Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 декабря 2023 г. N Ф09-1696/22 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А60-37869/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Гладких Е.О., Зарифуллиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малышевой Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
представителя АО "Уралсевергаз-независимая газовая компания" - Михеева Е.А. (доверенность от 01.01.2023, паспорт);
при участии в судебном заседании в режиме веб-конференции:
представителя ООО "УТЭК-СИНТЕЗ" - Рыбыдайло Г.В. (доверенность от 30.12.2022, паспорт);
представителя Администрации Североуральского городского округа - Котовой Е.В. (доверенность от 09.01.2023, паспорт);
представителя АО "ЭнрегосбыТ Плюс" - Ушакова И.А. (доверенность от 06.09.2022, паспорт);
представителя конкурсного управляющего Шабуниной Е.Я. - Кузаковой И.С. (доверенность от 10.02.2023, паспорт);
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы конкурсного управляющего Шабуниной Екатерины Ярославовны, Администрации Североуральского городского округа, МУП "Североуральский Водоканал"
на определение Арбитражного суда Свердловской области,
от 04 августа 2023 года
об отказе в удовлетворении заявления конкурсного управляющего Шабуниной Е.Я. об установлении очередности совершения текущих платежей, вынесенное в рамках дела N А60-37869/2021
о банкротстве Муниципального унитарного предприятия "Комэнергоресурс" (ОГРН 1126617000520, ИНН 6617020914)
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 05.08.2021 было принято к производству поступившее в суд 29.07.2021 заявление АО "Уралсевергаз - независимая газовая компания" (ИНН 6604008860) о признании муниципального унитарного предприятия "Комэнергоресурс" несостоятельным (банкротом).
Решением суда от 04.04.2022 МУП "Комэнергоресурс" признано несостоятельным (банкротом) и открыта в отношении должника процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев, исполняющим обязанности конкурсного управляющего должника утверждён Срывкин Сергей Михайлович.
Определением суда от 24.05.2022 конкурсным управляющим МУП "Комэнергоресурс" утвержден Жихарев Евгений Александрович, член Ассоциации "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 (резолютивная часть постановления от 04.08.2022) определение Арбитражного суда Свердловской области от 24.05.2022 по делу N А60- 37869/2021 отменено в части утверждения конкурсным управляющим МУП "Комэнергоресурс" Жихарева Е.А., вопрос об утверждении конкурсного управляющего должника посредством случайной выборки направлен на рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области, исполнение обязанностей конкурсного управляющего должника возложено на Жихарева Е.А.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 11.11.2022 (резолютивная часть от 08.11.2022) конкурсным управляющим МУП "Комэнергоресурс" утверждена Шабунина Екатерина Ярославовна, являющаяся членом Ассоциации Арбитражных управляющих "СИРИУС".
В Арбитражный суд Свердловской области 03.07.2023 поступило заявление конкурсного управляющего Шабуниной Е.Я. об установлении очередности совершения текущих платежей МУП "Комэнергоресурс" за оказанные услуги по водоснабжению МУП "Североуральский водоканал" в порядке "внеочередных платежей" а именно: 14.07.2023 - в размере 4 300 000 руб.; 28.07.2023 - в размере 1 900 000 руб.; 15.08.2023 - в размере 4 250 000 руб.; 30.08.2023 - в размере 2 500 000 руб.
В Арбитражный суд Свердловской области 18.07.2023 поступило ходатайство МУП "Североуральский водоканал", в котором просит установить внеочередной характер платежей в пользу МУП "Североуральский водоканал" за услуги по подаче МУП "Комэнергоресурс" воды в объемах, необходимых для выплаты заработной платы работникам МУП "Североуральский водоканал", а именно: 14.07.2023 в размере 4 300 000 руб.; 28.07.2023 - 1 900 000 руб., 15.08.2023 - 4 250 000 руб. и 30.08.2023 - 2 500 000 руб.
В порядке части 2.1 статьи 130 АПК РФ заявление конкурсного управляющего об установлении очередности совершенных платежей и заявление МУП "Североуральский водоканал" об установлении очередности совершения текущих платежей объединены для совместного рассмотрения.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2023 (резолютивная часть от 01.08.2023) заявления конкурсного управляющего Шабуниной Екатерины Ярославовны и МУП "Североуральский водоканал" об установлении очередности совершения текущих платежей оставлены без удовлетворения.
