г. Санкт-Петербург |
|
22 октября 2023 г. |
Дело N А56-35992/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Титовой М.Г.,
судей Згурской М.Л., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Хариной И.С.,
при участии в судебном заседании представителей ООО "Архитектурное бюро "Литейная часть-91" Борисова С.Х. (доверенность от 03.10.2023), Шаковец Г.Н. (доверенность от 18.05.2023), представителя ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Истягиной Л.В. (доверенность от 18.01.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31245/2023) ООО "Архитектурное бюро "Литейная часть-91" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2023 по делу N А56-35992/2023, принятое по заявлению ООО "Архитектурное бюро "Литейная часть-91" к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Архитектурное бюро "Литейная часть-91" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к заинтересованному лицу - Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Отделение, ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) с заявлением о признании недействительным решения от 02.03.2023 N 780422400057704 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения.
Решением суда от 23.08.2023 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Архитектурное бюро "Литейная часть-91", ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит указанное решение отменить как необоснованное, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Отделение просит оставить обжалуемое решение без изменения.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел".
В судебном заседании представители истца поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель Отделения против её удовлетворения возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Отделением на основании представленного обществом реестра сведений для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет застрахованному лицу Щукину К.В. с 28.04.2021 по 12.08.2022 выплачивалось ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В период с 17.10.2022 по 17.01.2023 ОСФР проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя ООО "Архитектурное бюро "Литейная часть-91", проверяемый период с 01.01.2022 по 30.09.2022.
В ходе проверки Отделением установлено, что Щукин К.В. состоял в трудовых отношениях с ООО Архитектурное бюро "Литейная часть-91" с 01.12.2008 по 10.02.2022.
На основании приказа от 10.02.2022 N 02-22-к Щукин К.В. 10.02.2022 уволен по собственному желанию.
В связи с непредставлением (сокрытием) сведений страхователя о прерывании отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет в связи с прекращением трудовых отношений Щукина К.В., Отделением излишне рассчитано и выплачено пособие по уходу за ребенком в размере 129 566,10 руб.
По результатам камеральной проверки был составлен акт от 24.01.2023 N 780422400057702, в соответствии с которым Отделение вынесло решение N 780422400057705 от 02.03.2023 о привлечении ООО "Архитектурное бюро "Литейная часть-91" к ответственности за совершение правонарушения, а также вынесло решение N 780422400057704 от 02.03.2023 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в размере 129 566,10 руб.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 1.2 Закона N 255-ФЗ определено, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1.4 Закона N 255-ФЗ к видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию относится, в том числе пособие по временной нетрудоспособности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.
В силу части 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно части 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ в случае выявления в результате проверки фактов представления недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытия сведений и документов, влияющих на получение застрахованным лицом страхового обеспечения, на исчисление размера страхового обеспечения или на возмещение расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, страховщик принимает решение об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя) или об отмене решения о назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя), а также решение о возмещении излишне понесенных расходов.
Форма решения о возмещении излишне понесенных расходов утверждается страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно части 1 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается застрахованным лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Пунктом 2.1 части 2 статьи 4.1 Закона N 255 на страхователя возложена обязанность своевременно представлять в установленном порядке в территориальный орган страховщика сведения, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу.
В силу части 12 статьи 13 Закона N 255-ФЗ в случае возникновения обстоятельств, влекущих прекращение права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, страхователь в срок не позднее трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно о возникновении таких обстоятельств, направляет в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Согласно части 1 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения.
В силу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, т.е. в порядке искового производства о взыскании убытков на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
Таким образом, именно страхователь (работодатель) несет ответственность за достоверность сведений, влияющих на право получения пособий застрахованными лицами.
Материалами дела подтверждено, что Фонд на основании представленных обществом сведений в период с 01.01.2022 по 12.08.2022 осуществлял выплату путем перечисления на счет получателя пособия в сумме 158 727,14 руб. (с 01.01.2022 по 31.07.2022 ежемесячно в размере 21 487,08 руб., с 01.08.2022 по 12.08.2022 в размере 8 317,58 руб.).
При этом трудовой договор с застрахованным лицом прекращен 10.02.2022, что свидетельствует о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Согласно Порядку и условиям назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. Приказом Минтруда России от 29.09.2020 N 668н; далее - Порядок N668н) ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, указанным в подпункте "а" пункта 42 названного Порядка (это лица, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (работающие)), выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплачивается за счет средств федерального бюджета. Таким образом, выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком работающим и неработающим гражданам, осуществляется из разных бюджетов, разными ведомствами.
Следовательно, фонд не имел возможности предусмотреть и предотвратить переплату при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Расторжение трудового договора является основанием для прекращения выплаты Фондом социального страхования Российской Федерации пособия по уходу за ребенком.
Таким образом, не позднее трех рабочих дней после увольнения работодателю следует направить в Фонд социального страхования Российской Федерации уведомление о прекращении права работницы на пособие (часть 12 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, пункт 43 Правил получения Фондом социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010).
После увольнения работница уже не подлежит обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но может получать пособие по уходу за ребенком как безработные граждане (абзац 7 части 1 статьи 13 Закона N 81-ФЗ, подпункт "д" пункта 42 Порядка N 668н).
Пособие назначается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства при условии неполучения пособия по безработице (часть 1 статьи 4.1 Закона N 81-ФЗ, пункты 43, 55 Порядка N 668н).
Заявитель не представил доказательств направления в Отделение соответствующих сведений в установленные частью 12 статьи 13 Закона N 255-ФЗ срок, наличие справки о получении пособий по уходу за ребенком Щукиной Т.А. указанное обстоятельство не опровергает и не освобождает общество от соответствующей обязанности.
Поскольку общество своевременно не представило сведения о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств Фонда, суд первой инстанции пришел к верному выводу о законности решения Отделения о возмещении излишней выплаты пособия по уходу за ребенком в сумме 129 566,10 руб. (за период с февраля 2022 года по август 2022 года).
Изложенные в жалобе доводы направлены на переоценку выводов суда и выражают несогласие с принятым решением по существу, что основанием для отмены судебного акта не является.
С учетом изложенного, обжалуемое решение как законное и обоснованное отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2023 по делу N А56-35992/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Титова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35992/2023
Истец: ООО "АРХИТЕКТУРНОЕ БЮРО "ЛИТЕЙНАЯ ЧАСТЬ-91"
Ответчик: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Россия, 195297, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, ПР-КТ. СВЕТЛАНОВСКИЙ, Д.115, К.1