г. Самара |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А65-6947/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сорокиной О.П.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 августа 2023 года (резолютивная часть от 16 мая 2023 года) по делу N А65-6947/2023, принятое в порядке упрощенного производства (судья Хамидуллина Л.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам об отмене постановления от 02.03.2023 о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам об отмене постановления от 02.03.2023 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2. ст.19.7.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Заявление принято судом к производству и рассмотрено в упрощенном порядке.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 августа 2023 года (резолютивная часть от 16 мая 2023 года) заявленные требования удовлетворены частично.
Признано незаконным и изменено постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам по делу об административном правонарушении N 029/23 от 07.03.2023 в части назначенного обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" административного наказания, предусмотренного ч.2 ст.19.7.1 КоАП РФ, административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. заменено на предупреждение. В удовлетворении остальной части заявления (жалобы) отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт.
Судом установлено, что с апелляционной жалобой обществом представлены дополнительные документы, а именно: копии постановления от 02.03.2023 о привлечении к административной ответственности, протокола об административном правонарушении N 029/23 от 22.02.2023, пояснений от 22.02.2023 исх. 1742, писем от 06.12.2022 исх.NЛХ-29/7298/2022, 19.12.2022 N12549, от 17.02.2023 N1561 с приложением шаблона INV.OTKO.HY.2022, экспертного заключения от 12.12.2022 исх.N ЛХ-16/7556/2022.
Суд апелляционной инстанции отказал в приобщении представленных документов ввиду следующего.
В силу разъяснений, данных в п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2020 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции",поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
Заявитель сведений о наличии уважительных причин, препятствующих представлению экспертного заключения от 12.12.2022 исх.N ЛХ-16/7556/2022 суду первой инстанции, не представил.
Судом апелляционной инстанции наличие обстоятельств, позволяющих принять дополнительные доказательства, не установлено.
В приобщении копий постановления от 02.03.2023 о привлечении к административной ответственности, протокола об административном правонарушении N 029/23 от 22.02.2023, пояснений от 22.02.2023 исх. 1742, писем от 06.12.2022 исх.NЛХ-29/7298/2022, 19.12.2022 N12549, от 17.02.2023 N1561 с приложением шаблона INV.OTKO.HY.2022 также судом отказано, поскольку указанные документы имеются в материалах дела.
Поскольку указанные документы поданы заявителем в электронном виде, то фактическому возвращению не подлежат.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, а также учитывая п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10 апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в адрес Госкомитета поступило требование Прокуратуры (от 06.02.2023 вх. N 1082) о проведении внеплановой проверки исполнения инвестиционной программы оператора по Западной зоне деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Татарстан ООО "УК "ПЖКХ" на 2021-2025 годы.
Административным органом было установлено предоставление ООО "УК "ПЖКХ" заведомо недостоверных сведений об исполнении инвестиционной программы.
Полагая, что указанные действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.2 ст.19.7.1. КоАП РФ, в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении N 029/23 от 22.02.2023.
Постановлением N 029/23 от 02.03.2023 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
На основании части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 113 АПК РФ в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что заявление (жалоба) об отмене постановления N 029/23 от 02.03.2023 направлено в суд 15.03.2023 (по данным сервиса электронной подачи документов "Мой Арбитр"), то есть в установленный законом срок.
В соответствии с частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц -от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения порядка управления и защиты конкуренции (установленный порядок раскрытия субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса сведений (информации) о своей деятельности с целью защиты интересов потребителей).
Объективная сторона заключается в представлении заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами.
Единственным основанием наступления административной ответственности в соответствии со ст.2.1 КоАП РФ является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми признаками и включающего в состав все предусмотренные нормой правовые элементы.
Как следует из материалов дела, в адрес Госкомитета поступило требование Прокуратуры (от 06.02.2023 вх. N 1082) о проведении внеплановой проверки исполнения инвестиционной программы оператора по Западной зоне деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Татарстан ООО "УК "ПЖКХ" на 2021-2025 годы.
ООО "УК "ПЖКХ" осуществляет на территории Республики Татарстан регулируемую деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 N 468, Госкомитет является органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, а также контроля за их применением в соответствии с законодательством, в том числе в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее - Минстрой) от 29.10.2020 N 173 утверждена инвестиционная программа общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" на 2021 -2025 годы.
В соответствии с планом мероприятий инвестиционной программы финансирование на 2021 год составило 1 449 тыс. руб. (без НДС), источник финансирования прочие привлеченные средства (не тарифный источник).
Освоение средств в 2021 году в рамках реализации мероприятий инвестиционной программы составило 1 484,0 тыс. руб. (102% от утвержденной суммы).
