г. Санкт-Петербург |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А56-127218/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Капустиным А.Е.,
при участии:
- от истца: Жиганшиной Л.Ю. по доверенности от 11.10.2023,
Мороз А.И. по доверенности от 13.04.2023,
- от ответчика: Воронко И.В. по доверенности от 23.03.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28780/2023) общества с ограниченной ответственностью "Меди Проф"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2023 по делу N А56-127218/2022,
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Меди Проф" к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
об обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Меди Проф" (далее - истец, Компания) обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - ответчик, Общество) об обязании произвести перерасчет платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанные в период с 01.01.2022 по 31.10.2022, исходя из норматива, установленного для лечебных учреждений, в соответствии с Приложением N 2 к договору от 30.12.2021 N 1258234-2022/ТКО.
Решением суда от 07.08.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением, истец обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.
Судом не учтено, что поступившее от ответчика 06.03.2023 дополнительное соглашение N 1 истцом не подписано.
В письме от 17.03.2023 N 67/04-03, направленном ответчику, истец пояснил, что отказ в акцепте дополнительного соглашения N 1 обусловлен несогласием с условием о распространения соглашения на отношения сторон с 01.01.2022.
Предложенное ответчиком условие о расчете стоимости услуг, исходя из количества и объема контейнеров, по доводам истца, увеличит расходы за предыдущие периоды и исказит отчетность, сданную в налоговый орган.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2023 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 12.10.2023.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Согласно позиции ответчика, истец осуществляет складирование ТКО на индивидуальной контейнерной площадке N 78060381 в собственные контейнеры в количестве двух штук объемом 0,7 куб. м. Истец в нарушение условий договора и в противоречие поданной заявки истцом используется индивидуальная контейнерная площадка, а не общее место накопления ТКО.
Ответчиком подготовлено дополнительное соглашение N 1 к договору от 30.12.2021 N 1258234-2022/ТКО, предусматривающее изменение способа учета ТКО с норматива накопления ТКО на способ учета, исходя из количества и объема контейнеров. Указанное соглашение, согласно позиции ответчика, имело своей целью оформление фактически сложившихся правоотношений между сторонами.
Отзыв приобщен судом к материалам дела.
Присутствующие в заседании представители истца поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам отзыва.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Компанией (заказчиком) и Обществом (исполнителем, региональным оператором) заключен договор оказания услуг по обращению с ТКО от 30.12.2021 N 1258234-2022/ТКО (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 4.1 Договора стороны согласились проводить учет объема отходов расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО.
Согласно Приложению к распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р, норматив накопления ТКО для лечебных учреждений составляет 0,001 куб. м за 1 посещение.
В заявке на заключение Договора Компания указала количество посещений клиники - 330 в день. При этом Компания является лечебным учреждением.
В период с 01.01.2022 по 30.06.2022 Компания получала от Общества счета на оплату услуг в сумме 2 949,49 руб. в месяц и ежемесячно их оплачивало.
Компания 26.07.2022 получила корректировочные счета-фактуры за период с 01.01.2022 по 30.06.2022 с указанием стоимости оказанных услуг, превышающей стоимость услуг по Договору.
Согласно корректировочным счетам-фактурам, Общество осуществило расчет платы за оказанные услуги по обращению с ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, несмотря на то, что Договором предусмотрен иной порядок учета ТКО.
Компания 07.09.2022 обратилась к Обществу с претензией, в которой просила предоставить пояснения, относительно причин корректировки стоимости услуг, оказанных в период с 01.01.2022 по 30.06.2022. Ответ на претензию не поступил.
Письмом от 06.03.2023 N НЭО.2023-8398 в адрес Компании от Общества поступило дополнительное соглашение N1 к Договору, по условиям которого Общество предложило изменить способ учета ТКО, согласовав учет ТКО, исходя из количества и объема контейнеров. При этом пункт 6 дополнительного соглашения N 1 предусматривал, что его действие распространяется на отношения сторон, возникшие с 01.01.2022.
Письмом от 17.03.2023 N 67-/04-03 Компания отказалась от подписания дополнительного соглашения N 1 на условиях, предложенных Обществом, однако выразила готовность подписать соглашение с условием его распространения на отношения сторон, начиная с 01.01.2023.
