г. Москва |
|
13 марта 2024 г. |
Дело N А40-175223/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.А. Ким
рассмотрев апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 декабря 2023 года по делу N А40- 175223/23,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к ФГУП "Росморпорт" (ОГРН: 1037702023831, ИНН: 7702352454)
о взыскании пени.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ФГУП "Росморпорт" о взыскании 13 310 руб. 40 коп.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь. ст. ст. 8, 12, 15, 307-310, 401, 431, 784, 793 ГК РФ, ст.ст. 9, 41, 64-68, 71, 75, 110, 123, 156, 159, 167-170, 176, 180, 181, 227-229 АПК РФ, решением от 19 декабря 2023 г. суд первой инстанции в иске отказал.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте Картотеки арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание апелляционной инстанции проводилось без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
От истца поступил отзыв на жалобу.
Проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269, 2721 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд считает, что решение следует отменить.
Судом установлено, что Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (далее - ФГУП "Росморпорт", ответчик, должник) имеет задолженность перед открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" в лице Калининградского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания, являющегося филиалом ОАО "РЖД", в размере 13 310,40 рублей, которая вытекает из следующего.
04 октября 2021 года Арбитражным судом Калининградской области вынесено решение по делу N А21-2493/2021 по иску ЗАО "Содружество-Соя", которым суд удовлетворил исковые требования ЗАО "Содружество-Соя" о взыскании с ОАО "РЖД" пени за просрочку доставки груза в размере 53 846 руб. Решение вступило в законную силу 15.02.2022, в апелляционной и кассационной инстанции не изменялось.
В приложенном к исковому заявлению расчету пени за просрочку сроков доставки была указана накладная N ЭП743749.
Как следует из материалов дела, груз по накладной N ЭП743749 следовал со станции Лабинская Северо-Кавказской ж.д. назначением на станцию Шиповка Калининградской ж.д в железнодорожно-паромном сообщении.
Согласно отметкам в указанной накладной, а также передаточной ведомости N 35 (5) перевозку груза по морскому участку пути осуществляло ФГУП "Росморпорт".
Взаимоотношения железнодорожного перевозчика ОАО "РЖД", морских перевозчиков и грузоотправителей регулируются Общими коммерческими условиями организации перевозок грузов, эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров и взаимной ответственности железнодорожного и морского перевозчиков при перевозке грузов и порожних вагонов в железнодорожно-паромных сообщениях Усть-Луга-Балтийск, Усть-Луга - Зассниц, Балтийск -Зассниц, Кавказ-Крым, Кавказ-Керчь от 13.08.2010 N 14569 (с учетом дальнейших изменений).
В соответствии с п. 5.2 Общих коммерческих условий срок доставки с участием паромной переправы исчисляется исходя из норм суточного пробега по железной дороге в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 и увеличивается на: 2 (двое) суток - на операции, связанные с передачей груза на паром и с парома; 2 (двое) суток - на перевозку груза по морскому участку пути.
Согласно передаточной ведомости N 35 (5) груз по накладной N ЭП743749 был сдан на станции Лужская 21.11.2020 г. в 13 час. 45 мин., получен на станции Балтийск 26.11.2020 г. в 03 час. 35 мин.
Таким образом, установлено, что в нарушение требований п. 5.2 Общих коммерческих условий время перевозки по морскому участку пути по отправке ЭП743749 согласно передаточной ведомости N 35 (5) составило 5 суток.
В постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А21-2493/2021 (стр.6) указано, что в сроке доставки учтены 4 суток согласно п. 5.2 Общих коммерческих условий.
Ответственность перевозчика за нарушение сроков доставки грузов и порожних вагонов предусмотрена ст. 97 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее - УЖТ РФ): за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
В постановлении кассационной инстанции по делу N А21-2493/2021 отмечено следующее:
"При прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении перед грузоотправителем (грузополучателем) несет ответственность в виде неустойки перевозчик, выдавший груз, который наделяется правом требовать распределения этой ответственности между всеми виновными лицами, допустившими просрочку. Такое распределение осуществляется путем предъявления требования о возмещении убытков к другому перевозчику, по вине которого также допущена просрочка".
В соответствии со статьей 75 УЖТ РФ в случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. Этот перевозчик вправе предъявить требование о возмещении убытков к организации того вида транспорта, по вине которой допущена просрочка доставки груза.
