г. Москва |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А41-34695/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скомороховой Д.Е.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя ПО "Кооператор" - Русакова Т.А представитель по доверенности от 17.10.2023 года, диплом о высшем юридическом образовании;
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица АО "Продторг" - представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2023 года по делу N А41-34695/23 по заявлению потребительского общества "Кооператор" (ОГРН 1045001632554, ИНН 5007046660) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299),
третье лицо: акционерное общество "Продторг" (ОГРН 1074345005778, ИНН 4345164751),
о признании незаконным уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 11.04.2023 N КУВД-001/2022-58034562/9, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
потребительское общество "Кооператор" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Росреестр) с требованиями:
- признать незаконным отказ государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 11.04.2023 N КУВД-001/2022-58034562/9;
- обязать регистрирующий орган произвести регистрацию договора аренды заключенного ПО "Кооператор" с АО "Продторг" от 11.11.2022.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2023 года по делу N А41-34695/23 заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным Уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 11.04.2023 N КУВД-001/2022-58034562/9. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию прав ПО "Кооператор" на основании заявления от 26.12.2022 N КУВД-001/2022-58034562 (MFC-0555/2022-4734564-1). В остальной части заявленных требований отказано.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Потребительское общество "Кооператор" в материалы дела представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда первой инстанции по делу N А41-34695/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ПО "Кооператор" является собственником объекта недвижимости - сооружение-овощехранилище, общая площадь 2204,50 кв.м., инв. N 9-76, лит. Б, расположенный по адресу: Московская область, г. Дмитров, Ковригинское шоссе, д. 20, корп. 5 (кадастровый номер 50:04:01:02233:006), о чем в ЕГРН 11.05.2005 сделана запись регистрации N 250-50-04/001/2005-56.
11.11.2022 между ПО "Кооператор" и АО "Продторг" заключен договор N 450246 аренды нежилого помещения, Арендодатель обязуется передать, а Арендатор принять Помещение за плату во временное владение и пользование "Помещение" - нежилое помещение в сооружении-овощехранилище: Площадь: 399,3 м2: Описание местоположения части (этаж, состав): Этаж 1 Литера Б, N N 9,10. Схема Помещения приведена в Приложении N 1 к Договору.
26 декабря 2022 г. Заявителем в адрес Управления направлено заявление N MFC-0555/2022-4734564-1, вместе с документами для осуществления государственной регистрации договора аренды.
11.01.2023 Управлением принято решение о приостановлении государственной регистрации прав в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Закона о недвижимости.
20.01.2023 Заявителем предоставлены дополнительные документы по заявлению N КУВД-001/2023-1892507.
25.01.2023, 03.03.2023 и 10.04.2023 государственным регистратором Управления вынесены уведомления о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
28.02.2023 Заявителем предоставлены дополнительные документы по заявлению N КУВД-001/2023-7669400.
06.04.2023 Заявителем предоставлены дополнительные документы по заявлению N КУВД-001/2023-13935914.
11.04.2023 государственным регистратором прав Управления принято решение об отказе в осуществлении государственной регистрации прав на основании статьи 27 Закона о недвижимости.
11 апреля 2023 г. Управлением Росреестра по Московской области принято решение об отказе государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-58034562/9.
В обосновании отказа Управление указало, что "имеются противоречия в части сведений об образуемом объекте недвижимости. В целях осуществления учетно- регистрационных действий представлен технический план в связи с образованием части сооружения (здания). Согласно представленного договора аренды в аренду передаются нежилое помещение, площадью 399.3 кв. м. В нарушение пункта 35 Требований в разделе "Описание местоположения объекта недвижимости" технического плана не указано местоположение объекта капитального строительства в границах земельного участка в виде координат характерных точек контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства. В нарушение пункта 61 Требований для оформления графической части технического плана не применены специальные условные знаки в соответствии с приложением N 2 к Требованиям. В соответствии с пунктом 73 Требований графическая часть технического плана помещения, машино-места оформляется на основе поэтажных планов, являющихся частью проектной документации, изготовленных кадастровым инженером Плана здания, сооружения, Плана этажа, фрагмента Плана здания, сооружения, этажа, а также на основе проекта перепланировки, графической части технического паспорта здания (или сооружения), сведения о которых указаны в разделе "Исходные данные". Исходя из представленного Чертежа и Плана этажа имеются противоречия в контуре создаваемой части".
