г. Москва |
|
26 октября 2023 г. |
Дело N А41-32238/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Красиковой Д.К.,
при участии в заседании:
от Шереметьевской таможни - Аксенов Е.В. по доверенности от 09.01.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "Медицин ИН" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни
на решение Арбитражного суда Московской области
от 14 августа 2023 года по делу N А41-32238/23
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицин ИН"
к Шереметьевской таможне
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медицин ИН" (далее - ООО "Медицин ИН", истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений т. 2 л. д. 1-2) к Шереметьевской таможне (далее - ответчик, таможенный орган), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать недействительным решение об отказе во внесении изменений в сведения по ДТ N 10005030/231122/3317626 и возврате излишне уплаченных сумм НДС, изложенное в письме от 14.02.2023 N 19-28/036662;
- обязать таможенный орган возвратить ООО "Медицин Ин" излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 796 318 руб. 65 коп;
- взыскать проценты на излишне взысканную сумму НДС за период с 24.11.2022 по 22.06.2023 в сумме 34 525 руб. 32 коп.;
- взыскать проценты, начисленные на излишне уплаченную сумму НДС в сумме 796 318 руб. 65 коп., за период с 23.06.2023 года по дату возврата излишне уплаченной суммы НДС.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 августа 2023 года по делу N А41-32238/23 обжалуемое решение таможенного органа признано незаконным и последний обязан возвратить обществу излишне уплаченный НДС в сумме 796 318 руб. 65 коп. и выплатить проценты за период с 06.12.2022 по дату фактического возврата, начисленные на сумму 796 318 руб. 65 коп. В остальной части заявления отказано (т. 2 л. д. 14-21).
Не согласившись с данным судебным актом, Шереметьевская таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "Медицин ИН", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Шереметьевской таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения представителя Шереметьевской таможни, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 23 ноября 2022 года заявителем был осуществлен ввоз на территорию Российской Федерации товаров, заявленных в декларации на товары от 23.11.2022 N 10005030/231122/3317626 (далее - ДТ), а именно приборов и устройств, применяемых в медицине, без содержания радиоэлектронных и высокочастотных устройств, код ОКПД2, производства Moller Medical GMBH & Co.KG,, детально перечисленных в Дополнении к ДТ.
Указанные товары - принадлежности к медицинским изделиям, были ввезены на основании регистрационного удостоверения на медицинское изделие от 22 января 2008 года N ФСЗ 2008/00023, выданного Росздравнадзором.
Заявителем ошибочно излишне уплачена сумма НДС в сумме 796 318 руб. 65 коп. (факт оплаты указанной суммы НДС подтверждается платежным поручением N 454967 от 24.11.2022 на 787 000 руб. и платежным поручением от 23.11.2022 N 214036 на 12 000 руб.), поскольку ввезенный товар не облагался налогом на добавленную стоимость.
27 января 2023 года декларантом направлено в таможенный орган заявление о внесении изменений в указанную декларацию на товары с целью применения льготы в виде освобождения от уплаты НДС, в котором содержатся сведения о подлежащих корректировке графах ДТ.
По итогам рассмотрения указанного выше заявления Шереметьевской таможней принято решение об отказе во внесении изменений в указанную декларацию, изложенное в письме от 14.08.2023 N 19-28/03666 о рассмотрении обращения о внесении изменений в сведения и возврате (зачете) излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов.
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Медицин ИН" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 444 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
Регистрация медицинских изделий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - Правила государственной регистрации медицинских изделий).
Исходя из пункта 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Как следует из положений абзаца второго пункта 2 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, медицинских товаров не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС.
Обязательным условием для применения предусмотренной абзацем вторым пункта 2 статьи 150 НК РФ преференции является предоставление регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 подпункта 2 статьи 150 НК РФ ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, по Перечню, утверждаемому Правительством РФ, также не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежит обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень).
Освобождение от налогообложения товаров согласно Перечню N 1042 осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Согласно регистрационному удостоверению от 22.01.2008 N ФСЗ 2008/00023 медицинское изделие "Аппарат для мониторирования внутричерепного давления и дренирования ликвора LiguoGuard с принадлежностями", подтверждает регистрацию товара в качестве изделия медицинского назначения, следовательно, на территорию Российской Федерации совместно с самим изделием может ввезено любое количество из указанных в приложении позиций принадлежностей.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Таким образом, действующее законодательство позволяет осуществлять ввоз принадлежностей к медицинским изделиям, указанных в регистрационном удостоверении, на основании данного документа.
