г. Самара |
|
16 октября 2023 г. |
Дело N А55-23487/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.10.2023.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котельникова А.Г., судей Барковской О.В., Морозова В.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вдовенко А.А.,
с участием в судебном заседании:
от СНТ "Водинское-Экран" - Швайко Г.Ф., представитель по доверенности от 24.08.2023, удостоверение адвоката, Чижов А.Н., председатель СНТ, паспорт,
представители остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Водинское-Экран" на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2023 по делу N А55-23487/2022 (судья Шабанов А.Н.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" (ИНН 6314045606, ОГРН 1186313063342), г. Самара
к садоводческому некоммерческому товариществу "Водинское-Экран" (ИНН 6319132404, ОГРН 1066300013559), г. Самара
о взыскании 1 510 255 руб. 53 коп.,
третьи лица: общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс",
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТрансРесурс" обратилось в арбитражный суд с иском к СНТ "Водинское-Экран" о взыскании 1 510 255 руб. 53 коп., в том числе: основной долг по договору на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-25866 от 25.05.2021 за период с 01.01.2019 по 30.11.2021 в сумме 1 034 828 руб. 69 коп., пени за период с 11.02.2019 по 31.03.2022 в сумме 475 426 руб. 84 коп.
Определением от 15.08.2022 данный иск был принят к производству суда.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ЭкоСтройРесурс".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2023 исковые требования удовлетворены. Взыскано с садоводческого некоммерческого товарищества "Водинское-Экран" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" 1 510 255 руб. 53 коп., в том числе задолженность в сумме 1 034 828 руб. 69 коп. и неустойка в сумме 475 426 руб. 84 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 28 103 руб.
СНТ "Водинское-Экран" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указало на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Заявитель просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2023, в исковых требованиях отказать. Податель жалобы указывает, что истцом и ответчиком договор на оказание услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 30.11.2021 не заключался. Между истцом и ответчиком был заключен договор N ТКО-51527 от 17.05.2022 на основании представленного 18.05.2022 типового договора на период с 01.05.2022 по 31.12.2022. Истцом не представлено доказательств о направлении до 01.01.2019 в адрес ответчика проекта договора N ТКО-25866 от 25.05.2021. Заключение Управления Роспотребнадзора по Самарской области на соответствие контейнерной площадки было выдано ответчику только 24.03.2022, поэтому до этой даты истец не мог оказывать ответчику услуги по обращению с ТКО. Также истцом не представлены доказательства о направлении в адрес ответчика УПД. Размер задолженности рассчитан неверно, т.к. указано неверное количество членов СНТ - 525 (по количеству земельных участков), тогда как фактически членов СНТ 166 человек. Также истцом неверно произведен и расчет пеней.
ООО "ТрансРесурс" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 23.05.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители СНТ "Водинское-Экран" доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ООО "ТрансРесурс" в судебное заседание не явился, извещен. В предыдущем судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен.
Лица, участвующие в деле, не обеспечившие явку в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе в силу ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем на основании положений статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
ООО "ЭкоСтройРесурс" с 01.01.2019 является региональным оператором, осуществляющим деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Самарской области.
Согласно частям 1, 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор о предоставлении услуг по обращению с ТКО является договором возмездного оказания услуг. Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги, а Заказчик оплатить эти услуги.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила N 1156).
Правилами N 1156 утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы региональным оператором на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.12.2018, а также в средствах массовой информации - в газете "Волжская коммуна", выпуск N 343 (30578) от 25.12.2018.
В силу ст. 425 ГК РФ условия заключенного типового договора применяются к отношениям, возникшим до даты его заключения, то есть распространяют свое действие с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю, а именно с 01.01.2019.
Методы регулирования тарифов, в том числе, на основе долгосрочных параметров, критерии их применения определяются Правительством Российской Федерации (части 3, 4, 5 Закона N 89 - ФЗ).
Единый тариф на услугу по обращению с ТКО устанавливается в отношении региональных операторов. Иные подлежащие регулированию тарифы устанавливаются в отношении операторов по обращению с ТКО.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 846 от 18.12.2018, а также Приказами департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 95 от 28.03.2019, N 781 от 19.12.2019, N 830 от 18.12.2020 утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 - 2021 годы для населения в размере 498,47 руб./куб.м (без учета НДС) или 598,16 руб./куб.м (с учетом НДС).
