г. Чита |
|
2 ноября 2023 г. |
Дело N А78-4352/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Будаевой Е.А., Подшиваловой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Изумруд Агро" Залуцкой И.С. (доверенность от 02.05.2023) Недбайлова А.В. (доверенность от 15.02.2023), Читинской таможни Кайгородовой И.В. (доверенность от 18.04.2023), Алыповой Е.В. (доверенность от 29.12.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Изумруд Агро" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 августа 2023 года по делу N А78-4352/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Изумруд Агро" (ОГРН 1172468065879, 660077, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Алексеева, д. 34, помещ. 172, далее - ООО "Изумруд Агро", общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, 672007, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, 129, далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий по проведению таможенного контроля в форме камеральной таможенной проверки общества, проведенной с 20 сентября 2022 года по 1 февраля 2023 года и завершившейся актом от 1 февраля 2023 года N 10719000/210/010223/А000122.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 22 августа 2023 года по делу N А78-4352/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции, что различное указание предмета проверки в уведомлении и акте камеральной таможенной проверки не может быть признано существенным нарушением, свидетельствующим о незаконности проведения проверки. Судом также не приняты во внимание доводы заявителя о проведении проверки неуполномоченным лицом, а также нарушении срока проведения проверки, что может быть признано основанием, безусловно влекущим признание недействительными результатов проверки.
Таможня в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 28.09.2023. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ООО "Красноярск Зерно" и ООО "Изумруд Агро" заключены контракты от 26 ноября 2020 года N И020/20 и от 29 декабря 2020 года N И022/20 на поставку сельскохозяйственной продукции (т.2 л.д.68-73). Пунктом 21 контрактов предусмотрено, что товар предназначен для последующего экспорта покупателем (ООО "Изумруд Агро") в Китайскую Народную Республику.
По условиям внешнеэкономического контракта от 8 августа 2020 года N YT-K-05/20, заключенного между Внутренней Монгольской экологической сельскохозяйственной компанией ООО "И Тай" и ООО "Изумруд Агро", последнее обязалось осуществлять поставку пшеницы, рапса, льна, ячменя, овса (т.3 л.д.18-20).
В рамках внешнеэкономического контракта от 8 августа 2020 года N YT-K-05/20 в период с 14 декабря 2020 года по 13 февраля 2021 года через таможенного представителя ООО "ВТП Сервис Групп" на таможенном посту Сибирский (ЦЭД) Сибирского таможенного управления ФТС России в соответствии с таможенной процедурой "экспорт" произведено таможенное оформление товара "пшеница яровая (продовольственная), 3 класс, мягких сортов, не фуражная, не для посева, не для технических целей, урожай 2020, ГОСТ 9353-2016...", классифицируемого в товарной подсубпозиции 1001 999 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
N ДТ |
Наименование товара |
Классификационный код |
Вес нетто |
N Контракта |
10620010/141220/0121987 |
пшеница яровая |
1001990000 |
1536000 |
YT-K-05/20 от 08.08.2020 |
10620010/141220/0121728 |
пшеница яровая |
1001990000 |
1950000 |
YT-K-05/20 от 08.08.2020 |
10620010/141220/0121950 |
пшеница яровая |
1001990000 |
2300000 |
YT-K-05/20 от 08.08.2020 |
10620010/260121/0016246 |
пшеница яровая |
1001990000 |
2030000 |
YT-K-05/20 от 08.08.2020 |
10620010/260121/0016564 |
пшеница яровая |
1001990000 |
5105000 |
YT-K-05/20 от 08.08.2020 |
10620010/260121/0016579 |
пшеница яровая |
1001990000 |
4895000 |
YT-K-05/20 от 08.08.2020 |
10620010/010221/0021465 |
пшеница яровая |
1001990000 |
2030000 |
YT-K-05/20 от 08.08.2020 |
10620010/020221/0022614 |
пшеница яровая |
1001990000 |
3000000 |
YT-K-05/20 от 08.08.2020 |
10620010/110221/0029078 |
пшеница яровая |
1001990000 |
1045000 |
YT-K-05/20 от 08.08.2020 |
10620010/110221/0029197 |
пшеница яровая |
1001990000 |
1538000 |
YT-K-05/20 от 08.08.2020 |
10620010/120221/0030254 |
пшеница яровая |
1001990000 |
1045000 |
YT-K-05/20 от 08.08.2020 |
