г. Самара |
|
24 октября 2023 г. |
Дело N А72-6619/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Буртасовой О.И., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ульяновым Д.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 октября 2023 года в зале N 1 помещения суда апелляционную жалобу муниципального образования "Город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 июля 2023 года по делу NА72-6619/2023 (судья Юдин П.Г.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Агат" (ОГРН 1147327002811, ИНН 7327073507), г. Ульяновск,
к муниципальному образованию "Город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301160886, ИНН 7325037133), г. Ульяновск,
третьи лица:
- муниципальное образование "Город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082), г. Ульяновск,
- Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (ОГРН 1137300000122, ИНН 7326999197), г. Ульяновск,
о взыскании 209957 руб. 01 коп. - задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агат" (далее - ООО "Агат", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к муниципальному образованию "Город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска (далее - Управление ЖКХ, ответчик) о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.03.2020 по 31.12.2021 в размере 64144 руб. 08 коп., из которых: 9264 руб. 64 коп. путем зачисления на специальный счет, владельцем которого является ООО "Агат", на котором собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. Промышленная, д. 71, формируют фонд капитального ремонта, 54879 руб. 44 коп. путем зачисления на специальный счет, владельцем которого является ООО "Агат", на котором собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Рябикова, д. 122, формируют фонд капитального ремонта (с учетом принятого судом уточнения иска).
Определениями суда от 31.05.2022 и от 22.06.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование "Город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска (далее - Управление муниципальной собственностью), Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2023 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить как необоснованное, исковые требования ООО "Агат" к Управлению ЖКХ оставить без удовлетворения, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения. Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, отзыве истца на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Агат" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе многоквартирными домами, расположенными в г. Ульяновск по адресу: ул. Промышленная, д.71, ул. Рябикова, д. 122 (далее - спорные МКД), что подтверждается представленными в материалы дела договорами управления многоквартирным домом от 25.12.2014 и от 12.01.2015 (л.д. 56-60, 62-69).
В доме N 71 по ул. Промышленная расположены жилые помещения (квартиры) N17, N 41, в доме N 122 по ул. Рябикова жилые помещения (квартиры) N 1, N 36, N 37, N43, N136 (далее - спорные жилые помещения), собственником которых является муниципальное образование "Город Ульяновск", что сторонами не оспаривается.
Договорные отношения между сторонами спора отсутствуют.
Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 71 по ул. Промышленная г. Ульяновск N 03/2021 от 06.09.2021 (л.д. 61) принято решение изменить способ формирования фонда капитального ремонта МКД: прекратить формирование фонда капитального ремонта общего имущества на счете регионального оператора. Формировать фонд капитального ремонта общего имущества на специальном банковском счете с перечислением денежных средств со счета регионального оператора на специальный банковский счет и перечислением взносов на капитальный ремонт общего имущества на специальный банковский счет в целях формирования фонда капитального ремонта. Владельцем специального банковского счета и лицом, уполномоченным на открытие специального банковского счета выбрана управляющая организация - ООО "Агат".
Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 122 по ул. Рябикова г. Ульяновск N 02/2020 от 23.09.2020 (л.д.70) принято решение изменить способ формирования фонда капитального ремонта МКД: прекратить формирование фонда капитального ремонта общего имущества на счете регионального оператора. Формировать фонд капитального ремонта общего имущества на специальном банковском счете с перечислением денежных средств со счета регионального оператора на специальный банковский счет и перечислением взносов на капитальный ремонт общего имущества на специальный банковский счет в целях формирования фонда капитального ремонта. Владельцем специального банковского счета и лицом, уполномоченным на открытие специального банковского счета выбрана управляющая организация - ООО "Агат".
Ссылаясь на неисполнение муниципальным образованием "Город Ульяновск" обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в г. Ульяновске по адресу: ул. Промышленная, д.71, ул. Рябикова, д. 122, истец направил в адрес ответчика претензию от 18.04.2023 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность (л.д. 28-29).
Поскольку претензия оставлена ответчиками без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался статьями 210, 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 36, 39, 154, 158, 169, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и пришел к обоснованному выводу о возникновении у муниципального образования "Город Ульяновск", как у собственника спорных жилых помещений, в силу прямого указания закона обязанности внесения на специальный счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в период с 01.03.2020 по 31.12.2021 в общем размере 64144 руб. 08 коп.
Однако в нарушение вышеуказанных норм в спорный период взносы на капитальный ремонт истцу не вносились. Сбереженная ответчиком плата является неосновательным обогащением.
При таких обстоятельствах к отношениям сторон подлежат применению нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении.
Согласно пункту 1 статьи 1102, пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Размер неосновательного обогащения в виде взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах рассчитан истцом исходя из площади спорных жилых помещений, принадлежащих муниципальному образованию "Город Ульяновск", и утвержденных в установленном порядке минимальных размеров.
Представленный истцом расчет суммы неосновательного обогащения соответствует положениям пункта 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации и лицами, участвующими в деле, не оспорен.
Доказательств оплаты истцу указанной суммы неосновательного обогащения не представлено.
Поскольку в спорный период ответчик взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме истцу не вносил, а также учитывая, что доказательства оплаты указанной суммы в материалы дела не представлены, суд апелляционной инстанции, исходя из приведенных норм, считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных истцом требований о взыскании с ответчика задолженности в размере 64144 руб. 08 коп. за период с 01.03.2020 по 31.12.2021.
Поскольку в период с 01.03.2020 по 31.12.2021 ответчик неосновательно сберег за счет истца денежные средства в сумме 64144 руб. 08 коп., а также учитывая, что доказательства оплаты указанной суммы в материалы дела не представлены, суд апелляционной инстанции, исходя из приведенных норм, считает, что суд первой инстанции обоснованно взыскал данную сумму с ответчика в пользу истца, однако, неправильно квалифицировал характер спорной суммы как задолженность, поскольку данная сумма в силу пункта 1 статьи 1102, пунктов 1 и 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации является неосновательным обогащением.
Вместе с тем, неправильная квалификация судом первой инстанции характера спорной суммы не привела к принятию неправильного решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Управление ЖКХ является ненадлежащим ответчиком в рассматриваемом деле, судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
Согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "Город Ульяновск" на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы N 144 от 07.12.2022, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности, на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда, на капитальный ремонт жилищного фондами является Управление ЖКХ.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее -Закон N 131-ФЗ) установлено, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 Закона 131-ФЗ).
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006, Управление ЖКХ и благоустройства (действующее на сегодняшний день наименование) является органом Администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий. От имени муниципального образования "Город Ульяновск" по специальному поручению Администрации города Ульяновска: представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений.
Кроме того, к функциям данного Управления ЖКХ относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование Администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Из приведенных норм следует, что именно Управление ЖКХ, как представитель собственника спорных жилых помещений (муниципального образования "Город Ульяновск"), обязано внести на специальный счет взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за спорный период.
Таким образом, муниципальное образование "Город Ульяновск" в лице Управления ЖКХ является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 64, 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований признать иное и переоценить данные выводы суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 июля 2023 года по делу N А72-6619/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6619/2023
Истец: ООО "АГАТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