По делу установлено, что между СНТ "Водинское-Экран" и ООО "ЭкоСтройРесурс" на условиях типового договора заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-25866 от 25.05.2021, по условиям которого, Региональный оператор обязуется принимать ТКО, в том числе крупногабаритные отходы в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно п. 6 Договора под расчетным периодом понимается календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном законом порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора: 598,16 руб.
В соответствии с п. 16 Договора во взаимосвязи с Приложением N 1 Стороны производят учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 7 Договора Потребитель ежемесячно, в полном объеме, оплачивает услуги по обращению с ТКО до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Истец указывает, что во исполнение условий договора ООО "ЭкоСтройРесурс" оказало СНТ "Водинское-Экран" услуги по обращению с ТКО в период с 01.01.2019 по 30.11.2021 на общую сумму 1 034 828,69 руб. Со своей стороны ответчик оказанные услуги по обращению с ТКО не оплатил.
Согласно статье 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу на сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника.
31.12.2021 ООО "ЭкоСтройРесурс" (Цедент) и ООО "ТрансРесурс" (Цессионарий) заключили договор уступки права требования (цессии) N Ц-1/2021, по которому Цедент уступил Цессионарию все денежные требования по договору N ТКО-25866 от 25.05.2021, включая право на неустойку за просрочку оплаты услуг, возникшие за период с 01.01.2019 по 30.11.2021.
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия о погашении задолженности, которая была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В своем исковом заявлении ООО "ТрансРесурс" указывает, что услуги по обращению с ТКО были оказаны Региональным оператором надлежащим образом, в адрес Потребителя были выставлены универсальные платежные документы (УПД) за период с 01.01.2019 по 30.11.2021: N N КУ09-017184 от 30.09.2021, КУ09-017185 от 30.09.2021, КУ09-017186 от 30.09.2021, КУ09-017187 от 30.09.2021, КУ09-017189 от 30.09.2021, КУ09-017190 от 30.09.2021, КУ09-017191 от 30.09.2021, КУ10-003345 от 31.10.2021, КУ11-007660 от 30.11.2021. Со своей стороны Потребитель за период с 01.01.2019 по 30.11.2021 свои обязательства по оплате оказанных Региональным оператором услуг не исполнил, в связи с чем у Потребителя образовалась задолженность в размере 1 034 828 руб. 69 коп., на которую истцом была начислена неустойка за период по состоянию на 31.03.2022 в размере 475 426 руб. 84 коп.
Возражая против удовлетворения исковых требований, СНТ "Водинское-Экран" в суде первой инстанции указывало, что факт оказанных услуг не доказан, вывоз ТКО не производился, уступка прав по договору цессии не доказана, а также ссылался на незаключенность договора по обращению с ТКО.
Третье лицо ООО "ЭкоСтройРесурс" представило в суд первой инстанции отзыв, поддержав исковые требования ООО "ТрансРесурс", и подтвердив факт передачи своих прав истцу на взыскание денежных средств с ответчика по договору цессии.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные ими доказательства, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования ООО "ТрансРесурс" в полном объеме. При вынесении решения суд первой инстанции руководствовался положениями статей 309, 310, 329, 330, 388, 779, 781 ГК РФ (обязательства из договора возмездного оказания услуг).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности факта оказания ответчику услуг по обращению с ТКО региональным оператором и об отсутствии со стороны ответчика оплаты за оказанные услуги.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
На основании п. 1 ст. 7 Закона N 217-ФЗ, обеспечение обращения с ТКО является одной из целей товарищества для создания благоприятных условий и распространяется в отношении всех лиц, объекты которых расположены на территории садоводческого товарищества, как являющихся членами садового общества, так и не являющихся таковыми.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 14 Закона N 217-ФЗ одним из видов расходов, на которые используются членские взносы товарищества, являются расходы, связанные с осуществлением расчетов с региональным оператором по обращению с ТКО на основании договоров, заключенных товариществом с региональным оператором.
