г. Санкт-Петербург |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А56-127802/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мильгевской Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Новиков А.В. по доверенности от 27.12.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11459/2024) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Космосервис первая" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.02.2024 по делу N А56-127802/2023 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Космосервис первая"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Космосервис Первая" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 24.10.2023 N 12/238/23-К-р.
Определением от 28.02.2024 заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Космосервис первая" оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с вынесенным определением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить.
Определением суда апелляционной инстанции от 05.04.2024 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 22.04.2024.
В судебном заседании представитель Инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией 24.10.2023 проведена документарная проверка в отношении Общества, по результатам которой выявлено нарушение п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а именно неверно произведен расчет размера платы за услугу "отопление" по лицевому счету N 2282 по адресу: СПб, пр. Ветеранов, д. 171, к. 5 в целом за период сентябрь-октябрь 2022 и апрель-май 2023 в соответствии с требованиями пункта 42 (1) Правил N 354, о чем выдано предписание N 12/238/23-К-р от 24.10.2023 об устранении в срок до 11.01.2024.
Не согласившись с вынесенным Предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции указал, что Обществом не соблюден обязательный досудебный порядок обжалования, предусмотренный Законом N 248-ФЗ, в связи с чем, на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ оставил заявление без рассмотрения.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 5 статьи 4 АПК РФ экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 39 Закона N 248-ФЗ судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Как предусмотрено частью 3 статьи 98 Закона N 248-ФЗ, часть 2 статьи 39 настоящего Федерального закона вступает в силу с 01.01.2023.
В силу части 4 статьи 40 Закона N 248-ФЗ контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеют право на досудебное обжалование: решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий; актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений; действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
Жалоба должна содержать: наименование контрольного (надзорного) органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются; фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней; сведения об обжалуемых решении контрольного (надзорного) органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу; основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии; требования лица, подавшего жалобу; учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное (часть 1 статьи 41 Закона N 248-ФЗ).
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" (далее - Постановление N 18) указано, что для целей применения абзаца третьего части 5 статьи 4 АПК РФ лицо, обратившееся в арбитражный суд с требованием об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа (должностного лица), считается исчерпавшим административные средства защиты, если жалоба подана им с соблюдением установленных законодательством требований.
В пункте 47 Постановления Пленума ВС РФ N 18 разъяснено, что в силу абзаца третьего части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора перед обращением в арбитражный суд является обязательным, в частности, по следующим категориям дел: об обжаловании подсудных арбитражным судам решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 9 Закона N 248-ФЗ, положения которого вступают в силу с учетом особенностей, установленных статьей 98 указанного Федерального закона. Таким образом, с 01.01.2023 соблюдение контролируемым лицом досудебного порядка урегулирования спора с органом государственного контроля (надзора), муниципального контроля предусмотрено федеральным законом и является обязательным.
Пунктом 27 Постановления N 18 предусмотрено, что суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден установленный Федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора (абзац второй статьи 222 ГПК РФ, пункт 2 части 1 статьи 148 АПК РФ).
Согласно пункту 28 Постановления N 18 суд первой инстанции или суд апелляционной инстанции, рассматривающий дело по правилам суда первой инстанции, удовлетворяет ходатайство ответчика об оставлении иска без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора, если оно подано не позднее дня представления ответчиком первого заявления по существу спора и ответчик выразил намерение его урегулировать, а также если на момент подачи данного ходатайства не истек установленный законом или договором срок досудебного урегулирования и отсутствует ответ на обращение либо иной документ, подтверждающий соблюдение такого урегулирования (часть 5 статьи 3, пункт 5 части 1 статьи 148, часть 5 статьи 159 АПК РФ, часть 4 статьи 1, статья 222 ГПК РФ).
Если ответчик своевременно не заявил указанное ходатайство, то его довод о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора не может являться основанием для отмены судебных актов в суде апелляционной или кассационной инстанции, поскольку иное противоречило бы целям досудебного урегулирования споров (статьи 327.1, 328, 330, 379.6 и 379.7 ГПК РФ, статьи 268 - 270, 286 - 288 АПК РФ).
Из материалов настоящего дела следует, что к заявлению Общество доказательств соблюдения претензионного порядка не были приложены, а именно: путем направления жалобы с помощью ГИС "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности", равно как и нет сведений об этом в самом заявлении.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Довод апелляционной жалобы Общества о направлении досудебной жалобы - подлежит отклонению, поскольку скриншоты экрана - не являются доказательствами соблюдения Обществом претензионного порядка.
Указанные скриншоты (л.д. 19-22) не свидетельствуют о надлежащем обращении Общества с досудебной жалобой и проблемами при ее направлении, поскольку данные документы свидетельствуют лишь о заполнении необходимой формы, при этом доказательств наличия технического сбоя на сайте госуслуг не представлено, информационное окно о том, что "Сервис реестра проверок работает с перебоями, если возникнут ошибки, попробуйте подать заявление позже", не может однозначно свидетельствовать о том, что в момент отправления Обществом жалобы возникли технические проблемы, произошел сбой при направлении или Обществу было отказано в загрузке досудбеной жалобы. Кроме того, из указанных документов не представляется возможным установить дату заполнения формы для направления жалобы.
Таким образом, в рассматриваемом случае в суде первой инстанции Обществом не были представлены доказательства соблюдения обязательного досудебного обжалования Предписания от 24.10.2023 N 12/238/23-К-р в соответствии с требованиями части 2 статьи 30 Закона N 248-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Обществом не был соблюден обязательный досудебный порядок обжалования, предусмотренный Законом N 248- ФЗ, в связи, с чем суд первой инстанции правомерно на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ оставил заявление Общества без рассмотрения.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи, с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены определения суда от 28.02.2024 не имеется.
При обращении с апелляционной жалобой Обществом уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. на основании платежного поручения от 18.03.2024 N 476
Положениями налогового законодательства не предусмотрена обязанность по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на определение суда об оставлении заявления без рассмотрения. В этой связи, уплаченная государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит возврату подателю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 февраля 2024 года по делу N А56-127802/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "УК "Космосервис первая" из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины (платежное поручение от 18.03.2024 N 476).
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-127802/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КОСМОСЕРВИС ПЕРВАЯ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11459/2024