город Ростов-на-Дону |
|
20 октября 2023 г. |
дело N А32-20263/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.07.2023 по делу N А32-20263/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз"
к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в
сфере природопользования
о взыскании излишне уплаченной суммы,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз":
представитель Негляд А.В. по доверенности от 01.01.2021,
от Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в
сфере природопользования посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": представитель Долгова И.О. по доверенности от 12.09.2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РН-Краснодарнефтегаз" (далее - истец, общество, ООО "РН-Краснодарнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ответчик, ЮМУ Росприроднадзора) о взыскании излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 9 217 763 руб. 64 коп. (с учетом уточнений, заявленных в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 20.07.2023 Арбитражный суд Краснодарского края обязал Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) возвратить ООО "РН-Краснодарнефтегаз" излишне перечисленную плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в размере 9 217 763 руб. 64 коп.; взыскал с Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) в пользу ООО "РН-Краснодарнефтегаз" 69 089 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЮМУ Росприроднадзора обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на неправомерное взыскание судом заявленной суммы (9 217 763 руб. 64 коп.) с учетом непогашенной задолженности в размере 11 999 074,16 руб. Судом не указано, из каких КБК и ОКТМО, т.е. из бюджетов каких районов должен быть осуществлен возврат и в каком размере.
В соответствии с п. 10 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334, в случае принятия территориальным органом Росприроднадзора решения о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы лицу, обязанному вносить плату, возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы производится территориальным органом Росприроднадзора только после зачета сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет погашения задолженности (недоимки), пеней, начисленных на сумму задолженности, в случае наличия у лица, обязанного вносить плату, таких задолженностей. Ответчик в своей жалобе также ссылается на письмо от 06.07.2023 N ЕЛ-06-10544, согласно которому в адрес ООО "РН-Краснодарнефтегаз" направлены акты сверки за 2020-2021 годы, по состоянию на 15.08.2023 подписанные акты сверки с заявлениями о возврате излишне уплаченных сумм платы в адрес управления не поступали, как и суммы в погашение установленной задолженности.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "РН-Краснодарнефтегаз" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело слушанием откладывалось.
В материалы дела от ЮМУ Росприроднадзора поступило ходатайство о приобщении дополнительных материалов: копия письма от 18.10.2023, направленного в адрес истца; копия акта сверки за период 2020 год.
Суд приобщил представленные документы.
От ООО "РН-Краснодарнефтегаз" поступили письменные пояснения с приложением дополнительных материалов: копия письма от 05.10.2023, направленного в адрес ответчика; копия письма ответчика от 11.10.2023, направленного в адрес истца; копия письма от 13.10.2023, направленного в адрес ответчика; копия акта сверки за период 2020 год; копия акта сверки за период 2021 год; копии платежных поручений от 19.04.2021 N 180318, от 20.07.2021 N 185782, от 19.10.2021 N 190760, от 19.04.2021 N 180312, от 20.07.2021 N 185775, от 19.10.2021 N 190752, от 19.04.2021 N 180240, от 19.04.2021 N 180320, от 19.04.2021 N 180311, от 19.04.2021 N 180319, от 19.04.2021 N 180317, от 19.04.2021 N 180316, от 20.07.2021 N 185780, от 19.10.2021 N 190758, от 19.04.2021 N 180315, от 19.04.2021 N 180313, от 19.04.2021 N 180239, от 19.04.2021 N 180314; доказательство направления пояснений в адрес ответчика.
Суд приобщил представленные пояснения и документы к материалам дела.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали занимаемые правовые позиции по рассматриваемому спору.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ООО "РН-Краснодарнефтегаз" в 2020 г. внесены квартальные авансовые платежи в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), уплаченной за предыдущий год.
Платежными поручениями от 20.04.2020 N N 161796, 161797, 161798, 161799, 161800, 161817, 161818, 161819, 161820, 161841, 161851, 161853; от 24.04.2020 N 162077; от 15.07.2020 N N 165960, 166061, 166062, 166063, 166064, 166065, 166066, 166067, 166068, 166069, 166070, 166071; от 19.10.2020 NN 171060, 171061, 171062, 171063, 171064, 171065 от, 171066, 171067, 171068, 171069, 171070; от 25.02.2021 NN 177566, 177567, 177568 истец произвел оплату за НВОС на счет Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в Федеральном казначействе.
Согласно поданной истцом декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (декларация НВОС) за 2020 г. сумма подлежащая возврату составила 9 217 763,64 руб. Указанная излишне уплаченная сумма образовалась в связи с внесением платежей авансовым методом за предыдущие периоды с 2016-2019 гг.
Истец обратился к ответчику с заявлением от 29.09.2021 N ИСХ-ВГ-04840-21 о зачете излишне уплаченных сумм платы за НВОС за 2016-2020 гг. в счет предстоящих платежей с представлением ранее направленных актов сверок. Ответ на данное заявление не поступил.
Истец повторно письмом от 20.05.2022 N ИСХ-ВГ-02489-22-21 (вх. N 12090 от 20.05.2022) обратился к ответчику о проведении совместной сверки расчетов сумм платы за НВОС за период 2016-2020 гг.
Письмом от 27.06.2022 N ЕЛ-06-11482 ответчик возвратил заявление истца по причине непредставления заявителем актов сверки расчетов сумм платы за НВОС, подписанного без разногласий, при этом факт наличия переплаты не был опровергнут. Денежные средства не были возвращены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции с учетом положений Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", Приказа Росприроднадзора от 29.02.2016 N 110 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, признав документально подтвержденным размер переплаты и установив, что ЮМУ Росприроднадзора не исполнило возложенные на него Правительством Российской Федерации функции по контролю за исчислением платы, и необоснованно не произвело истцу возврат переплаты.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств дела.