При этом Федеральный закон N 217-ФЗ не предусматривает иного способа взимания платы за услугу по обращению с ТКО, в том числе самостоятельной оплаты указанной услуги членами товарищества.
Использование имущества общего пользования осуществляется исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество, в том числе для обеспечения сбора ТКО.
Указанная позиция также подтверждается Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно п. 148 (7) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается товариществом (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом) посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям.
Ответчик является уполномоченным лицом, действующим в интересах своих членов, для которого заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным, а также лицом, с которым Региональный оператор обязан заключить такой договор, а в силу юридического состава такой договор считается заключенным на условиях публичного договора.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Статьей 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
На основании соглашения об осуществлении деятельности Регионального оператора, заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению ТКО осуществляется ООО "ЭкоСтройРесурс" в качестве единственного Регионального оператора на всей территории Самарской области с 01.01.2019.
Обязанность собственников ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, закреплена п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ.
С 2019 года обращение с ТКО признано коммунальной услугой (по аналогии с отоплением, водоснабжением и др.) поэтому на него распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам.
Императивно установленная обязанность оплачивать коммунальные услуги не зависит от типа помещений и правового статуса потребителя таких услуг, поскольку коммунальные услуги потребляются в процессе любой экономической деятельности.
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, то есть фактически любого лица (учитывая презумпцию осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО), осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг Регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для Потребителя, так и для Регионального оператора.
Согласно п. 1 ст. 13.3 Закона N 89-ФЗ, в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная схема обращения с отходами).
Региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования, подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, утвержденной приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 23.09.2016 N 228.
При этом отсутствие оборудованной контейнерной площадки не является основанием считать услугу не оказанной.
В соответствии с п. 16 раздела VI постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, в случае нарушения Региональным оператором обязательств по настоящему договору Потребитель с участием представителя Регионального оператора составляет Акт о нарушении Региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю Регионального оператора. При неявке представителя Регионального оператора Потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет Акт Региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Факт оказания региональным оператором (третьим лицом) услуг ответчику по обращению с ТКО подтверждается представленными в материалы дела документами (УПД за спорный период, направленными в адрес СНТ "Водинское-Экран", копия Территориальной схемы с указанием расположения ближайших к ответчику контейнерных площадок, с которых вывозились ТКО). Как пояснил в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца, иные доказательства (сведения ГЛОНАСС, путевые листы транспортных средств по вывозу ТКО) не сохранились по причине длительного срока с периода оказания услуг.
Ответчиком не было составлено ни одного акта о нарушении Региональным оператором своих обязательств по вывозу ТКО.
Доказательств того, что сам ответчик или иное лицо (не региональный оператор) в действительности осуществлял сбор и вывоз ТКО с территории СНТ "Водинское-Экран" в материалы дела не представлено.
Поскольку действующее законодательство исходит из презумпции наличия отходов производства и потребления в результате любой деятельности (жизнедеятельности), в результате деятельности ответчика не могли не образовываться твердые коммунальные отходы.
Также действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов потребителями по оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в связи с отсутствием контейнерных площадок, включенных в территориальную схему. Отсутствие места (площадки) накопления ТКО на территории СНТ "Водинское-Экран" в спорный период не свидетельствует о неоказании региональным оператором услуг по обращению с ТКО по типовому договору за спорный период, так как, учитывая наличие в территориальной схеме и реестре мест накопления общедоступных контейнеров для сбора ТКО и возможность для собственников ТКО складировать ТКО в контейнеры, расположенные на иных контейнерных площадках, члены СНТ "Водинское-Экран", не были лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО.
Более того, факт вывоза и складирования мусора членами СНТ в другие контейнеры подтвердил в судебном заседании и представитель ответчика. Данное обстоятельство свидетельствует об использовании членами СНТ контейнерных площадок в зоне ответственности регионального оператора.
Сезонность использования членами СНТ объектов, расположенных в дачном массиве, не свидетельствует о неоказании спорных услуг региональным оператором и не исключает обязательства по оплате, поскольку данное обстоятельство учитывается регулятором при определении норматива образования ТКО для СНТ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности факта оказания региональным оператором ответчику услуг по обращению с ТКО в спорный период.