Конкурсный управляющий Шабунина Е.Я., Администрация Североуральского городского округа и МУП "Североуральский Водоканал", не согласившись с принятым судебным актом, обжаловали его в апелляционном порядке.
Конкурсный управляющий Шибунина Е.Я. в апелляционной жалобе указывает на то, что суд первой инстанции ошибочно полагает, что конкурсный управляющий пытается подменить функцию Администрации СГО по обеспечению деятельности и выплаты заработной платы сотрудникам МУП "Североуральский водоканал". Настаивает на том, что при подаче заявления об установлении очередности совершения текущих платежей конкурсный управляющий МУП "Комэнергоресурс" действовал исключительно как субъект профессиональной деятельности, который обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. Отмечает, что при подаче заявления конкурсный управляющий руководствовался рекомендациями Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Н.Б. Смирнова, выраженным 15.06.2023 на совещании по вопросу "О погашении задолженности организаций, осуществляющих деятельность на территории Североуральского городского округа, за потребленные топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги" проведенном при участии Главы СГО, руководителей АО "Уралсевергаз", АО "Энрегосбыт плюс", АО "Севуралбокситруда", АО "Расчетный центр Урала". Ссылаясь на то, что решение о проведении внеочередного текущего платежа на МУП "Североуральский водоканал" за услуги по подаче МУП "Комэнрегоресурс" воды в размере 4 210 000 руб. принято непосредственно самими кредиторами в рамках комитета кредиторов, состоявшегося 16.06.2023 (протокол комитета кредиторов N 4 от 16.06.2023), настаивает на том, что проведение внеочередного ткущего платежа на МУП "Североуральский водоканал" является решением уполномоченных членов комитета кредиторов должника и подтверждает их прямое волеизъявление, несмотря на наличие непогашенной задолженности перед ними по текущим платежам 4 очереди за октябрь - декабрь 2022 года в размере 189 168 922 руб. Кроме того, отмечает, что конкурсным управляющим было получено письмо МУП "Североуральский водоканал" от 13.07.2023, из которого следует, что МУП "Североуральский водоканал" в ближайшее время прекратит оказание услуг по водоснабжению МУП "Комэнергоресурс" в связи с наличием неоплаченной задолженности по договору в размере 58 064 273 руб. 66 коп. Ссылаясь на то, что МУП "Комэнергоресурс" осуществляет социально значимую деятельность, направленную на теплоснабжение потребителей Североуральского городского округа, настаивает на том, что наличие постоянного водоснабжения необходимо для поддержания и обеспечения нормальных условий жизнедеятельности всего населения Североуральского городского округа, поскольку осуществление теплоснабжения без подачи воды невозможно. Считает, что в рассматриваемом случае отступление от очередности при погашении долга, с точки зрения арбитражного управляющего, является вынужденной социально значимой мерой, поскольку жизнедеятельность без оказания услуг водоснабжения и водоотведения в жилых домах населенных пунктов невозможна; судом может быть разрешен вопрос об изменении предусмотренной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве очередности погашения текущих обязательств и установления приоритета удовлетворения требований поставщика ресурсов. Относительно указания суда на то, что заявление нарушает права иных кредиторов четвертой очереди, поскольку задолженность перед кредиторами четвертой очереди погашается пропорционально за ранее возникшие периоды, ссылаясь на положения пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве указывает, что требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности; платежи по текущим платежам за водоснабжение относятся к 4 очереди. Кроме того, отмечает, что МУП "Комэнероресурс" на сегодняшний день осуществляет погашение четвертой очереди текущих платежей по календарному периоду октябрь 2022; внеочередной характер платежей в пользу МУП "Североуральский водоканал" носит временный характер, и в течение августа - сентября 2023 будет переведен в статус очередных текущих платежей четвертой очереди; изменение очередности производится в рамках календарной очередности, не выходя за рамки четвертой очереди текущих платежей; общий размер задолженности перед кредиторами четвертой очереди за четвертый квартал 2022 составляет 269 941 274 руб.; начиная с сентября 2023 МУП "Комэнероресурс" сможет приступить к погашению задолженности за поставку воды перед МУП "Североуральский водоканал" в календарной очередности. Кроме прочего, указывает на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права при рассмотрении заявления, поскольку положения Закона о банкротстве, регулирующие возможность отступления от установленной очередности погашения текущих платежей, фактически не применены судом при разрешении заявления конкурсного управляющего. Просит определение отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявление конкурсного управляющего в полном объеме.
