г. Ессентуки |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А22-391/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.10.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Егорченко И.Н., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Калмыкия, при участии представителей: от Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия - Мочанова Иляна Андреевна (доверенность N 190011 от 01112022); от общества с ограниченной ответственностью "Грэйд" - Павлова Кармен Эрдниевна (доверенность б/н от 14.03.2023, ордер N 032927, удостоверение); от Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия - Сангаджиева Ольга Михайловна (доверенность N 05-09-14-22-1410 от 03.04.2023), Бадмаева Светлана Николаевна (доверенность N 05-09-14-22-1407 от 03.04.2023); от общества с ограниченной ответственностью "Интер Строй" - Горяева Екатерина Васильевна (доверенность б/н от 07.04.2023); от общества с ограниченной ответственностью "Фаворитстройсервис" - Манжиева Майя Анатольевна (доверенность б/н от 17.10.2023), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционные жалобы Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия и общества с ограниченной ответственностью "Фаворитстройсервис" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкии от 04.08.2023 по делу N А22-391/2023 (судья Мисалова Р.Н.) по заявлению Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия (ОГРН 1130800000847, ИНН 0816991099) о признании недействительным пункта 1 описательной части и пункта 2 резолютивной части предписания Управления Федеральной казначейства по Республике Калмыкия от 09.11.2022 N 05-09-04/17-6671,
УСТАНОВИЛ:
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Калмыкия (далее - Фонд капитального ремонта) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании недействительным пункта 1 описательной части и пункта 2 резолютивной части предписания Управления Федеральной казначейства по Республике Калмыкия (далее - Казначейство) от 09.11.2022 N 05-09-04/17- 6671 (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО "Интер Строй"; ООО "Грэйд"; ООО "Фавористройсервис"; ООО "РемСтрой", ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России".
Решением суда от 04.08.2023 отказано в удовлетворении заявленных требований Фонда капитального ремонта. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для признания пунктов оспариваемого предписания недействительным.
Не согласившись с принятым решением, Фонд капитального ремонта и ООО "Фавористройсервис" обжаловали его в апелляционном порядке. В апелляционных жалобах просят решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования, считают решение суда незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с этого момента является общедоступной.
От ООО "Грэйд" и ООО "Интер Строй" поступили отзывы на апелляционные жалобы, в которых поддержана позиция подателей жалобы, считают решение суда незаконным, необоснованным, нарушающим права и интересы сторон.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей Казначейства, ООО "РемСтрой", ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России".
В судебном заседании представители Фонда капитального ремонта, ООО "Фавористройсервис", ООО "Грэйд" и ООО "Интер Строй" поддержали позицию, изложенную в апелляционных жалобах и отзывах на нее.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Фонда капитального ремонта, ООО "Фавористройсервис", ООО "Грэйд" и ООО "Интер Строй", апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Казначейством в отношении Фонда капитального ремонта в период с 05.05.2022 по 25.05.2022, с 29.08.2022 по 19.09.2022 проведена плановая выездная проверка предоставления и (или) использования средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта у региональных операторов, за период с 01.01.2021 по 31.12.2021. В ходе проверки выявлено нарушение требований, установленных частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктами 2, 4, 5 части 2 статьи 182, частью 2 статьи 190 Жилищного кодекса РФ, статьей 309, пунктом 1 статьи 709 и пунктом 1 статьи 743 Гражданского кодекса РФ, пунктами 2.5, 2.10, 2.11, 5.1.6, 13.4, 13.7, 13.8 договоров на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Фондом капитального ремонта в 2021 году приняты и оплачены по актам о приемке выполненных работ (формы КС-2) затраты на капитальный ремонт крыши многоэтажных домов, не соответствующие условиям договоров (определенные с применением коэффициента перехода к цене контракта, не предусмотренного условиями договора), что привело к завышению стоимости принятых к оплате работ на общую сумму 6322737,77р.
07.10.2023 по результатам проведенной проверки составлен акт выездной проверки.
09.11.2022 Казначейством в адрес Фонда капитального ремонта внесено представление N 05-09-04/17-6678 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации, согласно которому необходимо принятие мер по устранению причин и условий по каждому нарушению, указанному в акте реагирования, в срок до 30.04.2023, в том числе в части неправомерного использования Фондом капитального ремонта средств в сумме 6322737,77р.
09.11.2022 Казначейством выдано Фонду капитального ремонта предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации N 05-09-04/17-6671, в котором указано о необходимости принятия мер к возмещению в срок до 30.04.2023 на счет Регионального оператора средств фонда капитального ремонта 6322737,77р, неправомерно израсходованных на оплату работ по государственным контрактам (договорам) по завышенной стоимости в результате необоснованного применения повышающего коэффициента 1.2 (пункт 1 Предписания).
Считая предписание от 09.11.2022 N 05-09-04/17-6671 в части пункта 1 незаконным и необоснованным Фонд капитального ремонта обратился с заявлением в арбитражный суд.