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ ПНВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Контроль за правильностью исчисления ПНВОС, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ).
Правила осуществления контроля за правильностью исчисления ПНВОС, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ).
Порядок исчисления ПНВОС установлен статьей 16.3 Закона N 7-ФЗ, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" (вместе с Правилами N 255).
Пунктом 35 Правил N 255 предусмотрено, что лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
Согласно части 2 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ излишне уплаченные суммы ПНВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода.
Согласно пункту 36 Правил N 255 сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу.
Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
В силу требований, содержащихся в пункте 37 Правил N 255, контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предметом контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы, обязанность по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и настоящими Правилами возложена на лицо, обязанное вносить плату.
Контроль за исчислением платы осуществляется посредством осуществления мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации о плате и соблюдения сроков ее представления (далее - проверка декларации о плате), своевременности внесения платы (пункт 38 Правил N 255).
В случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок (пункт 40 Правил N 255).
В случае, указанном в пункте 40 настоящих Правил, администратор платы вправе затребовать у лица, обязанного вносить плату, осуществившего в отчетном периоде корректировку ее размера, заверенные копии документов, указанных в пункте 29 настоящих Правил. В течение 7 рабочих дней со дня получения от администратора платы соответствующего требования лицо, обязанное вносить плату, обязано направить администратору платы копии указанных в требовании документов (пункт 42 Правил N 255).
При проведении проверки декларации о плате в обязательном порядке рассматриваются представленные лицом, обязанным вносить плату, пояснения и дополнительные документы. Если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями (пункт 44 Правил N 255).
Контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет Федеральная служба Росприроднадзора (пункт 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 N 780).
Приказом Росприроднадзора от 29.02.2016 N 110 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" за территориальными органами закреплены полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 48 Правил N 255 в случае выявления завышенного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратор платы предлагает лицу, обязанному вносить плату, оформить в установленном порядке зачет переплаты в счет будущего отчетного периода. Лицо, обязанное вносить плату, в случае несогласия с предложением, изложенным в акте проведения контроля за исчислением платы, о зачете платы, вправе направить администратору платы заявление о возврате в установленном порядке суммы излишне внесенной платы.
Решения о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм платы принимаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.06.2019 N 334 утвержден Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Порядок).
Пунктом 5 Порядка установлено, что зачет или возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании заявления лица, обязанного вносить плату, о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы (рекомендуемый образец заявления приведен в приложении 2 к настоящему Порядку) в срок не позднее 3 месяцев с даты получения территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования заявления о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
В силу пунктов 9, 10, 12, 13 Порядка результатом рассмотрения обращения заявителя являются решение о зачете, решение о возврате, решение об отказе в зачете или в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае переплата в заявленной сумме подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (декларациями, платежными поручениями, заявлениями о возврате/зачете излишне уплаченной платы за НВОС).
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на письмо от 06.07.2023 N ЕЛ-06-10544, согласно которому в адрес ООО "РН-Краснодарнефтегаз" направлены акты сверки за 2020-2021 годы, по состоянию на 15.08.2023 подписанные акты сверки с заявлениями о возврате излишне уплаченных сумм платы в адрес управления не поступали, как и суммы в погашение установленной задолженности.
В целях устранения противоречий и проверки указанных доводов определением от 28.09.2023 суд апелляционной инстанции обязал ООО "РН-Краснодарнефтегаз" и Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования составить совместный акт сверки. Управлением представлен акт сверки с учетом дополнительно исследованных документов общества.
В суд апелляционной инстанции ответчиком представлен акт сверки за 2020 и 2021 годы, из пояснений сторон следует, что по 2019 году имеется судебный спор в настоящее время.
Поскольку спорным периодом является 2020 год, апелляционный суд исследовал представленный акт сверки и платежные документы.
Согласно сведениям, отраженным в данном акте в графах задолженность, переплата, итоговое сальдо, наличие переплаты в искомом размере подтверждается. Задолженность общества в размере 862,17р. погашена в 2021 году, что подтверждается соответствующим актом за 2021 год.
Также платежными поручениями от 19.04.2021 N 180318, от 20.07.2021 N 185782, от 19.10.2021 N 190760, от 19.04.2021 N 180312, от 20.07.2021 N 185775, от 19.10.2021 N 190752, от 19.04.2021 N 180240, от 19.04.2021 N 180320, от 19.04.2021 N 180311, от 19.04.2021 N 180319, от 19.04.2021 N 180317, от 19.04.2021 N 180316, от 20.07.2021 N 185780, от 19.10.2021 N 190758, от 19.04.2021 N 180315, от 19.04.2021 N 180313, от 19.04.2021 N 180239, от 19.04.2021 N 180314 произведена оплата за негативное воздействие на окружающую среду за период - 2021 год.
При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция поддерживает выводы суда о правомерности заявленных обществом требований, следовательно, суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика излишне уплаченную истцом сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду за период 2020 год.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2023 по делу N А32-20263/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20263/2023
Истец: ООО "РН-Краснодарнефтегаз", ООО "РН-Краснодарнефтегаз"
Ответчик: Росприроднадзор по КК и РА, ЮЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