10620010/130221/0030302 |
пшеница яровая |
1001990000 |
4895000 |
YT-K-05/20 от 08.08.2020 |
10620010/130221/0030305 |
пшеница яровая |
1001990000 |
5105000 |
YT-K-05/20 от 08.08.2020 |
Должностными лицами оперативно-розыскного отдела и оперативно-аналитического отделения с использованием КПС "Мониторинг-Анализ", КПС "Постконтроль", ИС "Малахит", КПС "Оператор АЮД", Единый государственный реестр юридических лиц, "Интернет", справочная правовая система "Консультант", Центральный hеестр субъектов внешнеэкономической деятельности, система профессионального анализа рынков и компаний "СПАРК", пакетов документов по ДТ проведен анализ информации по вопросу контроля достоверности сведений, заявленных в декларациях на товары и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, в части соблюдения полноты начисления и уплаты вывозной таможенной пошлины при неполном таможенном декларировании.
По результатам анализа начальнику отдела проверки деятельности лиц капитану таможенной службы Алыповой Е.В. 12 сентября 2022 года направлена служебная записка с информацией о том, что выявлены факты неодновременной отгрузки товаров по анализируемым декларируемым товарам, что является нарушением права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании при декларировании товаров.
20 сентября 2022 года и.о. заместителя начальника таможни Алыповой Е.В. была направлена докладная записка с поручением провести камеральную таможенную проверку в отношении ООО "Изумруд Агро", о чем общество было извещено соответствующим уведомлением.
В период с 20 сентября 2022 года по 1 февраля 2023 года в отношении общества должностными лицами таможни проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации.
По результатам камеральной таможенной проверки составлен соответствующий акт от 1 февраля 2023 года N 10719000/210/010223/А000122, в котором содержатся выводы о несоблюдении обществом требований таможенного законодательства, что повлекло неуплату вывозной таможенной пошлины при экспорте товаров, задекларированных в ДТ N 10620010/141220/0121987 (товар N 1), N 10620010/141220/0121728 (товар N 1), N 10620010/141220/0121950 (товар N 1), N 10620010/260121/0016246 (товар N 1), N 10620010/260121/0016564 (товар N 1), N 10620010/260121/0016579 (товар N 1), N 10620010/010221/0021465(товар N 1), N 10620010/020221/0022614 (товар N 1), N 10620010/110221/0029078(товар N 1), N 10620010/110221/0029197 (товар N 1), N 10620010/120221/0030254 (товар N 1), N 10620010/130221/0030302 (товар N 1) и N 10620010/130221/0030305 (товар N 1). Начислена предварительная сумма таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих дополнительному исчислению и уплате (взысканию) без учета пени, в размере 188 465 680,02 рублей.
Не согласившись с действиями таможенного органа по проведению камеральной таможенной проверки и выводами, изложенными в акте от 1 февраля 2023 года, ООО "Изумруд-Агро" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 351 Таможенного Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) одной из функций таможенных органов является проведение таможенного контроля.
Подпунктом 41 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что под таможенным контролем понимается совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с частью 1 статьи 214 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) проведение таможенного контроля осуществляется таможенными органами в соответствии с ТК ЕАЭС.
Согласно статье 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (пункт 2). Формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, могут применяться таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы этого государства-члена, если это установлено законодательством государств-членов (пункт 5). От имени таможенных органов таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями (пункт 6). При проведении таможенного контроля таможенным органам не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений иных государственных органов государств-членов на его проведение (пункт 9). Результаты проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, оформляются путем составления таможенных документов установленной формы или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом (пункт 13).
