город Ростов-на-Дону |
|
16 ноября 2023 г. |
дело N А32-397/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Боровковой Е.С.,
при участии:
от истца посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)" - представитель Устинов А.Б. по доверенности N 42/23 от 08.11.2023;
от ответчика - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Арутюняна Алека Рантиковича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.08.2023 по делу N А32-397/2023 по иску общества с ограниченной ответственностью "Эко Юг" (ОГРН 1162375062695 ИНН 2337035220)
к индивидуальному предпринимателю Арутюняну Алеку Рантиковичу (ОГРНИП 316231500056486 ИНН 231500329304)
о взыскании задолженности, неустойки,
и по встречному исковому заявлению о признании договора недействительным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эко Юг" (далее - истец, ООО "ЭкоЮг") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Арутюнян Алеку Рантиковичу (далее - ответчик, ИП Арутюнян А.Р.) о взыскании задолженности по договору N 249-ЮН/22 от 27.06.2022 в размере 750 816,30 руб. и неустойки за период с 11.11.2022 по 20.12.2022 в размере 17 326,53 руб.
ИП Арутюнян А.Р. обратился со встречным иском к ООО "ЭкоЮг" о признании недействительным пункта 9.1 договора N 249-ЮН/22 от 27.06.2022 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного между ООО "Эко Юг" и индивидуальным предпринимателем Арутюнян Алек Рантиковичем, а также приложений N 1 и N 2 к этому договору; об обязании ООО "ЭкоЮг" произвести перерасчет долга ИП Арутюнян А.Р. за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальным отходами по договору N249-ЮН/22 от 27.06.2022, за период с 01.01.2020 по 27.10.2022 из расчета 0.66 м3 в размере 376,40 руб. в месяц.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.08.2023 в удовлетворении встречного иска отказано. Первоначальный иск удовлетворенчастично.
С индивидуального предпринимателя Арутюнян Алека Рантиковича в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЮг"взыскано 747 973,55 руб. задолженности, 17 260,92 руб. неустойки, 18 304,17 руб. расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части в удовлетворении первоначального иска отказано. Обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоЮг" выдана справка на возврат из федерального бюджета 57 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ИП Арутюнян А.Р. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что накопление и вывоз твердых коммунальных отходов осуществлялся ООО "ЭкоЮг" с личной контейнерной площадки и личного контейнера объемом 0,33мЗ, принадлежащих ИП Арутюнян А.Р., расположенных на его земельном участке по ул. Ленина 124, в связи с чем оплата оказанных услуг ООО "ЭкоЮг" должна осуществляться за фактические оказанные услуги, исходя из количества и объема контейнера для накопления ТКО, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016г.N 269. Также не подлежат удовлетворению исковые требования ООО "ЭкоЮг" за оказание услуг ИП Арутюнян А.Р. за период с 01.01.2020 по 09.06.2020, так как в указанный период общество не имело лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-1V класса опасности.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 12.11.2018 N 490 ООО "ЭкоЮг" (ранее - ООО "Мехуборка-Юг") присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Новороссийской зоне деятельности, в которую входят г. Новороссийск и г.-к. Геленджик, на основании чего общество является единственным поставщиком указанных услуг и осуществляет свою деятельность с 01.01.2020.
После получения от ИП Арутюнян А.Р. (далее - потребитель) заявки на заключение договора ООО "ЭкоЮг" подготовило 2 экземпляра договора N 249-ЮН/22 от 27.06.2022, которые были получены потребителем 25.03.2020 и направило исх. N 9489.22 от 28.06.2022 по адресу, указанному потребителем в заявке (адрес регистрации по месту жительства).
Отправление и доставка подтверждается реестром почтовых отправлений N 8086475 от 28.06.2022 и отчетом об отслеживании отправления 83070000012829. Соответственно согласно ст. 165.1 ГК РФ проект договора считается полученным потребителем 14.07.2022 (прибыл в место вручения).
ООО "ЭкоЮг" (ранее - ООО "Мехуборка-Юг") размещало проект типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Постановление N 1156), предложение о заключении договора, на официальном сайте компании в сети "Интернет", в газете "Кубанские новости" от 24.12.2019 N 199 (6774), в газете "Прибой" от 26.12.2019 N 153-154, в газете "Новороссийский рабочий" от 28.12.2019.
Между АО "Крайжилкомресурс" и индивидуальным предпринимателем Арутюнян Алеком Рактиковичем (далее - потребитель) подписан договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 27.06.2022 N 249-ЮН/22 (далее - договор).