Считая уведомление заинтересованного лица об отказе в государственной регистрации права незаконным и нарушающими права заявителя, ПО "Кооператор" обратилось с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Росреестра законных оснований для отказа в проведении государственной регистрации прав.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 2000 АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, является, случай, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 указанного Закона (ч.1 ст. 27 Закона N 218-ФЗ).
ПО "Кооператор" является собственником объекта недвижимости - сооружение-овощехранилище, общая площадь 2204,50 кв.м., инв. N 9-76, лит. Б, расположенный по адресу: Московская область, г. Дмитров, Ковригинское шоссе, д. 20, корп. 5 (кадастровый номер 50:04:000000:83511), о чем в ЕГРН 11.05.2005 сделана запись регистрации N 250-50-04/001/2005-56.
11.11.2022 между ПО "Кооператор" и АО "Продторг" заключен договор N 450246 аренды нежилого помещения, Арендодатель обязуется передать, а Арендатор принять Помещение за плату во временное владение и пользование "Помещение" - нежилое помещение в сооружении-овощехранилище: Площадь: 399,3 м2: Описание местоположения части (этаж, состав): Этаж 1 Литера Б, NN 9, 10. Схема Помещения приведена в Приложении N 1 к Договору.
26 декабря 2022 г. Заявителем в адрес управления направлено заявление N MFC-0555/2022-4734564-1, вместе с документами для осуществления государственной регистрации договора аренды.
11 апреля 2023 г. Управлением Росреестра по Московской области принято решение об отказе государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-58034562/9.
Рассмотрев основания для отказа в государственной регистрации прав, изложенные в оспариваемом решении, суд первой инстанции правомерно указал следующее.
В статье 26 Закона N 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество может быть установлен только законом.
Статья 44 Закона N 218-ФЗ устанавливает особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости, государственной регистрации обременений объекта недвижимости.
В части 5 указанной статьи предусмотрено, что если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности, блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.
В силу части 1 статьи 51 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу данного закона сведения Единого государственного реестра недвижимости и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости. Эти сведения не требуют дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 данного закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Суд установил, что в представленном для государственной регистрации договоре аренды содержится текстовое описание помещений здания, которые передаются по договору аренды (п. 1.2 договора), а также графически отображено его расположение на поэтажном плане (приложение N 1 к договору), что подтверждает согласование сторонами в порядке п. 3 ст. 607 ГК РФ предмета аренды (местоположения, границ и площади помещений).
Кроме того, в ЕГРН имеются все необходимые сведения для осуществления государственного кадастрового учета передаваемой в аренду части здания, так как соответствующее право на здание ранее зарегистрировано в ЕГРН, а сами здание ранее поставлено на государственный кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости.
Абзацем 5 пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи). Если из этого описания следует, что предмет договора аренды согласован сторонами, то отказ в регистрации договора аренды по причине непредставления кадастрового паспорта на объект аренды (земельные участки, здания, сооружения, помещения) может быть признан судом незаконным. Непредставление на государственную регистрацию кадастрового паспорта на часть помещений не является основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды.
Как правильно указал суд первой инстанции, учитывая, что право на здание, часть помещений в котором переданы в аренду, ранее уже зарегистрировано за арендодателем, разногласия относительно местоположения, границ и площади части нежилых помещений между сторонами договора аренды отсутствуют, предмет сделки определен сторонами путем текстуального и графического описания, у заинтересованного лица отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации спорного договора.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что предмет аренды сторонами по договору аренды от 11.11.2022 N 450246, определен.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правильно установлено, что оспариваемый отказ противоречит нормам Закона N 218-ФЗ, как следствие нарушает права и интересы заявителя, в связи с чем подлежит признанию незаконным, а требования Заявителя - удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Положения пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ предусматривают обязанность арбитражного суда указать на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц совершить определенные действия, направленные на устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Поскольку Уведомление заинтересованного лица об отказе государственной регистрации от 11.04.2023 N КУВД-001/2022-58034562/9 подлежит признанию незаконным, в качестве способа восстановления нарушенного права суд первой инстанции обоснованно обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию прав ПО "Кооператор" на основании заявления от 26.12.2022 N КУВД-001/2022-58034562 (MFC-0555/2022-4734564-1).
Удовлетворение требований заявителя в части касается не указания последним вида оспариваемого ненормативного правового акта - Уведомление, которое фактически и оспаривалось заявителем.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имеют юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияют на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, проверены и оценены все доводы сторон, правильно применены нормы материального права.
Несогласие Управления с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2023 года по делу N А41-34695/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-34695/2023
Истец: АО "ПРОДТОРГ", ПО "КООПЕРАТОР"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АНО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