г. Воронеж |
|
27 октября 2023 г. |
Дело N А35-451/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Сурненкова А.А., |
судей |
Маховой Е.В., |
|
Серегиной Л.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Бутыриной Е.А.,
при участии:
от акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Курского филиала: Костина Н.И. - представитель по доверенности от 01.04.2023 N Д-391/2023, выданной сроком до 01.04.2024, предъявлен паспорт гражданина РФ, диплом о наличии высшего юридического образования;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Курского филиала на решение Арбитражного суда Курской области от 26.06.2023 по делу N А35-451/2023 по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области к акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Курского филиала о взыскании штрафа в размере 375 000 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Курской области (далее также истец) обратился в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Курского филиала (далее также ответчик) о взыскании штрафа в размере 375 000 руб. 00 коп.
Определением суда от 27.01.2023 исковое заявление было принято в порядке упрощенного производства.
Определением от 23.03.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Курской области от 26.06.2023 исковые требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области удовлетворены частично, взыскано с акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области штраф в размере 327 000 руб. 00 коп. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом в части удовлетворения исковых требований, АО "СК "СОГАЗ-Мед" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Курской области от 26.06.2023 изменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Курской области не обеспечил явку своих полномочных представителей.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения истца о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, считая решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств дела, просил суд обжалуемое решение изменить и принять по делу новый судебный акт.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу следует удовлетворить, а решение Арбитражного суда Курской области от 26.06.2023 изменить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.06.2016 между Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Курской области (далее - ТФОМС Курской области) и открытым акционерным обществом "РОСНО-МС" был заключен договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в соответствии с условиями которого территориальный фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В силу пункта 6 договора о финансовом обеспечении страховая медицинская организация несет ответственность перед территориальным фондом за: нарушение установленных в настоящем договоре сроков предоставления данных о застрахованных лицах, а также сведений об изменениях в этих данных; использование не по целевому назначению целевых средств; невыполнение условий настоящего договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи; ненадлежащее исполнение условий настоящего договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно приложению N 3 к договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования за внесение в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения, страховая организация выплачивает штраф в размере 3 000 руб. за каждый случай нарушения.
Срок действия настоящего договора в соответствии с пунктом 11 был установлен с 6 июня 2016 года по 31 декабря 2016 года. В силу пункта 12 договора о финансовом обеспечении, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении за тридцать дней до его окончания, а также при условии участия страховой медицинской организации в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в следующем году действие настоящего договора продлевается на следующий календарный год.
Дополнительным соглашением от 05.07.2017 стороны, в связи с преобразованием юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, внесли изменения в части страховой медицинской организации, произведя замену на АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед".
Материалами дела подтверждается, что Территориальным фондом была проведена проверка деятельности Курского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в сфере обязательного медицинского страхования и использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
В ходе проведения выездной плановой комплексной проверки комиссия выявила ряд нарушений в деятельности Курского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗМед" в сфере обязательного медицинского страхования, о чем был составлен акт выездной плановой комплексной проверки от 31.05.2022 N 2022/05-07/11. Согласно акту в проверяемом периоде обязательного медицинского страхования и использования средств обязательного медицинского страхования были допущены следующие случаи внесения недостоверных и некорректных сведений по застрахованным лицам:
- в 70 записях о застрахованных по обязательному медицинскому страхованию содержатся дублирующие данные по серии и номере документа, удостоверяющего личность;
- в 20 записях о застрахованных по обязательному медицинскому страхованию содержится недостоверная информация о гражданстве застрахованного лица;
- в 140 записях о застрахованных по обязательному медицинскому страхованию содержатся дублирующие данные по уникальному номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Размер штрафа по указанным нарушениям составил 375 000 руб. Указанный акт был вручен директору Курского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в день окончания проверки - 31.05.2022.
Не согласившись с актом проверки, ответчик 06.06.2022 направил в ТФОМС Курской области письменные возражения N И-279/Р-46/22. Рассмотрев возражения страховой компании, территориальный орган в сообщении от 10.06.2022 N 05-01/1671 признал их необоснованными.
