г. Москва |
|
25 октября 2023 г. |
Дело N А40-47935/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Захаровой,
судей Б.В. Стешана, Е.А. Ким,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Елмановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 августа 2023 года по делу N А40-47935/23,
по исковому заявлению Публичного акционерного общества "Россети Московский регион" (ОГРН 1057746555811)
к ФГБУ "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1127747295170)
о взыскании неосновательного обогащения, процентов,
при участии в судебном заседании:
от истца: Полунин М.В. по доверенности от 27.12.2022,
от ответчика: Тарасенко Н.И. по доверенности от 05.05.2023, Кретинин А.А. по доверенности от 09.06.2023,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Московский регион" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ФГБУ "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ответчик) о взыскании 7 124 205 руб. 28 коп. неосновательного обогащения, 180 056 руб. 97 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов за пользование чужими денежными средствами за каждый день просрочки платежа на сумму 7 124 205 руб. 28 коп. в период с 28.01.2023 по день фактической уплаты суммы неосновательного обогащения из расчёта ключевой ставки Банка России за соответствующие периоды.
Решением от 04 августа 2023 года Арбитражный суд города Москвы исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
От истца поступил отзыв, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Также от истца поступило ходатайство об отказе от части исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев ходатайство истца об отказе от иска в части взыскания 1 187 367 руб. 55 коп. основного долга и 30 009 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, апелляционным судом усматриваются правовые основания для его принятия и прекращении производства по делу в указанной части.
При этом апелляционный суд исходит из того, что в соответствии с п. 2 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в арбитражном суде первой или апелляционной инстанции истец вправе отказаться от иска полностью или частично до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела.
Учитывая, что отказ от иска в части, заявленной истцом, не противоречит закону и не нарушает права других лиц, суд апелляционной инстанции полагает возможным принять частичный отказ от иска и прекратить производство по делу в части взыскания с ответчика суммы 1 187 367 руб. 55 коп. основного долга и 30 009 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в иске отказать.
Представитель истца возражал по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2023 подлежит отмене в части принятия частичного отказа от исковых требований по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по фактам выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (19.04.2022) в порядке, установленном п.п. 177, 178 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее по тексту - Основные положения), утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, в отношении ФГБУ "Центральное УГМС" (ответчик) составлены Акты о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии (далее - Акт БДП) N 760/ЭА-ю от 11.07.2022 за период с 20.04.2021 по 19.04.2022 и N 761/ЭА-ю от 11.07.2022 за период с 20.04.2021 по 19.04.2022.
В указанный период ответчик осуществлял бездоговорное потребление электрической энергии через сети сетевой организации - ПАО "Россети Московский регион".
В соответствии с п. 169 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 сетевые организации и гарантирующие поставщики проверяют соблюдение требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли - продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления в части организации коммерческого учета, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного потребления и бездоговорного потребления электрической энергии.
Во исполнение указанных Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее по тексту - Основные положения), утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, 19.04.2022 г. уполномоченными представителями ПАО "Россети Московский регион" были проведены осмотры и выездные проверки объектов электросетевого хозяйства потребителя на объекте, по результатам которого, сотрудниками, обладающими специальными познаниями в области электроэнергетики, был установлен и зафиксирован факт бездоговорного потреблении электроэнергии со стороны ответчика, что подтверждается составленными Актами технических проверок объектов электросетевого хозяйства от 19.04.2022.
Истцом в адрес ответчика было направлены Уведомление от 05.05.2022 N 1971 об установлении фактов бездоговорного потребления электроэнергии и вызове ответчика на составление актов о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления, с требованием обеспечить явку уполномоченного представителя.
В соответствии с п. 84 Основных положений, стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
В силу п. 189 Основных положений, объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным п. приложения N 3 к Основным положениям, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за год.
Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с данным пунктом объеме бездоговорного потребления определяется исходя из цен (тарифов), указанных разделе IV Основных положений.
В соответствии с вышеуказанными нормами законодательства, истцом осуществлен расчет объема и стоимости бездоговорного потребления электрической энергии (мощности), который составил: по Акту БДП N 760/ЭА-ю от 11.07.2022 - 837 754 кВт/ч на сумму в размере 5 902 214 руб. 86 коп.; по Акту БДП N 761/ЭА-ю от 11.07.2022 - 173 448 кВт/ч на сумму в размере 1 221 990 руб. 42 коп., а всего на сумму 7 124 205 руб. 28 коп.