Администрация Североуральского городского округа в апелляционной жалобе просит определение отменить и принять новый судебный акт, которым заявление конкурсного управляющего удовлетворить и установить очередность совершения текущих платежей МУП "Комэнергоресурс" за оказанные услуги по водоснабжению МУП "Североуральский Водоканал" в порядке внеочередных платежей в объемах, необходимых для выплаты заработной платы работникам МУП "Североуральский Водоканал". Ссылаясь на то, что основным источником дохода МУП "Североуральский Водоканал" являются платежи, поступаемые от потребителей; МУП "Североуральский Водоканал" оказывает МУП "Комэнергоресурс" услуги по водоснабжению, при этом доля МУП "Комэнергоресурс" в поступлениях за оказанные услуги составляет 40 % от всех поступлений, указывает, что отсутствие поступлений от МУП "Комэнергоресурс" препятствует нормальной работе МУП "Североуральский Водоканал", поскольку влечет за собой невозможность выплаты заработной платы, приобретения расходных материалов и других значимых для предприятия действий, что в свою очередь ставит под угрозу возможность оказания предприятием услуг водоотведения и холодного водоснабжения. Отмечает, что в связи с неоплатой МУП "Комэнергоресурс" услуг по водоснабжению, в МУП Североуральский Водоканал" возникла сложная финансово-экономическая ситуация, в результате которой имеются проблемы по выплате заработной паты работникам МУП "Североуральский Водоканал", что может привести к увольнению работников, а соответственно и к прекращению деятельности МУП "Североуральский Водоканал", а также МУП "Комэнергоресурс". Указывает, что МУП "Североуральский Водоканал" и МУП "Комэнергоресурс" осуществляют социально значимую деятельность по обеспечению жителей Североуральского городского округа услугами по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению; прекращение деятельности указанных предприятий приведет к невозможности решения вышеуказанных вопросов местного значения. Оспаривает выводы суда относительно того, что доводы Администрации Североуральского городского округа и конкурсного управляющего являются попыткой осуществления финансирования нового МУП "Североуральский Водоканал" за счет должника и решения проблем по выплате заработной платы, подменяя функции Администрации, указывает, что временное установление очередности совершения текущих платежей за оказанные услуги по водоснабжению МУП "Североуральский Водоканал" в порядке внеочередных платежей направлено в первую очередь на исключение прекращения эксплуатации объектов, используемых должником и которые используются для обеспечения социально значимых объектов, необходимых для жизнеобеспечения граждан. Отмечает, что требование конкурсного управляющего об установлении внеочередных платежей определено не всей суммой задолженности (более 50 млн. рублей), а только его части - 12 950 000 рублей. Считает несостоятельными доводы суда о том, что функции по обеспечению деятельности нового МУП возложены именно на Администрацию, поскольку при наличии дебиторской задолженности в размере более 50 млн. рублей, выделение бюджетных средств предприятию (при дефиците местного бюджета) будет являться необоснованным расходованием средств бюджета Североуральского городского округа. Кроме того, считает, что установление внеочередных платежей" носит временный (незначительный) характер, что в целом в масштабах задолженности должника не повлечет нарушения прав иных кредиторов четвертой очереди по эксплуатационным платежам и кредитора по текущим платежам второй очереди. Настаивает на том, что конкурсным управляющим достаточно мотивировано и обосновано было заявлено требование об установлении внеочередного характера платежей в пользу МУП "Североуральский Водоканал"; конкурсный управляющий действует в первую очередь в интересах должника, поскольку прекращение услуг МУП "Североуральский Водоканал" по водоснабжению МУП "Комэнергоресурс" приведет к невозможности осуществления деятельности по теплоснабжению Североуральского городского округа, а также населения, так как прекращение оказания услуг по теплоснабжению приведет к нарушению жизнедеятельности всего Северокурильского городского округа и несет в себе вероятность техногенной катастрофы.
