г. Киров |
|
30 октября 2023 г. |
Дело N А29-3723/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Бычихиной С.А., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии представителей
Учреждения - Рочевой О.В. по доверенности от 04.05.2023,
Фонда - Владимировой О.Н. по доверенности от 21.12.2022, Соловьевой И.С. по доверенности от 21.12.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская детская поликлиника N 3" и Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.07.2023 по делу N А29-3723/2023
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская детская поликлиника N 3"
(ИНН: 1101487223, ОГРН: 1021100523806)
к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми"
(ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)
о признании недействительным акта,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская детская поликлиника N 3" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд) о признании недействительным акта комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) от 07.03.2023 в части требования о возврате в бюджет Фонда денежных средств в размере 8 131 419 рублей 72 копеек и уплаты штрафа в размере 817 013 рублей 72 копеек. В случае отказа в удовлетворении требований Учреждение просило снизить размер назначенного штрафа.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 06.07.2023 заявленные требования удовлетворены частично: акт от 07.03.2023 признан недействительным в части требования об уплате штрафа в размере 700 000 рублей, а также в части требования о возврате в бюджет Фонда денежных средств в размере 75 028 рублей 29 копеек.
Учреждение с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Учреждение считает, что выплата заработной платы воспитателю реабилитационного центра, доплаты в размере 25 % должностного оклада врачам-педиатрам участковым и медицинским сестрам врачей-педиатров участковых, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, оплата проезда к месту использования отпуска и обратно неработающих членов семей работников Учреждения, оплата договоров, заключенных с ООО ВДФ "Акцепт", за хранение вакцин, затраты на приобретение бутилированной питьевой воды и одноразовых стаканчиков для кулера правомерно произведены за счет средств ОМС.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Учреждения не согласился.
Фонд с принятым решением суда также не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Фонда считает, что Учреждение неправомерно выплатило за счет средств ОМС излишнюю заработную плату сотрудникам Учреждения Дзековой Т.А., Каневой С.М., Никитиной И.Е. и пособие по временной нетрудоспособности Ивановой Е.В. Кроме того, Фонд не согласен с уменьшением размера штрафа, начисленного Учреждению за использование не по целевому назначению средств ОМС. По мнению Фонда, штраф является соразмерным характеру допущенного нарушения.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Фонда не согласилось.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми, представители Учреждения и Фонда поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах и в отзывах на них.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении Учреждения проведена комплексная проверка использования средств ОМС, полученных в рамках выполнения территориальной программы ОМС за период с 01.01.2021 по 31.12.2022.
По результатам проверки Фонд пришел к выводу, что Учреждение неправомерно осуществило за счет средств ОМС следующие расходы:
- излишне выплаченная заработная плата сотрудникам Учреждения, трудовые отношения с которыми прекращены на основании статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) (44 649 рублей 80 копеек);
- излишне выплаченное пособие по временной нетрудоспособности (40 378 рублей 49 копеек);
- начисление заработной платы воспитателю реабилитационного центра, источником финансового обеспечения которого являются средства республиканского бюджета (23 056 рублей 58 копеек);
- доплата за счет средств ОМС в размере 25 % должностного оклада врачам-педиатрам участковым и медицинским сестрам врачей-педиатров участковых, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (206 271 рублей 68 копеек);
- оплата проезда к месту использования отпуска и обратно неработающих членов семей работников Учреждения (4 733 730 рублей 10 копеек);
- приобретение периодического издания "Медицинская газета" (4 506 рублей 46 копеек);
- оплата по договорам, заключенным с ООО ВДФ "Акцепт", за хранение вакцин, проводимых в рамках национального календаря профилактических прививок Российской Федерации (2 916 920 рублей);
- выплата компенсации за задержку оплаты труда сотрудникам (2 070 рублей 34 копеек);
- приобретение электрического чайника для персонала Учреждения (2 399 рублей);
- приобретение бутилированной питьевой воды и одноразовых стаканчиков для кулера (167 437 рублей 27 копеек).
Результаты проверки отражены в акте от 07.03.2023, которым на Учреждение возложена обязанность возвратить в бюджет Фонда использованные не по целевому назначению средства ОМС в размере 8 507 760 рублей 43 копеек, а также оплатить штраф в размере 850 776 рублей 04 копеек.