Одной из форм таможенного контроля является таможенная проверка (статья 322 ТК ЕАЭС), которая может быть камеральной или выездной (пункт 7 стать 331 того же Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 331 ТК ЕАЭС таможенной проверкой признается форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов (пункт 2 той же статьи).
На основании пункта 6 статьи 331 ТК ЕАЭС при проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться:
1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;
2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;
3) соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами;
4) исполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела;
5) соблюдение юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также соблюдение уполномоченным экономическим оператором условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов и исполнение иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом;
6) соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных настоящим Кодексом;
7) соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств - членов.
Из статьи 332 ТК ЕАЭС следует, что камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица (пункт 1). Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении камеральной таможенной проверки (пункт 2). Камеральные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения (пункт 3).
В соответствии со статьей 228 Закона о таможенном регулировании камеральная таможенная проверка назначается начальником таможенного органа, который будет проводить таможенную проверку, уполномоченным им заместителем начальника таможенного органа либо замещающими их лицами (часть 2). Таможенный орган уведомляет проверяемое лицо о проведении камеральной таможенной проверки путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с использованием сети "Интернет" (часть 3). Срок проведения камеральной таможенной проверки не может превышать девяносто календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении камеральной таможенной проверки. В указанный срок не включается период времени между датой направления проверяемому лицу (вручения) требования о представлении документов и (или) сведений и датой получения таких документов и (или) сведений (часть 5).
ООО "Изумруд Агро" считает действия Читинской таможни по проведению камеральной таможенной проверки незаконными, поскольку в ходе проведения камеральной таможенной проверки фактически был изменен ее предмет, указанный в уведомлении. Так, в уведомлении о проведении камеральной таможенной проверки от 20 сентября 2022 года N 17-13/13656 указано, что предметом проверки является соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов (подпункт 7 пункта 6 статьи 331 ТК ЕАЭС), тогда как из акта камеральной таможенной проверки от 1 февраля 2023 года N 10719000/210/010223/А000122 следует, что предметом проверки являлась достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации (подпункт 2 пункта 6 статьи 331 ТК ЕАЭС). При этом об изменении предмета проверки общество не уведомлялось; различный предмет проверки ограничивает право общества на защиту.
Форма уведомления о проведении камеральной таможенной проверки утверждена приказом ФТС России от 14.02.2019 N 258 (приложение N 23 к этому приказу).
В силу пункта 4 Порядка заполнения формы уведомления о проведении камеральной таможенной проверки, утвержденного приказом ФТС России от 14.02.2019 N 258, в строке, начинающейся со слов "предмет таможенной проверки", указывается предмет таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 331 ТК ЕАЭС.
Действительно, в уведомлении Читинской таможни от 20 сентября 2022 года N 17-13/13656 о проведении камеральной таможенной проверки в качестве предмета указано: соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов (т.2 л.д.11-12), а в акте камеральной таможенной проверки от 1 февраля 2023 года N 10719000/210/010223/А000122 предмет проверки изложен иначе - достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации.
Вместе с тем, отклоняя указанные доводы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что по смыслу статьи 332 ТК ЕАЭС и статье 228 Закона о таможенном регулировании камеральные таможенные проверки проводятся без оформления решения (предписания) таможенного органа о проведении такой проверки; камеральная таможенная проверка назначается уполномоченным должностным лицом таможенного органа, а проверяемое лицо уведомляется о проведении камеральной таможенной проверки путем направления ему соответствующего уведомления.
