г. Пермь |
|
23 октября 2023 г. |
Дело N А50-11357/2023 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е.В.,
рассмотрел без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 28 июля 2023 года
принятое в порядке упрощенного производства
по делу N А50-11357/2023
по заявлению акционерного общества "Уралмостострой" (ОГРН 1027402892879, ИНН 7451048960, г. Уфа) в лице филиала Мостоотряд N 123 в г. Перми
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)
о признании недействительным решения от 24.03.2023 N 590022105162208 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Уралмостострой" (далее - страхователь, общество) в лице филиала Мостоотряд N 123 в г. Перми обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее - Отделение фонда, фонд) о признании недействительными решения от 24.03.2023 N 590022105162208 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.07.2023, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть от 19.07.2023), заявленные требования удовлетворены. Решение фонда от 24.03.2023 N 590022105162208 признано недействительным. На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, фонд обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе Отделение фонда настаивает на правомерности привлечения общества к ответственности за непредставление в срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4-ФСС) за 9 месяцев 2022 г. Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) от 14.03.2022 N 80 утверждены форма расчета 4-ФСС и порядок ее заполнения. В соответствии с пунктом 5.1 данного порядка в поле "Регистрационный номер страхователя" указывается регистрационный номер страхователя, которым для филиала Мостоотряд N 123 в г. Перми является 5900102520, а не 7428005692 (регистрационный номер АО "Уралмостострой"), который был фактически указан в расчете 4-ФСС, направленном 24.10.2022. В связи с указанием номера 7428005692 расчет был направлен в Отделение ФСС РФ в Республике Башкортостан, но, так как в этом отделении под номером 7428005692 зарегистрировано АО "Уралмостострой", отчет не прошел логический контроль (ошибка 508).
Страхователь представил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве.
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, фондом проведена камеральная проверка общества в лице филиала Мостоотряд N 123 в г. Перми по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС РФ, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения.
По результатам камеральной проверки составлен акт от 07.02.2023 N 590022105162202, в котором отражено непредставление страхователем в установленный законом срок (25.10.2022) расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2022 г. В нарушение указанного срока расчет представлен обществом 08.11.2022. Сумма страховых взносов за последние три месяца отчетного периода составила 749 538,42 руб.
Страхователь направил возражения на акт проверки, в которых указал, что отчетность по филиалу была сдана в установленные сроки (24.10.2022), но из-за обновления бухгалтерской программы 1-С в отчет встал регистрационный номер не филиала, а головной организации; после выявления ошибки страхователь по согласованию с фондом направил корректирующий расчет с правильным регистрационным номером. В доказательство приложен расчет 4-ФСС с отметкой о его направлении 24.10.2022 в 15 час. 14 мин.
По результатам рассмотрения акта и представленных на него возражений фондом вынесено решение от 24.03.2023 N 590022105162208 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в виде штрафа в размере 5000 рублей (с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя).
Считая привлечение к ответственности неправомерным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, установив принятие страхователем всех необходимых мер по направлению расчета в установленный законом срок.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
На основании пункта 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ (здесь и далее - в редакции, действовавшей до 01.01.2023) страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам:
на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с абзацем пятым пункта 1 статьи 24 Закона N 125-ФЗ страхователи, у которых численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 10 человек, представляют расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по форматам и в порядке, которые установлены страховщиком, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Согласно пункту 1 статьи 26.30 Закона N 125-ФЗ непредставление страхователем предусмотренного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальный орган страховщика по месту своего учета в срок влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Приказом ФСС РФ от 12.02.2010 N 19 от 12.02.2010 N 19 утверждена Технология приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной цифровой подписи (далее - Технология), которая действовала до издания приказа СФР от 06.07.2023 N 1319.
Согласно пункту 4.5 Технологии после поступления файла расчета страхователя на шлюз приема расчетов в сети "Интернет" проводятся следующие этапы контроля: проверка формата наименования и размера файла расчета в электронном виде; расшифровка и проверка электронной подписи (ЭП) страхователя; проверка соответствия структуры файла расчета утвержденному формату; проверка соответствия контрольных соотношений показателей логического контроля.