Претензией от 27.07.2022 N 04-01/2181 ТФОМС Курской области предложил ответчику оплатить сумму начисленного штрафа в размере 375 000 руб. до 08.08.2022. Поскольку требования не были исполнены, истец обратился в Арбитражный суд Курской области с настоящим исковым заявлением.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд области указал, что материалами дела подтверждено, что по результату выездной плановой комплексной проверки в отношении ответчика были выявлены следующие нарушения:
- в 70 записях о застрахованных по обязательному медицинскому страхованию содержатся дублирующие данные по серии и номере документа, удостоверяющего личность;
- в 20 записях о застрахованных по обязательному медицинскому страхованию содержится недостоверная информация о гражданстве застрахованного лица;
- в 140 записях о застрахованных по обязательному медицинскому страхованию содержатся дублирующие данные по уникальному номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Далее суд области указывает, что с учетом того, что АО "Страховая компания "СОГАЗМед" фактически не осуществляло внесение в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц недостоверные данные, принимая во внимание, что указанные сведения были внесены ООО "Росмедстрах-К" и перераспределены ответчику, арбитражный суд приходит к выводу о необоснованном начислении ТФОМС Курской области штрафа в указанной части в размере 48 000 руб. (за 16 случаев внесения недостоверных записей х 3 000 руб.). С учетом указанного, арбитражный суд области счел, что требования истца являются законными и обоснованными в части взыскания штрафа в размере 327 000 руб. (375 000 руб. - 48 000 руб.).
В отношении довода ответчика о пропуске срока исковой давности суд области указал, что из установленных обстоятельств следует, что территориальный орган мог узнать о допущенных нарушениях только в ходе проведения выездной проверки - не ранее 31.05.2022. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Таким образом, с учетом того, что истец обратился в Арбитражный суд Курской области 24.01.2023, суд области пришел к выводу о том, что территориальным органом срок исковой давности не пропущен.
Судебная коллегия при рассмотрении спора исходит из иного правового подхода с учётом всей совокупности норм права и обстоятельств дела по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.06.2016 между Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Курской области (далее - ТФОМС Курской области) и открытым акционерным обществом "РОСНО-МС" был заключен договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в соответствии с условиями которого территориальный фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В силу пункта 6 договора о финансовом обеспечении страховая медицинская организация несет ответственность перед территориальным фондом за: нарушение установленных в настоящем договоре сроков предоставления данных о застрахованных лицах, а также сведений об изменениях в этих данных; использование не по целевому назначению целевых средств; невыполнение условий настоящего договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи; ненадлежащее исполнение условий настоящего договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно приложению N 3 к договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования за внесение в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения, страховая организация выплачивает штраф в размере 3 000 руб. за каждый случай нарушения.
Срок действия настоящего договора в соответствии с пунктом 11 был установлен с 6 июня 2016 года по 31 декабря 2016 года. В силу пункта 12 договора о финансовом обеспечении, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении за тридцать дней до его окончания, а также при условии участия страховой медицинской организации в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в следующем году действие настоящего договора продлевается на следующий календарный год.
Дополнительным соглашением от 05.07.2017 стороны, в связи с преобразованием юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, внесли изменения в части страховой медицинской организации, произведя замену на АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед".
Материалами дела подтверждается, что Территориальным фондом была проведена проверка деятельности Курского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в сфере обязательного медицинского страхования и использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
В ходе проведения выездной плановой комплексной проверки комиссия выявила ряд нарушений в деятельности Курского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗМед" в сфере обязательного медицинского страхования, о чем был составлен акт выездной плановой комплексной проверки от 31.05.2022 N 2022/05-07/11. Согласно акту в проверяемом периоде обязательного медицинского страхования и использования средств обязательного медицинского страхования были допущены следующие случаи внесения недостоверных и некорректных сведений по застрахованным лицам:
- в 70 записях о застрахованных по обязательному медицинскому страхованию содержатся дублирующие данные по серии и номере документа, удостоверяющего личность;
- в 20 записях о застрахованных по обязательному медицинскому страхованию содержится недостоверная информация о гражданстве застрахованного лица;
- в 140 записях о застрахованных по обязательному медицинскому страхованию содержатся дублирующие данные по уникальному номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Размер штрафа по указанным нарушениям составил 375 000 руб. Указанный акт был вручен директору Курского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в день окончания проверки - 31.05.2022.
