г. Самара |
|
18 октября 2023 г. |
Дело N А55-10818/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Федерального Государственного Казенного Учреждения "Приволжско-Уральское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства Обороны Российской Федерации - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представителя Токаревой К.О. (доверенность от 23.12.2022 N 64),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального Государственного Казенного Учреждения "Приволжско-Уральское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства Обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июля 2023 года по делу N А55-10818/2023 (судья Коршикова О.В.),
по заявлению Федерального Государственного Казенного Учреждения "Приволжско-Уральское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства Обороны Российской Федерации
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
о признании незаконным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное Государственное Казенное Учреждение "Приволжско-Уральское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства Обороны Российской Федерации (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области N КУВД-001/2022-43614416/7 от 09.01.2023 г. об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на недвижимый объект с кадастровым номером 63:01:0820001:1239.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 июля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июля 2023 года по делу N А55-10818/2023 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Податель жалобы указывает на незаконность оспариваемого отказа ответчика.
Определением суда апелляционной инстанции от 25.08.2023 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на 25.09.2023.
В материалы дела поступил отзыв заинтересованного лица на апелляционную жалобу, в котором Управление Росреестра по Самарской области просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июля 2023 года по делу N А55-10818/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Определением суда апелляционной инстанции от 25.09.2023 судебное разбирательство по делу было отложено на 11.10.2023.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель заявителя в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя заявителя, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает судебный акт арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 05 декабря 2003 г. N 6815-р административное здание по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 67, закреплено на праве оперативного управления за Самарской квартирно-эксплуатационной частью района Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации N 468 от 05 мая 2010 г. нежилое помещение по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 67, площадью 590,9 кв.м. закреплено на праве оперативного управления за ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района".
ФГУ "Екатеринбургская квартирно-эксплуатационная часть района" на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 05 июля 2010 N 756 переименована в ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" 33 квартирно-эксплуатационные части, в том числе и ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района" присоединена к ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 г. N 422-р создано ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России) путем изменения типа существующего ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно передаточному акту от 01 января 2011 г. спорное имущество от ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района" передано ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Заявитель считает, что к ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России перешли права и обязанности ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района".
Таким образом, нежилое помещение по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 67, площадью 590,9 кв.м. закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Также согласно выписке N 51089/1 из Реестра федерального недвижимого имущества об объекте учета федерального имущества на 14 декабря 2022 г. ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России является балансодержателем нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0820001:1239, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 67, площадью 574,4 кв.м.
Согласно выписке Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0820001:1239 принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем сделана запись регистрации 63:01:0820001:1239-63/468/2021-1 от 28 июля 2021 г. Право оперативного управления не зарегистрировано.
ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России с заявлением КУВД-001/2022-43614416 от 14 октября 2022 г. обратилось в Управление Росреестра по Самарской области за государственной регистрацией права оперативного управления на недвижимый объект с кадастровым номером 63:01:0820001:1239.
Уведомлением от 09 января 2023 г. N КУВД-001/2022-43614416/7 Управлением Росреестра по Самарской области отказано заявителю в регистрации права оперативного управления на недвижимый объект с кадастровым номером 63:01:0820001:1239 на основании того, что у ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района" отсутствовало зарегистрированное право оперативного управления ( л.д. 98-99).
Посчитав отказ Управления в регистрации права оперативного управления на недвижимый объект с кадастровым номером 63:01:0820001:1239 не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и интересы, заявитель обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, признав обоснованной позицию регистрирующего органа, указав на законность оспариваемого отказа, отказал в удовлетворении требований заявителя.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ст. 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в числе прочего акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пп. 1 и 6 ч. 2).
Управление обосновывает свой отказ в государственной регистрации на указанием на то, что запись о регистрации прав оперативного управления за ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района" на вышеуказанный объект недвижимости отсутствует, ввиду отсутствия права оперативного управления у ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района" на указанный объект недвижимости права в отношении данного объекта не могли перейти к ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации в результате реорганизации в форме присоединения.
Основания отказа в государственной регистрации прав, признаются апелляционным судом ошибочными.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно п.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Из материалов дела следует, что на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации "О закреплении имущества за Самарской квартирно-эксплуатационной частью района Минобороны России" N 6815-р от 05 декабря 2003 г. ( л.д. 89) за Самарской квартирно-эксплуатационной частью района Минобороны России закреплено на праве оперативного управления находящееся у нее на учете имущество согласно приложения к настоящему распоряжению ( п.1 Распоряжения, Самарской квартирно-эксплуатационной частью района Минобороны России в установленном порядке: обеспечить внесение изменений в реестр федерального имущества; обеспечить регистрацию права оперативного управления на указанное в п.1 настоящего распоряжения имущества; оформить правоустанавливающие документы на земельные участки ( п.2 Распоряжения)
В Приложении к названному Распоряжению под п.725 значится Здание административное по адресу г.Самара, ул. Молодогвардейская, д.67 (инв.номер по генплану 1/48 ( л.д. 89 оборот).