МУП "Североуральский Водоканал" ссылаясь на то, что предметом деятельности МУП "Североуральский Водоканал" является предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению; МУП "Комэнергоресурс" осуществляет деятельность по предоставлению услуг горячего водоснабжения и отопления на территории Североуральского городского округа, указав на то, что производственная деятельность МУП "Комэнергоресурс" напрямую зависит от поставки ему холодного водоснабжения от МУП "Североуральский Водоканал" для приготовления горячей воды и поставки услуг отопления предприятиям и населению, настаивает на том, что обеспечение нормального функционирования всех социально значимых предприятий и условий проживания населения Североуральского городского округа напрямую зависит от удовлетворенной работы обеих организаций. Отмечает, что МУП "Комэнергоресурс" основной потребитель услуг холодного водоснабжения не производит платежам МУП "Североуральский Водоканал" за услуги водоснабжения и водоотведения, ввиду нахождения МУП "Комэнергоресурс" в стадии банкротства и произведения удовлетворения текущих требований в очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве. Указывает, что отсутствие оплат за оказанные коммунальные услуги со стороны должника, увеличивает дебиторскую задолженность МУП "Североуральский Водоканал" и приводит к тяжелому финансовому положению предприятия ввиду отсутствия денежных средств на проведение необходимых ремонтных работ, выплату заработной платы работникам МУП "Североуральский Водоканал", закупку расходных материалов для производственной деятельности, а также подрывает подготовку у отопительному сезону. Отмечает, что МУП "Североуральский Водоканал" и МУП "Комэнергоресурс" выполняют социально значимые функции на территории Североуральского городского округа и являются единственными поставщиками холодного (питьевого) водоснабжения, горячего водоснабжения и отопления. Считает, что оставление судом первой инстанции заявлений об установлении очередности совершения текущих платежей без удовлетворения приведет к остановке деятельности предприятий и как следствие, к техногенной или экологической катастрофе, причинит вред жизни и здоровью людей. Отмечает, что в МУП "Североуральский Водоканал" работает 235 человек, на 01.08.2023 зарплатный фонд составляет 7 054 421 руб.; неблагоприятное финансовое положение МУП "Североуральский Водоканал" становится отталкивающим фактором для потенциальных рабочих кадров. Ссылаясь на то, что законодательство о банкротстве предусматривает возможность изменить указанную очередность и преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов во внеочередном порядке погасить расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения техногенных и экологических катастроф либо гибели людей, вызванных прекращением деятельности организации - должника или ее структурных подразделений, просит определение отменить и принять новый судебный акт.
До начала судебного заседания от ООО "УТЭК-СИНТЕЗ", АО "Уралсевергаз" поступил письменные отзывы на апелляционные жалобы, в которых кредиторы просят определение суда отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителей в полном объеме.
От АО "ЭнергосбыТ Плюс" поступил письменный отзыв, а также дополнительный отзыв на апелляционные жалобы, в которых кредитор просит определение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
От конкурсного управляющего Шабуниной Е.Я. поступило ходатайство, в котором управляющий ссылаясь на то, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы, конкурсным управляющим погашена задолженность по текущим платежам четвертой очереди - январь 2023 года и февраль 2023 года (частично), указывает но то, что отступление от календарной очередности внутри 4 очереди текущих платежей носило временный характер; отмечает, что конкурсным управляющим неоднократно сообщалось суду первой инстанции о том, что восстановление очередности с учетом поступлений от АО "СУБР" произойдут в течение 2,5 - 3 месяцев, в связи с тем, что на руках исполнительные листы о взыскании с АО "СУБР". Указывает, что испрашиваемый приоритет в платежах в пользу МУП "Североуральский Водоканал" обусловлен был наличием экстраординарной ситуации, в том числе по причинам невыплаты сотрудникам водоканала заработной платы и угрозы прекращения деятельности этого предприятия, и как следствие, наступление неблагоприятных последствий для города Североуральска. Просит определение отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявление конкурсного управляющего в полном объеме, а также о приобщении к материалам дела копий платежных поручений.
От МУП "Североуральский Водоканал" поступили письменный возражения на отзыв кредитора АО "ЭнрегосбыТ Плюс", в котором заинтересованное лицо, выразив несогласие с правовой позицией оппонента, просит определение суда отменить и принять новый судебный акт. Кроме того, МУП "Североуральский Водоканал" было заявлено о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего просил о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно платежных поручений представленных к судебному заседанию.
Представитель ООО "УТЭК-СИНТЕЗ" возражал против приобщения дополнительных доказательств.
Ходатайство конкурсного управляющего о приобщении к материалам дела копий платежных поручений рассмотрено судом в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворено, представленные копии платежных поручений приобщены к материалам дела.