Арбитражный суд области счел, что требования истца являются законными и обоснованными в части взыскания штрафа в размере 327 000 руб. (375 000 руб. - 48 000 руб.).
В части отказа в исковых требований судебный акт не оспорен, в соответствии со ст.268 АПК РФ при отсутствии возражений со стороны лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пересматривает законность и обоснованность судебного акта в оспариваемой части.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование относится к одному из видов обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ относит к участникам ОМС территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
В силу пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Таким образом, Фонд является контролирующим органом, наделенным полномочиями на проведение проверок в сфере ОМС.
В соответствии со статьей 37 Закона N 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по ОМС реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками ОМС договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
В договоре о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования должны содержаться положения, предусматривающие, в частности, обязанность территориального фонда по осуществлению контроля за деятельностью страховой медицинской организации, осуществляемой в соответствии с настоящим Федеральным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (пункта 4 части 4 статьи 38 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС и договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
Частью 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что территориальный фонд в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Порядок осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержден приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н (далее - Порядок контроля за деятельностью СМО).
В соответствии с пунктом 5 Порядка контроля за деятельностью СМО, комплексная проверка проводится в целях рассмотрения комплекса вопросов, связанных с соблюдением законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании и с использованием средств обязательного медицинского страхования за определенный период деятельности страховой медицинской организации.
В силу пункта 8 Порядка контроля за деятельностью СМО, основанием для проведения проверки является приказ территориального фонда, определяющий тему проверки, численный и персональный состав комиссии (рабочей группы), сроки проведения проверки, форму проверки (выездная или документарная (камеральная), проверяемый период.
Согласно пунктам 18 и 23 Порядка контроля за деятельностью СМО, по результатам проверки составляется акт проверки. Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации) на основании акта проверки в порядке, определенном Федеральным законом N 326-ФЗ.
В силу пункта 22 Порядка контроля за деятельностью СМО, в случае несогласия с результатом рассмотрения территориальным фондом письменных возражений на акт проверки страховая медицинская организация (филиал страховой медицинской организации) вправе обжаловать данное решение в судебном порядке.
В соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ, страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере ОМС, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров.
На основании пунктов 2 и 7 части 2 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктов 2.4 и 2.5 договора СМО обязана:
- вести учет застрахованных лиц, выданных им полисов обязательного медицинского страхования в соответствии с Порядком персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 25.01.2011 N 29н (далее - Порядок N 29н);
- собирать, обрабатывать, обеспечивать сохранность и конфиденциальность сведений и информации при осуществлении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, осуществлять обмен указанными сведениями между субъектами и участниками ОМС в соответствии с общими принципами построения и функционирования информационных систем и порядком информационного взаимодействия в сфере ОМС, утверждаемыми Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) в соответствии с пунктом 8 части 8 статьи 33 Федерального закона N 326-ФЗ.
Персонифицированный учет в сфере ОМС - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 43 Федерального закона N 326-ФЗ).
Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах ведется в форме единого регистра застрахованных лиц, являющегося совокупностью его центрального и региональных сегментов, содержащих сведения о застрахованных лицах (часть 3 статьи 44 Федерального закона N 326-ФЗ).
Согласно пунктам 9, 10, 12 и 13 Порядка N 29н, сведения о каждом застрахованном лице вносятся в единый регистр застрахованных лиц. Ведение регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц осуществляет территориальный фонд на основании сведений о застрахованных лицах, предоставляемых страховой медицинской организацией. При внесении сведений о застрахованном лице в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц страховая медицинская организация обеспечивает достоверность и корректность вносимых сведений и осуществляет проверки, позволяющие предотвратить появление в региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц дублирующих записей:
1) на наличие повторений по фамилии, имени, отчеству, дате и месту рождения;
2) на наличие повторений по данным документа, удостоверяющего личность;
3) корректности указания пола застрахованного лица;
4) на наличие повторений по дате рождения и адресу регистрации по месту жительства;
5) на наличие повторений по фамилии, имени и отчеству и адресу регистрации по месту жительства;
6) на наличие повторений по страховому номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Таким образом, страховая медицинская организация несет ответственность за внесение в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения.