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N 468 от 05 мая 2010 г. "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района" нежилое помещение по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 67, площадью 590,9 кв.м. ( п.577 Перечня имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района" -Приложение к Приказу) закреплено на праве оперативного управления за ФГУ "Самарская КЭЧ района" ( л.д. 53-54).
Пунктом 2 названного Приказа N 468 от 05 мая 2010 г. начальнику ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района" приказано обеспечить внесение изменений в реестр федерального имущества; обеспечить государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района" на недвижимое имущество; постановку на кадастровый учет и на регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки, на которых расположено недвижимое имущество.
Позднее, приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" ФГУ "Самарская КЭЧ района" присоединена к ФГУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России ( л.д. 55-57).
Согласно передаточному акту от 01 января 2011 г. при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 01 января 2011 г (л.д. 87-88,88 оборот) спорное имущество от ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района" передано ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России. В Приложении N 1 "Основные средства" к передаточному Акту от 01.01.2011 года спорное имущество - нежилое помещение Самарская область, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 67, площадью 590,9 кв.м., а в разделе основание предоставления ( правоустанавливающий документ) - указано Распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 6815-р от 05 декабря 2003 г..
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 г. N 422-р создано ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России путем изменения типа существующего ФГУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России.
Площадь уточнена в 2014 г. при изготовлении технического паспорта помещения Самарским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ".
Согласно выписке N 51089/1 из Реестра федерального недвижимого имущества об объекте учета федерального имущества на 14 декабря 2022 г. ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России является балансодержателем нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0820001:1239, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 67, площадью 574,4 кв.м. ( л.д. 90-91).
Согласно выписке Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0820001:1239, 28 июля 2021 г. (запись регистрации 63:01:0820001:1239-63/468/2021-1) на нежилое помещение с кадастровым номером 63:01:0820001:1239, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 67, площадью 574,4 кв.м. зарегистрировано право собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (выписка представлена заявителем о в электронном виде с заявлением суд).
Право оперативного управления ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России на спорное помещение по его заявлению Управлением не зарегистрировано.
В силу п. 1 ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
Согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация бывает в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.
В соответствии с п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
В силу п. 4 ст. 57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района" прекратило деятельность 22 августа 2011 г.
В абзаце 2 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.
Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу передаточный акт может не составляться, так как правопреемство при реорганизации путем присоединения носит универсальный характер, который обусловлен тем, что права и обязанности передаются правопреемнику единым комплексом в полном объеме в том числе и состоянии, в каком они принадлежали юридическому лицу - правопредшественнику на момент реорганизации.
Тем не менее, в рассматриваемом случае, такой передаточный Акт составлялся, в Акте нашел отражение факт передачи спорного имущества от ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района" передано ФГУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Реорганизация в форме присоединения относится к числу универсальных. Это означает, в частности, что к вновь созданному юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица, в том числе и те права и обязанности, которые не признаются или оспариваются участниками гражданско-правовых отношений, а также те, которые на момент реорганизации не были выявлены.
Таким образом, в соответствии с прямым указанием закона, при присоединении происходит универсальное правопреемство, в силу которого к правопреемнику переходит весь комплекс прав и обязанностей в полном объеме. Основной чертой универсального правопреемства является изменение субъектного состава правоотношений без изменения их сути.
Следовательно, распорядительные акты Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации о закреплении имущества на праве оперативного управления действуют аналогично в отношении ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, как бы они действовали в отношении ФГУ "Самарская КЭЧ района". В правовом смысле они являются одним и тем же лицом.
Таким образом, на основании приказа о закреплении спорного имущества на праве оперативного управления за ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района" и приказов, подтверждающих правопреемство, имеющихся в материалах дела, независимо от регистрации права оперативного управления за ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района", права в отношении спорного имущества возникли у ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, за регистрацией данных прав учреждение и обратилось в регистрирующий орган.
В соответствии с вышеназванными приказами Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министра обороны Российской Федерации о закреплении имущества на праве оперативного управления за ФГУ "Самарская КЭЧ района" на ФГУ "Самарская КЭЧ района" возлагалась обязанность по обеспечению: внесения изменения в реестр федерального имущества; государственной регистрации права собственности Российской Федерации и оперативного управления учреждения на спорное имущество.
Таким образом, в результате универсального правопреемства на ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России перешли указанные обязанности.
Не исполнение ФГУ "Самарская квартирно-эксплуатационная часть района" распоряжения Министерства имущественных отношений и Министерства обороны в части обеспечения регистрации права оперативного управления на спорное здание, не может препятствовать регистрации права оперативного управления за ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России.
Доводы Управления Росреестра по Самарской области относительно невозможности регистрации права оперативного управления правопреемником ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России без предшествующей регистрации этого права правопредшественником, основываются на неправильном толковании норм права, в том числе ГК РФ, Закона N 218-ФЗ.
