г. Владимир |
|
08 ноября 2023 г. |
Дело N А79-9559/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Ковбасюка А.Н., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бундиной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.07.2023 по делу N А79-9559/2022,
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (ИНН 2128039728, ОГРН 1022101141700) к индивидуальному предпринимателю Егорову Вячеславу Фридриховичу (ИНН 211500100590, ОГРНИП 316213000064738), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Цивильского муниципального округа Чувашской Республики,
о взыскании вреда причиненного недрам в размере 27 633 руб. 91 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Минприроды Чувашии, Министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Егорову Вячеславу Фридриховичу (далее - индивидуальный предприниматель Егоров В.Ф., ИП Егоров В.Ф., ответчик) о взыскании вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах в размере 27 633 руб. 91 коп.
Определением суда от 27.04.2023 по делу N А79-9559/2022 администрация Булдеевского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики заменена на его правопреемника на Цивильский муниципальный округ Чувашской Республики.
Решением от 25.07.2023 Арбитражный суд Чувашской Республики в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минприроды Чувашии обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Заявитель указывает, что решение Цивильского районного суда Чувашской Республики по делу об административном правонарушении N 12- 77/2022 применительно к правилам статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не носит преюдициального характера, поскольку принято не по гражданскому делу.
Апеллянт отмечает, что материалы дела содержат доказательства пользования недрами ИП Егоровым В.Ф. без получения лицензии на пользование недрами. Ссылается на акт о приемке выполненных работ от 15.09.2020 N 30 в п. 6 которого, в частности, прописано: "Разработка грунта ПЕСКА с погрузкой на автомобили- самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью 0,25 м3, группа грунтов 2, объем песка 0,16335=163,35/1000м3, зарплата, эксплуатация машин (в т.ч. зарплата машинистов)_".
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просил отказать.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики поступило обращение гражданина Российской Федерации, а также материалы проверки МО МВД России "Цивильский" о незаконной добыче песка с карьера, расположенного вблизи д. Акташкасы и д. Булдеево Цивильского района Чувашской Республики.
06 ноября 2020 года на основании обращения гражданина Российской Федерации и материалов проверки МО МВД России "Цивильский" о незаконной добыче песка с карьера, расположенного вблизи д. Акташкасы и д. Булдеево Цивильского района ЧР, государственным инспектором Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Дергачевой М.А. в отношении ИП Егорова Вячеслава Фридриховича составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Гаврилова Я.М. от 24.12.2020 ИП Егоров В.Ф. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. 00 коп.
Основанием для привлечения ИП Егорова В.Ф. к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ послужили изложенные в постановлении должностного лица N 12/12/86 от 24.12.2020 выводы о том, что в соответствии с договором от 05.08.2020, заключенным между администрацией Булдеевского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики и ИП Егоровым В.Ф., последним проведены работы по ремонту дороги общего пользования д. Тиньговатово Цивильского района Чувашской Республики. Для ремонта автомобильной дороги применялся песок, изъятый с земельного участка, расположенного вблизи д. Акташкасы и д. Булдеево Цивильского района Чувашской Республики. Согласно акту по приемке выполненных работ от 15.09.2020 N 30 ИП Егоровым В.Ф. был изъят песок в объеме 163,35 куб.м., в отсутствие соответствующей лицензии на пользование недрами.
В связи с установлением факта нарушения законодательства Российской Федерации о недрах заявитель в адрес ответчика направил претензию N 03/23-11543 от 06.10.2021 с требованием возместить причиненный ущерб в размере 27 633 руб. 91 коп. в добровольном порядке.
Расчет размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, произведен согласно Правилам расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 564.
Невыполнение данного требования явилось основанием для обращения заявителя в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закона об окружающей среде) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 3 Закона об окружающей среде, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Статьей 4 Закона об окружающей среде установлено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством (стать 75 Закона об окружающей среде).
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1 статьи 77 Закона об окружающей среде,).
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (часть 1 статьи 78 ФЗ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Судом установлено, что вышеуказанное постановление ответчиком было оспорено в судебном порядке.
Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 06.04.2022 по делу N 12-77/2022 постановление старшего государственного инспектора Чувашской Республики в области охраны окружающей среды Гаврилова Я.М. от 24.12.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ в отношении ИП Егорова В.Ф. отменено и производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Суд пришел к выводу о том, что материалы дела не содержат данных о том, что уполномоченные лица Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики проводили проверку по обращению гражданина Смирнова М.Г. на территории Булдеевского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики.
В материалах дела акты обследования и замеров карьера, где производилась добыча общераспространенного полезного ископаемого - песка, составленные уполномоченными лицами Министерства, отсутствуют.
Сотрудниками МО МВД России "Цивильский" в рамках проверочных мероприятий осмотр места происшествия 20.08.2020 также не проводился, протокол осмотра местности не оформлялся, фактическое место добычи песка не было зафиксировано.
Из протокола об административном правонарушении от 06.11.2020, из постановления о назначении административного наказания от 24.12.2020 также невозможно установить точное местоположение земельного участка, на котором был изъят песок.
Уполномоченными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики кадастровый номер земельного участка, расположенного вблизи д. Акташкасы и д. Булдеево Цивильского района Чувашской Республики и его принадлежность Булдеевскому сельскому поселению Цивильского района Чувашской Республики не были установлены. Также в ходе проверки не установлено, каким образом производилась добыча общераспространенного полезного ископаемого (песка), в каком количестве вывозился песок из карьера.
Само по себе наличие разрешения главы Булдеевского сельского поселения на отбор и перевозку грунта для ремонта дороги, выданного ИП Егорову В.Ф., также договора, заключенного между ИП Егоровым В.Ф. и администрацией Булдеевского сельского поселения, на производство ремонта автомобильной дороги, приложенных к нему технического задания, сметы, а также акта приемки выполненных работ, не свидетельствуют о добыче песка ИП Егоровым В.Ф. вблизи д. Акташкасы и д. Булдеево Цивильского района Чувашской Республики в объеме 163,35 куб.метров.
Ни из содержания самого договора от 05.08.2020, а также технического задания и сметы к указанному договору, не следует, что песок для ремонта автомобильной дороги местного значения будет добываться из песчаного карьера, расположенного вблизи д. Акташкасы и д. Булдеево Цивильского района Чувашской Республики.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что по делу отсутствуют какие-либо объективные доказательства, подтверждающие факт незаконной добычи ИП Егоровым В.Ф. 20.08.2020 общераспространенного полезного ископаемого (песка) на земельном участке, расположенном на территории Булдеевского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики.
Суд апелляционной инстанции не принял довод заявителя апелляционной жалобы о том, что решение Цивильского районного суда Чувашской Республики по жалобе по делу об административном правонарушении по делу N 12-77/2022 не является преюдициальным по смыслу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в силу следующего.
Отсутствие состава административного правонарушения свидетельствует об отсутствии действий со стороны ответчика по незаконной добычи полезного ископаемого (песка).
Вопреки доводам заявителя жалобы, оснований для переоценки выводов суда общей юрисдикции о недоказанности факта причинения ответчиком ущерба окружающей среде с позиции статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающей принцип обязательности судебных актов, у арбитражного суда не имеется.
В рассматриваемом случае отсутствуют какие-либо объективные доказательства, подтверждающие факт незаконной добычи ИП Егоровым В.Ф. 20.08.2020 общераспространенного полезного ископаемого (песка) на земельном участке, расположенном на территории Булдеевского сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики. Акт о приемке выполненных работ от 15.09.2020 N 30 таким доказательством не является.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены по вышеизложенным основаниям, как не подтвержденные материалами дела.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Каких - либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.07.2023 по делу N А79-9559/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
Н.В. Устинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9559/2022
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Ответчик: ИП Егоров Вячеслав Фридрихович, ИП Егорова Вячеслав Фридрихович
Третье лицо: Первый арбитражный апелляционный суд, Цивильский муниципальный округ Чувашской Республики
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6341/2023
27.02.2024 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-47/2024
08.11.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-6341/2023
25.07.2023 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-9559/2022