Таким образом, правовая природа уведомления о проведении камеральной таможенной проверки иная, чем, например, у решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки (пункты 5 и 6 статьи 333 ТК ЕАЭС, части 3 и 4 статьи 229 Закона о таможенном регулировании). Основное функциональное назначение уведомления - известить проверяемое лицо о том, что в отношении него проводится камеральная таможенная проверка, а не определить (установить) предмет такой проверки. При этом подобное уведомление направляется проверяемому лицу однократно.
Судом установлено, что проведение камеральной таможенной проверки назначено путем проставления соответствующей резолюции исполняющей обязанности заместителя начальника таможни на докладной записке отдела проверки деятельности лиц от 20 сентября 2022 года N 17-16/0115 (т.2 л.д.6-10).
В указанной докладной записке определены нормы таможенного законодательства, на соответствие которым целесообразно проверить внешнеэкономическую деятельность ООО "Изумруд Агро", при этом в записке прямо указано, что необходимо провести камеральную таможенную проверку по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации (т.2 л.д.10).
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, исходя из части 2 статьи 228 Закона о таможенном регулировании камеральная таможенная проверка назначена (путем проставления резолюции на докладной записке) именно по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации.
В этой связи, указание в уведомлении о проведении камеральной таможенной проверки от 20 сентября 2022 года на соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов, не свидетельствует о том, что в ходе проведения камеральной таможенной проверки был изменен ее первоначальный предмет.
При изложенных обстоятельствах и правовом регулировании суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что, вопреки позиции общества, при проведении камеральной таможенной проверки и оформлении ее результатов не был изменен предмет такой проверки и, соответственно, права и законные интересы последнего не были нарушены.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела различное указание предмета камеральной таможенной проверки при ее назначении (резолюция на докладной записке), в уведомлении и в акте камеральной таможенной проверки в любом случае не может быть признано существенным нарушением, свидетельствующим о незаконности проведения камеральной таможенной проверки.
Также заявитель жалобы указывает, что проведение проверки инициировано должностным лицом, впоследствии и проводившим проверку - начальником отдела проверки деятельности лиц капитану таможенной службы Алыповой Е.В., при этом в период исполнения обязанностей заместителя начальника таможни она не вправе была проводить камеральную таможенную проверку
В соответствии с частью 2 статьи 228 Закона о таможенном регулировании камеральная таможенная проверка назначается начальником таможенного органа, который будет проводить таможенную проверку, уполномоченным им заместителем начальника таможенного органа либо замещающими их лицами.
Как установлено судом, камеральная таможенная проверка была назначена исполняющей обязанности заместителя начальника Читинской таможни Алыповой Е.В. путем проставления соответствующей резолюции на докладной записке.
Согласно приказу Читинской таможни от 12 сентября 2022 года N 1456-км "Об исполнении обязанностей" начальник отдела проверки деятельности лиц Алыпова Е.В. в период с 12 по 30 сентября 2022 года исполняла обязанности заместителя начальника таможни - начальника службы, без освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой должности.
Таким образом, проведение камеральной таможенной проверки назначено уполномоченным должностным лицом таможенного органа (а именно замещающим заместителя начальника таможни лицом).
На основании имеющейся в материалах дела Должностной инструкции начальника отдела проверки деятельности лиц СТКПВТ начальник отдела обязан, в том числе, организовывать и проводить таможенный контроль в части компетенции отдела в формах таможенного контроля, установленных статьей 322 ТК ЕАЭС.
Следовательно, Алыпова Е.В. как начальник названного отдела была правомочна непосредственно проводить камеральную таможенную проверку, в том числе и в период с 20 по 30 сентября 2022 года, когда она, без освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой должности, исполняла обязанности заместителя начальника таможни.
Общество указывает также на превышение предельных сроков проведения проверки (по разным подсчетам общества проверка длилась 94 и 102 дня вместо положенных по закону 90 дней).
В силу части 5 статьи 228 Закона о таможенном регулировании срок проведения камеральной таможенной проверки не может превышать девяносто календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении камеральной таможенной проверки. В указанный срок не включается период времени между датой направления проверяемому лицу (вручения) требования о представлении документов и (или) сведений и датой получения таких документов и (или) сведений.