Аналогичные выводы были сделаны Арбитражным судом Поволжского округа в постановлении Ф06-7152/2023 от 11.09.2023 по делу N А55-38009/2021.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что 24.03.2022 Управление Роспотребнадзора по Самарской области выдало заключение N 63-04/105 о соответствии площадки для сбора ТКО по адресу: Самарская обл., Красноярский район, п.г.т. Новосемейкино, массив Водинский, СНТ "Водинское-Экран", требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, после чего 14.04.2022 Администрация городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области вынесло постановление N 42 о внесении указанной контейнерной площадки для сбора ТКО с установлением 2-х контейнеров в схему размещения мест (площадок) накопления ТКО на территории городского поселения Новосемейкино. После чего 17.05.2022 между ООО "ЭкоСтройРесурс" и СНТ "Водинское-Экран" был заключен договор N ТКО-51527 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Данное обстоятельство также подтверждает факт образования твердых коммунальных отходов в деятельности ответчика.
Вместе с тем довод ответчика о том, что фактическое количество членов СНТ не 525, как указано в иске, а 166, заслуживает внимания.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 N 524/пр "Об утверждении методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления ТКО" утверждены категории объектов, а также расчетные единицы по категориям объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления ТКО. Расчетной единицей для садовых и огороднических кооперативов является 1 участник (член) товарищества.
Аналогичная расчетная единица установлена Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2016 N 804 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области".
Как указал представитель истца, количество членов СНТ "Водинское-Экран", принятое для расчета задолженности - 525, было получено ООО "ЭкоСтройРесурс" из ответа МКУ Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 18.05.2021 исх. N 514 на основании данных реестра садово-дачных товариществ, зарегистрированных в муниципальном районе Красноярский (представлен в материалы дела).
На запроса суда апелляционной инстанции об источники информации о количестве членов СНТ "Водинское-Экран", указанном в данном письме, руководитель МКУ Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района Красноярский Самарской области ответил (исх. N 755 от 15.08.2023), что информация о количестве членов данного СНТ была представлена в Управление из Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области, которому, в свою очередь, данная информация была представлена администрацией городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области по состоянию на 2021 год.
Однако, как следует из представленной в суд апелляционной инстанции информации, 525 - это не количество членов СНТ "Водинское-Экран", а количество земельных участков в данном СНТ.
Со своей стороны ответчик представил в материалы дела реестры членов СНТ "Водинское-Экран" и протоколы общих собраний за спорный период, из которых следует, что фактическое количество членов данного СНТ ранее составляло: 179 человек - в период с 01.01.2019 по 31.12.2019; 173 человека - за период с 01.01.2020 по 31.12.2020; 166 человек - за период с 01.01.2021 по 30.11.2021.
Доказательств, опровергающих представленную ответчиком информацию о действительном количестве членов СНТ "Водинское-Экран", истец и третье лицо в материалы дела не представили.
ООО "ТрансРесурс" представило в материалы дела справочный расчет задолженности СНТ "Водинское-Экран", рассчитанный за период с 01.01.2019 по 30.11.2021 исходя из указанного количества членов СНТ - 179, 173, 166 человека, что составило 661 780,31 руб.
Ответчик арифметическую правильность справочного расчета истца не оспорил.
Суд апелляционной инстанции проверил справочный расчет истца исходя из указанного количества членов СНТ "Водинское-Экран" и признал его верным.
В связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что размер основного долга ответчика за оказанную услугу по обращению с ТКО за спорный период составляет не 1 034 828,69 руб., а 661 780,31 руб.
Пунктом 22 типового договора установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Согласно пункту 23 данного договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Поскольку ответчик своевременно оплату не произвел, истцом были начислены пени за период с 11.02.2019 по 31.03.2022 в размере 475 426,84 руб. исходя из ставки рефинансирования 9,5% годовых.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в заявленном размере.
Вместе с тем, при принятии решения судом первой инстанции не было учтено, что в соответствии с разъяснениями, приведенными в абзаце 1 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году", начисление и уплата пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в порядке, предусмотренном указанным законодательством Российской Федерации, исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27 февраля 2022 г., и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день фактической оплаты.
