г.Москва |
|
19 октября 2023 г. |
Дело N А40-218593/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей Расторгуева Е.Б., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Фоминым И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2023 по делу N А40-218593/22,
по иску ООО "СИСТЕМА ПЛЮС" (ОГРН 1107746280993)
к ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (ОГРН 1037739510423)
о взыскании 2 708 140 руб. 91 коп. задолженности, из них: долг в сумме 2 354 775 руб. 67 коп., пени в сумме 353 365 руб. 24 коп.
При участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Решением суда от 08.06.2023 присуждено к взысканию с ответчика в пользу истца 2.708.140,91 рублей задолженности, из них: 2.354.775,67 рублей - долг, 353.365,24 рублей - пени, а также 36.541,00 рублей компенсации расходов по уплате госпошлины.
При этом суд первой инстанции исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в которой просил отменить решение суда, в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, считает, что часть машино-мест переданы в аренду, платежные документы на оплату коммунальных услуг не направлялись, отметил некорректность расчета неустойки.
Истец в порядке ст.262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) направил отзыв на апелляционную жалобу, считает, что решение суда первой инстанции обоснованно, а жалоба не подлежит удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало, в связи с этим суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.123,156,266 АПК РФ, рассмотрел дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции полагает возможным изменить обжалованный судебный акт в части суммы подлежащей уплате неустойки, в связи с несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, установив её с учетом мораторных ограничений, в остальной обжалованной части судебного акта, оснований для его отмены или изменения не усматривается, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец ссылался на то, что является организацией, управляющей многоквартирным домом по адресу: г. Москва, 1-й Нагатинский проезд, д. 11, корп. 1. Основанием для управления многоквартирным домом служит протокол N 1 от 04.06.2014 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и договоры управления, заключенные с собственниками помещений этого дома.
Многоквартирный дом по адресу: г. Москва, 1 -й Нагатинский проезд, д. 11, корп. 1 является объектом инвестирования и долевого участия в строительстве, построен в соответствии с инвестиционным контрактом от 14.10.2002 N 01-27-66/2 (реестровый N 13-004152-5501-0148-00001-02). В соответствии с п. п. 3.4, 3.5 Инвестиционного контракта, при завершении Контракта раздел недвижимого имущества на инвестиционном объекте и оформление имущественных прав сторон по результатам реализации проекта с учетом всех дополнительных соглашений к Контракту производится в установленном порядке после сдачи объекта в эксплуатацию и выполнения обязательств по Контракту и приложений к нему на основании Акта о результатах реализации инвестиционного проекта согласно условиям Контракта.
Согласно Акта от 25.12.2013 года о частичной реализации инвестиционного проекта по инвестиционному контракту от 14.10.2002 N 01-27-66/2 в редакции дополнительных соглашений N 1 от 21.04.2009 и N 2 от 30.01.2012 в части строительства и распределения нежилой площади, площади подземной автостоянки, нежилых помещений общего пользования и инженерного назначения в жилом комплексе со встроенными нежилыми помещениями, объектами социально-бытового и культурного назначения по адресу: г. Москва, 1-й Нагатинский проезд, вл. 11 (милицейский адрес: г. Москва, 1-й Нагатинский проезд, д. 11, корп. 1) Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы (далее - "Департамент") передаются в собственность для использования по согласованию с префектурой Южного административного округа города Москвы 40% нежилых помещений общей площадью 2 615,3 кв.м. (пункт. 4.2 Акта), 147 машиномест общей площадью 2 568,6 кв.м. (пункт 5.1 Акта), итого общей площадью 5 183,9 кв.м. (пункт 10 Акта) (далее -Помещения).
Акт о частичной реализации инвестиционного проекта по инвестиционному контракту N 01-27-66/2 от 14.10.2002 г. подписан всеми участниками проекта 25.12.2013 года, зарегистрирован в Едином реестре контрактов и торгов г. Москвы 27.12.2013 года, изменения или дополнения к нему отсутствуют. Таким образом, Ответчик является лицом, принявшим помещения от застройщика в соответствие п.6 ч.2 ст. 153 ЖК РФ по передаточному документу.
