24 октября 2023 г. |
Дело N А84-4465/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судей |
Приваловой А.В., Градовой О.Г., Кузняковой С.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
от Департамента образования и науки города Севастополя - Иванов А.В., представитель по доверенности от 17.01.2023 N 42; Большакова Е.Р., представитель по доверенности от 10.01.2023 N 39, представлен диплом;
от Правительства Севастополя - Антонова М.Ю., представитель по доверенности от 03.08.2023 N 7433/01-01-02.1-21/02/23, представлен диплом;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по г. Севастополю на решение Арбитражного суда города Севастополя от 02 июня 2023 года по делу N А84-4465/2022, рассмотренному по заявлению Департамента образования и науки города Севастополя к Управлению Федерального казначейства по г. Севастополю, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства просвещения Российской Федерации, Правительства Севастополя, Департамента финансов города Севастополя, Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа N 28", Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа N 33 имени Героя Советского Союза В.И. Герасимова", Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа N 17 имени Героя Советского Союза, Полного Кавалера ордена Славы Николая Ивановича Кузнецова", об оспаривании представления,
УСТАНОВИЛ:
Департамент образования и науки города Севастополя (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным представления от 29.03.2022 N 74-18-10/732 Управления федерального казначейства по городу Севастополю (далее - УФК по г. Севастополю, Управление казначейства, орган контроля).
Спор разрешен судом при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства просвещения Российской Федерации, Правительства Севастополя, Департамента финансов города Севастополя, Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа N 28" (далее - ГБОУ СОШ N 28), Государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа N 33 имени героя Советского Союза В.И. Герасимова" (далее - ГБОУ СОШ N 33), Государственного бюджетного образовательного учреждения города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа N 17 имени героя Советского Союза, Полного Кавалера ордена Славы Николая Ивановича Кузнецова" (далее - ГБОУ СОШ N 17).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 02.06.2023 заявленные требования удовлетворены частично оспоренное представление признано недействительным в части, которой на Департамент возложены обязанности по принятию мер по устранению причин и условий бюджетных нарушений (в том числе путем возврата средств субсидии в федеральный бюджет) в соответствии с пунктами 1 - 4 описательной части данного представления. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в удовлетворенной части требований, УФК по г. Севастополю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение в этой части отменить и принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление казначейства ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нормам права, полагает, что судом ошибочно к спорным пунктам представления применены положения статей 78.1, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 8 статьи 5 Закона города Севастополя от 03.06.2014 N 19-ЗС "Об административно-территориальном устройстве города Севастополя" и сделаны ошибочные выводы о соответствии государственной программы города Севастополя "Развитие образования в г. Севастополе", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1087-ПП, требованиям Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 06.04.2017 N 284-ПП, а также сделаны неверные выводы об отсутствии в действиях Департамента нецелевого использования средств субсидии, выделенных из федерального бюджета в размере 19 196 448,91 руб. и в размере 11 650 570,57 руб., которые в нарушение статьи 306.4 БК РФ направлены на капитальный ремонт спортивных площадок вместо оснащения спортивным инвентарем и оборудованием открытых плоскостных спортивных сооружений, и об отсутствии нарушения, выраженного в нецелевом характере предоставления средств субсидии в размере 20 163 652,64 руб., в том числе средства федерального бюджета в сумме 19 961 956,11 руб., предусмотренной на реализацию мероприятий по созданию условий для занятия спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, ГБОУ СОШ N 28 и ГБОУ СОШ N 33, которые расположены не в сельской местности.
Правительство Севастополя в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов апелляционной жалобы, полагая их несостоятельными, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители Департамента и Правительства Севастополя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда в обжалуемой части оставить без изменений.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ в обжалуемой части в пределах доводов апелляционной жалобы. Возражений относительно пересмотра судебного решения только в обжалуемой части лицами, участвующими деле, не заявлено.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены судебного акта в обжалуемой части.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 22 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по г. Севастополю в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, на основании приказа от 18.11.2021 N 228 в отношении Департамента образования и науки города Севастополя в период с 18.11.2021 по 29.12.2021 органом контроля проведена выездная плановая проверка на предмет использования средств из федерального бюджета на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", за период с 01.01.2020 по 71.11.2021.