В соответствии с п. 3.9. договора потребитель обязан в течение трех рабочих дней с момента получения счетов и актов оказанных услуг рассмотреть, подписать и вернуть в адрес регионального оператора один экземпляр акта оказанных услуг. Если в течение трех рабочих дней с момента получения потребитель не направит в адрес регионального оператора обоснования своего отказа, претензии по объему и качеству оказанных услуг не принимаются, акт выполненных работ считается согласованным и подписанным обеими сторонами указанные акты считаются согласованными и подписанными сторонами и подлежит оплате в полном объеме.
Мотивированного отказа от подписания актов оказанных услуг не поступало соответственно, они считаются подписанными и подлежащими оплате.
В связи с ненадлежащим исполнением потребителем обязательств по договору ООО "ЭкоЮг" заказным письмом направило претензию N 1585.22 от 14.10.2022.
Отправку претензии подтверждает список внутренних почтовых отправлений N 254 (партия 1463) от 14.10.2022, информация по заказу с почтовым идентификатором 80092977010102.
Ответ на претензию не поступил.
Претензий со стороны потребителя по исполнению договора не поступало.
До настоящего времени оказанные ООО "ЭкоЮг" услуги потребителем не оплачены.
По состоянию на 24.01.2022 задолженность составила 747 973,55 руб. за период с 01.01.2020 по 31.10.2022.
Встречное исковое заявление мотивировано тем, что пункт 9.1.договора N 249-ЮН/22 от 27.06.2022 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным между ООО "Эко Юг" и индивидуальным предпринимателем Арутюнян Алек Рантиковичем, приложение N 1 и N 2 к этому договору, а также пункт 9.1. дополнительного соглашения N 1 от 18.11.2022,N 3 от 27.12.2022 к договору N 249-ЮН/22 от 27.06.2022 нарушают права ответчика в связи с чем он просит суд признать их недействительными.
Также ответчик просит обязать ООО "ЭкоЮг" произвести перерасчет долга ИП Арутюнян А.Р. за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальным отходами по договору N 249-ЮН/22 от 27.06.2022, за период с 01.01.2020 г. по 27.10.2022 из расчета 0.66 м3 в размере 376,40 руб. в месяц.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Региональный оператор разместил предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора на своем официальном сайте, а также в средствах массовой информации
В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в 2020 году была сформирована территориальная схема обращения с отходами и утверждена приказом от "16" января 2020 N 19 (с изменениями от 03.07.2020 N 378) "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами на территории Краснодарского края".
Вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии у истца лицензии в период с 01.01.2020 по 09.06.2020, суд апелляционной инстанции отмечает, что на 01.01.2020 у ООО "ЭкоЮг" (до марта 2020 ООО "Мехуборка-Юг") имелась лицензия на право обращения с ТКО I-IV класса опасности с 17.03.2017. В дальнейшем в лицензию в связи изменением наименования и добавлений новых видов ТКО вносились изменения. Идентификационный признак на лицензиях ИНН 2337035220.
Таким образом, ООО "ЭкоЮг" начало осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории Новороссийской зоны с 01.01.2020 и является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Новороссийской зоны.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным.
Из указанной нормы следует, что региональный оператор не вправе отказать в предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО. В свою очередь, собственники ТКО не вправе отказываться от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
Договор заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором в соответствии с Законом N 89-ФЗ, региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями, коммунальная услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения (пункт 7 Правил N 1156).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
Указанными Правилами в числе прочего определен в разделе I (1) порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Процедура заключения договора детально урегулирована пунктами 8(4) - 8(15) Правил. Согласно пункту 8(4) Правил основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) (п. 8 (5)). Пунктами 8(6) и 8(7) Правил регламентированы требования к содержанию заявки и прилагаемым к ней документам. Согласно пункту 8(8) Правил заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.
В силу пункта 8(10) Правил в случае, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее -типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица) (п. 8(11)).
Согласно пункту 8(12) Правил в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 8(13) Правил подписанный потребителем договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, мотивированный отказ от подписания проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с приложением к нему предложений о внесении в указанный проект договора изменений в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, потребитель направляет региональному оператору любым способом, позволяющим подтвердить их получение региональным оператором. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий. В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта (п. 8(14)).
В случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил (п. 8(15)).
Кроме того, из пункта 8(18) Правил прямо следует, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (то есть договора в качестве подписанного сторонами документа) услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора. Как следует из смысла приведенных положений, сторон вправе включить в договор условия, которые не предусмотрены типовым договором, но не противоречат законодательству Российской Федерации, ввиду чего процедура урегулирования преддоговорных разногласий ограничена по сути однократной попыткой сторон урегулировать разногласия, то есть у лица, обратившегося с заявкой, имеется однократная возможность предложить региональному оператору иные условия договора (в части не урегулированной типовым договором и не противоречащей законодательству).