Статус Ответчика в качестве лица, принявшего помещения по указанному адресу от застройщика подтвержден судебными актами, вступившими в законную силу по делам N А40-123577/2015, A40-230245/2017, A40-335623/2019.
Протоколом от 04.06.2014 года согласованы условия договора управления, договор управления размещен в информационной системе ГИС ЖКХ, является публичным, следовательно, в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации Ответчик обязан присоединиться к договорам управления многоквартирным домом, заключенным собственниками помещений. Цена договора управления на момент подписания включает в себя:
S плату за жилищные услуги (плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме) в размере 37,00 руб./кв.м.;
S плату за охрану общего имущества собственников многоквартирного дома и придомовой территории в размере 11,23 руб./кв.м.;
S плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за электроснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение (подогрев воды и отопление) помещения Собственника и МОП по тарифам, установленным нормативными актами Правительства г. Москвы.
Во исполнение договора управления, а также, руководствуясь п. 14 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и ч.2 ст. 162 ЖК РФ, Истец принял на себя обязательство в течение согласованного срока за плату оказывать собственникам помещений многоквартирного дома услуги по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Указанные обязательства Истец исполняет надлежащим образом, в полном объеме, без превышения допустимых перерывов, в четком соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.30 ЖК РФ, собственник жилого помещения обязан нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (п.1 ст.37 ЖК РФ). Согласно ч.1 ст. 153 ЖК РФ, Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Неиспользование собственниками и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за помещение и коммунальные услуги (п. 10 ст. 155 ЖК РФ). В соответствии с п.6 ч.2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена ст. 154 ЖК РФ и включает в себя в том числе: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги; взнос на капительный ремонт.
Как изложено в ст.215 ГК РФ, органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени муниципального образования (ст.125 ГК РФ).
Статьей 210 ГК РФ установлено: собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Законом устанавливается обязанность собственника, вне зависимости имеет ли он статус муниципального образования. Никаких преференций для муниципальных органов законом не предусмотрено.
В силу п. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, внесением платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 на потребителя коммунальных услуг (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленных потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Истец ссылался на то, что ежемесячно направляет в адрес Ответчика платежные документы с расчетом за прошедший период для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и капремонт (том 5 л.д.48 и далее). Ответчик бремени содержания принадлежащего ему имущества и расходов на содержание общего имущества собственников в полном объёме не несёт.
С учётом частичных оплат, полученных в форме бюджетной субсидии за содержание нераспределенных нежилых помещений в многоквартирном доме, принадлежащих городу Москве в порядке, установленном Постановление Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1357-ПП "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления многоквартирными домами в городе Москве и внесении изменений в некоторые правовые акты города Москвы", с 01.11.2019 г. по 31.03.2022 г. включительно у Ответчика образовалась задолженность по содержанию помещений, которая составляет 2 354 775 руб. 67 коп.
На неоплаченную задолженность Истцом начислены пени в сумме в порядке, установленном ч.14 ст. 155 ЖК РФ: Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата пени осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт (ч. 14.1. ст. 155 ЖК РФ).
Размер пени по состоянию на 31.03.2022, согласно расчета истца, составляет 353 365 руб. 24 коп.
Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 г. N 99 "Положение о Департаменте городского имущества г. Москвы", Департамент городского имущества выполняет полномочия собственника в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы и иных полномочий собственника в отношении имущества города Москвы. Учредителем является Правительство города Москвы.
В соответствии с п. 1.1.2 постановления Правительства Москвы от 15.06.2012 N 272-ПП возмещение расходов на содержание, текущий ремонт и коммунальные услуги по помещениям, находящимся в собственности Москвы, возложены на Префектуру ЮАО. На основании п. 2.1.4.11 Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП, на ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО" возложена функция получателя бюджетных средств, направленных на предоставление субсидий из городского бюджета.
В целях досудебного урегулирования спора 12.09.2022 г. Истцом в адрес Департамента городского имущества г. Москвы направлена претензия с установленным сроком оплаты услуг не позднее 30.09.2022 года, однако задолженность не оплачена, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.310 ГК РФ).