По результатам проведенной проверки Управлением казначейства составлен акт от 27.01.2022 N 74-18-10/2 и вынесено в адрес Департамента представление от 29.03.2022 N 74-18-10/732, в пунктах 1- 4 которого отражены следующие бюджетные нарушения.
В нарушение подпунктов 1 и 13 пункта 1 статьи 158, статьи 179 БК РФ, пунктов 2.2.1 и 2.2.6 Соглашения о реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" на территории города федерального значения Севастополя от 11.02.2019 N 073-2019-Е20085-1 (далее - Соглашение от 11.02.2019), объектом контроля, как ответственным исполнителем, допущено несоответствие содержания государственной программы города Севастополя "Развитие образования в городе Севастополе", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1087-ПП (далее - Программа города Севастополя N 1087), условиям соглашения о реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка", входящего в состав национального проекта "Образование", а именно отсутствие в государственной программе города Севастополя "Развитие образования в городе Севастополе" регионального проекта, соответствующего федеральному проекту, обособленному в виде отдельного структурного элемента государственной программы субъекта, отсутствие информации об общеобразовательных организациях, расположенных в малых городах (пункт 1 представления).
В нарушение подпунктов 1 и 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 2.1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Успех каждого ребенка", входящего в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 (далее - Правила предоставления субсидий N 1642), пунктов 1.2 и 6.1.3 соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополя на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом, в целях достижения показателей и результатов национального проекта "Успех каждого ребенка", входящего в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" от 23.12.2019 N 073-09-2020-454 (далее - Соглашение от 23.12.2019 N 073-09-2020-454), абзаца 1 пункта 2 Порядка предоставления субсидий из бюджета города Севастополя государственным бюджетным и автономным учреждениям города Севастополя на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 27.03.2015 N 225-ПП (далее - Порядок N 225-ПП), мероприятия 3.5 "Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности условий для занятий физической культурой и спортом" подпрограммы 6 "Реализация региональных проектов города Севастополя в сфере образования" Программы города Севастополя N 1087, объект контроля, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений, заключил Соглашение между Департаментом и ГБОУ СОШ N 17 о предоставлении субсидии на иные цели из бюджета Севастополя от 06.02.2020 N ш17и (далее - Соглашение N ш17и) в редакции дополнительного соглашения от 27.02.2020 N 1, и перечислил целевые средства на проведение капитального ремонта в сумме 20 206 788,32 руб., в том числе средства федерального бюджета в сумме 19 196 448, 91 руб., вместо направления указанных средств на оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытых плоскостных спортивных сооружений, что согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ квалифицировано органом контроля как нецелевое использование бюджетных средств (пункт 2 представления).
В нарушение подпунктов 1 и 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 2.1 Правил предоставления субсидий N 1642, пунктов 1.2 и 6.1.2 соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополя на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом, в целях достижения показателей и результатов национального проекта "Успех каждого ребенка", входящего в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "развитие образования" от 26.12.2020 N 073-09-2021-533 (далее - Соглашение от 26.12.2020 N 073-09-2021-533), мероприятия 3.3 "Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом" подпрограммы 6 "Реализация региональных проектов города Севастополя в сфере образования" Программы города Севастополя N1087, объект контроля, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений, заключил Соглашение между Департаментом и ГБОУ СОШ N 28 о предоставлении субсидии на иные цели из бюджета города Севастополя от 28.01.2021 N ш28и (далее - Соглашение N ш28и) в редакции дополнительного соглашения от 26.03.2021 N2, перечислил целевые средства подведомственному бюджетному учреждению (ГБОУ СОШ N 28) на проведение капитального ремонта в сумме 11 768 253,10 рублей, в том числе средства федерального бюджета в сумме 11 650 570,57 рублей, вместо направления их на оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытых плоскостных спортивных сооружений, что согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ квалифицировано органом контроля как нецелевое использование бюджетных средств (пункт 3 представления).