Подробный расчет объема и стоимости бездоговорного потребления электрической энергии указывается в Приложениях к Актам.
14.07.2022 ответчику почтовой связью было направлено Уведомление от 11.07.2022 N 682/ЭУТ-р о направлении оригиналов Актов о неучтенном потреблении 11.07.2022 N 760/ЭА-ю и от 11.07.2022 N 761/ЭА-ю.
Данные обстоятельства подтверждаются почтовыми квитанциями от 14.07.2022 с почтовым идентификатором N 12500965116514.
26.08.2022 ответчику почтовой связью были направлены Уведомления от 18.08.2022 N 832/ЭУТ-Р, которым ему направлены оригиналы приложений к актам о неучтенном потреблении (расчеты стоимости бездоговорного потребления электроэнергии и счета на оплату) и требованием оплатить имеющуюся задолженность.
Данное обстоятельство подтверждается соответствующими уведомлениями, списком N 72 внутренних почтовых отправлений от 26.08.2022 с почтовым штемпелем от 26.08.2022, отчетом об отслеживании почтового отправления с идентификатором N 80102975153593.
В силу п. 189 Основных положений N 442, лицо, осуществившее бездоговорное потребление электрической энергии, обязано оплатить стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления электрической энергии по счету в течение 10 дней со дня получения счета.
Однако в нарушение требований действующего законодательства в установленный Основными положениями срок оплата стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления ответчиком не произведена.
На основании изложенного истец обратил в суд с настоящими исковыми требованиями о взыскании с ответчика с учетом уточнений исковых требований 5 936 837 руб. 73 коп. неосновательного обогащения, 150 047 руб. 47 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, процентов по день фактической оплаты задолженности начиная с 28.01.2023.
В силу пункта 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ.
Исходя из названной нормы неосновательное обогащение может выражаться в двух формах: в форме неосновательного приобретения имущества без наличия к тому законных оснований, либо в форме неосновательного сбережения своего имущества, когда лицо обязано его передать, но не передало или обязано потратить свои денежные средства, но их не потратило.
При применении статьи 1102 Гражданского кодекса РФ, помимо того, что истец должен доказать, что за его счет со стороны ответчика имело место приобретение денежных средств без должного правового основания, также доказать размер неосновательного обогащения.
Пунктом 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что факт бездоговорного потребления электроэнергии на стороне ответчика подтвержден материалами дела, проверив представленный истцом расчет процентов в порядке ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и признав его верным и обоснованным, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению по следующим основаниям.
Исходя из пунктов 167-179 Основных положений не предусмотрена обязанность сетевой организации уведомлять потребителя о проведении проверки на предмет выявления факта бездоговорного потребления электрической энергии, в данном случае предусмотрена обязанность уведомления потребителя о проведении проверки правильности снятия показания расчетных приборов учета и самих расчетных приборов в отношение факта безучетного потребления электроэнергии.
Нормы Основных положений допускают возможность составления Акта о неучтенном потреблении электрической энергии, фиксирующего результаты проверки объектов электросстевого хозяйства на основании ранее составленного акта проверки (осмотра), устанавливающего факт бездоговорного потребления электроэнергии по соответствующему адресу.
При этом понятие "бездоговорное потребление электрической энергии" закреплено абз. 13 п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), в котором указано, что "бездоговорное потребление электрической энергии" - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
В рамках п. 194 Основных положений расчет объема бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организации в соответствии с п. 196 Основных положений соответственно в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании материалов проверки (акта о неучтенном потреблении электрической энергии, акта предыдущей проверки приборов учета).
Понятие "безучетное потребление электрической энергии" закреплено абз. 14 п. 2 Основных положений, в котором указано, что "безучетное потребление электрической энергии" - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействии), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
В рамках п. 186 Основных положений расчет объема бездоговорного потребления электрической энергии (мощности) осуществляется сетевой организации в соответствии с п. 187 Основных положений соответственно в течение 2 рабочих дней со дня составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии на основании документов, представленных потребителем, осуществляющим безучетное потребление (обслуживающим его гарантирующим поставщиком (знергосбытовой, нергоопабжпющей организацией)), или лицом, осуществляющим бездоговорное потребление электрической энергии.