В ходе проведения выездной плановой комплексной проверки комиссия выявила ряд нарушений в деятельности Курского филиала АО "Страховая компания "СОГАЗМед" в сфере обязательного медицинского страхования, о чем был составлен акт выездной плановой комплексной проверки от 31.05.2022 N 2022/05-07/11.
Согласно акту в проверяемом периоде обязательного медицинского страхования и использования средств обязательного медицинского страхования были допущены следующие случаи внесения недостоверных и некорректных сведений по застрахованным лицам:
- в 70 записях о застрахованных по обязательному медицинскому страхованию содержатся дублирующие данные по серии и номере документа, удостоверяющего личность;
- в 20 записях о застрахованных по обязательному медицинскому страхованию содержится недостоверная информация о гражданстве застрахованного лица;
- в 140 записях о застрахованных по обязательному медицинскому страхованию содержатся дублирующие данные по уникальному номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Однако, в 14 случаях, штрафные санкции в размере 42.000 руб. к обществу не могут быть применены, поскольку в спорных случаях полисы ОМС оформлены ещё до заключения договора, который ввел данное нарушение и установил ответственность за его совершение, и по которому фондом предъявляются штрафные санкции к обществу.
Согласно пункту 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Таким образом, суд апелляционной инстанции делает вывод, что обязательство по внесению сведений в единый регистр застрахованных лиц возникло у общества после заключения договора, а полисы ОМС оформлены ранее.
Согласно пункту 18 Порядка контроля за деятельностью СМО, результаты проверки излагаются в акте проверки на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных документами, результатами проведенных проверок и процедур фактического контроля, других действий, связанных с проведением проверки. В акте проверки не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что факт внесения недостоверных сведений по спорным случаям именно обществом, а также время внесения обществом недостоверных сведений не подтверждены актом проверки и приложениями к нему, что исключает ответственность общества.
Довод фонда о наличии у общества обязанности по актуализации сведений, внесенных в единый реестр застрахованных лиц, а также обязанности по информированию застрахованных лиц о необходимости получения полиса, а фонда - о гражданах, не обратившихся за оформлением полиса, отклоняется судом апелляционной инстанции как нормативно неустановленный и документально неподтвержденный.
Суд апелляционной инстанции установил, что из акта выездной плановой комплексной проверки от 31.05.2022 N 2022/05-07/11 следует, что фонд взыскивает с общества штрафные санкции за внесение в единый реестр застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения. Такого нарушения в указанных выше 14 случаях обществом не допущено и судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что к обществу не может быть применена ответственность, установленная после совершения действий по внесению записей единый реестр застрахованных лиц по 14 спорным случаям. Данный вывод основан на общих принципах применения ответственности, согласно которому нормы, устанавливающие ответственность за нарушение, не имеют обратной силы и распространяются на правоотношения, возникшие после введения их в действие.
Указанный правовой подход применяется судами при рассмотрении схожих дел, в частности, в рамках рассмотрения дела N А41-53541/2022, Определением Верховного Суда РФ от 10.10.2023 N305-ЭС23-17751 отказано в передаче дела N А41-53541/2022 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.
В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями, при том, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований или возражений.
Ответчиком в суде первой инстанции было заявлено о пропуске срока исковой давности в отношении части требований.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как следует из материалов дела, согласно перечню функций ТФОМС при ведении РС ЕРЗ, утвержденному Приказом ФОМС от 07.04.2011 N 79 "Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования" подсистема РС ЕРЗ должна ежедневно (в случае наличия) принимать и обрабатывать сведения от СМО о новых застрахованных лицах и изменении сведений и обеспечивать форматно-логический контроль данных, а также отправлять в СМО в ответ на ее сообщения с данными о застрахованных лицах протокол обработки, включающий в себя результаты ФЛК. В случае ошибок при проверке данных, поступивших от СМО, информация об этом направляется ТФОМС в СМО.
Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 января 2011 г. N 29н "Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования" при обработке файлов с изменениями в территориальном фонде осуществляется форматно-логический контроль данных, идентификация записей по региональному сегменту единого регистра застрахованных лиц, внесение сведений о застрахованных лицах (п. 15), после обработки файлов с изменениями в территориальном фонде формируются файлы подтверждения и/или отклонения изменений, которые направляются соответствующим страховым медицинским организациям, медицинским организациям для проведения корректировки сведений о застрахованных лицах (п. 16).
Согласно п. 19 данного приказа ТФОМС не реже 1 раза в день проводит проверку достоверности сведений о застрахованном лице, полученных от страховой медицинской организации, путем направления запросов в органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и в случае выявления несоответствий в сведениях о застрахованном лице направляет информационные файлы в страховую медицинскую организацию с их указанием.
Согласно п. 20 Территориальный фонд обеспечивает актуализацию регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц, уведомляет об этом страховые медицинские организации и направляет информационные файлы в Федеральный фонд для актуализации центрального сегмента единого регистра застрахованных лиц.
Согласно п. 21 Территориальный фонд актуализирует региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц на основании сведений, получаемых от Федерального фонда из центрального сегмента единого регистра застрахованных лиц.
Согласно п. 24 Территориальный фонд при внесении изменений в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц формирует файлы с изменениями, которые направляет в Федеральный фонд для актуализации центрального сегмента единого регистра застрахованных лиц по мере необходимости, но не реже 1 раза в день при наличии изменений в сведениях о застрахованных лицах.
Согласно действовавшему в спорный период Регламенту информационного взаимодействия при информационном обмене между Региональным и Центральным сегментами Единого регистра застрахованных лиц указанные стороны обмениваются следующими сведениями:
Изменение состояния на учете застрахованного лица на данной территории (выбор СМО, замена СМО, снятие с учета по причинам постановки на учет на другой территории, смерти или окончания срока права на ОМС, восстановление на учете по причинам отмены регистрации смерти, изменения даты последующей постановки на учет, окончания срока прохождения застрахованным лицом военной службы или приравненной к ней службы);
Изменение сведений о документе, подтверждающем факт страхования (ДПФС) по застрахованным лицам на данной территории;
Изменение персональных данных и документов, удостоверяющих личность, по застрахованным лицам на данной территории;
Информацией о смерти застрахованного лица, не состоящего на учете на данной территории;
Информацией о прикреплении застрахованного лица к медицинскому учреждению.
Изменение состояния на учете застрахованного лица на данной территории отправляется в следующие сроки:
выбор СМО, замена СМО - не позднее 3 рабочих дней, следующего за написанием заявления на выбор (замену) СМО застрахованным лицом или его представителем;
Изменение сведений о документе, подтверждающем факт страхования, по застрахованным лицам на данной территории отправляется не позднее 1 рабочего дня после получения сведений из СМО;
Изменение персональных данных и документов, удостоверяющих личность, по застрахованным лицам на данной территории отправляется не позднее 1 рабочего дня после получения сведений из СМО;
Таким образом, ТФОМС на ежедневной основе должен выявлять наличие недостоверных сведений в РС ЕРЗ, в том числе путем сверок с ЦС ЕРЗ.
Соответственно, узнать о наличии недостоверных сведений и оснований для предъявления санкций согласно норм права и договора истец должен был не позднее следующего за их внесением дня.
Исковое заявление (исх.N 04-02/190 от 23.01.2023) подано в суд 24.01.2023, при этом суд принимает во внимание соблюдение претензионного порядка, приостанавливающего течение срока исковой давности на 1 месяц.