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предусмотрено, в первую очередь, Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных данным Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Функции регионального оператора определены в статье 180 Жилищного кодекса Российской Федерации и в соответствии с пунктом 3 части 1 данной статьи одной из них является осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры (пункт 3 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях выполнения указанной функции региональным оператором закупки товаров, работ, услуг осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса).
В соответствии с частью 1.1 статьи 180 и частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением от 01.07.2016 N 615 Правительства Российской Федерации утвержден Порядок привлечения подрядных организаций и Положение о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Порядок N 615).
В рассматриваемом деле, Фондом капитального ремонта заключены типовые договоры с подрядчиками о проведении капитального ремонта в июне и сентябре 2021 года в отношении 8 многоквартирных домов, расположенных в г. Элисте, п. Кетченеры и г. Городовиковске. Согласно пункту 1.1 договора подрядчик принимает на себя обязательство своими силами и средствами и силами привлеченных субподрядчиков выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домой, а заказчик обязуется принять результаты выполненных работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных договором. В соответствии с пунктом 2.5 договора в цену договора включены все расходы подрядчика, необходимые для осуществления им своих обязательств по договору (в том числе расходы на оплату налогов, пошлин, сборов, страхование, транспортные расходы и иные расходы, связанные с выполнением работ). Финансирование работ производится за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой Фонду капитального ремонта за счет средств бюджета субъекта и местного бюджета (пункт 2.6 договора). Окончательная стоимость работ по договору согласно пункту 2.10 определяется на основании актов о приемке выполненных работ по форме актов КС-2 и справок КС-3, исходя из фактически выполненных объемов работ по капитальному ремонту крыш многоквартирных домов.
Согласно аукционной документации в стоимость затрат на капитальный ремонт многоквартирных домов включены: затраты на строительно-монтажные работы; резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размере 2 % (МДС 84-35.04); затраты по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 20 %.
На момент рассмотрения дела договоры исполнены, расчеты произведены в полном объеме. К оплате приняты затраты на капитальный ремонт крыш в многоквартирных домах с применением к общей стоимости коэффициента перехода к цене контракта 1.2. При этом справки КС-3 приняты к оплате без начисления НДС к стоимости реализуемых работ. Акты КС-2 приняты к оплате с применением коэффициента перехода к цене контракта, фактически подменяющего НДС.
Фонд капитального ремонта внес изменения в локальный сметный расчет, определяющий цену договоров, путем замены НДС в размере 20 % от итога сметной стоимости на коэффициент перехода к цене контракта 1.2. Вместе с тем, изменение локального сметного расчета путем применения договорного коэффициента к итогу сметной стоимости не предусмотрено аукционной документацией и договорами. Исключение в локальных сметных расчетах НДС и включение вместо НДС коэффициента 1.2 противоречит нормам действующего законодательства. Применение коэффициента 1.2, привело к оплате фактически не произведенных подрядчиками затрат в размере 6322737,77р. Расчет суммы завышения за счет повышающего коэффициента 1.2 проверен, признается верным.
Казначейство отразило указанный факт нарушения в предписании для дальнейшего недопущения применения несуществующего коэффициента 1.2, что не нарушает экономическую деятельность Фонда капитального ремонта и не создает препятствий для его деятельности, не возлагает дополнительных обязанностей. Представление от 09.11.2022 N 05-09-04/17-6671 в части пункта 1 описательной части и пункта 2 резолютивной части, является законным и обоснованным.
Проверка соблюдения Фондом капитального ремонта требований законодательства Российской Федерации при реализации региональной программы капитального ремонта, заключении и исполнении условий договоров о проведении капитального ремонта, заключенных за счет средств полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на основании норм Порядка N 615 и норм Жилищного кодекса Российской Федерации, входит в компетенцию Казначейства.
Приказом Казначейства России от 28.05.2019 N 17н "Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" утверждена форма предписания, в соответствии с которой Казначейством вынесено оспариваемое предписание Фонду капитального ремонта.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, Казначейство при вынесении оспариваемого предписания действовало в рамках предоставленных полномочий.
Предписание, направленное Фонду капитального ремонта, содержит законные требования, исполнимо и содержит конкретные указания, сроки исполнения, понятные для исполнения формулировки относительно действий, которые необходимо совершить и которые должны быть направлены на устранение выявленных нарушений.
Поскольку оспариваемое предписание Казначейства соответствует нормам действующего законодательства, то суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционных жалоб, отзывов на апелляционные жалобы ООО "Грэйд, ООО "Интер Строй", не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Ссылки на судебную практику отклоняются, поскольку различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального и процессуального права.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкии от 04.08.2023 по делу N А22-391/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Егорченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-391/2023
Истец: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАП. РЕМОНТА МНОГОКВ. ДОМОВ В РК
Третье лицо: ООО "ГРЭЙД", ООО "Интер Строй", ООО "РемСтрой", ООО "Фаворитстройсервис", Федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности казначейства России", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14302/2023
25.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1819/2024
11.01.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3639/2023
24.10.2023 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3639/2023
04.08.2023 Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-391/2023