Решение суда по делу N А21-2493/2021 исполнено ОАО "РЖД" в полном объеме 16.08.2022, что подтверждается инкассовым поручением N 16.
Истец считает, что с 16.08.2022 возникло обязательство ФГУП "Росморпорт" по возмещению причиненных ОАО "РЖД" убытков в размере 13 310,40 руб.
Должник извещен о наличии задолженности путем направления претензии исх. N 4292/КЛНГ ТЦФТО от 03.10.2022. Однако ФГУП "Росморпорт" отказалось в добровольном порядке удовлетворить требования ОАО "РЖД" по оплате задолженности.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с иском.
Суд первой инстанции признал исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, прядя к выводу о недоказанности состава убытков.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Факт причинения убытков истцу и его размера подтверждается судебными актами по делу N А21-2493/2021, инкассовым поручением N 16 от 16 августа 2022 года и расчетом, приложенным к исковому заявлению.
Противоправные действия ответчика подтверждаются нарушением срока доставки груза по морскому участку пути.
Прямая причинно-следственная связь между виновными действиями ответчика и наличием убытков очевидна, поскольку если бы ФГУП "Росморпорт" не была допущена просрочка доставки груза по морскому участку пути, то и пени за просрочку доставки в этой части не были бы взысканы судом в рамках дела N А21-2493/2021 (стр. 4-5 жалобы).
Ст. 75 и 97 УЖТ РФ предусмотрено, что перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов организации, по вине которых допущена просрочка.
Основанием для привлечения истца к гражданско-правовой ответственности в виде неустойки по накладной N ЭП743749 по делу N А21-2493/2021 послужило, в том числе, и ненадлежащее исполнение ФГУП "Росморпорт" обязательств в части соблюдения сроков доставки грузов на своем участке маршрута следования грузов.
В рамках дела N А21-2493/2021 грузополучатель ЗАО "Содружество-Соя" обратился в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к ОАО "РЖД" о взыскании неустойки за просрочку доставки груза. Вместе с исковым заявлением был представлен расчет пени, который был положен в основу решения Арбитражного суда Калининградской области от 04.10.2021 по указанному делу.
Фактический срок доставки груза по спорным накладным составил 20 суток.
Истец осуществлял перевозку груза в прямом смешанном сообщении.
Под перевозками в прямом смешанном сообщении в соответствии со ст. 2 УЖТ РФ понимаются перевозки, осуществляемые в пределах Российской Федерации несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформленному на весь маршрут следования.
В накладных N -N ЭН800453, ЭП743749 в качестве перевозчиков указаны ОАО "РЖД" и ФГУП "Росморпорт", из которых ОАО "РЖД" осуществляет перевозку железнодорожным транспортом, а ФГУП "Росморпорт" - морским.
В соответствии со ст. 75 УЖТ РФ общий срок доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.
Срок доставки грузов по инфраструктуре ОАО "РЖД" определяется на основании Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних вагонов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245.
Срок доставки грузов ФГУП "Росморпорт" по морскому участку пути в соответствии со ст. 66 УЖТ РФ устанавливается соглашением - Общими коммерческими условиями организации перевозок грузов эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров и взаимной ответственности железнодорожного и морского перевозчиков при перевозке грузов и порожних вагонов в железнодорожно-паромных сообщениях Усть-Луга - Балтийск, Усть-Луга - Зассниц, Балтийск - Зассниц, Кавказ-Крым, Кавказ - Керчь (далее - Общие коммерческие условия).
В соответствии с п. 5.2 Общих коммерческих условий срок доставки груза с участием паромной переправы во внутригосударственном сообщении исчисляется исходя из норм суточного пробега по железной дороге в соответствии с Правилами от 07.08.2015 N 245 и увеличивается на:
-1 (одни) сутки - на операции, связанные с передачей груза на паром;
-1 (одни) сутки - на операции, связанные с приемом груза с парома;
-2 (двое) суток - на перевозку груза по морскому участку пути.
Всего на 4 суток.
Передача подвижного состава от перевозчика к перевозчику осуществляется по передаточной ведомости, что закреплено ст. 7 - 9 Общих коммерческих условий. Момент передачи фиксируется путем проставления календарного штемпеля с указанием даты и времени. Таким образом, переход ответственности между перевозчиками за ненадлежащее исполнение своих обязательств по перевозке, происходит после приема ими вагонов по передаточной ведомости.