Таким образом, законодатель разделил понятия "бездоговорное потребление электрической энергии" и "безучетное потребление электрической энергии" и для каждого предусмотрел свою процедуру составления акта.
Несогласие ответчика с выводами, изложенными в решении Арбитражного суда города Москвы от 04.08.2023, не опровергает установленный факт нарушения того, что электроэнергия потреблялась в отсутствие на то правовых оснований (заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения).
Причем Основные положения устанавливают только порядок (процедуру) составления самого акта о неучтенном потреблении электрической энергии, о составлении которого ответчик был уведомлен.
Таким образом, действующим законодательством не установлено требований для обязательного извещения юридического лица о проведении технической проверки (осмотра) объектов электросетевого хозяйства.
Нормы Основных положений допускают возможность составления Акта о неучтенном потреблении электрической энергии, фиксирующего результаты проверки объектов электросетевого хозяйства на основании ранее составленного акта проверки (осмотра), устанавливающего факт бездоговорного потребления электроэнергии по соответствующему адресу.
Таким образом, Акты о неучтенном потреблении N 760/ЭА-ю от 11.07.2022 за период с 20.04.2021 по 19.04.2022 и N 761/ЭА-ю от 11.07.2022 за период с 20.04.2021 по 19.04.2022 составлены в полном соответствии с Основными положениями и нормами действующего законодательства.
В соответствии с п. 167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетпого п бездоговорного потребления электрической энергии.
В соответствии с п. 84 Основных положений, стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
В силу п. 189 Основных положений, объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3, который содержит формулу для определения объема бездоговорного потребления электроэнергии исходя их технических характеристик подключения, а также периода времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 1 год.
Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с данным пунктом объеме бездоговорного потребления определяется исходя из цен (тарифов), указанных в разделе IV Основных положений.
В соответствии с вышеуказанными нормами законодательства, ПАО "Россети Московский регион" осуществлен расчет объема и стоимости бездоговорного потребления электрической энергии (мощности).
Подробный расчет объема и стоимости бездоговорного потребления электрической энергии указывается в Приложениях к Актам.
На основании произведенного расчета в адрес ответчика направлялся акт, счет и расчет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления (совместно с Актом и расчетом).
В силу п. 189 Основных положений N 442, лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.
В нарушение требований действующего законодательства в установленный Основными положениями срок оплата стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления ответчиком не произведена.
В соответствии с п. 178 при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
Отказ лица, осуществляющего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта фиксируется с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.
Составленные и подписанные уполномоченным лицом ПАО "Россети Московский регион" Акты о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии ответчиком, были направлены вместе с расчетом, уведомлением и счетом в адрес ответчика, что подтверждается почтовыми документами, содержащимися в материалах дела.
Таким образом, Акты о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электроэнергии был составлен в отношении периода, договор энергоснабжения, в который отсутствовал.
Истец произвел все действия, направленные на выявление и фиксацию бездоговорного потребления электроэнергии со стороны ответчика, в соответствии с нормами законодательства РФ, что подтверждается документами, находящимися в материалах дела.
Таким образом, Акты N 760/ЭА-ю от 11.07.2022 за период с 20.04.2021 по 19.04.2022 и N 761/ЭА-ю от 11.07.2022 за период с 20.04.2021 по 19.04.2022. о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии ответчиком составлены в полном соответствии с требованиями п. 178 Основных положении, а также требований законодательства и содержит все необходимые сведения, предусмотренные действующим законодательством и являются надлежащими, допустимыми и законными доказательствами бездоговорного потребления ответчиком электроэнергии в объеме и в период, указанный в Актах о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии юридическим лицом.
Кроме того, в соответствии с п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - ОПФРЭЭ), "бездоговорное потребление электрической энергии" - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
Таким образом, термин бездоговорного потребления электрической энергии включает в себя два условия, которые, для установления наличия факта такого потребления, могут существовать как одновременно, так и каждое из них по отдельности.