В нарушение подпунктов 1 и 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 2.1 Правил предоставления субсидий N 1642, пункта 1.3 и подпункта "б" пункта 3.2 Соглашения от 26.12.2020 N 073-09-2021-533, мероприятия 3.3 "Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом" подпрограммы 6 "Реализация региональных проектов города Севастополя в сфере образования" Программы города Севастополя N1087, объект контроля, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений, заключил соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, не соответствующие условиям, установленным соглашением о предоставлении межбюджетного трансферта, на общую сумму 20 163 652,64 руб., в том числе средства федерального бюджета в сумме 19 961 956,11 руб., а именно: заключил Соглашение от 26.01.2021 N ш33и (в редакции дополнительного соглашения от 26.03.2021 N 2) и Соглашение от 26.01.2021 N ш28и (в редакции дополнительного соглашения от 26.03.2021 N 2), согласно которым перечислил целевые средства субсидии подведомственным бюджетным учреждениям - ГБОУ СОШ N 33 (г. Балаклава), в сумме 8 395 399,54 руб. и ГБОУ СОШ N 28 (г. Инкерман), в сумме 11 768 253,10 руб., расположенным не в сельской местности (пункт 4 представления).
Указанным представлением Департаменту предписано по нарушениям, указанным в пунктах 1 и 4, принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений в срок до 01.08.2022, по нарушению, указанному в пункте 2 - принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения путем возврата средств субсидии в федеральный бюджет в сумме 19 196 448,91 руб. в срок до 01.08.2022, по нарушению пункта 3 - принять меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения путем возврата средств субсидии в федеральный бюджет в сумме 11 650 570,57 рублей в срок до 01.08.2022. Информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Управление казначейства не позднее 01.08.2022.
Полагая, что вынесенное Управлением казначейства представление от 29.03.2022 N 74-18-10/732 является незаконным, Департамент обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично и признавая предписание недействительным в части его пунктов 1 - 4, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Государственная программа "Развитие образования"), ответственным исполнителем которой является Министерство просвещения Российской Федерации. Этим же постановлением утверждены Правила предоставления субсидии.
Протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 N 16 утвержден Паспорт национального проекта "Образование".
В структуру Государственной программы "Развитие образования" входит Федеральный проект "Успех каждого ребенка".
Постановлением Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1087-ПП утверждена государственная программа города Севастополя "Развитие образования в городе Севастополе", ответственным исполнителем которой является Департамент.
Программа города Севастополя N 1087 включает в себя подпрограмму 6 "Реализация региональных проектов города Севастополя в сфере образования", содержащую в себе основное мероприятие 3 "Реализация мероприятий регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
11.02.2019 между Министерством просвещения Российской Федерации, как руководителем федерального проекта, и Департаментом, как руководителем регионального проекта, заключено соглашение о реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" на территории города федерального значения Севастополя, предметом которого является организация взаимодействия сторон при реализации регионального проекта и осуществление мониторинга его реализации по достижению целей, показателей и результатов федерального проекта в части мероприятий, реализуемых в городе Севастополе.
Федеральным законом от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" бюджетам субъектов Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов выделены субсидии на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом, в том числе городу федерального значения Севастополю - в размере 19 196 500,00 руб.
Федеральным законом от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" бюджетам субъектов Российской Федерации на 2021 год, на плановый период 2022 и 2023 годов предусмотрены субсидии на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом, в том числе и городу федерального значения Севастополю - в размере 19 192 300,00 руб.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий N 1642 Министерство просвещения Российской Федерации заключило с Правительством Севастополя соглашения от 23.12.2019 N 073-09-2020-454 и от 27.12.2020 N 073-09-2021-533 о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополю на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом, в целях достижения показателей и результатов федерального проекта "Успех каждого ребенка", входящего в состав национального проекта "Образование" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
Общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете города федерального значения Севастополя на финансовое обеспечение расходных обязательств, в том числе направленных на достижение результатов регионального проекта, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия по соглашению от 23.12.2019 N 073-09-2020-454, составил в 2020 году - 20 206 800,00 руб, по соглашению от 27.12.2020 N 073-09-2021-533 составил в 2021 году - 20 164 000,00 руб.
Общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополя в соответствии с указанными соглашениями, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в том числе направленных на достижение результата регионального проекта, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия составляет в 2020 году не более 19 196 500,00 руб. (при уровне софинансирования, равного 95,00 %), в 2021 году - не более 19 962 300,00 руб. (при уровне софинансирования 99,00 %).
В рамках подпрограммы 6 Программы города Севастополя N 1087 на 2020 год утверждено мероприятие 3.5 "Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом" с ресурсным обеспечением в сумме 20 206 800,00 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 19 196 500,00 руб. и за счет средств бюджета города Севастополя в сумме 1 010 300,00 руб.; на 2021 год утверждено мероприятие 3.3 "Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом" с ресурсным обеспечением в сумме 20 164 000,00 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 19 962 300,00 руб. и за счет средств бюджета города Севастополя в сумме 201 700,00 руб.
Как следует из материалов дела, во исполнение Соглашений от 23.12.2019 N 073-09-2020-454 и от 27.12.2020 N 073-09-2021-533, Программы города Севастополя N 1087, в рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" Департаментом заключены с подведомственными учреждениями образования соглашения на предоставление субсидии.
Так, 06.02.2020 между Департаментом и ГБОУ СОШ N 17 заключено соглашение Nш17и (в редакции дополнительного соглашения от 27.02.2022 N1), предметом которого является предоставление из бюджета города Севастополя в 2020 году субсидии учреждению на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения им государственного задания, в том числе по коду субсидии 809Е225 в размере 20 206 800,00 руб. (код БК 8090702086Е250970612) - расходы на реализацию мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, по направлению расходования средств субсидии - "капитальный ремонт спортивной площадки".
Приложением N 2 к дополнительному соглашению от 27.02.2020 N 1 к Соглашению Nш17и установлен график перечисления субсидии: в период с 01.07.2020 по 31.07.2020 в сумме 10 103 400,00 руб.; в период с 01.08.2020 по 31.08.2020 в сумме 10 103 400,00 руб.
На основании Соглашения N ш17и Департаментом на лицевой счет ГБОУ СОШ N 17 перечислены средства субсидии на реализацию мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, в общей сумме 20 206 788,32 руб.
28.01.2021 между Департаментом и ГБОУ СОШ N 28 заключено соглашение Nш28и (в редакции дополнительного соглашения от 26.03.2021 N2), предметом которого является предоставление из бюджета города Севастополя в 2021 году субсидии учреждению на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения им государственного задания, в том числе по коду субсидии 809Е225 в размере 11 768 600,00 рублей (код БК 8090702086Е250970612) - расходы на реализацию мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, по направлению расходования средств субсидии - "капитальный ремонт спортивной площадки".
Приложением N 2 к дополнительному соглашению от 26.03.2021 N 2 к Соглашению N ш28и установлен график перечисления субсидии в период с 01.09.2021 по 30.09.2021 в сумме 11 768 600,00 руб.
На основании Соглашения N ш28и Департаментом на лицевой счет ГБОУ СОШ N 28 перечислены средства субсидии на реализацию мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, в общей сумме 11 768 253,10 руб.
26.01.2021 между Департаментом и ГБОУ СОШ N 33 заключено соглашение Nш33и о предоставлении субсидии (в редакции дополнительного соглашения от 26.03.2021 N2), предметом которого является предоставление из бюджета города Севастополя в 2021 году субсидии учреждению на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения им государственного задания, в том числе по коду субсидии 809Е225 в размере 8 395 400,00 руб. (код БК 8090702086Е250970612) - расходы на реализацию мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, по направлению расходования средств субсидии - "капитальный ремонт спортивного зала, приобретение и монтаж спортивного оборудования".
Приложением N 2 к дополнительному соглашению от 26.03.2021 N 2 к Соглашению N ш33и установлен график перечисления субсидии: в период с 01.09.2021 по 30.09.2021 в сумме 8 395 400,00 руб.