Представители конкурсного управляющего Шибуниной Е.Я., Администрации Североуральского городского округа, АО "Уралсевергаз" и ООО "УТЭК - СИНТЕЗ" поддержали доводы апелляционных жалоб, просили определение суда отменить и принять новый судебный акт.
Представитель АО "ЭнергосбыТ Плюс" возражал проьтив удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям изложенным в письменном отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Заявление МУП "Североуральский Водоканал" о рассмотрении апелляционных жалобы в отсутствие его представителей рассмотрено в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворено на основании статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, считает, что не имеется оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МУП "Комэнергоресурс" осуществляет социально значимую деятельность, направленную на теплоснабжение потребителей Североуральского городского округа.
Постановлением Администрации Североуральского городского округа от 14.12.2022 принято муниципальное имущество в количестве 647 штук, обеспечивающее водоснабжение на территории Североуральского городского округа, закрепленное за МУП "Комэнергоресурс" в казну Североуральского городского округа.
В дальнейшем данное имущество передано МУП "Североуральский водоканал" для продолжения обеспечения функционирования водоснабжения на территории Североуральского городского округа. 30.12.2022 работники МУП "Комэнергоресурс" из структурного подразделения "Водоканал" переведены в МУП "Североуральский водоканал". МУП "Североуральский водоканал" оказывает МУП "Комэнергоресурс" услуги по водоснабжению.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлениями об установлении очередности совершения текущих платежей должника за оказанные услуги по водоснабжению МУП "Североуральский водоканал", МУП "Североуральский водоканал" и конкурсный управляющий ссылаются на возникновение сложной финансово-экономической ситуации по выплате заработной платы работникам МУП "Североуральский водоканал", которая может привести к увольнению работников МУП "Североуральский водоканал", для МУП "Комэнергоресрус" могут наступить негативные последствия в виде прекращения деятельности, потому что осуществление теплоснабжения без подачи воды осуществлять невозможно. Прекращение деятельности МУП "Комэнергоресурс" приведет к прекращению деятельности по теплоснабжению Североуральского городского округа, что ставит под угрозу жизнедеятельность жителей всего Североуральского городского округа. Поскольку значительный размер поступлений за оказанные услуги по водоснабжению 30%-40% (9-12 миллионов рублей ежемесячно) от общего размера поступлений за оказанные услуги МУП "Североуральский водоканал" приходится на МУП "Комэнергоресурс", то установление внеочередности текущих платежей МУП "Комэнергоресурс" за оказанные услуги МУП "Североуральский водоканал" позволит решить проблему с выплатой заработной платы работникам МУП "Североуральский водоканал" и обеспечит продолжение деятельности МУП "Комэнергоресурс" по теплоснабжению Североуральского городского округа. Отступление от очередности при погашении долга, с точки зрения арбитражного управляющего, является вынужденной социально значимой мерой, поскольку жизнедеятельность без оказания услуг водоснабжения и водоотведения в жилых домах населенных пунктов невозможна (Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2022 N 301- ЭС19-21027(4) по делу N А29- 5410/2016, Определение Верховного Суда РФ от 07.10.2021 N 301-ЭС21-9161 (1, 2) по делу N А28-2865/2016).
Кроме того, соответствующие рекомендации поступили от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в лице министра Н.Б. Смирнова, на основании которых 16.06.2023 состоялся комитет кредиторов МУП "Комэнергоресурс".
В силу части 1 статьи 223 АПК РФ, пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона о банкротстве заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных Законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда в рамках дела о банкротстве должника не позднее чем через месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено Законом о банкротстве. По результатам рассмотрения указанных заявлений, ходатайств и жалоб арбитражный суд выносит определение.
Согласно пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Закона о банкротстве вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
В случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.
Согласно пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
- во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;
- в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
- в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам);
- в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
В то же время законодательство о банкротстве предусматривает возможность изменить указанную очередность и преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов во внеочередном порядке погасить расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения техногенных или экологических катастроф либо гибели людей, вызванных прекращением деятельности организации должника или ее структурных подразделений (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве).
Отступление от общего порядка очередности удовлетворения требований текущих кредиторов возможно также в случае необходимости достижения целей соответствующей процедуры банкротства, в том числе для недопущения гибели или порчи имущества должника либо предотвращения увольнения работников должника по их инициативе (абзац третий пункта 40.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", далее - постановление N 60).