С учетом дополнительных документов, представленных Учреждением, Фондом предложено возвратить использованные не по целевому назначению средства ОМС в размере 8 170 137 рублей 22 копеек и оплатить штраф в размере 817 013 рублей 72 копеек.
Не согласившись с актом, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 9, частью 6 статьи 14, пунктом 1 части 1, пунктом 5 части 2 статьи 20, статьей 21, частью 5 статьи 26, частью 2, пунктами 2, 8, 12 части 7 статьи 34, частями 6, 7 статьи 35, частями 1, 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), частями 1, 2, 13 статьи 37, пунктом 2 части 1 статьи 72, пунктом 8 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), частью 2 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 N 1268 "О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.10.2019 N 878н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей", Типовым положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.01.2011 N 15н, Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н (далее - Приказ N 108н), Порядком осуществления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования контроля за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования, утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 19.12.2013 N 260, Законом Республики Коми от 31.12.2004 N 78-РЗ "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками государственных органов Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми", учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 24.06.2009 N 11-П, от 19.01.2016 N 2-П, Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 N 14379/11, Арбитражный суд Республики Коми частично удовлетворил требования Учреждения.
Рассмотрев апелляционные жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для их удовлетворения.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утверждена постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2020 N 676; территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Коми на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утверждена постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2021 N 668 (далее - территориальные программы).
1. В ходе проверки Фондом установлен факт просроченной дебиторской задолженности по подстатье КОСГУ 211 "Заработная плата" на сумму 30 574 рублей 34 копеек. Задолженность образовалась в результате излишне выплаченной Учреждением заработной платы сотрудникам, трудовые отношения с которыми прекращены на основании статьи 77 ТК РФ.
Учреждением не предпринимались меры по взысканию просроченной дебиторской задолженности с уволенных работников, что, по мнению Фонда, является нарушением принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, поэтому расходование средств ОМС на сумму 44 649 рублей 80 копеек Фондом признано использованием средств ОМС не по целевому назначению.
Учреждение оспаривает выводы Фонда относительно неправомерного расходования денежных средств, выплаченных работникам Каневой С.М. (трудовой договор прекращен с 28.08.2017), Никитиной И.Е. (трудовой договор прекращен 25.08.2017), Дзековой Т.А. (трудовой договор прекращен 31.05.2019) на сумму 34 649 рублей 80 копеек.
Данные выплаты были произведены в 2017 и 2019 годах.
В проверяемом периоде дебиторская задолженность по заработной плате Дзековой Т.А. составляет в размере 20 574 рублей 34 копеек. Дебиторская задолженность по заработной плате Каневой С.М. и Никитиной И.Е. в сумме 14 075 рублей 46 копеек списана на основании приказа от 31.01.2021 N 486.
Кроме того, Фондом установлен факт излишне выплаченной Ивановой Е.В. суммы пособия по временной нетрудоспособности за счет средств ОМС по подстатье КОСГУ 213 в размере 40 378 рублей 49 копеек.
Согласно материалам дела Иванова Е.В. состояла с Учреждением в трудовых отношениях в период с 10.01.2017 по 05.09.2018.
На основании листков временной нетрудоспособности на периоды с 18.02.2017 по 28.07.2017, с 29.07.2017 по 01.09.2017, с 11.09.2017 по 30.11.2017 работодателем назначено и выплачено Ивановой Е.В. пособие по временной нетрудоспособности.
В последующем Учреждению стало известно, что с 21.12.2011 Ивановой Е.А. установлена 3 группа инвалидности, в связи с этим сумма излишней выплаты пособия по временной нетрудоспособности составила 41 340 рублей 32 копеек, сумма не возмещенного Учреждению пособия составила 40 378 рублей 49 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 20.12.2018 по делу N 33-6978/2018 отказано в удовлетворении исковых требований Учреждения к Ивановой Е.А. о взыскании излишне уплаченной суммы пособия в размере 40 378 рублей 61 копеек. Суд руководствовался положениями пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав, что при отсутствии недобросовестности при получении пособия Ивановой Е.А. денежные средства возврату не подлежат.