В рассматриваемом случае уведомление о проведении камеральной таможенной проверки было направлено в личный кабинет ООО "Изумруд Агро" и, по утверждению последнего, получено им 22 сентября 2022 года.
Требование о представлении документов и сведений от 20 сентября 2022 года направлено обществу 26 сентября 2022 года, что подтверждается почтовым реестром; запрошенные документы получены таможенным органом 28 октября 2022 года (на что он неоднократно указывал в отзыве на заявление и нескольких дополнениях к нему, за исключением дополнения, представленного в судебное заседание 15 августа 2023 года, в котором утверждается, что ответ общества получен только 18 ноября 2022 года, но к такому пояснению суд относится критически).
Требование о представлении документов и сведений от 13 декабря 2022 года было направлено обществу 14 декабря 2022 года, что подтверждается почтовым реестром и поступлением требования в личный кабинет общества; запрошенные документы получены таможенным органом 23 декабря 2022 года.
С учетом положений статьи 237 Закона о таможенном регулировании камеральная таможенная проверка завершена 1 февраля 2023 года, когда был составлен соответствующий акт.
Таким образом, начало камеральной таможенной проверки - 22 сентября 2022 года; периоды времени между датой направления требований о представлении документов и датой получения запрошенных документов - с 27 сентября по 27 октября 2022 года (31 день) и с 15 по 22 декабря 2022 года (8 дней); дата завершения камеральной таможенной проверки - 1 февраля 2023 года. То есть общая продолжительность камеральной таможенной проверки (с 22 сентября 2022 года по 1 февраля 2023 года) составила 133 дня, из них не учитываются 39 дней (31 день с 27 сентября 2022 года по 27 октября 2022 года и с 15 по 22 декабря 2022 года).
В этой связи суд первой инстанции согласился с позицией ООО "Изумруд Агро" о том, что таможенным органом допущено нарушение требований части 5 статьи 228 Закона о таможенном регулировании в части 90-дневного срока проведения проверки (фактически срок проверки составил 94 дня).
В судебном заседании 31.10.2023 представители общества с указанным выводом суда первой инстанции согласились.
Вместе с тем, отклоняя такой довод, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в случае нарушения трехмесячного срока проведения камеральной таможенной проверки подобное обстоятельство не свидетельствует о наличии грубых нарушений и не является основанием, безусловно влекущим признание недействительными результатов проверки.
На вопрос суда апелляционной инстанции представители общества пояснили, что в указанный четырехдневный срок каких-либо проверочных мероприятий в отношении общества не проводилось.
Как следует из материалов дела, за период с 28.01.2023 по 01.02.2023 должностными лицами, проводившими проверку какие-либо запросы в адрес проверяемого лица, а также третьих лиц не направлялись, какие-либо иные действия в рамках проведения камеральной таможенной проверки также не совершались.
В этой связи судом правомерно учтено, что обществом не приведено убедительного обоснования того, каким образом нарушение на 4 дня срока проведения камеральной таможенной проверки нарушает его права и законные интересы, при том, что камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу и такие проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения (пункты 2 и 3 статьи 332 ТК ЕАЭС).
Общество указывает, что при проведении проверки были запрошены сведения о финансовом и имущественном положении общества, что свидетельствует о необъективности должностных лиц таможенного органа.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что направление в ходе проведения камеральной таможенной проверки запросов, в том числе об истребовании сведений, относящихся к имущественному положению проверяемого лица, прямо предусмотрено положениями статей 335, 337 ТК ЕАЭС, статьи 240 Закона о таможенном регулировании.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 22 августа 2023 года по делу N А78-4352/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.А. Будаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-4352/2023
Истец: ООО ИЗУМРУД АГРО
Ответчик: ЧИТИНСКАЯ ТАМОЖНЯ