ОАО "РЖД" в подтверждение своих доводов представило передаточную ведомость N 35 (5) (Приложение N 5 к исковому заявлению N 278-НЮ от 02.08.2023), в которой проставлены штемпели, как со стороны железнодорожного перевозчика, так и со стороны морского перевозчика, заверенные подписями обеих сторон.
Согласно календарному штемпелю на передаточной ведомости N 35 (5) по накладной N ЭП743749 груз передан ФГУП "Росморпорт" 21.11.2020 г., груз прибыл в порт Балтийск и передан железнодорожному перевозчику 26.11.2020 г.
Таким образом, в нарушение п. 5.2 Общих коммерческих условий груз находился в ведении ФГУП "Росморпорт" 5 суток (с 21.11.2020 по 26.11.2020), то есть просрочка составила 1 сутки.
В соответствии со статьями 75 и 97 УЖТ РФ ответственность за нарушение общего срока доставки грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении, возлагается на перевозчика, осуществившего выдачу груза, в связи с чем, требования о взыскании пени за просрочку доставки грузов предъявлено грузополучателем к ОАО "РЖД" независимо от того кем из перевозчиков, участвующих в смешанной перевозке, было допущено нарушение срока доставки.
Сумма пени, взысканная с ОАО "РЖД" по решению Арбитражного суда Калининградской области от 04.10.2021 по делу N А21-2493/2021, составила:
N п/п |
N документа |
Количество суток просрочки |
Сумма по исковому заявлению, руб. |
Перерасчет с учетом пропорционального снижения по ст. 333 ГК РФ (50 000 руб. составляет 48,5267% от предъявленной суммы требований) |
Сумма пени по решению суда, руб. |
1 |
ЭН800453 |
7 |
48178.00 |
48178.00 * 48,5267% |
23 379,20 |
2 |
ЭП743749 |
2 |
54858.00 |
54858.00 * 48,5267% |
26 620,80 |
|
|
103036.00 |
|
50000.00 |
С учетом расходов по оплате государственной пошлины - всего 53 846 руб.
Решение оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций. Денежные средства в общей сумме 53 846 руб. перечислены ОАО "РЖД" грузополучателю инкассовым поручением N 16 от 16 августа 2022 года.
Соответственно, сумма убытков, возникших по вине ФГУП "Росморпорт" у ОАО "РЖД" в связи с рассмотрением дела N А21-2493/2021, фактически составляет 13 310,40 руб. (сумма пени по накладной N ЭП743749 за 2 суток просрочки составляет 26 620,80 руб., за 1 сутки, соответственно, 13 310,40 руб.)
Апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что наличие у ОАО "РЖД" статуса перевозчика, выдавшего груз, освобождает иных перевозчиков смешанного сообщения от ответственности в ситуации, когда именно по их вине произошла просрочка доставки груза.
Указанный вывод суда противоречит действующему законодательству и Общим коммерческим условиям.
В рассматриваемой ситуации перевозчик (ОАО "РЖД"), выдавший груз, отвечает перед грузополучателем не только за свое нарушение, но и за нарушение морского перевозчика - ФГУП "Росморпорт".
В целях достижения баланса между гарантиями защиты прав грузополучателя и положениями закона о возложении ответственности на лицо, допустившее нарушение (пункт 1 ст. 15, пункт 1 ст. 393 ГК РФ), абз. 2 ст. 75 УЖТ РФ и абз. 2 ст. 97 УЖТ РФ устанавливают механизм распределения ответственности между перевозчиками в прямом смешанном сообщении.
Этот механизм заключается в том, что перевозчик, выдавший груз и понесший ответственность в виде исключительной неустойки перед грузоотправителем, наделяется правом требовать распределения этой ответственности между всеми виновными лицами, допустившими просрочку.
Такое распределение осуществляется путем предъявления требования о возмещении убытков к другому перевозчику, по вине которого также допущена просрочка.
Учитывая изложенное, ОАО "РЖД" обоснованно предъявило требование к морскому перевозчику - ФГУП "Росморпорт", по вине которого произошла просрочка по накладной N ЭП743749 на 1 сутки, что не учтено судом первой инстанции при принятии решения по делу N А40-175223/2023.