На день принятия решения судом первой инстанции ключевая ставка Банка России составляла 7,5% годовых, из которой и следовало производить расчет неустойки.
Согласно справочному расчету истца, размер неустойки, рассчитанный от суммы основного долга 661 780,31 руб. за период с 11.02.2019 по 31.03.2022, исходя из ключевой ставки 7,5% годовых, составляет 248 866,64 руб.
Ответчик не оспорил указанный расчет пеней, своего контррасчета пеней не представил.
Суд апелляционной инстанции проверил справочный расчет неустойки истца и признал его правильным.
На основании изложенного апелляционный суд признает обоснованным требование истца о взыскании с ответчика неустойки только на сумму 248 866,64 руб.
Таким образом, исковые требования ООО "ТрасРесурс" следует удовлетворить не в полном объеме, как это сделал суд первой инстанции, а частично - в размере 661 780,31,72 руб. (основной долг) и 248 866,64 руб. (неустойка).
Заявленное ответчиком в суде апелляционной инстанции ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности по исковым требованиям за период 2019 года, апелляционным судом отклоняется на основании положений ст. 268 АПК РФ, поскольку в ходе рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции данное ходатайство ответчиком не заявлялось. Уважительных причин, по которым такое ходатайство не могло быть подано в суде первой инстанции, ответчиком не приведено.
В соответствии с ч. 1 ст. 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются: неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1); несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3); нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п. 4).
Согласно ч. 2 ст. 270 АПК РФ неправильным применением норм материального права является: неправильное истолкование закона (п. 3).
В данном случае суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела (в части установления действительного количества членов СНТ "Водинское-Экран"), что привело к несоответствию выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Кроме того, суд применил неправильную ключевую ставку при расчете неустойки.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое решение Арбитражного суда Самарской области на основании пунктов 1, 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ и п. 3 ч. 2 ст. 270 АПК РФ, и удовлетворяет исковые требования ООО "ТрансРесурс" частично - в размере 661 780,31,72 руб. и 248 866,64 руб. соответственно.
При подаче иска ООО "ТрансРесурс" оплатило госпошлину в размере 28 791 руб. Излишне оплаченная госпошлина в размере 688 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета. Оставшаяся сумма госпошлины (28 103 руб.) в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу истца пропорционально размеру удовлетворенных требований (60,3% от цены иска), что составляет 16 946,11 руб. руб.
Соответственно, госпошлина в размере 3 000 руб., уплаченная ответчиком при подаче апелляционной жалобы, подлежит взысканию с истца пропорционально размеру исковых требований, в удовлетворении которых было отказано (39,7%), что составляет 1 191 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2023 по делу N А55-23487/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества "Водинское-Экран" (ИНН 6319132404, ОГРН 1066300013559) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" (ИНН 6314045606, ОГРН 1186313063342) основной долг за период с 01.01.2019 по 30.11.2021 в размере 661 780 (шестьсот шестьдесят одна тысяча семьсот восемьдесят) руб. 31 коп., неустойку за период с 11.02.2019 по 31.03.2022 в размере 248 866 (двести сорок восемь тысяч восемьсот шестьдесят шесть) руб. 64 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 16 946 (шестнадцать тысяч девятьсот сорок шесть) руб. 11 коп.
В удовлетворении исковых требований в остальной части - отказать.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" (ИНН 6314045606, ОГРН 1186313063342) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 688 (шестьсот восемьдесят восемь) руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" (ИНН 6314045606, ОГРН 1186313063342) в пользу садоводческого некоммерческого товарищества "Водинское-Экран" (ИНН 6319132404, ОГРН 1066300013559) расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 1 191 (одна тысяча сто девяносто один) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Г. Котельников |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23487/2022
Истец: ООО "ТрансРесурс"
Ответчик: Садоводческое Некоммерческое Товарищество "Водинское-Экран"
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района Красноярский Самарской области, ООО "ЭкоСтройРесурс"
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2024 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14302/2024
13.08.2024 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23487/2022
12.02.2024 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13063/2023
16.10.2023 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10569/2023
23.05.2023 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23487/2022