, вынесенных налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса.
Таким образом, начиная с 01.01.2014, законодателем введен обязательный досудебный порядок обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 67 Постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при толковании пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса (в настоящее время нормы об обязательном досудебном обжаловании изложены в пункте 2 статьи 138 Налогового кодекса) судам надлежит принимать во внимание, что по смыслу данной нормы прежде, чем передать возникшие разногласия на рассмотрение суда, налогоплательщик и налоговый орган должны принять меры к урегулированию спора во внесудебном порядке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Судом первой инстанции установлено, что 27.06.2022 ООО "Фанагория-Юг" в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю поступила жалоба на действия (бездействие) должностных лиц ИФНС по Темрюкскому району Краснодарского края в связи с исчислением суммы земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 23:30:0000000:2669.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 18.07.2022 N 25-12/20902@ в удовлетворении жалобы было отказано.
Как следует из текста жалобы (т. 2 л.д. 127), поступившей в Управление, общество выражает несогласие с решением инспекции N 3140 от 15.04.2022 об отказе в возврате налогоплательщику земельного налога в размере 432 000 руб.
Следовательно, на момент рассмотрения спора по настоящему делу и принятия обжалуемого судебного акта от 26.07.2023 имеется решение Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю по жалобе ООО "Фанагория-Юг", в связи с чем оставление заявления без рассмотрения в данной ситуации опираясь на формальное отсутствие обращения в вышестоящий налоговый орган на момент подачи обществом заявления в суд не является процессуально обусловленным.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении ходатайства инспекции об оставлении заявления без рассмотрения правомерно судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции удовлетворил требования ООО "Фанагория-Юг", обоснованно приняв во внимание нижеследующее.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу положений главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы, осуществляя контроль за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки, а также проверять представленные налогоплательщиками, налоговыми агентами данные учета и отчетности, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов; обязаны своевременно выявлять факты неуплаты налогоплательщиками и налоговыми агентами налогов в бюджет и в установленные сроки предпринимать соответствующие меры, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, по принудительному взысканию недоимок по налогам и соответствующих санкций.
Налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов (подпункт 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса).
Налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом (пункт 1 статьи 32 Кодекса).
Излишне уплаченный налог подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 6 статьи 78 Кодекса).
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 78 Кодекса).
По общему правилу, установленному пунктом 9 статьи 78 Кодекса, возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 396 Кодекса установлено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, 21.06.2017 ООО "Фанагория-Юг" зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2669 площадью 8023725 квадратных метров, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2669 был разделен на четырнадцать земельных участков, вновь образованные земельные участки были поставлены на кадастровый учет 09.04.2019, присвоены кадастровые номера.
На основании соглашения от 22.10.2019 между ООО "Фанагория-Юг" и ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" семь земельных участков с видом разрешенного использования - автомобильный транспорт (КН 23:30:0000000:3118, КН 23:30:0901000:10349, КН 23:30:0901000:10355, КН 23:30:0901000:10356, КН 23:30:0901000:10357, КН 23:30:0901000:10358, КН 23:30:0901000:10359) обществом "Фанагория-Юг" были переданы в собственность Российской Федерации для строительства автодороги. Переход права собственности зарегистрирован 23.10.2019, 24.10.2019.
Регистрация право собственности остальных семи земельных участков была осуществлена за ООО "Фанагория-Юг":
- 10.02.2020 на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:3117, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства,
- 21.06.2022 на земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0901000:10350, 23:30:0901000:10351, 23:30:0901000:10352, 23:30:0901000:10353, 23:30:0901000:10354, 23:30:0901000:10360 с видом разрешенного использования - энергетика, указанные участки используются под размещение опор линий электропередач. При этом в отношении данных участков изменены вид разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "энергетика" и на основании заявления ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" зарегистрировано право собственности ООО "Фанагория-Юг".
31.03.2021 ООО "Фанагория-Юг" обратилась с заявлением в Росреестр о прекращении права собственности на участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2669.
08.04.2021 зарегистрировано прекращение права собственности на исходный земельный участок, 01.07.2022 исходный земельный участок снят с кадастрового учета.
За период 10.02.2020 по 08.04.2021 инспекцией одновременно исчислен земельный налог на исходный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2669 (802,37 га) и на участок с кадастровым номером 23:30:0000000:3117 (797,92 га), который был выделен из участка с кадастровым номером 23:30:0000000:2669.