На основании соглашения N ш33и Департаментом на лицевой счет ГБОУ СОШ N 33 перечислены средства субсидии на реализацию мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, в общей сумме 8 395 399,54 руб.
В соответствии со статьей 266.1 БК РФ получатели бюджетных средств являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля.
В силу положений пункта 3 статьи 265 БК РФ УФК по г. Севастополю наделено правом осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных отношений.
Пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ установлено, что должностные лица органов внутреннего государственного финансового контроля, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, имеют право выдавать представления.
Согласно части 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
В соответствии с частью 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком, в том числе, нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Департамента бюджетных нарушений, изложенных в пункте 1 описательной части оспариваемого представления, и квалифицированных органом контроля как нарушения подпунктов 1 и 13 части 1 статьи 158, статьи 179 БК РФ, пунктов 2.2.1 и 2.2.6 Соглашения от 11.02.2019, выразившиеся в несоответствии Программы города Севастополя N 1087 условиям соглашения о реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка", входящего в состав национального проекта "Образование", а именно: отсутствие в государственной программе города Севастополя "Развитие образования в городе Севастополе" регионального проекта, соответствующего федеральному проекту, обособленному в виде отдельного структурного элемента государственной программы субъекта, а также информации об общеобразовательных организациях, расположенных в малых городах.
Как верно отметил суд, в подпрограмме 6 "Реализация региональных проектов города Севастополя в сфере образования" имеется основное мероприятие 3 "Реализация мероприятий регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", как отдельный структурный элемент Программы города Севастополя N 1087. При этом в разделе 1 подпрограммы 3 "Развитие дополнительного образования" Программы города Севастополя N 1087 содержатся следующие сведения: "В рамках реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" большое внимание уделяется созданию условий для развития физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах.
Из материалов дела следует и Управлением казначейства не оспаривается, что в рамках реализации программы в 2019 году в четырех общеобразовательных школах (N 20, 47, 52, 55) установлены открытые плоскостные сооружения; в 2020 году в одной общеобразовательной школе (N 17) выполнен капитальный ремонт открытого плоскостного сооружения; в 2021 году выполнен капитальный ремонт спортивного зала в общеобразовательной школе N 33 и капитальный ремонт открытого плоскостного сооружения в общеобразовательной школе N 28.
Подпунктами 1 и 13 части 1 статьи 158 БК РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В силу статьи 179 БК РФ государственные программы субъекта Российской Федерации утверждаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Государственные программы подлежат приведению в соответствие с законом о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу. По каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения указанной оценки и ее критерии устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Постановлением Правительства Севастополя от 06.04.2017 N 284-ПП утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ города Севастополя (далее - Порядок N284-ПП).
В силу пункта 2.5 Порядка N 284-ПП, при включении в Программу мероприятий, финансирование которых планируется привлекать из федерального бюджета в рамках федеральных целевых и государственных программ Российской Федерации, ответственному исполнителю (соисполнителям) необходимо учитывать положения соответствующих федеральных целевых и государственных программ Российской Федерации.
Пунктом 3.2 Порядка N 284 установлено, что программа/подпрограмма содержит паспорт программы/подпрограммы, оформленный в соответствии с формами, приведенными в приложениях N 3 и N 4 к данному Порядку.
Согласно пунктам 2.2.1, 2.2.6 Соглашения от 11.02.2019 N 073-2-19-Е20085-1 Департамент обеспечивает наличие утвержденной государственной программы субъекта, в которой региональный проект, соответствующий федеральному проекту, обособлен в виде отдельного структурного элемента государственной программы субъекта; достоверность, актуальность и полноту сведений в отчетности и иной информации, связанной с реализацией регионального проекта.