В соответствии с приказом Минстроя РТ от 17.12.2021 N 227/о инвестиционная программа для ООО "УК "ПЖКХ" была скорректирована, план финансирования на 2022 год составлял 504 122 тыс. руб., из них нормативная прибыль - 398 530 тыс. руб., кредит -105 592 тыс. руб.
В соответствии с приказом Минстроя от 18.11.2022 N 165/0 проведена корректировка инвестиционной программы ООО "УК "ПЖКХ", общий объем финансирования составил 159 746,67 тыс. руб. без НДС (191 696 тыс. руб. с НДС), из них амортизация 702,5 тыс. руб. без НДС (843,0 тыс. руб. с НДС), нормативная прибыль -159 044,17 тыс. руб. без НДС (190 853 тыс. руб. с НДС).
Госкомитетом в рамках реализации полномочий по государственному региональному контролю в части использования инвестиционных ресурсов в адрес ООО "УК ПЖКХ" был направлен запрос от 06.12.2022 N ЛХ-29/7298/2022 о предоставлении предварительных итогов исполнения мероприятий инвестиционной программы за 2022 год.
ООО "УК ПЖКХ" письмом от 19.12.2022 N 12549 представлены данные, в которых указаны сведения о освоении денежных средств в размере 191 746 тыс. руб. (без НДС). В связи с получением письма ФАС России от 07.02.2023 N 1114 о представлении итогов реализации инвестиционных программ в сфере ТКО в формате шаблонов ЕИАС, Госкомитетом письмом от 06.02.2023 N ЛХ-29/596/2023 повторно запрошены данные у ООО "УК ПЖКХ".
Обществом письмом от 17.02.2023 N 1561 представлены сведения с указанием о частичном освоении в размере 75 937,92 тыс. руб.
Госкомитетом установлено, что общество отразило некорректные (недостоверные) данные о суммах, указанных в письме от 19.12.2022 N 12549, в столбце "освоено за январь - декабрь 2022 года, тыс. руб. (без НДС)" в размере 191 746 тыс. руб. (без НДС), то есть сумма с НДС составляет 230 095 тыс. руб., следовательно, превышение от утвержденной суммы составило 120%, вместо указанных 100,03%. Разница в представленной обществом информации составляет 115 808 тыс. руб.
Таким образом, как установлено судом первой инстанции, ООО "УК "ПЖКХ", представив письмом от 19.12.2022 N 12549 заведомо недостоверные сведения об исполнении инвестиционной программы, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, вопреки утверждению заявителя, подтверждается материалами административного дела, в частности, протоколом об административном правонарушении N 029/23 от 22.02.2023, постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 029/23 от 02.03.2023, письмами общества от 19.12.2022 N 12549, от 17.02.2023 N 1561.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административном правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, в материалы дела не представлено. Более того, заявителем оспаривается сама необходимость соблюдения требований законодательства.
Основанием для освобождения от административной ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему своевременному исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, в деле не имеется.
При изложенных обстоятельствах, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к выводу, что в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств, при которых допущенное заявителем нарушение могло быть признано малозначительным в силу ст.2.9 КоАП РФ, судом не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ, является формальным и для привлечения лица к ответственности достаточно самого факта нарушения вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий.
При этом выявленное нарушение является существенным, так как посягает на установленный законодательными и нормативными правовыми актами порядок общественных отношений, возникающих в сфере обеспечения порядка управления и защиты конкуренции в области тарифного регулирования.
Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Применение института малозначительности административного правонарушения не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан.
Оспариваемое постановление вынесено ответчиком в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в статье 4.5 КоАП РФ.
Процессуальные нарушения со стороны административного органа отсутствуют, о времени и месте составления протокола и рассмотрения материалов административного дела заявитель был надлежащим образом уведомлен, протокол составлен в присутствии представителя общества.
При этом арбитражным судом установлено, что в силу ст.4.6 КоАП РФ общество на момент вынесения оспариваемого постановления не могло считаться лицом, подвергнутым административному наказанию, а соответственно, указанное обстоятельство не могло быть учтено административным органом при назначении наказания в соответствии с оспариваемым постановлением N 029/23 от 02.03.2023.
Учитывая указанные обстоятельства, принимая во внимание, что правонарушение совершено впервые, отсутствует причинение вреда или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости изменения оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ в части назначения наказания в размере 100 000 руб., заменив его на административное наказание в виде предупреждения.
При указанных обстоятельствах дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, выводы суда не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование норм права не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании части 4 статьи 208 АПК РФ, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 августа 2023 года (резолютивная часть от 16 мая 2023 года) по делу N А65-6947/2023, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья |
О.П.Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6947/2023
Истец: ООО "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства", г.Казань
Ответчик: Государственный комитет по тарифам Республики Татарстан, г.Казань