Это - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства;
- потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
В свою очередь, ответчик не опроверг того, что договор энергоснабжения в спорный период у него отсутствовал.
Согласно п. 84 Основных положений, стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии.
В соответствии си. 189 Основных положений, объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным п. 2 приложения N 3 Основных положений, а именно, объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля), за период времени и течении которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии.
Правительство Российской Федерации, осуществляя нормативное регулирование в сфере функционирования розничных рынков электрической энергии, и случае бездоговорного потребления электрической энергии правомерно установило правило определения объема потребления электрической энергии (мощности) на розничных рынках - путем применения расчетных способов.
Методика расчета объема бездоговорного потребления электрическом энергии исходит из учета таких критериев, как допустимая токовая нагрузка вводного кабеля, номинальное фазовое напряжение, коэффициент мощности при максимуме нагрузке, количество часов в периоде времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление.
Указанная методика определения расчета, объема и стоимости бездоговорного потребления является единственно допустимой, последствия бездоговорного потреблении электрической энергии являются санкцией за потребление электрической энергии в отсутствие договора энергоснабжения и не связана с объемом фактического потребления электрической энергии как таковым.
Расчет объема бездоговорного потребления ответчиком электрической энергии произведен истцом в соответствии с п. 189 и п. 2 приложения N 3 к Основным положениям, исходя из технических характеристик точки подключения энергопринимающих устройств ответчика к электрической сети ПАО "Россети Московский регион". Данные показатели арифметически не опровергнуты ответчиком. На основании вышеизложенного, возражения ответчика против квалификации его потребления электроэнергии как бездоговорного подлежат отклонению, как и возражения о неправильности расчета представленного истцом.
Также подлежат отклонению доводы ФГБУ "Центральное УГМС" о том, что оно является не надлежащим ответчиком в настоящем споре.
Ответчик владеет спорными объектами на праве оперативного управления с 2013 года, что подтверждается копиями выписок из ЕГРН.
Ответчик не отрицает тот факт, что данные спорные объекты принадлежат ему на праве оперативного управления.
Факт того, что ФГБУ "Центральное УГМС" является надлежащим ответчиком в настоящем споре подтверждается судебными актами по делу N А41-4082/19 (в данном деле сетевая компания составила акта о неучтенном потреблении при бездоговорном потреблении в отношении арендатора, но суды пришли к выводу о том, что надлежащим Ответчиком является ФГБУ "Центральное УГМС", как лицо, в оперативном управлении которого находятся спорные объекты).
Так в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2019 по делу N А41-4082/19 (оставлено в силе Постановлением арбитражного суда Московского округа от 10.12.2019) указано на то, что "Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельные участки с расположенными на них строениями и размещенными в них энергопринимающими устройствами потребителя, являются собственностью Российской Федерации и находятся в оперативном управлении ФГБУ "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
Законом либо договором обязанность по оплате коммунальных услуг арендатором нежилых помещений непосредственно ресурсоснабжающей организации не предусмотрена.
В договоре аренды, на который сослался ответчик, энергоснабжающая организация участия не принимала и, соответственно, он не содержит условий о праве энергоснабжающей организации требовать оплаты поставленной электроэнергии с арендатора нежилых помещений.
Таким образом, ввиду отсутствия договора между арендатором нежилых помещений - индивидуальным предпринимателем Тимошенко А.С и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией) - ПАО Московская объединенная электросетевая компания, заключенного в соответствии с действующим законодательством, обязанность по оплате поставленной электроэнергии (в том числе в результате бездоговорного потребления) лежит на собственнике (арендодателе) нежилых помещений - ФГБУ "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
Следовательно, именно ФГБУ "Центральное УГМС" является надлежащим ответчиком в настоящем споре.
При вынесении вышеуказанных судебных актов по делу N А41-4082/19, суды признали арендатора ненадлежащим ответчиком, руководствуясь тем обстоятельством, что в договорах аренды, представленных сторонами, отсутствовали указания на то, что арендатор обязан предпринять меры по подключению к электроснабжению объектов, заключению договоров энергоснабжения и т.д.
