г. Вологда |
|
17 октября 2023 г. |
Дело N А66-4948/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 октября 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А,
при участии от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница" Куровой Е.В. по доверенности от 10.10.2022 N 28, от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области Моториной Л.А. по доверенности от 09.10.2023 N 36/2, Тихоновой О.И. по доверенности от 26.10.2020 N 17/02,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 июля 2023 года по делу N А66-4948/2023,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница" (ОГРН 1026901917745, ИНН 6915001280; адрес: 172010, Тверская область, город Торжок, улица Больничная, дом 30; далее - учреждение, ГБУЗ "Торжокская ЦРБ", больница) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тверской области (ОГРН 1026900535067, ИНН 6905003721; адрес: 170100, город Тверь, улица Андрея Дементьева, дом 24; далее - Фонд, ТФОМС) о признании недействительным требования от 28.03.2023 N 28 "Об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница", проведенной с 17.03.2023 по 28.03.2023 за период с 01.01.2022 по 31.12.2022".
Решением Арбитражного суда Тверской области от 31 июля 2023 года по делу N А66-4948/2023 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
ГБУЗ "Торжокская ЦРБ" в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной внеплановой тематической проверки за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 на предмет использования больницей средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), Фондом составлен акт 28.03.2023, в котором сделан вывод о нецелевом использовании в 2022 году средств ОМС в размере 250 228 руб. 48 коп.
В связи с этим Фондом больнице выставлено требование от 10.03.2022 N 28 о необходимости восстановления за счет собственных средств 250 228 руб. 48 коп. путем перечисления их на счет ТФОМС, а также об уплате штрафа в размере 25 022 руб. 85 коп.
Не согласившись с этим требованием, учреждение оспорило его в судебном порядке.
В силу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, проанализировав данные о движении средств ОМС, содержащиеся в представленных больницей в Фонд формах федерального статистического наблюдения N 14-Ф (ОМС) за 2020-2021 годы, утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 17.04.2014 N 258 (далее - Форма N 14-Ф), и отметив, что на конец отчетных периодов имелся остаток средств ОМС выше суммы, подлежащей восстановлению по требованиям от 10.03.2022 N 8, от 22.04.2022 N 13, в том числе и на моменты возврата/восстановления необоснованно полученных средств ОМС, сделал вывод о непредоставлении Фондом доказательств осуществления больницей расходов за счет необоснованно полученных средств ОМС. Отметил, что поскольку в рассматриваемом случае имеет место возврат/восстановление необоснованно полученных средств ОМС без использования их на какие-либо иные цели, не предусмотренные тарифами на оплату медицинской помощи, то требование от 28.03.2023 N 28 Фондом выставлено неправомерно.
Вместе с тем, судом не принято во внимание следующее.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с формой Типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2020 N 1417н, между учреждением, ТФОМС и страховыми медицинскими организациями заключен договор на 2022 год.
Получаемые на основании такого договора средства имеют целевой характер, направляются на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования (статья 39 Закона N 326-ФЗ).
Часть 7 статьи 35 этого же Закона устанавливает структуру тарифа на оплату медицинской помощи, а также возлагает на медицинское учреждение обязанность соблюдать установленные требования к формированию структуры тарифа на оплату медицинской помощи по программам ОМС.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, а поэтому согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Из положений статей 14, 28 и 38 указанного Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
На основании части 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Следовательно, в силу требований подпункта 5 пункта 2 статьи 20, статей 35 и 36 того же Закона, а также приведенных выше положений БК РФ, медицинская организация обязана использовать средства ОМС в соответствии с программами ОМС, в том числе базовой программой ОМС и территориальной программой ОМС, являющихся составной частью программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу приведенных норм возврат медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и использованных не по целевому назначению, должен осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за счет средств любых источников, но при этом не имеющих целевого назначения.
В рассматриваемом случае внеплановая тематическая проверка проведена с целью проверки исполнения результатов ранее проведенных проверок соблюдения законодательства об ОМС и использовании средств ОМС.
Фондом установлено и отражено в акте проверки от 28.03.2023, что по результатам проведенной за период 01.02.2020 по 31.02.2022 проверки (акт проверки от 10.03.2022) деятельности больницы на предмет использования средств ОМС выявлены факты нецелевого использования средств ОМС в общей сумме 240 778 руб. 48 коп. (46 949 руб. 35 коп. и 193 829 руб. 13 коп.), что повлекло выставление требования от 10.08.2022 на восстановление этой суммы. Кроме того, по результатам внеплановой тематической проверки за период 01.02.2022 по 28.02.2022 (акт проверки от 22.04.2022) выявлено нецелевое использование 9 450 руб. средств ОМС, в связи с этим больнице выставлено требование от 22.04.2022 N 13 на восстановление средств ОМС.
Вместе с тем больница 11.03.2022 платежными поручениями N 838 (45 768 руб. 52 коп.), N 839 (1 180 руб. 83 коп.), N 841 (184 379 руб. 13 коп.), N 842 (9 450 руб.) указанные суммы восстановила также за счет средств ОМС, что не входит в структуру тарифа ОМС и вновь является нецелевым использованием средств ОМС.
В связи с этим следует признать, что больница при перечислении указанных платежей допустила расходование денежных средств ОМС на цели, не предусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и тарифным соглашением, а именно на восстановление нецелевого использования средств ОМС, выявленного ранее.
Из материалов дела, а также пояснений представителя больницы следует, что результаты проверок, по итогам которых составлены акты от 10.03.2022 и от 22.04.2022, не оспаривались.
Проверка Фондом проведена в соответствии с требованиями, установленными Порядком осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок).
Главной целью проведения проверок деятельности медицинских учреждений территориальным фондом обязательного медицинского страхования является осуществление контроля за соблюдением Закона N 326-ФЗ, целевым и рациональным использованием средств ОМС, тарифного соглашения и порядка оплаты медицинской помощи, принятых на территории субъекта Российской Федерации, направленной на выявление и устранение недостатков в этой деятельности.
Средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, являются федеральной собственностью, имеют особое публичное предназначение, потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, должны обеспечить их целевое использование.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Размер штрафа определен фондом в соответствии с требованиями части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, о снижении размера штрафной санкции учреждение не заявило, доказательств, дающих основания считать назначенный штраф несоразмерным характеру и последствиям допущенных нарушений, степени вины и иным обстоятельствам нарушения, в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным у суда первой инстанции не имелось оснований для признания требования Фонда от 28.03.2023 N 28 недействительным.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 31 июля 2023 года по делу N А66-4948/2023 отменить.
В удовлетворении требований государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области "Торжокская центральная районная больница" о признании недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области от 28.03.2023 N 28 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4948/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ "ТОРЖОКСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