Если же региональным оператором такие условия не будут приняты, разногласия не будут урегулированы, то договор считается заключенным на условиях типового договора, то есть без внесения в него любых не предусмотренных типовым договором условий.
Между АО "Крайжилкомресурс" и индивидуальным предпринимателем Арутюнян Алеком Рактиковичем (далее - потребитель) подписан договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 27.06.2022 N 249-ЮН/22.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В пункте 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В абзаце 1 пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена недопустимость осуществления гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действий в обход закона с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (пункт 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269).
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила учета ТКО) и регулирующие порядок коммерческого учета объема и или массы ТКО с использованием средств измерения (соответствующих требованиям законодательства о единстве измерения) или расчетным способом, содержат закрытый (исчерпывающий) перечень способов коммерческого учета:
1) исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
2) исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
3) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом первые два способа являются расчетными (подпункт "а" пункта 5 Правил), а использование средств измерения предусматривает только третий способ (подпункт "б" пункта 5 Правил).
Одновременно с перечнем допустимых способов учета названные Правила устанавливают применимость каждого способа к отношениям между различными участниками, осуществляющими накопление, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО.
Так, первые два способа подлежат применению при осуществлении расчетов с собственниками ТКО (пункт 6), третий способ - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО (пункт 9), все три способа - при осуществлении расчетов с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 7).
Из изложенного следует, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил учета ТКО).
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.01.2022 N Ф08-12759/2021 по делу N А63-17474/2020.
С учетом изложенного, ответчик был вправе заключить договор с указанием на коммерческий учет исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, однако своим правом не воспользовался, подписав договор в редакции регионального оператора без направления протокола разногласий в соответствии с пунктом 8(13) Правил. Причем в заявке на заключение договора ответчик сам выбрал вариант определения стоимости услуг оператора расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО.
При изложенных обстоятельствах оснований для перерасчета стоимости оказанных ответчику услуг не имеется.
Принимая во внимание изложенное, оснований для переоценки вышеизложенных выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы у апелляционной коллегии не имеется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (пункт 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (пункт 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если указанные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом, принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, стороны при заключении договора согласовали его ретроспективный характер и распространили его действие на возникшие между ними отношения с 01.01.2020.
Указанное не влечет нарушения прав ответчика и недействительности п. 9.1. договора, поскольку с момента начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО в соответствующей зоне обслуживания презюмируется факт оказания услуг по вывозу ТКО всем лицам, которые на законном основании владеют перечисленными объектами, расположенными в данной зоне. Бремя опровержения факта оказания и надлежащего характера услуг возлагается на собственника ТКО в порядке, установленном разделом VI типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641".
Доказательства неоказания и ненадлежащего оказания услуг в материалы дела не представлены, соответственно оказанные с 01.01.2020 услуги подлежат оплате.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 431.1. ГК РФ сторона, которая приняла от контрагента исполнение по договору, связанному с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и при этом полностью или частично не исполнила свое обязательство, не вправе требовать признания договора недействительным, за исключением случаев признания договора недействительным по основаниям, предусмотренным статьями 173, 178 и 179 настоящего Кодекса, а также если предоставленное другой стороной исполнение связано с заведомо недобросовестными действиями этой стороны.
Оснований для недействительности договора, предусмотренных статьями 173, 178 и 179 ГК РФ, в настоящем деле не установлено, в связи с чем ответчик, пользовавшийся длительное время услугами истца, не вправе оспаривать договор.
С учетом изложенного, в удовлетворении встречных исковых требований правомерно отказано.
На основании изложенного, с учетом представленных документов, руководствуясь ст. 70 АПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу, что требование истца о взыскании с ответчика основного долга подлежит удовлетворению в размере 747 973,55 руб.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 названного Кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно п. 3.5. договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца следующего за месяцем, в котором была оказана услуга (соответствует п. 6 типового договора).
В соответствии с п. 8.4 договора (соответствует п. 22 типового договора) в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка РФ, установленный на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Так, истец просил взыскать неустойку за период с 11.11.2022 по 20.12.2022 в размере 17 326,53 руб. исходя из расчета: 750 816,30 x 40 x 1/130 x 7.5%.
Вместе с тем, задолженность ответчика составляет 747 973,55 руб., в связи с чем размер неустойки по расчету суда составляет 747 973,55 x 40 x 1/130 x 7.5% = 17 260,92 руб.
Таким образом, суд первой инстанции также правомерно удовлетворил требование истца о взыскании неустойки в заявленном размере.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.08.2023 по делу N А32-397/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-397/2023
Истец: ООО "Эко Юг", ООО "ЭкоЮг"
Ответчик: Арутюнян Алек Рантикович
Третье лицо: Билялова Снежана Шамильевна