В представленных ответчиком договорах аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за ФГБУ "Центральное УГМС" на праве оперативного управления N 2 и N 3 от 01.02.2022 в настоящем споре, также отсутствуют указание на такие обязанности ответчика, что подтверждает обоснованность вменения требования об оплате стоимости электроэнергии, потребленной в отсутствие договора энергоснабжения, в отношении ФГБУ "Центральное УГМС".
Пунктом 2 статьи 651 ГК РФ определено, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на длительный срок, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 69 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. Приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 (ред. от 29.10.2021) "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.06.2021 N 63885) (далее - утв. Приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241), устанавливается запись об ограничении (обременении) и указывается вид зарегистрированного ограничения права и обременения недвижимого имущества - аренда, безвозмездное пользование, ипотека, сервитут, доверительное управление, наем жилого помещения, установленные уполномоченными органами в соответствии с законодательством РФ арест и иные запрещения совершать определенные действия с недвижимым имуществом, запрещение органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, залог, избранный в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ, иные ограничения права и обременения недвижимого имущества, если такие ограничения права и обременения недвижимого имущества подлежат государственной регистрации, а именно слова "аренда", "безвозмездное пользование", "ипотека", "сервитут", "доверительное управление", "наем жилого помещения", "арест", "запрещение регистрации", "залог в качестве меры пресечения", "прочие ограничения прав и обременения объекта недвижимости" соответственно.
Также, согласно пункту 15 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. Приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241, при внесении изменений (дополнений) в записи кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость в данных об изменениях (дополнениях) указываются: кадастровый номер объекта недвижимого имущества либо номер регистрации права, ограничения права, обременения объекта недвижимости, в запись о котором вносятся изменения (дополнения); изменяемая и измененная характеристика объекта недвижимости или изменяемое и измененное содержание записи о зарегистрированных праве, ограничении права или обременении объекта недвижимости, сделке; сведения о документах, послуживших основанием для внесения изменений (дополнений) в объеме сведений, предусмотренных пунктом 55 Порядка (если изменения вносятся на основании данных базового информационного ресурса, в отношении документов-оснований дополнительно указывается наименование базового государственного информационного ресурса).
В порядке, предусмотренном пунктом 15 Порядка, изменения, в том числе сведения о дополнительном соглашении к договору аренды, в существующие запись о сделке - государственной регистрации договора аренды, запись об ограничении (обременении) - государственной регистрации ограничения права и обременения объекта недвижимости арендой.
По предоставленным сведениям, о характеристики объектов недвижимости в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, по состоянию на конец 01.11.2022 установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости на основании Договоров аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за ФГБУ "Центральное УГМС" на праве оперативного управления N 2 и N 3 от 01.02.2022 при этом отсутствует запись о дополнительном соглашении к договорам аренды от 25.03.2022.
Следовательно, на момент выявления факта бездоговорного потребления, между сторонами не достигнуто соглашение по условиям договора аренды, так как такие условия являются существенными в силу прямого указания в пункте 1 статьи 432 ГK РФ, при этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Кроме того, при заключении договора на срок более года, прошедшего государственную регистрацию, последующие изменения условий договора аренды недвижимого имущества также подлежат государственной регистрации в силу пункта 1 статьи 453 ГK РФ и вступают в силу с момента государственной регистрации изменений к договору в соответствии с пунктом 3 статьи 433 ГК РФ.
Из смысла указанных положений следует, что если договор подлежит государственной регистрации, то все изменения и дополнения к нему как часть этого договора также подлежат государственной регистрации и начинают действовать с даты государственной регистрации таких изменений.
Стоит отметить, что Дополнительные соглашения от 25.03.2022 к договорам аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за ФГБУ "Центральное УГМС" на праве оперативного управления N 2 и N 3 от 01.02.2022, представленные ответчиком, были зарегистрированы и вступили в силу в соответствии с нормами закона с даты государственной регистрации данных соглашений - 05.10.2022, что подтверждается представленными выписками из ЕГРН, то есть после спорных периодов, которые оканчиваются датой - 19.04.2022.
Ссылка ответчика на п.1 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети от 22.12.2021 необоснованна, поскольку данный пункт обзора касается ситуаций, когда имеется технологическое присоединение, надлежащим образом осуществленное и оформленное, а в настоящем случае имеет место быть самовольное подключение к электрическим сетям сетевой компании, что само по себе говорит о не применимости данного пункта обзора к настоящему спору.