Указанные обстоятельства, а именно - несогласие Компании с выставлением Общества корректировочных счетов-фактур за период оказания услуг с 01.01.2022 по 30.06.2022, явилось основанием для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что в пользовании истца имеется индивидуальная контейнерная площадка, на которой он фактически осуществляет накопление ТКО, признал действия ответчика правомерными, на основании чего в удовлетворении иска отказал.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав позиции сторон, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 2 статьи 310 ГК РФ, одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Пунктом 1 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Согласно пункту 9.1 Договора, все изменения, которые вносятся в Договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон.
Пункт 4.1 Договора предусматривает, что учет ТКО осуществляется расчетным способом, исходя из нормативов накопления ТКО. При этом в пункте 8.1 Договора указано, что условия Договора распространяют свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2022.
Иными словами, стороны, заключая спорный Договор, согласовали, что учет ТКО в целях осуществления расчетов за оказанные услуги, начиная с 01.01.2022, производится исходя из нормативов накопления ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N641" (далее - Правила N 1156).
В силу пункта 8(10) Правил N 1156, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные пунктами 8(6) и 8(7) данных Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В силу пункту 8(12) Правил N 1156, в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Проект дополнительного соглашения N 1, предусматривающий изменение способа учета ТКО, как следует из письма N НЭО.2023-8398, направлен в адрес Компании 06.03.2023.
Мотивированный отказ от подписания дополнительного соглашения N 1 на условиях, предложенных Обществом (разногласия по пункту 6 соглашения), направлен Компанией 17.03.2023 письмом N 67/04-03, то есть в срок, установленный пунктом 8(12) Правил N 1156.
Таким образом, внесение изменений в пункт 4.1 Договора об осуществлении учета ТКО, исходя из количества и объема контейнеров, сторонами не согласовано.
В указанных обстоятельствах у Общества отсутствовали правовые основания для изменения стоимости оказанных услуг в одностороннем порядке (пункт 2 статьи 310 ГК РФ) и выставления корректировочных счетов-фактур за период с 01.01.2022 по 30.06.2022.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество ссылается на получение сведений от перевозчиков, осуществляющих фактический сбор ТКО, о том, что Компания фактически складирует ТКО на индивидуальной контейнерной площадке N 78060381 в собственные контейнеры в количестве двух штук объемом 0,7 куб. м.
Иначе говоря, в нарушение условий Договора и в противоречие поданной заявки Компанией используется индивидуальная контейнерная площадка, а не общее место накопления ТКО. Указанное обстоятельство существенно увеличило затраты на логистику.
Вместе с тем, вопреки доводам ответчика, предоставление истцом недостоверных сведений при заключении Договора (указание на использование контейнерной площадки открытого типа) не порождает у ответчика права на изменение условий Договора о порядке учета ТКО в одностороннем порядке.
Ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что истец производит накопление ТКО на индивидуальной контейнерной площадке, начиная с 01.01.2022, чем вызвано выставление корректировочных счетов-фактур за услуги, оказанные с 01.01.2022.
Представленные ответчиком электронные письма истца с требованиями о вывозе ТКО по адресу: ул. Малая Балканская, д. 23, сами по себе таким подтверждением не являются, поскольку указанный адрес значится в Приложении N 1 к Договору в качестве места размещения площадки накопления ТКО.
Таким образом, исковые требования следует признать обоснованными, а решение суда от 07.08.2023 - подлежащим отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2023 по делу N А56-127218/2022 отменить.
Обязать акционерное общество "Невский экологический оператор" произвести перерасчет платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанные обществу с ограниченной ответственностью "Меди Проф" в период с 01.01.2022 по 31.10.2022, исходя из норматива, установленного для лечебных учреждений и в соответствии с Приложением N 2 к договору от 30.12.2021 N 1258234-2022/ТКО.
Взыскать с акционерного общества "Невский экологический оператор" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Меди Проф" 9000 руб. в возмещение судебных расходов на уплату государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-127218/2022
Истец: ООО "Меди Проф"
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"