Согласно приказу Учреждения от 16.12.2021 N 1074/1 просроченная дебиторская задолженность пособия по временной нетрудоспособности списана в размере 40 378 рублей 49 копеек.
Между тем, проверка в отношении Учреждения проводилась за период с 2021 по 2022 годы, выплаты Каневой С.М., Никитиной И.Е., Дзековой Т.А., Ивановой Е.А. за счет средств ОМС произведены в 2017-2019 годы, то есть за пределами проверяемого периода.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование Фонда о возврате денежных средств в размере 75 028 рублей 29 копеек и начисление штрафа в размере 7 502 рублей 83 копеек является неправомерным, так как Учреждение не расходовало средства Фонда в спорный период.
Доводы Фонда о том, что в проверяемом период спорные денежные средства числились на балансе Учреждения, правильно отклонены судом первой инстанции, поскольку действующее законодательство признает нецелевым использованием именно факт направления средств или оплату денежных обязательств, чего в данном случае не было в спорные (проверенные) периоды.
2. Фондом установлено, что Учреждение в марте, апреле 2022 года начислило заработную плату воспитателю реабилитационного центра в размере 23 056 рублей 58 копеек, источником финансового обеспечения которой являются средства республиканского бюджета.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 195 Приказа N 108н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
Порядком организации медицинской реабилитации детей, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.10.2019 N 878н предусмотрено наличие в штате медицинской организации должности воспитателя только при оказании медицинской помощи в стационарных условиях, то есть в условиях, обеспечивающих круглосуточное наблюдение и лечение.
Каким-либо иным нормативным актом не предусмотрена необходимость включения в штат медицинской организации должности воспитателя при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что расходы на заработную плату воспитателя являются нецелевым использованием средств ОМС.
Доводы Учреждения о том, что в акте от 07.03.2023 отсутствует обоснование предъявленного нарушения расходования средств ОМС, не являются основанием для отмены оспариваемого акта.
3. Фондом установлено, что Учреждение осуществило за счет средств ОМС компенсационные выплаты в размере 25 % должностного оклада врачам-педиатрам участковым и медицинским сестрам врачей-педиатров участковых, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, в сумме 206 271 рублей 68 копеек за 4 квартал 2022 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2022 N 1268 утвержден "Порядок предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией" (далее - Порядок N 1268).
Пунктом 1 Порядка N 1268 установлены компенсационные выплаты в размере 25 процентов оклада (оклада по воинской должности, оклада по занимаемой должности) оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции: врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-инфекционистам, среднему медицинскому персоналу, работающему с данными врачами, фельдшерам фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 506 и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 429 от 26.07.2022 утверждены "Методические рекомендации по порядку применения постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2022 г. N 1268 "О порядке предоставления компенсационной выплаты отдельным категориям лиц, подвергающихся риску заражения новой коронавирусной инфекцией" (далее - Методические рекомендации).
В пункте 2 Методических рекомендаций указано, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в целях установления компенсационных доплат рекомендуется определить актом:
медицинские организации, в том числе перепрофилированные, оказывающие медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях в соответствии с пунктом 1.2 приложения N 5 к приказу Минздрава России от 19 марта 2020 г. N 198н;
медицинские организации (структурные подразделения медицинских организаций), в том числе перепрофилированные или дополнительно созданные структурные подразделения медицинских и иных организаций, непосредственно оказывающие первичную медико-санитарную помощь пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций (далее - ОРВИ), внебольничной пневмонии, гриппа, новой коронавирусной инфекции COVID-19, непосредственно оказывающие медицинскую помощь и осуществляющие отбор биологического материала для исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 в ежедневном режиме работы в соответствии с пунктом 1.1 приложения N 3 к приказу Минздрава России от 19 марта 2020 г. N 198н;
специально выделенные медицинские бригады (медицинские работники) для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, оказывающие первичную медико-санитарную помощь на дому пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций, внебольничной пневмонии, гриппа, новой коронавирусной инфекции COVID-19 и осуществляющие отбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Руководителям указанных медицинских организаций (структурных подразделений), а также федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, определенных в маршрутизации оказания медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, рекомендуется установить перечень должностей работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь пациентам, в том числе осуществляющих отбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, для осуществления компенсационных доплат в соответствии с пунктом 1 постановления N 1268.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Коми (далее - Минздрав РК) от 12.08.2022 N 1316-р (далее - Приказ N 1316-р) внесены изменения в приказ Минздрава РК от 31.01.2022 N 123-р "Об утверждении временного порядка организации оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях лицам с новой коронавирусной инфекцией и подозрением на нее на территории Республики Коми" (далее - Приказ N 123-р).
Согласно Приказу N 1316-р Учреждение включено в перечень медицинских организаций, непосредственно оказывающих первичную медико-санитарную помощь пациентам с симптомами острых респираторных вирусных инфекций, внебольничной пневмонии, гриппа, новой коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе осуществляющих отбор биологического материала для исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также имеющих выделенные медицинские бригады (медицинских работников), оказывающих первичную медико-санитарную помощь на дому пациентам с симптомами острых вирусных инфекций, внебольничной пневмонии, гриппа, новой коронавирусной инфекции COVID-19 и осуществляющие отбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Кроме того, пунктом 1.2. Приказа N 1316-р Приказ N 123-р дополнен пунктом 2.7., согласно которому руководителям медицинских организаций Республики Коми, подведомственных Минздраву РК, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях лицам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и подозрением на нее обеспечить создание медицинских бригад (выделение медицинских работников), оказывающих первичную медико-санитарную помощь на дому пациентам с симптомами острых вирусных инфекций, внебольничной пневмонии, гриппа, новой коронавирусной инфекции COVID-19 и осуществляющих отбор биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Минздравом РК издан приказ от 13.10.2022 N 10/389 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Республики Коми от 30 июня 2018 г. N 6/274 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений Республики Коми, в отношении которых Министерство здравоохранения Республики Коми осуществляет функции и полномочия учредителя" (далее - Приказ N 10/389).
Пунктом 2 Приказа N 10/389 приказ Минздрава РК от 30.06.2018 N 6/274 дополнен пунктом 3.2.3-1 следующего содержания:
"Установить компенсационные выплаты в размере 25 процентов должностного оклада оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции:
врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-инфекционистам, среднему медицинскому персоналу, работающему с данными врачами, фельдшерам фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях.
В Учреждении утверждается перечень должностей работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией, которым устанавливается компенсационная выплата за фактически отработанное время по графику, отдельно по основной работе и работе по совместительству".
Учреждением издан приказ от 19.10.2022 N 902-р, которым утвержден перечень должностей работников, непосредственно оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией, которым устанавливается компенсационная выплата.
Также Учреждением издан приказ от 02.11.2022 N 951-р, которым установлена компенсационная выплата работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией.
Фондом установлено и Учреждением не оспаривается, что компенсационная выплата в размере 25 % была установлена всем врачам-педиатрам участковым и медицинским сестрам участковым, работающим в Учреждении.
Документов, подтверждающих создание медицинских бригад (выделение медицинских работников) в соответствии с пунктом 2.7. Приказа N 123-р в редакции пункта 1.2. Приказа N 1316-р, которым именно руководителям медицинских организаций предписано создание соответствующих медицинских бригад (выделение медицинских работников), не представлено.
Компенсационная выплата была начислена 18 работникам Учреждения (10 врачам и 8 медицинским сестрам), которые не принимали участие в спорном периоде в оказании медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции.
Учреждение представило список лиц, которым оказывалась медицинская помощь во 2 полугодии 2022 года в связи с выявлением респираторных заболеваний.
В соответствии с данным списком только одному пациенту был поставлен диагноз - новая коронавирусная инфекция.
Лечение пациента по этому случаю осуществлялось врачами Чужмаровой Е.С. и Лузиной Н.В.
Фонд по этим медицинским работникам не выявил нарушений, связанных с установлением необоснованных доплат.
Отбор биологического материала медицинской сестрой Черняевой И.В. у данного пациента не свидетельствует об обоснованности установления последней указанной надбавки, поскольку данная выплата была начислена не за фактическое отработанное время, а на величину полного месячного оклада медицинской сестры.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно признал спорные выплаты нецелевым использованием средств ОМС.
4. Фондом установлено нецелевое использование средств ОМС в виде оплаты проезда к месту использования отпуска и обратно, провоза багажа неработающим членам семьи работников Учреждения в сумме 4 733 730 рублей 10 копеек.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно (часть 1).
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (часть 8).
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Коми от 31.12.2004 N 78-РЗ "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками государственных органов Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми" (далее - Закон N 78-РЗ) лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющиеся работниками организаций (далее - работники), имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации) проезд в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Работодатели (организации) также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, а также несовершеннолетним детям, в том числе находящимся под опекой (попечительством), включая в приемной семье, работника) независимо от времени использования отпуска.
В части 1 статьи 5 Закона N 78-РЗ установлено, что предоставление организациями, за исключением организации, указанной в части второй настоящей статьи, гарантий и компенсаций, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Таким образом, оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, провоза багажа неработающим членам семьи работников Учреждения
осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно признал спорные выплаты нецелевым использованием средств ОМС.
Ссылка Учреждения на письмо Министерства здравоохранения Республики Коми от 05.08.2021 N 12546/01-20 не принимается, поскольку из буквального содержания письма следует, что рекомендовано осуществлять за счет всех имеющихся в учреждении источников финансирования компенсацию стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, стоимости багажа сотрудникам учреждений, а не неработающим членам их семей.
5. Фондом установлено нецелевое использование средств ОМС в виде затрат на приобретение бутилированной питьевой воды и одноразовых стаканчиков для кулера в размере 167 437 рублей 27 копеек.
Данные затраты непосредственно не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), не являются необходимыми для обеспечения деятельности медицинской организации, не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Доводы Учреждения о том, что вода необходима для того, чтобы пациенты, которые находятся в дневном стационаре, могли запивать лекарственные препараты, подлежат отклонению.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.03.2018 N 92н утверждено "Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям".
Названным приказом утверждены "Стандарт оснащения детской поликлиники (детского поликлинического отделения)", "Стандарт оснащения дневного стационара детской поликлиники (детского поликлинического отделения)", которыми не предусмотрена организация питьевого режима для пациентов.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно признал данные затраты нецелевым использованием средств ОМС.
6. Фондом установлено нецелевое использование средств ОМС в виде затрат на оплату по договорам складского хранения, заключенных Учреждением с ООО ВДФ "Акцепт" за хранение вакцин, проводимых в рамках национального календаря профилактических прививок Российской Федерации в размере 2 916 920 рублей.
Согласно пояснениям Учреждения на складах ООО ВДФ "Акцепт" хранились иммунобиологические препараты, включенные в национальный календарь профилактических прививок. Вакцины приобретались Минздравом РК и в дальнейшем распределялись по медицинским учреждениям через ООО ВДФ "Акцепт".
Подпунктом 4 пункта 4 раздела 4 территориальных программ предусмотрено, что за счет средств ОМС предусмотрена организация и проведение профилактических прививок детскому и взрослому населению (за исключением обеспечения медицинскими иммунобиологическими препаратами, используемыми в рамках Национального календаря профилактических прививок и Национального календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям).
Согласно подпункту 15 пункта 3 раздела 5 территориальных программ установлено, что за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Коми в государственных учреждениях здравоохранения Республики Коми осуществляется финансовое обеспечение в государственных учреждениях Республики Коми, состоящих в реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования, расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в системе обязательного медицинского страхования, на обеспечение иммунобиологическими препаратами, донорской кровью и ее компонентами.
Территориальные программы не предусматривают финансирование мероприятий по хранению вакцин за счет средств ОМС.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что за счет средств бюджетной системы должны быть приобретены и поставлены в медицинские организации вакцины, используемые в рамках национального календаря профилактических прививок Российской Федерации, а за счет средств ОМС - непосредственно организация и проведение таких прививок в медицинских организациях.
Санитарно-эпидемиологические правила и общие требования к условиям транспортирования и хранения всех групп иммунобиологических лекарственных препаратов (далее - ИЛП), порядок транспортирования и хранения ИЛП от момента их изготовления до использования в медицинских организациях, а также требования к оборудованию, обеспечивающему сохранность исходного качества и безопасность ИЛП, и порядок использования этого оборудования установлены СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2021 N 4 (далее - СанПиН 3.3686-21).