Также ответчик ошибочно полагает, что бездоговорное потребление отсутствовало по причине того, что между ответчиком и АО "Мосэнергосбыт" был заключен Государственный контракт N 99819514 от 22.12.2015, поскольку данный государственный контракт не имеет отношения к настоящему спору, т.к. в данном контракте нет точек поставок, имеющих адреса: Московская область, Ступинский р-н, пос. Михнево, ул. Шоссейная, д.2А, кад. ном. 50:33:002031:61 и Московская область, Ступинский р-н, пос. Михнево, ул. Шоссейная, д.2А, кад. ном. 50:33:002031:62, следовательно, довод ответчика о наличии договоров в отношении других точек присоединения не может говорить о том, что в отношении выявленных при проведении проверок фактов бездоговорного потребления электроэнергии точек присоединения также действует вышеуказанный государственный контракт.
Тем более, при проведении проверок были выявлены не только факты бездоговорного потребления электроэнергии, но и факты самовольного подключения, что само по себе исключает наличие договоров энергоснабжения в отношении спорных точек присоединения.
Кроме того, представленные ответчиком копии актов проверки узлов учета не отвечают принципу относимости, т.к. данные акты датированы 22.04.2022, когда проверки с целью выявления фактов бездоговорного потребления электроэнергии проводились 19.04.2022, то есть раннее дат вышеуказанных актов.
Более того, в Акте N 234435 от 22.04.2022, представленном ответчиком, не указан адрес проведения проверки, указано лишь на то, что отсутствует прибор учета, что также говорит о не относимости данных документов к настоящему спору.
В акте N 234434 от 22.04.2022, представленном ответчиком, адрес является не читаемым, также указано, что прибор учета отсутствует.
То есть при проведении проверок 22.04.2022 проверяющими были установлены факты отсутствия приборов учета.
Данные доводы не говорят об отсутствии фактов бездоговорного потребления электроэнергии на стороне ответчика.
Довод ответчика о необоснованном отказе суда первой инстанции в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица - Индивидуального предпринимателя Тимошенко Александра Сергеевича, суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Каких-либо выводов о правах и обязанностях Индивидуального предпринимателя Тимошенко Александра Сергеевича обжалуемый судебный акт не содержит.
Ответчик не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных ст. 51 АПК РФ для привлечения указанного лица к участию в деле, исходя из предмета и оснований заявленных требований.
Поскольку отсутствуют правовые основания для перехода к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, то отсутствуют и основания для привлечения указанного ответчиком лица в качестве третьего лица, поскольку третьи лица могут быть привлечены к участию в деле только до принятия решения судом первой инстанции и при переходе к рассмотрению дела судом апелляционной инстанции по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции полагает возможным отменить обжалованный судебный акт в части взыскания с ответчика в пользу истца 1 187 367 руб. 55 коп. основного долга и 30 009 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, прекратив производство по делу в этой части, ввиду заявленного истцом отказа от иска в названной части, в остальной обжалованной части судебного акта оснований для его отмены или изменения, по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 49, 150, 266 - 268, пунктом 3 статьи 269, ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Принять частичный отказ истца от исковых требований в сумме 1 187 367 руб. 55 коп. основного долга и 30 009 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 августа 2023 года по делу N А40-47935/23 в указанной части отменить, производство по делу в указанной части прекратить.
Возвратить Публичному акционерному обществу "Россети Московский регион" (ОГРН 1057746555811) из федерального бюджета госпошлину в сумме 3 043 (три тысячи сорок три) руб. 50 коп., уплаченную по платежному поручению N 7233 от 30.01.2023.
Взыскать с ФГБУ "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ОГРН 1127747295170) в пользу Публичного акционерного общества "Россети Московский регион" (ОГРН 1057746555811) 53 434 (пятьдесят три тысячи четыреста тридцать четыре) руб. 00 коп. - в возмещение расходов по госпошлине.
В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы от 04 августа 2023 года по делу N А40-47935/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.В. Захарова |
Судьи |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47935/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
Третье лицо: АО "МОСЭНЕРГОСБЫТ"