Проанализировав паспорт подпрограммы 6 "Реализация региональных проектов города Севастополя в сфере образования" Программы города Севастополя N 1087, содержание Программы города Севастополя N 1087 и ее приложений, суд первой инстанции верно заключил, что программа содержит предусмотренные соглашением о реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" мероприятия, соответствует требованиям Порядка N 284-ПП и по своей форме схожа с Государственной программой "Развития образования", а паспорт подпрограммы 6 "Реализация региональных проектов города Севастополя в сфере образования" содержит указание на обновление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, как на основную цель этой подпрограммы, включающей основное мероприятие 3 "Реализация мероприятий регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Как указало Министерство просвещения Российской Федерации в своем отзыве на заявление, при оценке эффективности использования городом Севастополь субсидии по результатам предоставленных Департаментом отчетов в течение 2020 и 2021 годов, Министерством было учтено фактическое достижение значений результата использования субсидии, и принято решение о достижении целевого индикатора в части выполнения перечня мероприятий в 2020 году для 578 детей в одной общеобразовательной организации и в 2021 году для 863 детей в двух общеобразовательных организациях.
Доводов, опровергающих указанные выводы суда, апелляционная жалоба не содержит, в чем конкретно заключается бюджетное нарушение со стороны Департамента изложением структуры Программы города Севастополя N 1087, утвержденной Правительством Севастополя, и содержащей необходимые мероприятия в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка", в апелляционной жалобе не приведено, изложение формулировок иным образом, по своей форме соответствующих в целом Государственной программе "Развитие образования", само по себе не образует бюджетного нарушения.
Оценивая законность пунктов 2 и 3 представления, по которым позиция Управления казначейства заключается в том, что полученные Департаментом по Соглашению от 23.12.2019 N 073-09-2020-454 и по Соглашению от 27.12.2020 N 073-09-2021-533 средства субсидии заявитель вправе был направить только на приобретение спортивного инвентаря и оборудования, без возможности проведения за счет этих денежных средств капитального ремонта открытого плоскостного спортивного сооружения, на котором планируется размещение приобретаемого спортивного инвентаря и оборудования, суд первой инстанции пришел к верному выводу об ошибочности таких выводов органа контроля.
Предоставление предусмотренных пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями (абзац шестой пункта 1 статьи 78.1 БК РФ).
В главе 30 БК РФ определены виды бюджетных нарушений, в том числе нецелевое использование бюджетных средств (статья 306.4) - направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Согласно пункту 2 Правил предоставления субсидий N 1642 субсидия предоставляется в целях достижения результата использования субсидии, соответствующего результату федерального проекта, а именно: приобретение средств обучения и воспитания, сопутствующих работ (услуг) в целях обновления материально-технической базы для занятия физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах.
Требованием к результату использования субсидии является приобретение средств обучения и воспитания, комплектуемых в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, размещаемыми на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и (или) оказание сопутствующих услуг (выполнение работ) в целях достижения результата использования субсидии, в том числе проведение ремонта спортивных залов, перепрофилирование имеющихся аудиторий под спортивные залы для занятия физической культурой и спортом, создание школьных спортивных клубов и оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытых плоскостных спортивных сооружений (пункт 2(1) Правил предоставления субсидий N 1642).
Согласно пункту 11 Правил предоставления субсидий N 1642 в перечень мероприятий, осуществляемых за счет средств субсидии, входят: ремонт спортивных залов; перепрофилирование имеющихся аудиторий под спортивные залы для занятия физической культурой и спортом; развитие школьных спортивных клубов; оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытых плоскостных спортивных сооружений.
Проанализировав в совокупности требования Правил предоставления субсидий N 1642, Методических рекомендаций по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование, утвержденных распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2019 N Р-124 (в части оснащения открытых плоскостных спортивных сооружений) и СП 31-115-2006 "Свод правил по проектированию и строительству. Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения" (одобрен и рекомендован Приказом Росспорта от 03.07.2006 N 407), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рамках реализации мероприятия "оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытых плоскостных спортивных сооружений" допускается за счет средств субсидии выполнение работ по капитальному ремонту существующих открытых плоскостных сооружений, которые позволяют создать условия для занятия физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах.