Ответчик не исполняет установленные ст. 30, 153, 154, 155 ЖК РФ и ст. 210, 309, 310 ГК РФ обязанности собственника по содержанию принадлежащих ему помещений и оплате потребленных коммунальных услуг.
Следует отметить, что участие в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома и уплата взносов на капитальный ремонт на арендаторов машино-мест не возложена, а представленный истцом в материалы дела подробный расчет по каждому машино-месту (N 28, 29, 30, 42, 43, 44, 45) содержит задолженность или переплату по состоянию на момент передачи того или иного машино-места по договору аренды от Департамента городского имущества города Москвы к арендатору.
Доказательств, полной и своевременной оплаты коммунальных услуг, на взыскиваемую по суду сумму, ответчик суду первой инстанции в порядке ч.1 ст.65 АПК РФ, не представил.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч.1 ст.65, ч.2 ст.9 АПК РФ).
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил сумму задолженности ответчика в размере 2.354.775,67 рублей, а также ввиду отсутствия доказательств погашения долга правомерно присужден к взысканию с ответчика в пользу истца.
Вместе с тем, истец заявлял о праве на истребование пени, размер которых по состоянию на 31.03.2022, согласно расчета истца, составил 353.365,24 рублей.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (ст.ст.330,331 ГК РФ).
Мнение о безосновательности истребования неустойки подлежит отклонению, поскольку императивными нормами ЖК РФ закреплена обязанность и срок оплаты коммунальных услуг, которая не поставлена в зависимость от направления платежных документов.
Помимо этого, платежные документы и информация о размере платы за жилое (нежилое) помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг размещены Истцом в ГИС ЖКХ в срок, предусмотренный ч.2 ст.155 ЖК РФ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что представленный истцом расчет пени являлся некорректным, так как выполнен без учета постановлений Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 (мораторий с 06.04.2020 вкл. по 31.12.2020 вкл.), от 28.03.2022 N 497 (мораторий с 01.04.2022 вкл. по 01.10.2022 вкл.), а также его следовало производить на основании ч.14 ст.155 ЖК РФ по ключевой ставке 7,5%, действующей на дату объявлений резолютивной части решения суда от 01.06.2023, поскольку долг не оплачен и с учетом ст.193 ГК РФ и выставленных счетов на оплату.
С учетом вышеизложенного представленный ответчиком контр-расчет (13.10.2023 в электронном виде) является корректным произведен с учетом обстоятельств дела, норм Закона и мораторных ограничений, в связи с этим требование о взыскании неустойки являлось правомерным на сумму в 270.402,13 рублей.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции полагает возможным изменить обжалованный судебный акт в части суммы подлежащей уплате неустойки, в связи с несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, установив её в размере 270.402,13 рублей, в остальной обжалованной части судебного акта, оснований для его отмены или изменения не установлено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Расходы по оплате госпошлин распределяются согласно ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266, 269-271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2023 по делу N А40-218593/22 в обжалуемой части изменить.
Взыскать с ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (ОГРН 1037739510423) в пользу ООО "СИСТЕМА ПЛЮС" (ОГРН 1107746280993) 2 625 177 (два миллиона шестьсот двадцать пять тысяч сто семьдесят семь) руб. 80 (восемьдесят) коп., из них долг в сумме 2 354 775 (два миллиона триста пятьдесят четыре тысячи семьсот семьдесят пять) руб. 67 (шестьдесят семь) коп., пени в сумме 270 402 (двести семьдесят тысяч четыреста два) руб. 13 (тринадцать) коп., а также судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску, в сумме 35 422 (тридцать пять тысяч четыреста двадцать два) руб.
В удовлетворении иска о взыскании пени в сумме 82 963 (восемьдесят две тысячи девятьсот шестьдесят три) руб. 11 (одиннадцать) коп. отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-218593/2022
Истец: ООО "СИСТЕМА ПЛЮС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ООО "Система ПЛЮС"