Из буквального толкования пункта 1 статьи 134 Закона о банкротстве следует возможность изменения очередности текущих платежей для недопущения возникновения катастрофы, то есть платежи должны быть направлены на превентивные меры, минимизирующие саму вероятность наступления тяжких последствий, а не на их ликвидацию.
Такое понимание в вопросе изменения очередности текущих платежей следует из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2022 по делу N 301-ЭС19-21027.
Обосновывая заявленные требования, конкурсный управляющий МУП "Комэнергоресурс" указывают, что 15.06.2023 состоялось совещание под руководством Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Н.Б. Смирнова по вопросу "О погашении задолженности организаций, осуществляющих деятельность на территории Североуральского городского округа, за потребленные топливно-энергетические ресурсы и коммунальные услуги. Совещание проведено при участии Главы СГО, руководителей АО "Уралсевергаз", АО "Энергосбыт плюс", АО "Севуралбокситруда", АО "Расчетный центр Урала". В пункте 4 Протокола совещания Министром энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Н.Б. Смирновым выражены следующие рекомендации конкурсному управляющему МУП "Комэнергоресурс" Шабуниной Е.Я.: 2 - Провести заседание комитета кредиторов МУП "Комэнергоресурс" для решения вопроса внеочередного платежа в пользу МУП "Североуральский водоканал" в объеме задолженности по заработной плате. - Направить обращение в Арбитражный суд Свердловской области по вопросу установления внеочередных платежей в пользу МУП "Североуральский водоканал" в объемах, необходимых для выплаты заработной платы. Во исполнение рекомендаций Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Н.Б. Смирнова конкурсным управляющим 16.06.2023 проведен комитет кредиторов МУП "Комэнергоресурс" с повесткой дня: Проведение внеочередной оплаты в пользу МУП "Североуральский водоканал" за услуги по подаче МУП "Комэнергоресурс" воды в размере 4 210 000 (четыре миллион двести десять тысяч) рублей.
Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, платежи за воду относятся к четвертой очереди текущих платежей МУП "Комэнергоресурс" наряду с платежами за остальные ресурсы - электричество и газ.
Задолженность перед кредиторами четвертой очереди составляет:
- ГАЗЭКС 30 787 139,81 руб.
- Уралсевергаз 475 902 493,74 руб.
- Энергосбыт 147 617 123,52 руб.
- СУБР 1 427 811,27 руб.
- Министерство природных ресурсов 227 604,51 руб.
- Водоканал 53 678 455,38 руб.
На сегодняшний день осуществляется погашение четвертой очереди текущих платежей по календарному периоду: сентябрь 2022.
Совершение внеочередных платежей в пользу МУП "Североуральский водоканал" за поставку возы в 2023 г., нарушает права иных кредиторов четвертой очереди, поскольку задолженность перед кредиторами четвертой очереди погашается пропорционально за ранее возникшие периоды - 2022 г.
Кроме того, обеспечение деятельности МУП "Североуральский водоканал" является не задачей должника, а задачей Администрации Североуральского городского округа. Конкурсный управляющий фактически предлагает осуществлять финансирование нового МУП "Североуральский водоканал" за счет должника и решить проблемы другого лица по выплате заработной платы, подменяя функции Администрации по обеспечению деятельности нового МУП и выплаты его сотрудникам заработной платы. Всё это осуществляется за счет нарушения прав иных кредиторов четвертой очереди по эксплуатационным платежам и кредитора по текущим платежам второй очереди.
В соответствии с п.2 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, то есть обязанность по организаций процесса водоснабжения населения возложена на органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов РФ, поэтому в случае, если учрежденный администрацией Североуральского городского округа хозяйствующий субъект не может обеспечить свое беспроблемное функционирование по каким-либо причинам, обязанность по поиску решения возникающих у такого хозяйствующего субъекта проблем действующим законодательством возложена именно на органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов РФ, при этом какие-либо сведения о принятых этими органами мерах, направленных на устранение возникших рисков увольнения сотрудников МУП "Североуральский водоканал".
Учитывая изложенное у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявлений об отнесении текущих платежей МУП "Комэнергоресурс", относящихся к четвертой очереди, за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению МУП "Североуральский водоканал" в порядке внеочередных платежей и установления приоритета платежей за воду перед платежами за электричество или газ.
Вопреки доводам апеллянта, судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного судебного акта обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При подаче апелляционной жалобы на определения, не перечисленные в подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области от 04 августа 2023 года по делу N А60-37869/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.В. Макаров |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.