Действующее законодательство не ставит предоставление льготы в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе и реализации медицинских изделий в зависимость от вариантов его исполнения, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства налогообложения, которым установлен запрет какой-либо дискриминации в налоговой сфере (пункты 1 и 2 статьи 3 НК РФ).
Таким образом, право на освобождение от уплаты НДС предоставлено в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения, и при этом не имеет правового значения, ввозятся указанные компоненты в совокупности или по отдельности, а также по количественным составляющим.
В Приложении к регистрационному удостоверению от 22.01.2008 N ФСЗ 2008/00023 указаны принадлежности к медицинскому изделию, в том числе, "набор для измерения внутричерепного давления и дренирования церебро-спинальной жидкости Tube Set в составе: сетевой кабель подушка безопасности, транспортная тележка, инструкция по эксплуатации".
Таким образом, заявителем выполнены в полном объеме требования, установленные статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статьей 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, путем представления документов, подтверждающих право на пониженные ставки НДС, осуществление возврата излишне уплаченного НДС.
В данном случае задекларированный заявителем товар относится к медицинским изделиям, ввоз которых освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость, в связи с чем заявитель имел право воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации спорного товара.
Право на освобождение от уплаты НДС предоставлено в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения.
Вместе с тем, согласно разъяснению, изложенному в Письме Росздравнадзора от 28.08.2007 N 04-16491/07 "О регистрации изделий медицинского назначения", при написании в регистрационном удостоверении "с принадлежностями" в приложении к регистрационному удостоверению указывается максимально возможный перечень принадлежностей к данному изделию, которые прошли все необходимые испытания, связанные в процедурой государственной регистрации изделий медицинского назначения, и ввозиться на территорию Российской Федерации совместно с самим изделием может любое количество из указанных в приложении к регистрационному удостоверению позиций принадлежностей, которое формируется в соответствии с требованиями заказчика (медицинского учреждения), для которого ввозится указанное изделие медицинского назначения (изделие медицинской техники). При этом запрет на ввоз большего количества принадлежностей к изделию медицинского назначения отсутствует.
В соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 67 ТК ЕАЭС суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Поскольку таможенным органом не доказана законность оспариваемого заявителем отказа, изложенного в письме от 14.08.2023 N 19-28/03666, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ является незаконным в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 33 Постановления N 49 в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Спор относительно размера уплаченного заявителем налога на добавленную стоимость между сторонами отсутствует, в связи с чем требование заявителя об обязании таможни осуществить возврат излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 796 318 руб. 65 коп. подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 этого Закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Закона N 311 -ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе, если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской 10 Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Таким образом, независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02 июня 2015 года N 303- КГ14-7912).
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, учитывая то обстоятельство, что факт излишней уплаты таможенных платежей наступил по вине заявителя, не представившего таможне своевременно необходимые документы на стадии контроля до выпуска товара, по смыслу части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ и пунктов 29, 33 постановления N 18 проценты на сумму излишне уплаченных таможенных платежей могут быть начислены лишь после истечения срока рассмотрения заявления на возврат излишне уплаченных сумм.
Из материалов дела следует, что декларантом направлено в таможенный орган заявление от 06.12.202 о внесении изменений в указанную декларацию на товары с целью применения льготы в виде освобождения от уплаты НДС, в котором содержатся сведения о подлежащих корректировке графах ДТ, и возврате суммы налога на добавленную стоимость в сумме 796 318 руб. 65 коп., излишне уплаченных по ДТ N 10005030/231122/3317626.
Обществом спорная сумма, составляющая 796 318 руб. 65 коп., излишне уплачена 24.11.2022.
14 февраля 2023 года таможенным органом было принято решение об отказе в возврате денежных средств в указанной выше сумме.
Таким образом, проценты на сумму излишне уплаченных таможенных платежей могут быть начислены с 06.12.2022 по дату фактического возврата платежей.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 августа 2023 года по делу N А41-32238/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-32238/2023
Истец: ООО МЕДИЦИН ИН
Ответчик: Шереметьевская Таможня
Третье лицо: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