При этом суд справедливо отметил, что Управлением казначейства обстоятельств несоответствия отремонтированных спортивных площадок ГБОУ СОШ N 17 и ГБОУ СОШ N 28 требованиям Свода правил СП 31-115-2006 и соответствующих государственных стандартов на спортивные площадки, оборудование и инвентарь, в рамках проведенной проверки не установлено.
Таким образом, вывод суда об отсутствии в действиях Департамента вменяемого ему нецелевого использования бюджетных средств субсидии в сумме 19 196 448,91 рублей, направленной на проведение капитального ремонта спортивной площадки ГБОУ СОШ N 17 по соглашению N ш17и, и в сумме 11 650 570,57 рублей, направленной на проведение капитального ремонта спортивных площадок ГБОУ СОШ N 28 по соглашению N ш28и, соответствует материалам дела и приведенному правовому регулированию. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
По пункту 4 представления Управления казначейства от 29.03.2022 N 74-18-10/732 выводы органа контроля заключаются в том, что предоставление Департаментом средств субсидии в общей сумме 19 961 956,11 руб. образовательным организациям ГБОУ СОШ N 33 и ГБОУ СОШ N 28, расположенным в "малых городах" Балаклава и Инкерман, свидетельствует о нецелевом характере использования указанных денежных средств, поскольку в Программе города Севастополя N1087 в рамках основного мероприятия 3 "Реализация мероприятий регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" предусмотрено мероприятие 3.3 "Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом", которое не содержит указания на "малые города".
Между тем, такие выводы органа контроля о нецелевом характере использования средств субсидии обоснованно признаны судом формальными, не свидетельствующими о допущенном бюджетном нарушении.
Судом установлено, что до 01.01.2020 приложение N 4 к Государственной программе "Развитие образования" имело наименование "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" и не предусматривало возможности предоставления средств субсидии общеобразовательным организациям, расположенным в малых городах.
С 01.01.2020 приложение N 4 к Государственной программе "Развитие образования" имеет наименование "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом в целях достижения показателей и результатов федерального проекта "Успех каждого ребенка", входящего в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" и предусматривает возможность предоставления средств субсидии общеобразовательным организациям, расположенным в малых городах.
В приложении N 2 "Перечень основных мероприятий государственной программы города Севастополя "Развитие образования в городе Севастополе" к Программе города Севастополя N 1087 в рамках основного мероприятия 3 "Реализация мероприятий регионального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" предусмотрено мероприятие 3.3 "Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом", которое фактически повторяет старую редакцию наименования приложения N 4 к Государственной программе "Развитие образования", действовавшей до 01.01.2020, и не содержит в себе указание на "малые города".
Однако, как верно отметил суд, такой технический недостаток Программы города Севастополя N 1087 при совокупности иных обстоятельств, прямо указывающих на то, что мероприятие 3.3 реализуется в рамках Федерального проекта "Успех каждого ребенка" и Правил предоставления субсидий N 1642, а также условий Соглашений от 23.12.2019 N 073-09-2020-454 и от 27.12.2020 N073-09-2021-533, не может служить основанием для вывода о наличии бюджетного нарушения, выраженного в нецелевом характере предоставления средств субсидии общеобразовательным организациям, расположенным в малых городах.
Принимая во внимание изложенное, пункты 1 - 4 оспариваемого представления Управления казначейства от 29.03.2022 N 74-18-10/732 правомерно признаны судом недействительными.
Доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих установленные обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не приведено. Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с судебной оценкой обстоятельств данного спора и представленных в дело доказательств, были предметом рассмотрения и надлежащей оценки суда первой инстанции, не подтверждают существенных нарушений судом норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебное решение в обжалуемой части подлежит оставлению без изменений.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 02 июня 2023 года по делу N А84-4465/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по г. Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4465/2022
Истец: Департамент образования и науки города Севастополя
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 17 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ПОЛНОГО КАВАЛЕРА ОРДЕНА СЛАВЫ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА КУЗНЕЦОВА", Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа N 28", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N 33 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.И. ГЕРАСИМОВА", ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ, Управление Федерального казначейства по г. Севастополю