В результате обработки файла расчета формируется соответствующий протокол проверки, квитанция о получении расчета или квитанция о получении расчета с ошибками.
Согласно пункту 4.6 Технологии датой и временем получения расчета считаются соответственно дата и время (по шлюзу приема расчетов) создания квитанции о приеме расчета, которая формируется в случае успешного прохождения проверок, описанных в 4.5 настоящей Технологии.
В соответствии с пунктом 4.7 Технологии расчет считается представленным своевременно, если отправленный файл расчета не получил отрицательных результатов при проверке на соответствие требованиям, предъявляемым к расчету в электронном виде, и срок его получения Фондом будет не позднее срока, установленного законодательством Российской Федерации.
Перечень случаев, в которых файл расчета не проходит этапы контроля на шлюзе приема расчетов в сети "Интернет", установлен пунктом 4.10 Технологии и является исчерпывающим.
При повторной отправке файла расчета одного и того же страхователя за один и тот же отчетный период последующие расчеты страхователя будут считаться корректирующим. Датой и временем получения расчета фондом в данном случае будет считаться дата и время, указанное в первой квитанции о приеме расчета или квитанции о приеме расчета с ошибками, в рамках сроков предоставления расчетов в соответствии с Законом N 125-ФЗ (пункт 4.8 Технологии).
В соответствии с приложением N 1 к Технологии, зашифрованный файл расчета должен иметь название <регистрационный номер страхователя>_<расчетный год>_<отчетный квартал>.ef4, где
регистрационный номер страхователя - уникальный реестровый номер страхователя в системе фонда:
для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: 10-значный регистрационный номер страхователя, присвоенный территориальным органом фонда страхователю при его регистрации; должен совпадать с реквизитом "REG_NUM" элемента "Титул" (приложение N 2);
для страхователей - обособленных подразделений юридических лиц: 10-значный дополнительный код обособленного подразделения, присвоенный территориальным органом фонда страхователю при его регистрации по месту нахождения обособленного подразделения; должен совпадать с реквизитом "REG_NUM" элемента "Титул" (приложение N 2).
Действительно, материалами дела подтверждается и страхователем не оспаривается, что в расчете 4-ФСС, направленном 24.10.2023 (в установленный законом срок), вместо 10-значного кода обособленного подразделения - филиала Мостоотряд N 123 в г. Перми (5900102520) - был ошибочно указан 10-значный регистрационный номер самого страхователя АО "Уралмостострой (7428005692).
Корректирующий расчет (N 1) с верно указанным номером страхователя был направлен в фонд 08.11.2022, то есть с пропуском установленного срока.
Однако, привлекая общество к ответственности, фонд не учел, что в соответствии с пунктом 1.2 статьи 24 Закона N 125-ФЗ при обнаружении страхователем в поданном им расчете недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, страхователь вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в территориальный орган страховщика уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.
При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, представленный после истечения установленного срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, не считается представленным с нарушением срока.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.22 Закона N 125-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) страхователя или банка (иной кредитной организации), за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Согласно статье 26.24 Закона N 125-ФЗ виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (пункт 1).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 26.25 Закона N 125-ФЗ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, являются в том числе иные (не указанные в подпунктах 1-3) обстоятельства, которые могут быть признаны судом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения. При наличии данных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения.
Из приведенных выше обстоятельств следует, что страхователь устранил допущенную ошибку сразу после ее обнаружения, направив 08.11.2022 корректирующий расчет еще до получения от фонда каких-либо письменных требований об исправлении ошибки (иного фондом не доказано).
Как неоднократно указывалось Верховным Судом Российской Федерации (определения 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, от 05.09.2018 N303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N307-КГ18-6769, от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960), формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем представления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах и на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 26.25 Закона N 125-ФЗ суд апелляционной инстанции считает правомерным освобождение страхователя от ответственности за рассматриваемое правонарушение и, как следствие, признание оспариваемого решения недействительным. Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 июля 2023 года по делу N А50-11357/2023, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11357/2023
Истец: АО "УРАЛМОСТОСТРОЙ"
Ответчик: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю