город Ростов-на-Дону |
|
30 октября 2023 г. |
дело N А53-16715/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Сороки Я.Л., Шапкина П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семичасновым И.В.
при участии:
от истца: представителей не направил, извещен надлежащим образом (ходатайство в отсутствие);
от ответчика: представитель Лиманский М.А. по доверенности N 97-07/2 от 09.01.2023, удостоверение N 609;
от Министерства труда и социального развития Ростовской области: представитель Балашова М.Ю. по доверенности N 27-6/6769 от 09.08.2023, паспорт;
от иных лиц, участвующих в деле: представителей не направили, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансЭкспорт"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.08.2023 по делу N А53-16715/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТрансЭкспорт"
к ответчику публично-правовому образованию Ростовская область в лице Министерства финансов Ростовской области
при участии третьих лиц: муниципального унитарного предприятия МТК "Ростовпассажиртранс"; администрации г. Ростова-на-Дону; Министерства труда и социального развития Ростовской области; Департамента транспорта города Ростова-на-Дону
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансЭкспорт" (далее - ООО "ТрансЭкспорт", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о взыскании с публично-правового образования Ростовская область в лице Министерства финансов Ростовской области (далее - ответчик) убытков в виде выпадающих доходов по перевозке льготников федерального регистра за период май - декабрь 2021 года в сумме 48 090 305 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП МТК "Ростовпассажиртранс", администрация города Ростова-на-Дону, Министерство труда и социального развития Ростовской области, Департамент транспорта г. Ростова-на-Дону.
Решением от 23.08.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 23.08.2023 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Заявитель жалобы указывает, что ранее ООО "ТрансЭкспорт" обращалось с аналогичным исковым заявлением о взыскании убытков по перевозке льготников федерального регистра за период 2019, 2020, январь - апрель 2021 года. Настоящее исковое заявление являлось довзысканием суммы за 2021 год, период с мая по декабрь 2021 года. Предмет спора, доказательства и лица, участвующие в деле по делам N А53-5658/2021 и по делу N А53-16715/2022 идентичны, отличия только во взыскиваемом периоде, судом не применены положению о преюдиции.
В отзыве на жалобу Министерство финансов Ростовской области просит решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ООО "ТрансЭкспорт" - без удовлетворения. Ответчик указывает, что постановление Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 является действующим нормативным правовым актом, установившим порядок компенсации, методику расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков, и подлежит применению при рассмотрении настоящего спора. Несоответствие закону норм постановления, по которым обществу произведено фактическое возмещение расходов по перевозке в общественном транспорте областных льготников в соответствии с выданными едиными социальными проездными талонами за май-декабрь 2021 года, судом не установлено. Суммы полученного обществом в мае-декабре 2021 года возмещения расходов соответствуют методике расчета возмещения расходов, предусмотренной в подпункте 6.1.3 пункта 6 приложения N 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232. Следовательно, с учетом действующих в Ростовской области правил возмещения расходов транспортным организациям в связи с предоставлением услуг по перевозке обозначенных выше льготных категорий граждан оснований для удовлетворения иска по данному делу не имеется. Указанные выводы соответствуют подходу, изложенному в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251, и в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.08.2023 по делу NА53-21726/2021. В жалобе ООО "ТрансЭкспорт" отсутствуют доказательства о фактическом (действительном, реальном) количестве перевезенных льготников в спорный период. ООО "ТрансЭкспорт" не подтвержден ни факт причинения ему убытков, ни их размер, что исключает возможность удовлетворения иска.
В судебное заседание истец, муниципальное унитарное предприятие МТК "Ростовпассажиртранс", администрация г. Ростова-на-Дону и Департамент транспорта города Ростова-на-Дону явку не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое судом рассмотрено и удовлетворено.
Представители ответчика и Министерства труда и социального развития Ростовской области против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ТрансЭкспорт" является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа автобусами в г. Ростове-на-Дону по регулируемым тарифам на основании заключенного с Департаментом транспорта г. Ростова-на-Дону муниципального контракта N 14/20 от 02.03.2020 по маршрутам:
- N 11: 1-й пос. Орджоникидзе - Пригородный автовокзал; - N 18: мкр. Суворовский - пл. К. Маркса;
- N 40: ЖК "Западная резиденция" - филиал Часового завода "Витязъ"; - N 66: ул. Стартовая - пос. Александровка;
- N 68: Нахичеванский рынок - ЖК "Красный Аксай" - пос. Александровка; - N 81: пл. К. Маркса - мкр. Суворовский.
Согласно указанному контракту, предприятие принимает на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией г. Ростова-на-Дону в общественном городском транспорте, и отдельных категорий граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 26.09.2017 N 941 "О внесении изменений в постановление администрации города Ростова-на-Дону от 24.08.2010 N 627 "Об установлении тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте городского сообщения" утверждены тарифы на регулярные перевозки в городе Ростове-на-Дону.
В течение срока действия вышеуказанного муниципального контракта применялись тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа, установленные данным постановлением - стоимость проезда 1 человека - 23 рубля.
В период действия контракта предприятие также оказывало услуги по перевозке пассажиров, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте.
С целью возмещения убытков, связанных с перевозкой граждан, включенных в федеральный регистр (далее - федеральных льготников), между МУП МТК "Ростовпассажиртранс" и ООО "ТрансЭкспорт" был заключен договор N 11 от 01.11.2018 о порядке распределения сумм, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов (далее - ЕСПБ), между транспортными организациями, осуществляющими перевозку пассажиров на маршрутах города Ростова-на-Дону в городском сообщении в соответствии с Постановлением администрации г. Ростова-на-Дону N 1058 от 18.09.2014 "Об определении уполномоченной организации, реализующей мероприятия по обеспечению проезда на городских маршрутах отдельных категорий граждан" и Постановлением Администрации Ростова-на-Дону N 622 от 23.05.2016.
Понесенные расходы по перевозке в общественном транспорте льготных категорий граждан за 2021 год были компенсированы предприятию МУП "МТК "Ростовпассажиртранс" на основании предоставленных актов оказанных услуг по договору N 11 от 01.11.2018.
При этом, как указывает истец, в соответствии с пунктами 1.2, 3.1 и 3.2 договора N 11 от 01.11.2018 в актах стороны отражали не фактическую численность федеральных льготников, перевезенных ООО "ТрансЭкспорт", а количество федеральных льготников, приходящих (пропорционально его доле) на его долю денежных средств, вырученных МУП МТК "Ростовпассажиртранс" от реализации ЕСПБ.
Исходя из этого, истец полагает, что МУП МТК "Ростовпассажиртранс" частично возместило расходы ООО "ТрансЭкспорт", связанные с перевозкой федеральных льготников по ЕСПБ.
ООО "ТрансЭкспорт" произвело расчет недополученных доходов по перевозке граждан в мае - декабре 2021 года и обратилось в суд с заявлением о взыскании убытков в размере 48 090 305 рублей.
В подтверждение понесенных убытков истец представил суду следующие документы: расчет убытков (л.д. 15-16, том 1); ежемесячные акты предоставленных услуг по перевозке федеральных льготников в городском пассажирском транспорте по единым социальным проездным билетам за май - декабрь 2021 года, составленные между МУП МТК "Ростовпассажиртранс" и ООО "ТрансЭкспорт" (л.д. 12-14, 54-77, том 1); результаты обследования пассажиропотока общественного транспорта городского сообщения в 2021 году (л.д. 39-47, том 1); ежемесячные расчеты удельного веса перевозки по транспортным предприятиям от общего объема перевозки пассажиров по единым социальным проездным билетам за май - декабрь 2021 года (л.д. 128-151, том 4); ежемесячные своды по распределению денежных средств автоперевозчикам федеральных льготников (ЕСПБ) за май - декабрь 2021 года (л.д. 72-79, том 4); ежемесячные расчеты по распределению денежных средств, поступивших от реализации единых социальных проездных билетов через ООО "Участие", ООО "Доверие", ПАО "Сбербанк" подлежащих перечислению транспортным предприятиям за апрель - декабрь 2021 года (л.д. 80-127, том 4); ежемесячные акты сверки по количеству реализованных проездных билетов с ООО "Участие", ООО "Доверие", МУП МТК "Ростовпассажиртранс" за апрель - декабрь 2021 года (л.д. 68-139, том 2); выписку с расчетного счета МУП МТК "Ростовпассажиртранс", свидетельствующую о ежемесячном поступлении денежных средств за реализацию проездных билетов от ПАО "Сбербанк" за апрель - декабрь 2021 года (л.д. 143-150 том 2, том 3, 1-73 том 4); информацию МБУ "Центр ИТС" о количестве выполненных ООО "ТрансЭкспорт" рейсов за 2021 год (л.д. 110-112, том 5).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу абзаца 2 пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Таким образом, именно неисполнение обязанности по выплате компенсации не полученной от потребителей платы влечет возникновение убытков.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 263 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действующей в период спорных правоотношений, предусмотрено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 этой статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно подпункту 24 пункта 2 названной статьи социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, жертв политических репрессий, в том числе, за счет средств предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Областным законом Ростовской области от 30.06.2006 N 507-ЗС "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа" исполнительно-распорядительные органы городских округов в Ростовской области наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа (часть 1 статья 1). Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета (часть 1 статьи 4).
Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 утверждено Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления (далее - Положение о расходовании средств).
В соответствии с подпунктом 6.1.3 пункта 6 Положения о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232, (далее - Положение) в редакции, действующей в спорный период, льготный проезд в соответствии с Областными законами от 22.10.2004 N 175-ЗС, от 22.10.2004 N 163-ЗС, от 22.10.2004 N 164-ЗС и от 20.09.2007 N 763-ЗС (за исключением лиц, имеющих право на бесплатный проезд, зарегистрированных по месту жительства в городе Ростове-на-Дону и в муниципальных образованиях, входящих в Ростовскую агломерацию, и получивших социальную проездную карту) осуществляется по единому проездному талону, выдача которого производится органами социальной защиты населения муниципальных образований бесплатно и без ограничения срока действия.
Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения муниципальных образований договорам с транспортными предприятиями и отчетам на 1-е число месяца, в котором осуществляется финансирование, по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов.
Указанным подпунктом предусмотрено, что при наличии нескольких транспортных предприятий финансирование производится по формуле, согласно которой сумма финансирования i-го транспортного предприятия в месяц (Ci) определяется как произведение отношения общей суммы финансирования услуг по перевозке льготных категорий граждан (Си) к численности перевезенных граждан льготных категорий по всем транспортным предприятиям (Чл) на численность перевезенных граждан льготных категорий по i-му транспортному предприятию (Члi).
Постановление Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 является действующим нормативным правовым актом, установившим порядок компенсации, методику расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков, и подлежит применению при рассмотрении настоящего спора.
Несоответствие закону норм постановления, по которым обществу произведено фактическое возмещение расходов по перевозке в общественном транспорте областных льготников в соответствии с выданными едиными социальными проездными талонами за май - декабрь 2021 года, судом не установлено.
Суммы полученного обществом в мае - декабре 2021 года возмещения расходов соответствуют методике расчета возмещения расходов, предусмотренной в подпункте 6.1.3 пункта 6 приложения N 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232.
На основании изложенного, с учетом действующих в Ростовской области правил возмещения расходов транспортным организациям в связи с предоставлением услуг по перевозке обозначенных выше льготных категорий граждан в удовлетворении иска судом отказано.
Указанные выводы соответствуют подходу, изложенному в Определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251, и в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.08.2023 по делу N А53-21726/21.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что пункт 6.1.3 Положения N 232 от 15.12.2011, который был положен в основу судебного акта, является недействующим и утратил силу на основании постановления Правительства Ростовской области от 30.12.2022 N 1199, не принимается судебной коллегией во внимание, поскольку обществом предъявлены требования о взыскании убытков в виде выпадающих доходов по перевозке льготных пассажиров, включенных в федеральный регистр за май-декабрь 2021 года, то есть в период действия указанного пункта положений N 232.
Ссылки заявителя на преюдициальность выводов по предыдущим периодам надлежит отклонить, так как возмещение по предыдущим периодам не несет в себе элемент преюдициальности, при том, что в настоящем случае судом применена актуальная правовая Верховного Суда РФ, изложенная в определении от 28.06.2023 N 308-ЭС23-2251 (Определением Верховного Суда РФ от 16 октября 2023 г. N 338-ПЭК23 заявителю отказано в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы общества направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.08.2023 по делу N А53-16715/2022 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Я.Л. Сорока |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-16715/2022
Истец: ООО "ТРАНСЭКСПОРТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация г. Ростова-на-Дону, ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ, Министерство труда и социального развития Ростовской области, МУП "МУНИЦИПАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "РОСТОВПАССАЖИРТРАНС", МУП "Ростовпассажиртранс"
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16204/2023