Таким образом, 107 случаев внесения данных в ЕРЗ до 24.12.2019 выходят за рамки исковой давности в три года с учетом соблюдения претензионного порядка.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Ответчик заявил о пропуске срока исковой давности, истец же доказательства перерыва течения срока исковой давности при наличии такового не представил.
Применение судом исковой давности по заявлению стороны в споре направлено на сохранение стабильности гражданского оборота и защищает его участников от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
В случае пропуска срока исковой давности принудительная (судебная) защита прав истца, независимо от того, было ли действительно нарушено его право, невозможна.
Рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции откладывалось с целью представления сторонами дополнительных пояснений, в т.ч. относительно расчета.
В соответствии со ст.ст. 9, 65 АПК РФ лицо, не воспользовавшееся своими процессуальными правами, несёт риск наступления соответствующих негативных правовых последствий своего действия (бездействия).
Расчет ответчика документально не опровергнут, арифметическая верность не оспорена.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о пропуске срока исковой давности и отказу в удовлетворении исковых требований в части взыскания 321000 руб. штрафа по 107 случаям.
Указанный правовой подход применяется судами при рассмотрении схожих дел, в частности, в рамках рассмотрения дела N А41-30775/2022, Определением Верховного Суда РФ от 01.08.2023 N 305-ЭС23-12975 отказано в передаче дела N А41-30775/2022 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.
В отношении иных случаев штрафа судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены оспариваемого судебного акта в отношении двух случаев по полисам N 4696189784000046 и N 4652320884000196.
Довод апелляционной жалобы о необходимости применения ст.333 ГК РФ подлежит отклонению как невлекущий отмену оспариваемого судебного акта по следующим основаниям.
В силу норм статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для освобождения от ответственности АО "СК "СОГАЗ-Мед" не установлено.
По мнению ответчика, штраф подлежит уменьшению ввиду его несоразмерности последствиям нарушения обязательства, в связи с чем, заявил ходатайство о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
В соответствии с пунктом 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
В силу пункта 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" подлежащая уплате неустойка может быть уменьшена судом, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
В соответствии с пунктом 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае оценивается судом с учетом конкретных обстоятельств дела и взаимоотношений сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование ходатайства о снижении штрафа ответчик ссылался на отсутствие неблагоприятных последствий для участников системы ОМС, включая ТФОМС, а также на непричинение истцу убытков и несоразмерность штрафа.
При оценке доводов ответчика суд области обоснованно исходил из того, что размер штрафа согласован сторонами в договоре, предусмотрен с целью надлежащего исполнения страховой медицинской организацией своих обязательств по ОМС.
Таким образом, проанализировав представленные доказательства по правилам ст.ст.65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании штрафа по двум случаям нарушения в размере 6000 руб.
Процессуальных оснований для применения ст.333 ГК РФ судебная коллегия апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает верным по делу решение Арбитражного суда Курской области от 26.06.2023 по делу N А35-451/2023 изменить и взыскать с акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области штраф в размере 6 000 руб. 00 коп. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, пропорционально удовлетворенным требованиям.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с учетом результатов рассмотрения настоящего дела на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета правомерно взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце третьем п. 21 Постановления Пленума N 46, законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).
В рассмотренном случае при подаче апелляционной жалобы ответчик уплатил государственную пошлину. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы она была частично удовлетворена. В данном случае судебным актом взыскивается не государственная пошлина, а распределяются судебные расходы.
Следовательно, освобождение истца от уплаты государственной пошлины на основании пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных лицом, в пользу которого принято решение, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 26.06.2023 по делу N А35-451/2023 изменить.
Взыскать с акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427) в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области (ОГРН 1034637016501, ИНН 4629026970) штраф в размере 6 000 руб. 00 коп. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.
Взыскать с акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Курского филиала (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб. 00 коп.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области (ОГРН 1034637016501, ИНН 4629026970) в пользу акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427) 2 944,95 руб. - судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Курской области от 26.06.2023 по делу N А35-451/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Курского филиала - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-451/2023
Истец: ТФОМС Курской области
Ответчик: АО Курский филиал "Страховая компания "СОГАЗ-Мед"
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд