г. Москва |
|
16 ноября 2023 г. |
Дело N А41-33774/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Алешкевич В.М.,
при участии в судебном заседании:
от ГБУ МО "Мосавтодор" - Галиев И.З., по доверенности от 15.12.2022, паспорт, диплом;
от ООО "Линарес" - Лошаков Е.А., по доверенности от 01.09.2022, паспорт, диплом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГБУ МО "Мосавтодор" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.08.2023 по делу N А41-33774/23 по заявлению ООО "Линарес" к ГБУ МО "Мосавтодор" о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Линарес" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ГБУ МО "Мосавтодор" о признании незаконным решение ГБУ МО "Мосавтодор", выраженное в письме N Исх-3572/2023 от 08.02.2023 года о признании недействительными Согласия, содержащего технические требования и условия N 64915401 от 18.10.2022.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.08.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГБУ МО "Мосавтодор" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и просил решение Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, истцу ООО "Линарес" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 10 446 кв. м с кадастровым номером 50:23:0040442:165343, категории земель - Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и для отвала тощих формовочных песков, вскрышных пород и строительства, расположенные по адресу: Московская область, р-н Раменский, с/п Чулковское, Российская Федерация.
18.10.2022 ООО "Линарес" от ГБУ МО "Мосавтодор" было получено согласие, содержащее технические требования и условия N 64915401 (далее - техническое условия, ТУ) на реконструкцию примыкания для подъезда к земельному участку для объекта промышленного назначения (кадастровый номер земельного участка 50:23:0000000:165353). Срок действия технических условий 2 года. На основании указанных технических условий ООО "Линарес" был издан приказ N 1-ТУ от 18.10.2022 года о выполнении технических условий и начале производства работ с 01.04.2023 года.
08.02.2023 года ООО "Линарес" получено письмо ГБУ МО "Мосавтодор" N Исх3572/2023 о том, что ГБУ МО "Мосавтодор" признает недействительными Согласие, содержащее технические требования N 64915401 от 18.10.2022 года.
Указанное решение заявитель считает незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе решений и действий (бездействия) государственных органов, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"(далее ФЗ-257) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность). Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности определены ст. 11 ФЗ-257.
В соответствии со ст. 14 ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
На основании ч. 1 ст. 15 ФЗ-257 осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги", этой компанией.
Порядок Строительства, реконструкции, капитальный ремонт пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге определены ст. 20 ФЗ.
Так, в соответствии с ч. 1, 4, 5, 5.1 ст. 20 ФЗ-257 строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог. Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 настоящей статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению). Порядок выдачи указанного в частях 1 и 4 настоящей статьи согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и перечень документов, необходимых для его выдачи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, - в отношении автомобильных дорог федерального значения.
Распоряжением генерального директора ГБУ МО "Мосавтодор" от 15.12.2017 N 83/2017-Р, был утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Выдача согласия на строительство, реконструкцию в границах полосы отвода и придорожной полосы и на присоединение (примыкание) к автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области". Согласно п. п. 5.1.-5.4. Административного регламента, учреждением, ответственным за предоставление Государственной услуги, является ГБУ МО "Мосавтодор", отдел согласований и технических условий Управления по вопросам согласований и технических условий. В этой связи, ответчик ГБУ МО "Мосавтодор" имеет исключительное право на выдачу согласия на присоединение (примыкание) к автомобильной дороге объекта, не относящегося к объектам дорожного сервиса. Таким образом, в данном конкретном случае именно ответчик обладает властно-публичными полномочиями.
Так, Истцу ООО "Линарес" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 10 446 кв. м с кадастровым номером 50:23:0040442:165343, категории земель - Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и для отвала тощих формовочных песков, вскрышных пород и строительства, расположенные по адресу: Московская область, р-н Раменский, с/п Чулковское, Российская Федерация.
18.10.2022 года ООО "Линарес" было получено Согласие Ответчика, содержащее технические требования и условия N 64915401 на реконструкцию примыкания для подъезда к земельному участку для объекта промышленного назначения (кадастровый номер земельного участка 50:23:0000000:165353). Срок действия технических условий 2 года.
На основании указанного Согласия ООО "Линарес" был издан приказ N 1-ТУ от 18.10.2022 года о выполнении технических условий и начале производства работ с 01.04.2023 года.
Также Истец указывает, что 08.02.2023 на земельном участке неразграниченной федеральной собственности, непосредственно прилегающем к земельному участку с кадастровым номером 50:23:0000000:165353 было проведено обследование без участия представителей ООО "Линарес" и в этот же день 08.02.2023 года ООО "Линарес" получено письмо ГБУ МО "Мосавтодор" N Исх-3572/2023 о том, что ГБУ МО "Мосавтодор" признает недействительными Согласие, содержащее технические требования N 64915401 от 18.10.2022 года, а также письмо N 66948685 от 23.12.20222 года о согласовании проекта организации дорожного движения, в связи с невыполнением технических условий, в частности в связи с нарушением:
- отсутствие сервитута и разрешения на строительство;
- фактическое место организации примыкания расположено на км 0+085 (вправо), в то время как техническими условиями согласовано на км 0+100 (вправо);
- не выполнены п. 2, 3, 5, 7, 11, 13, 16 Согласия;
- установка технических средств организации дорожного движения не соответствует проекту организации дорожного движения.
Согласно пункту 5.1 Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача согласия на строительство, реконструкцию в границах полосы отвода и придорожной полосы и на присоединение (примыкание) к автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области" (далее - Согласия), утвержденного Распоряжением генерального директора ГБУ МО "Мосавтодор" от 15.12.2017 N 83/2017-Р, соответствующую государственную услугу предоставляет Ответчик.
Таким образом, согласование примыканий к автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения относится к компетенции исключительно Ответчика, равно как и выдача технических условий, содержащих в себе требования к такому примыканию, и является в соответствии со ст. 20 ФЗ-257 обязательным для граждан и юридических лиц, желающих обустроить примыкание к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Московской области.
Как указал Истец и это подтверждается материалами дела, 18.10.2022 года ООО "Линарес" от ГБУ МО "Мосавтодор" было получено Согласие, содержащее технические требования и условия N 64915401. На основании указанных технических условий ООО "Линарес" был издан приказ N 1-ТУ от 18.10.2022 года о выполнении технических условий и начале производства работ с 01.04.2023 года.
Письмом N 66948685 от 23.12.2022 года Ответчик также согласовал проект организации дорожного движения, который согласован органами ГИБДД по Московской области.
Истец справедливо отмечает, что само Согласие, содержащее технические требования и условия N 64915401 предусматривает условия его недействительности, в частности:
Пункт 9. В случае изменения разрешенного вида использования земельного участка, согласие, содержащее технические требования и условия, считать недействительным.
Пункт 10. В случае выявления использования земельного участка не в соответствии с заявленными целями, согласие, содержащее технические требования и условия, считать недействительным.
Пункт 13. Технические требования и условия, содержащиеся в согласии, подготовлены с учетом заявленной интенсивности 10 машины в сутки. В случае увеличения заявленной на съезде интенсивности ТУ считать недействительными.
Пункт 14. В случае невыполнения одного из пунктов технических условий - согласие считать недействительным. ГБУ МО "Мосавтодор" оставляет за собой право ликвидировать примыкание в случае выявления нарушений.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что 08.02.2023 года им было признано недействительными Согласие, содержащее технические требования N 64915401 от 18.10.2022 года, письмо N 66948685 от 23.12.2022 года о согласовании проекта организации дорожного движения, в связи с невыполнением технических условий, на основании проведенного 08.02.2023 года обследования, также руководствуясь ч. 8 ст. 20 Федерального закона N 257-ФЗ Ответчик потребовал в срок до 12.03.2023 осуществить снос незаконно возведенных примыканий к автомобильной дороге. Ответчик указывает, что что руководствовался п. 13, 14 Согласия, в связи с нарушением Истцом пунктов 2, 3, 5, 7, 11, 13, 16 Согласия.
Распоряжением от 10.09.2021 года N 146/2021-Р, утвержден Регламент "Выявление и ликвидация построенных пересечений или примыканий к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области", который является обязательным к исполнению для Ответчика.
Так, согласно указанного Регламента Ответчик имеет ряд обязанностей при выявлении незаконного возведенного примыкания, в том числе согласно п. 4 Регламента после выявления примыкания, Ответчик в частности обязан... проверить наличие выданных согласий, содержащих технические требования и условия.
Пунктом 4.3. в случае наличия Согласий, Ответчик обязан осуществить мониторинг участка автомобильной дороги на соответствие документам, указанным в настоящем пункте.
При этом, сами документы в пункте 4.3. Регламента не перечисляются.
Пунктом 4.4. в случае несоответствия несогласованных проектных решений Согласию, Ответчик обязан включить примыкание в перечень незаконно возведенных примыканий, которое подлежит ликвидации, таким образом право на ликвидацию незаконного примыкания является производным от обязанности проводимой проверки Согласий.
Пунктом 7 Регламента установлено, что прежде чем, осуществить ликвидацию незаконного примыкания, Ответчик проводит обследование примыкания, составляет и подписывает акт по форме Приложения N 3, а также осуществляет фотофиксацию.
Пунктом 8.1.1. установлено, что после Ответчик направляет требование о ликвидации незаконно построенного примыкания по форме Приложения N 2 к Регламенту.
Как указывает Ответчик, 08.02.2023 года на земельном участке неразграниченной федеральной собственности, непосредственно прилегающем к земельному участку с кадастровым номером 50:23:0000000:165353 было проведено обследование без участия представителей ООО "Линарес", при этом акт от 08.02.2023 года в материалы дела не представлен, при этом суд неоднократно предлагал Истцу представить доказательства правомерности принятого решения.
Между тем, отсутствие указанного Акта является нарушением Регламента, в том числе процедуры проверки наличия выданных Согласий, содержащих технические требования и условия.
Представленные в материалы дела акты N 1.1 от 10.10.2022 года, 1.2 от 01.11.2022 года, 1.3 от 26.04.2023 года, указанные Ответчиком обстоятельства, не подтверждают, доводы Истца не опровергают. также, представленные акты не содержат в себе фиксацию нарушений, предусмотренных п. 9, 10, 13, 14 Согласия.
Кроме того, как указано в Согласии, содержащем технические условия, срок их действия составляет 2 года, т.е. до 18.10.2025 года, соответственно ООО "Линарес" вправе выполнять указанные в них требования на протяжении 2 лет исходя из собственного графика в пределах указанного срока, поскольку иного срока, установленного ГБУ МО "Мосавтодор" не имеется.
Истец правомерно заявляет, что мог не приступать к работам до даты, указанной в приказе N 1-ТУ от 18.10.2022 года.
Кроме того, из оспариваемого письма N Исх-3572/2023 от 08.02.2023 года невозможно установить, каким образом было установлено не выполнение п. 2, 3, 5, 7, 11, 13, 16 Согласия, в то время как ООО "Линарес" не приступало к освоению участка, подведомственного ГБУ МО "Мосавтодор", а соответственно нанесение разметки, установление освещения, проведение мероприятий по содержанию примыкания, загрязнение полосы отвода и не могло быть выполнено даже с нарушениями. Обратного Ответчиком не доказано.
Кроме того, в письме N Исх-3572/2023 от 08.02.2023 года, также не указано каким образом ГБУ МО "Мосавтодор" установило превышение заявленной интенсивности дорожного движения на примыкании, если на указанном отрезке планируемой дороги в принципе не организовано дорожное движение.
Таким образом, все указанные причины являются необоснованными и ничем не подтвержденными, в том числе и в рамках судебного разбирательства, в связи с чем не могли являться основанием для признания Согласия недействительным.
Суд также признает доводы Истца обоснованными и в части того, что Ответчиком нарушена процедура проверки выданных им Согласий, установленная Регламентом, утвержденным Распоряжением от 10.09.2021 года N 146/2021-Р, что является безусловным основанием для признания решения Ответчика незаконным.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал развернутую оценку доводам участвующих в деле лиц и представленным доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Все содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствуют им.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29.08.2023 по делу N А41-33774/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-33774/2023
Истец: ООО "ЛИНАРЕС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОСАВТОДОР"
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5904/2024
12.03.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2181/2024
16.11.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21322/2023
29.08.2023 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-33774/2023