Таким образом, в результате изъятия земель для государственных нужд из земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:2669 (802,37 га) был выделен, в том числе, участок с кадастровым номером 23:30:0000000:3117 (797,92 га, право собственности зарегистрировано 10.02.2020), который остался в собственности общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в том числе, прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
В силу пункта 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ внесение в ЕГРН сведений о земельных участках подтверждает существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждает прекращение его существования.
В пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" указано, что в силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения является земельный участок, под которым понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Следовательно, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
Согласно статье 373 НК РФ плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Статьей 374 НК РФ предусмотрено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Положения статей 378.2 (кроме подпункта 4 пункта 1) и 382 НК РФ, предусматривающие особенности обложения налогом недвижимости, в отношении которой налоговая база определяется как ее кадастровая стоимость, не устанавливают иных признаков объекта налогообложения по сравнению с тем, как они определены статьей 374 Налогового кодекса.
Апелляционной судом при оценке обстоятельств дела принята во внимание правовая позиция Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 20.09.2018 г. N 305-КГ18-9064 (применительно к налогу на имущество, но подлежит применению также и в отношении земельного налога) о том, что законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому, признаваемых частью активов налогоплательщика.
"Уплата налога со стоимости недвижимости выступает в этом случае одной из составляющих бремени содержания имущества, которое лежит на собственнике, а само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности".
Как верно установлено судом первой инстанции, вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:3117 (797,92 га) находится в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:2669 (802,37 га), поскольку был выделен из исходного земельного участка.
Ввиду установления границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:3117 (797,92 га), а также границ участков переданных в собственность Российской Федерации, нельзя утверждать, что в отношении исходного земельного участка с КН 23:30:0000000:2669 (802,37 га), который был разделен, сохранился объект налогообложения.
При таких обстоятельствах переплата по спорному земельному участку с КН 23:30:0000000:2669 составила 432 000 руб.
Разногласий по уплате земельного налога по участку с кадастровым номером 23:30:0000000:3117 у сторон не имеется.
Поскольку за обществом в результате раздела исходного участка с КН 23:30:0000000:2669 также числились вновь образованные участки с видом разрешенного использования - энергетика, с КН 23:30:0901000:10350, площадью 52 кв.м., КН 23:30:0901000:10351, площадью 52 кв.м., КН 23:30:0901000:10352, площадью 36 кв.м., КН 23:30:0901000:10353, площадью 36 кв.м., КН 23:30:0901000:10354, площадью 94 кв.м., КН 23:30:0901000:10360, площадью 94 кв.м., земельный налог с указанных участков составил 1 146 руб.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО "Фанагория-Юг" излишне оплачена сумма земельного налога за 2020-2021 годы по земельному участку с кадастровым номером 23:30:0000000:2669 в размере 430 854 руб.
При таких обстоятельствах решение налогового органа об отказе в возврате налогоплательщику излишне уплаченного земельного налога в части суммы 430 854 руб. правомерно признано судом недействительным.
В материалы дела обществом представлена справка по состоянию на 17.07.2023 N 67273, в которой указано на отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункта 4 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если установлен факт излишнего взыскания денежных средств, возврат излишне взысканных средств осуществляется налоговым органом самостоятельно в пределах сумм, формирующих положительное сальдо единого налогового счета.
Возврат излишне взысканных денежных средств осуществляется на открытый счет организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в банке, информация о котором имеется у налоговых органов.
Таким образом, исходя из указанных материалов дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части возложения обязанности на инспекцию вернуть ООО "Фанагория-Юг" излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 430 854 руб.
Ссылка апеллянта на решение по делу N А32-26630/2022 об отказе в признании действий (бездействия) Росреестра незаконными, не свидетельствует о неправильном применении норм права в настоящем деле.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иной оценки выводов суда первой инстанции, изложенных в обжалуемом решении.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств дела, исследованных судом первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, но не содержат фактов, которые не были бы учтены судом при рассмотрении дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2023 по делу N А32-42328/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего постановления.
Председательствующий |
М.Ю. Долгова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42328/2022
Истец: МИФНС N20 по Кк, ООО "Фанагория-Юг"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N20 по Краснодарскому краю
Третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства, ИФНС России по г. Темрюкскому району, Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по КК Темрюкский отдел