город Москва |
|
17 октября 2023 г. |
дело N А40-50634/23 |
Резолютивная часть постановления от 10.10.2023.
Полный текст постановления изготовлен 17.10.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГКУ "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.07.2023 по делу N А40-50634/23
по заявлению ГКУ "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области"
к Федеральной антимонопольной службе
третьи лица - Комитет государственного заказа Тверской области, АО "Сбербанк АСТ", ООО "Дорстройсервис", Министерство транспорта Тверской области, Правительство Тверской области, заместитель директора, руководителя контрактной службы ГКУ "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области"
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - не явился - ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя;
от заинтересованного лица - Шарпатых Р.О. по доверенности от 21.11.2022;
от третьих лиц - не явились;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.07.2023 в удовлетворении заявленных ГКУ "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области" требований о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы от 16.01.2023 по делу N П-8/23, отказано.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Комитет государственного заказа Тверской области, АО "СбербанкАСТ", ООО "Дорстройсервис", Министерство транспорта Тверской области, Правительство Тверской области, заместитель директора, руководителя контрактной службы ГКУ "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области", представители в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в антимонопольный орган поступила информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в части действий ГКУ "Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области", Комитета государственного заказа Тверской области при проведении заказчиком, уполномоченным органом, АО "Сбербанк-АСТ" открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ автомобильной дороги общего пользования регионального значения Вышний Волочёк-Бежецк-Сонково на участках: км. 32+300 - км. 35+896, км. 36+838 - км. 42+410, км. 43+053 - км. 92+530, км. 96+150 - км. 131+610, км. 162+690 - км. 178+270, в Вышневолоцком, Удомельском городских округах, Максатихинском, Бежецком, Сонковском районах Тверской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 0136500001122001005).
На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" антимонопольным органом вынесено решение от 16.01.2023 по делу N П-8/23 о результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Антимонопольным органом признано в действиях ГКУ ""Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области", Комитета государственного заказа Тверской области нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Не согласившись с решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является аукцион (аукцион в электронной форме (электронный аукцион)).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Судом установлено, в соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя): извещение размещено в ЕИС - 04.04.2022; способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме; начальная (максимальная) цена контракта - 2.306.771.380 руб.; источник финансирования - средства бюджета Тверской области, КБК10404095810357840244, 1040409581R110040244; дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 26.04.2022;
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения) конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в конкурсе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям извещения и Закона о контрактной системе. Заказчиком с ООО "Технострой" заключен государственный контракт от 17.05.2022 N 6/2022-ИС (реестровый номер в ЕИС - 2690500901822000023).
Согласно извещению объектом закупки является выполнение ремонтных работ автомобильной дороги общего пользования регионального значения Вышний ВолочёкБежецк-Сонково на участках: км. 32+300 - км. 35+896, км. 36+838 - км. 42+410, км. 43+053 - км. 92+530, км. 96+150 - км. 131+610, км. 162+690 - км. 178+270, в Вышневолоцком, Удомельском городских округах, Максатихинском, Бежецком, Сонковском районах Тверской области.
В целях недопущения ограничения количества участников закупок на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Российской Федерации Федеральной антимонопольной службой письмом от 24.04.2020 N ИА/35241/20 даны разъяснения по вопросу формирования лота при проведении таких закупок, в соответствии с которой для автомобильных дорог в субъекте Российской Федерации I-III климатической зоны начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд. руб.
В данном случае выполнение работ по ремонту автомобильной дороги субъекта Российской Федерации осуществляется во второй климатической зоне.
Согласно извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 2.306.771.380 руб.
При этом формирование объекта закупки с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 2.306.771.380 руб., обеспечением заявки на участие в конкурсе в размере 115.338.569 руб., обеспечением исполнения контракта в размере 230.677.138 руб. и дополнительным требованием о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с позицией Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" в размере не менее 20 % начальной (максимальной) цены контракта налагает на участников закупки дополнительные финансовые обязательства, поскольку размер вышеуказанных обязательств зависит от начальной (максимальной) цены контракта, что приводит к ограничению количества потенциальных участников закупки.
Формирование заказчиком объекта закупки на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 2.306.771.380 руб. во второй климатической зоне не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, исключает возможность участия в закупке отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества, о чем свидетельствует количество поданных заявок на участие в Конкурсе, а именно 1 заявка.
Положения п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе прямо устанавливают правило, согласно которому в описание объекта закупки не должны включаться требования при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из положений п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Указанные действия заказчика нивелируют цели законодательства о контрактной системе - открытости и прозрачности, экономии бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования, равноправия участников размещения заказа и обеспечения их справедливой конкуренции.
При этом объединение заказчиком, уполномоченным органом в один объект закупки выполнение работ по ремонту участков автомобильных дорог, расположенных в разных районах Тверской области Российской Федерации, приводит к увеличению объема выполняемых работ, суммы обеспечения исполнения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта и приводит к необоснованному сокращению числа участников конкурса.
Объединение нескольких районов в один лот исключает возможность участия в торгах организаций, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в одном административном округе, а также ограничивает доступ к участию в аукционах субъектов малого и среднего предпринимательства.
Обладая индивидуально-определенными свойствами, каждый объект ремонта привлекает к торгам специфический круг потребителей.
Объединение в один лот различных участков работ, обладающих разным набором потребительских свойств, неизбежно ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в выполнении работ на определенном участке в определенном районе Тверской области, приводит к сокращению числа претендентов, заинтересованных каждый в своем наборе специфических характеристик, и ограничивает конкуренцию.
Кроме этого, объединение нескольких районов Тверской области, а также нескольких участков в один лот лишает лицо, заинтересованное в приобретении права на выполнение государственного контракта в одном административном районе, возможности реализации такого права, навязывая ему приобретение всех участков, подлежащих ремонту, путем формирования лота.
В данном случае нарушение прав и законных интересов оспариваемым решением заявителем не доказано.
Доводы заявителя, приведенные в обоснование правомерности совершенных действий не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.07.2023 по делу N А40-50634/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-50634/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО ФОНДА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: Скрастынь Елена Геннадьевна, АО "СБЕРБАНК-АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ТОРГОВ", КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ДОРСТРОЙСЕРВИС", ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