Согласно пункту 4253 СанПиН 3.3686-21 для сохранения высокого качества и безопасности ИЛП проводится с соблюдением "холодовой цепи" (приложение 38 к Санитарным правилам):
1) первый уровень - доставка ИЛП от организации-изготовителя до организаций оптовой торговли лекарственными средствами, включая этап таможенного оформления;
2) второй уровень - хранение ИЛП организациями оптовой торговли лекарственными средствами и доставка ИЛП до других организаций оптовой торговли лекарственными средствами, городских и районных (сельских) аптечных организаций, медицинских организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность;
3) третий уровень - хранение ИЛП городскими и районными (сельскими) аптечными организациями, медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую или медицинскую деятельность, и доставка ИЛП до медицинских организаций или их обособленных подразделений (в том числе участковых больниц, амбулаторий, поликлиник, родильных домов) или иных организаций (в том числе медицинских кабинетов организаций, осуществляющих образовательную деятельность и других организаций), использующих ИЛП, а также розничная реализация ИЛП;
4) четвертый уровень - хранение ИЛП в медицинских организациях или их обособленных подразделениях (в том числе участковых больницах, амбулаториях, поликлиниках, родильных домах), иных организациях (медицинских кабинетах организаций, осуществляющих образовательную деятельность и других организаций), где проводится иммунизация или используются ИЛП.
В соответствии с пунктом 5.3.1 Методических указаний "3.3.2400-08. 3.3. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Контроль за работой лечебно-профилактических организаций по вопросам иммунопрофилактики инфекционных болезней. Методические указания", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2008, длительность хранения медицинских иммунобиологических препаратов на 4-м уровне холодовой цепи не должна превышать одного месяца.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно указал, что осуществляя закупку вакцин, уполномоченное лицо вправе излагать в аукционной документации такие условия, которые в наибольшей мере будут отвечать интересам медицинских организаций, а также обеспечивать эффективность расходования бюджетных средств. В частности, заказчик может сформулировать условие, касающееся ежемесячной поставки вакцин в медицинские организации, в целях минимизации расходов, связанных с хранением вакцин.
Кроме того, согласно Методическим указаниям "МУ 3.3.2.1172-02. 3.3.2. Медицинские иммунобиологические препараты. Порядок обеспечения государственных муниципальных организаций здравоохранения медицинскими иммунобиологическими препаратами в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Методические указания", утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14.11.2002, оплата и доставка медицинских иммунобиологических препаратов (вакцинами, анатоксинами, иммуноглобулинами, предназначенными для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням) производятся за счет средств федерального и местного бюджетов.
Таким образом, принимая во внимание названные указания Главного государственного санитарного врача Российской Федерации можно сделать вывод, что до доставки вакцины непосредственно в медицинскую организацию расходы, в том числе по хранению приобретенных вакцин, компенсируются за счет средств бюджетной системы.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно признал спорные затраты нецелевым использованием средств ОМС.
7. В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
За нецелевое использование средств ОМС к Учреждению применены штрафные санкции в размере 817 013 рублей 72 копеек.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П).
Уменьшение судом первой инстанции размера штрафа, подлежащего взысканию с Учреждения до 700 000 рублей, по мнению суда апелляционной инстанции, учитывает характер, обстоятельства и последствия допущенного правонарушения, степень его вины, а также определяет размер ответственности, адекватный и соразмерный деянию страхователя.
Доводы Фонда, изложенные в апелляционной жалобе, установленных по делу обстоятельств, не опровергают.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы Учреждения и Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на Учреждение.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 06.07.2023 по делу N А29-3723/2023 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская детская поликлиника N 3" и Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3723/2023
Истец: Государственное Бюджетное Учреждение Здравоохранения Республики Коми "Сыктывкарская Детская Поликлиника N3"
Ответчик: Государственное Бюджетное Учреждение Республики Коми "Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования Республики Коми"
Третье лицо: Второй арбитражный апелляционный апелляционный суд, представитель заявителя Рочева Ольга Вячеславовна