Выводы апелляционного суда в данной части согласуются с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А55-14619/2015.
В этой связи указание ответчика в обжалуемом отказе на необходимость представления решения собственника о закреплении спорного объекта недвижимости за ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, неправомерно,
А указание Управления на то, что это решение собственника должно содержать сведения о том, что этот объект является объектом культурного наследия, требования по содержанию и использованию объекта культурного наследия, регистрирующим органом ни в решении о приостановлении государственной регистрации, ни в обжалуемом отказе не мотивировано ссылками на какие-либо нормы закона и основанием для отказа в государственной регистрации права не указано.
Также апелляционный суд отмечает, что из материалов регистрационного дела, представленного ответчиком в настоящее дело следует, что ранее по заявлению о кадастровом учете и регистрации права собственности Российской Федерации на спорное помещение от 29.06.2021 года, регистрирующим органом выносилось уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 05.07.2021 года N КУВД-001-2021-26387636/1 в котором указывалось на необходимость устранения замечаний при заполнении декларации об объектах недвижимости, относящихся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, а также указывалось, что спорное помещение, включено в список объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) федерального и регионального значения, расположенных на территории Самарской области ( л.д. 61-62).
20.07.2021 года Управлением вынесено уведомление N КУВД-001-2021-26387636/2 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав ( л.д. 63) с указанием, что заявление о государственной регистрации ограничения ( обременения), возникающего на основании приложенного охранного обязательства от 09.07.2016 года, не представлено.
Однако, апелляционный суд отмечает, что несмотря на названные Уведомления, Управлением 28 июля 2021 г. спорный объект поставлен на кадастровый учет с определением его кадастровой стоимости ( л.д.64-64 оборот) и, также 28.07.2021 года на спорное помещение произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации ( выписка из ЕГРН по состоянию на 28.07.2021 года).
В выписке из ЕГРН от 28.07.2021 года в разделе 5 "Ограничение прав и обременение объекта" отражено, что спорное нежилое помещение является объектом культурного наследия, указано основание регистрации ограничения (обременения) - охранное обязательство N 54, выдан 04.07.2016.
Данный статус присвоен спорному объекту на основании охранного обязательства собственника объекта культурного наследия, утвержденного Приказом управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 04 июля 2016 г. N 54 и паспорта объекта культурного наследия.
Согласно выписке N 51089/1 из Реестра федерального недвижимого имущества об объекте учета федерального имущества на 14 декабря 2022 г. ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России является балансодержателем (правообладателем) нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0820001:1239, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 67, площадью 574,4 кв.м., где указано, что нежилое помещение является объектом культурного наследия.
Кроме того, в Управление Росреестра по Самарской области к заявлению КУВД-001/2022-43614416 от 14 октября 2022 г. ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России были представлены дополнительные документы (охранное обязательство).
Ни Управлением Росреестра, ни судом первой инстанции, не приведены правовые нормы и мотивы, препятствующие осуществлению государственной регистрации права оперативного управления ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России на спорное помещение, являющееся объектом культурного наследия.
При этом право собственности Российской Федерации на спорное помещение зарегистрировано ответчиком с указанием в разделе 5 выписки "Ограничение прав и обременение объекта" на то, что спорное нежилое помещение является объектом культурного наследия, указано основание регистрации ограничения (обременения) - охранное обязательство N 54, выдан 04.07.2016.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд полагает, что заявителем в регистрирующий орган с заявлением КУВД-001/2022-43614416 от 14 октября 2022 г представлен пакет документов, подтверждающий права заявителя в отношении спорного имущества и наличие оснований для государственной регистрации права оперативного управления ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России на недвижимый объект с кадастровым номером 63:01:0820001:1239.
Представленные ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России на государственную регистрацию права оперативного управления документы соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражают информацию, необходимую для государственной регистрации этого права.
В изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает что оспариваемое уведомление об отказе в государственной регистрации права является недействительным и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменяет решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июля 2023 года по делу N А55-10818/2023 и принимает по делу новый судебный акт, которым удовлетворяет заявленные требования и признает недействительным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе государственной регистрации прав от 09 января 2023 г. N КУВД-001/2022-43614416/7.
В силу норм части 4 статьи 201 АПК РФ суд полагает необходимым обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права оперативного управления в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0820001:1239 за Федеральным государственным казенным учреждением "Приволжско-Уральское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства Обороны Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июля 2023 года по делу N А55-10818/2023 отменить, принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе государственной регистрации прав от 09 января 2023 г. N КУВД-001/2022-43614416/7.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области осуществить государственную регистрацию права оперативного управления в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0820001:1239 за Федеральным государственным казенным учреждением "Приволжско-Уральское Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-10818/2023
Истец: Федеральное Государственное Казенное Учреждение "Приволжско-Уральское Территориальное Управление Имущественных Отношений" Министерства Обороны Российской Федерации
Ответчик: Управление Федеральной Службы Государственной Регистрации, Кадастра и Картографии по Самарской Области