Исходя из положений статьи 401 ГК РФ для освобождения одного из перевозчиков в прямом смешанном сообщении от ответственности за просрочку доставки груза необходимы соответствующие основания.
Основанием для освобождения ФГУП "Росморпорт" от ответственности может являться только доказанное наличие обстоятельств непреодолимой силы.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 166 Федерального закона от 30.04.1999 N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (далее - КТМ РФ) перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие непреодолимой силы.
Согласно п.14.2 Общих коммерческих условий, сторона, которая не исполняет свои обязательства вследствие явлений стихийного характер должна не позднее, чем в 3х-дневный срок с момента возникновения явлений стихийного характера, известить другую сторону об этих явлениях и их влиянии на исполнение обязательств с последующим представлением свидетельства, выданного компетентным государственным органом РФ.
Согласно п. 14.3. Общих коммерческих условий свидетельство, выданное компетентным государственным органом Российской Федерации, является достаточным подтверждением наличия и продолжительности действия явлений стихийного характера.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В нарушение ст. 29 УЖТ РФ, ст. 123 КТМ РФ и п. 14.2 Общих коммерческих условий, ФГУП "Росморпорт" каких-либо доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих осуществить своевременную доставку груза в пределах установленного нормативного срока (сертификат о форс-мажоре, выданный в установленном порядке Торгово-промышленной палатой РФ), и доказательств уведомления в письменной форме федерального органа исполнительной власти в области транспорта о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов, в материалы дела не представило; представленные в материалы дела сведения, а также письмо капитана порта Калининград и СУДС от 24.08.2023 к таким доказательствам не относятся.
В соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Калининград, утв. Приказом Минтранса РФ N 335 от 05.11.2013 навигация в морском порту осуществляется круглый год (п. 11).
Согласно журналу движения судов в порту Калининград, размещенном на электронном ресурсе СКАП (автоматизированная Система служб Капитана Порта) в сети Интернет: http://skap.pasp.ru/, и который включает в себя и грузовой Балтийский район (порт Балтийск), движение в районе порта производилось различными судами, которые проходили через канал с 24.11.2020 по 25.11.2020, следовательно, лоцманская проводка осуществлялась в обычном режиме.
Указанные обстоятельства опровергают довод ответчика о том, что в указанный промежуток времени невозможно было доставить лоцмана из-за погодных условий на судно для оказания лоцманских услуг.
Соответственно, ответчик не представил допустимых доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы.
Об обстоятельствах непреодолимой силы ни на момент осуществления перевозки, ни на момент рассмотрения дела N А21-2493/2021 ОАО "РЖД" не было известно.
ФГУП "Росморпорт" не исполнило своей обязанности по уведомлению железнодорожного перевозчика, соответственно, и не было привлечено к участию в этом деле в качестве третьего лица, чьи права и интересы могут быть нарушены заявленными требованиями.
В этой связи в судебной практике сложился устойчивый подход, согласно которому отсутствие своевременного уведомления о возникновении обстоятельств непреодолимой силы лишает сторону, не исполнившую обязательство, права ссылаться на указанные обстоятельства (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 по делу N А40-119434/2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 по делу N А40-237319/2020).
Поскольку ФГУП "Росморпорт" не уведомило железнодорожного перевозчика о воздействии явлений стихийного характера на сроки доставки грузов, акты общей формы о причинах задержки грузов вследствие указанных обстоятельств составлены не были, и с ОАО "РЖД" на основании ст. 75 УЖТ РФ была взыскана пеня за просрочку доставки за весь период просрочки, включая задержку груза морским перевозчиком.
Таким образом, оснований для освобождения морского перевозчика от ответственности за просрочку доставки груза в данном деле не имелось, иск подлежит удовлетворению в полном размере.
На основании вышеизложенного и в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требовании.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 декабря 2023 года по делу N А40- 175223/23 отменить.
Взыскать ФГУП "Росморпорт" (ОГРН: 1037702023831, ИНН: 7702352454) в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) убытки в размере 13 310 (тринадцать тысяч триста десять) руб. 40 коп.а также в возмещение судебных расходов - 5 000 руб. госпошлины
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175223/2023
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ФГУП "РОСМОРПОРТ"